Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях

2
0
Материал опубликован 19 November 2020 в группе

Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях.

  Чтобы начать разбираться с мотивацией детей к спортивным занятиям, нужно все способы и методы опробовать на практике. В течение многих лет моей работы в фитнесе с детьми и почти двух лет в школе, я выявила некоторую закономерность привития мотивации и любви к занятиям по физической культуре.

  Все дети, как и взрослые индивидуальности. У каждого свои предрасположенности, задатки и способности. То, что может получаться у одного, может не получаться у другого.

  Существует два показателя определения способностей:

1.ребенок быстро овладевает деятельность в какой-либо области

2.ребенок показывает высокий уровень качества достижений

  Ребенок сразу с легкостью усваивает новые знания, умения и навыки и быстро применяет их на практике. И скорые достижения в определенной области превосходят средний показатель.

  Мир богат своим разнообразием во всем. Сколько в природе видов различных растений, животных, млекопитающих. Так и все люди различны между собой. Любая определенная деятельность (сейчас берем в пример разделы по ФК: легкая атлетика, баскетбол, футбол, гимнастика, волейбол, плавание) требует работу анализаторов человека, скорости его реакции и определенных свойств личности. Не все дети имеют одинаковый набор необходимых качеств, применимый в той или иной деятельности. Из этого следует, что если ребенок имеет определенный набор особенностей, отвечающих той или иной деятельности, он способен к ней. (основы психологии, Овсянникова Е.А., «задатки и способности»).

  В связи с этими обстоятельствами, общеобразовательные организации сталкиваются с проблемой незаинтересованности детей к каким-либо предметам. У них нет никакого желания их посещать, а тем более изучать.

  Но что можно с этим сделать? Какими способами повысить мотивацию к занятиям?

  В данной статье я поделюсь своим опытом, на примере тренировок и уроков, как я прививаю детям мотивацию к занятиям по физической культуре.

  Способ №1.

  Самый простой способ сделать занятие физкультурой для ребенка чем-то обычным и повседневным – это начать заниматься родителям, ребенок всегда их копирует.

С малых лет ребенок воспринимает только тех взрослых, с которыми находятся рядом. Именно родители учат свое чадо отношению ко всему: окружающему миру, природе, общению, конфликтам и т.д. У детей в этом возрасте нет другого примера, как родителей. Он с малых лет копирует полностью их поведение, оно закладывается с младенческого возраста. Ас взрослением, попадая в общество, может его скорректировать. Но всегда истинно правдивым для него будет поступок его родителей.

Практика работы показывает: дети, для которых имеется пример спортивных родителей, отличаются собранностью и желанием заниматься.

  Способ №2.

  Для того что бы ребенок начал заниматься с собственным желанием, в нем нужно создать внутреннюю мотивацию.

Внутренняя мотивация создается при удовлетворении трех базовых потребностей:

1)потребность в самодетерминации

2)потребность в компетентности

3)потребность во взаимосвязи с другими людьми.

  Потребность в самодетерминации (или потребность в автономии)- это потребность в самостоятельности. Потребность в компетентности – это потребность в достижении результата.

  Мы даем на уроке ребенку возможность самому учиться, