Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях
Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях.
Чтобы начать разбираться с мотивацией детей к спортивным занятиям, нужно все способы и методы опробовать на практике. В течение многих лет моей работы в фитнесе с детьми и почти двух лет в школе, я выявила некоторую закономерность привития мотивации и любви к занятиям по физической культуре.
Все дети, как и взрослые индивидуальности. У каждого свои предрасположенности, задатки и способности. То, что может получаться у одного, может не получаться у другого.
Существует два показателя определения способностей:
1.ребенок быстро овладевает деятельность в какой-либо области
2.ребенок показывает высокий уровень качества достижений
Ребенок сразу с легкостью усваивает новые знания, умения и навыки и быстро применяет их на практике. И скорые достижения в определенной области превосходят средний показатель.
Мир богат своим разнообразием во всем. Сколько в природе видов различных растений, животных, млекопитающих. Так и все люди различны между собой. Любая определенная деятельность (сейчас берем в пример разделы по ФК: легкая атлетика, баскетбол, футбол, гимнастика, волейбол, плавание) требует работу анализаторов человека, скорости его реакции и определенных свойств личности. Не все дети имеют одинаковый набор необходимых качеств, применимый в той или иной деятельности. Из этого следует, что если ребенок имеет определенный набор особенностей, отвечающих той или иной деятельности, он способен к ней. (основы психологии, Овсянникова Е.А., «задатки и способности»).
В связи с этими обстоятельствами, общеобразовательные организации сталкиваются с проблемой незаинтересованности детей к каким-либо предметам. У них нет никакого желания их посещать, а тем более изучать.
Но что можно с этим сделать? Какими способами повысить мотивацию к занятиям?
В данной статье я поделюсь своим опытом, на примере тренировок и уроков, как я прививаю детям мотивацию к занятиям по физической культуре.
Способ №1.
Самый простой способ сделать занятие физкультурой для ребенка чем-то обычным и повседневным – это начать заниматься родителям, ребенок всегда их копирует.
С малых лет ребенок воспринимает только тех взрослых, с которыми находятся рядом. Именно родители учат свое чадо отношению ко всему: окружающему миру, природе, общению, конфликтам и т.д. У детей в этом возрасте нет другого примера, как родителей. Он с малых лет копирует полностью их поведение, оно закладывается с младенческого возраста. Ас взрослением, попадая в общество, может его скорректировать. Но всегда истинно правдивым для него будет поступок его родителей.
Практика работы показывает: дети, для которых имеется пример спортивных родителей, отличаются собранностью и желанием заниматься.
Способ №2.
Для того что бы ребенок начал заниматься с собственным желанием, в нем нужно создать внутреннюю мотивацию.
Внутренняя мотивация создается при удовлетворении трех базовых потребностей:
1)потребность в самодетерминации
2)потребность в компетентности
3)потребность во взаимосвязи с другими людьми.
Потребность в самодетерминации (или потребность в автономии)- это потребность в самостоятельности. Потребность в компетентности – это потребность в достижении результата.
Мы даем на уроке ребенку возможность самому учиться, участвовать в соревнованиях и состязаниях и делаем это в коллективной работе.
Удовлетворив все эти потребности, мы порождаем в ребенке внутреннюю мотивацию к тренировкам, чего мы очень стараемся добиться.
Потому как:
- во-первых, человек с внутренней мотивацией, всегда легче справляется с трудностями ;
- во-вторых, внутренняя мотивация достаточно долгосрочная, а значит не нужно каждый день заставлять ребенка идти на занятие.
Способ №3.
Педагогу нужно продумывать свои уроки, учитывая особенности и предрасположенности детей именно в той группе, с которой он работает.
Если класс или группа приходит первый раз на занятие, первым делом нужно со всеми познакомиться, выяснив их увлечения и интересы. Далее провести тестирования:
1.физической подготовленности организма
2. работоспособности сердца при физической нагрузке
Данные исследования можно осуществить с помощью тестирований определенных нормативов и пробы Руфье:
Тесты физической подготовленности:
прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно (исследование скоростносиловых способностей мышц ног)
бросок мяча весом 1 кг стоя из-за головы вдаль двумя руками (исследование мышц работы корпуса)
бег по прямой с высокого старта на 30 м (исследование для оценки быстроты)
бег змейкой между конусами, расположенными на расстоянии между собой в 1 м, общая дистанция бега - 10 м (исследование для оценки ловкости)
пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги, стоя на линии (исследование сохранения статического равновесия)
подбрасывание и ловля мяча двумя рукам (исследование для оценки ловкости и скорости реакции)
наклон вперед из положения сидя( исследование для оценки гибкости)
Проба Руфье:
ученик лежит на ровной поверхности 5 мин
измеряется пульс за 15 сек (значение P1)
выполняет 30 приседаний в течение 45 сек
измеряется пуль за первые 15 сек (значение P2)
измеряется пульс за последние 15 сек с периода минуты восстановления (значение P3)
Индекс Руфье рассчитывается по формуле:
4*(P1+P2+P3) - 200
10
Показатель: | Оценка показателя: |
меньше 3 | хорошая работоспособность |
3–6 | средняя |
7–9 | удовлетворительная |
10–14 | плохая (средняя сердечная недостаточность) |
15 и выше | ильная сердечная недостаточность |
Далее на основе показателей работоспособности детей можно составлять план занятий. Важно учитывать, что мы должны заинтересовать всех участников группы. Поэтому делаем выводы по среднему показателю занимающихся и планируем свои дальнейшие занятия.
При этом учитываем процентное соотношение детей предрасположенных к спорту и детей со способностями к другим предметам. Стараемся включать в занятия наглядную теорию и объяснять материал со всех сторон интересов почти каждого ученика.
На примере опыта в разделе «элементы баскетбола», мы:
сначала с учениками разбираем всю историю происхождения этой спортивной игры, происхождение того или итого элемента (ведение, передачи, броски в кольцо) -включаем в работу детей с гуманитарной направленностью;
далее на доске или проекторе разбираем баскетбольную площадку, точные ее размеры, разбираем почему принято определенное количество шагов в элементах ведения, почему оно самое рациональное - включаем в работу детей с математической направленностью;
затем разрабатываем фильм или презентацию, транслируем классу, пробуем скопировать красивое выполнение баскетбольных элементов (вовлекаем в работу детей с художественной направленностью);
находим великих спортсменом и делимся их опытом, акцентируем внимание на их множественные тренировки для достижения своих результатов - включаем в работу спортсменов, которые всегда имеют пример своих тренеров;
На протяжение всех этапов обучения постепенно чередуем теоретическую деятельность с практической, заинтересовываем нашу группу в выполнение баскетбольных техник.
Бывает и такое, что в группе не присутствуют сразу все направленности детей. Поэтому важно начать выяснять интересы и подготовленность детей с первых дней занятий. Это поможет их заинтересовать и проявить свой интерес к уроку.
Так же можно давать задания на дом, например исследовательские работы в определенных темах, но с направленностью конкретно этого ребенка.
Например, эту же тему баскетбол могут разобрать по таким же принципам, которые я описывала выше. Дать задание одному: создать презентацию; второму: написать сообщение об выдающихся спортсменах и т.п. Я всегда акцентирую внимание на этом, и горжусь результатом занимающихся не только во внутренней мотивации, но и общем удовлетворение детей. Ученики часто ждут уроков, чтобы уже поделиться своей информацией и узнать для себя что-то новое.
По такому алгоритму объясняем и все упражнения, движения которые разучиваем на уроках по всем разделам подготовки.
Способ №4.
Вы уже знаете, что первые занятия начинаются с тестов определения физической подготовленность и работоспособности сердечно сосудистой системы. Теперь на основе этих данных можно детей делить на группы, для освоения нового материала. Делаем мини-группы для отработки определенного элемента, даем задание, но с разной нагрузкой под группу. Дети должны чувствовать себя комфортно и не стесняться того, что у них что-то не получается. Освоения результата, в определенно поделенных группах этого можно достичь быстрее, чем в смешанной группе с более подготовленными детьми. А потом постепенно смешиваем детей и ставить их в равных количествах, чтобы дети уже подражали более сильным участникам, имея базовые навыки.
Способ №5.
Способ личного примера. Да, я имею именно самого педагога. Многим детям важен момент показа на самом учителе. У ребят появляется уважение к такому педагогу, который может изобразить, о чем постоянно рассказывает. Еще личный пример помогает полностью и с точностью выполнить показ элемента. Как в замедленном темпе, разобрав все позиции, так в идеальном исполнение, к чему и должны стремиться дети. Часто ученики любят подражать своим педагогам, а это хороший способ для их вовлечения в физкультурную деятельность.
Способ №6.
Важно на занятиях поднимать тему здоровья. Многократно повторять, что они, в первую очередь, делают все упражнения для своего же здоровья и благоприятного долголетия. Повествовать о правильном питание, прививать привычку наполнения своего рациона питания всеми необходимыми для здоровья витаминами.
Показывать иллюстрациями вреда неправильного питания и отсутствия физической активности на организм человека. Подробно разбирать, что наше самочувствие и наше строение тела полностью зависит от питания и тренировочных нагрузок.
Детей, как и всех людей на земле, заинтересовывает тема своего здоровья, поэтому они начинают более бережно относиться к своему телу и с удовольствием занимаются физкультурой.
Теперь мне хочется поделиться своим личным примером из жизни.
В младшем школьном возрасте, мой тренер по спортивно-бальным танцам, Шаповалова Маргарита Анатольевна, спустя несколько занятий заметила мою незаинтересованность в тренировочном процессе. Она оставила меня после занятий и стала в дружеской обстановке со мной общаться, не выясняя сразу и напрямую причину моего плохого настроения и не интереса к занятиям. А просто общаться, спрашивать про мои дела в школе, с друзьями.
Как сейчас помню, что я с большим интересом отвечала ей на вопросы, так как для было важно ее мнение во всем.
Так она меня оставляла после занятий несколько раз, пока мы не подошли к главному вопросу. Оказалось все очень просто, мне не хватало наглядных примеров, были быстрые показы и я не успевала принимать и повторять разучивающие элементы в танцах.
Я с детства все любила визуализировать, читать произведения и представлять героев, часто даже их зарисовывать, учить стихи и представлять всю картину сказанного.
Это представление сказанного естественно у меня от родителей. Моя мама вела конспекты только с зарисовками, объясняя тем, что так проще запомнить. Тут включился пример родителя, о котором я говорила выше. Шли годы, а привычка осталась. Поэтому для меня важны были художественные показы, множественное повторение. Благодаря опытности и внимательности моего тренера, она смогла для меня построить тренировочный процесс таким образом, чтобы у меня появился дальнейший интерес к занятиям. Этот пример запомнился мне на всю жизнь, и я его теперь применяю в своей рабочей деятельности.
Есть еще одна очень важная тема мотивации детей к занятиям по физической культуре и спорту, это то, как мы реагируем на результат ребенка. Я бы очень хотела, чтобы все родители знали об этом инструменте воспитания.
Существует “имплицитная теория Кэрол Двек”, которая поможет правильно реагировать на результат ребенка.
Она говорит о том, что не нужно обращать внимание на таланты.
Если говорить ребенку, какой ты талантливый, умный и прочие слова, которые подчеркивают его особенность в чем либо, то он будет бояться неудачи из-за груза ответственности. Ребенок будет рад, что он лучший, но очень будет бояться разочаровать всех вокруг.
Если говорить ребенку, как много ты приложил усилии для этой победы, то у него будет понимание, что для победы нужно стараться, и что он заслужил эту победу именно трудом. И, если в будущем проиграет, он не остановится, а приложит больше усилий для повышения результата.
Поэтому, я считаю очень важным, запомнить этот Шаблон: “Ты большой молодец, ты так долго готовился к этим соревнованиям, не пропускал тренировки, вот и заслуженное золото! Умница!”
Используйте этот прием всегда, при любых успехах своего ребенка или учеников, это поможет им вырасти трудолюбивыми и не бояться неудач.
В заключение:
Сейчас настолько много информации на просторах интернета. Всё в общей доступности. Главное научиться этим пользоваться педагогу и применять на деле в своей работе. В непростой год, в связи со сложившимися карантинными обстановками, дети продолжали учиться, но уже дистанционно. Им как никогда важен информационный процесс обучения. Так же важно находить электронный материал, который можно будет применять в дальнейшем на занятиях. Мир не стоит на месте, дети нового поколения приходят в мир с необыкновенными возможностями. Главное их правильно направить и применять.
На данный момент дети много проводят времени в гаджетах, как будто живут в двух мирах. Нужно донести важность занятий по физической культуре, как в цифровой, так и очной форме.
Отметим ещё раз, что важно для мотивации детей к занятиям:
1.личный пример родителей ( дети, для которых имеется пример спортивных родителей, отличаются собранностью и желанием заниматься);
2.создание внутренней мотивации (позволение принимать самим решения);
3.индивидуальный подход к занимающимся в одной группе ( обязательное проведение тестов на выявление интересов и направленностям изучения материала);
4.деление на мини-группы учащихся с одинаковыми показателями, и дальнейшая их перестановка;
5.личный пример тренера (авторитет для учащихся);
6.залог хорошего самочувствия и долголетия (благоприятного воздействия физических упражнений на организм).
Этими способами мы достигаем получение удовольствия детей от занятий. Мы прививаем любовь к делу. Следовательно, мотивируем к процессу обучению. Воспитываем интерес каждого ученика в классе, благодаря своей продуктивной и неравнодушной работе.
Каждый из учеников проявляет себя в том, в чем силен. Таким образом, все учащиеся в образовательных организация, на простом уроке по физической культуре, смогут самосовершенствоваться, самовыражаться и самоутверждаться.
Автор работы :
учитель по физической культуре
ГБОУ школы№843,
Киселева Мария Андреевна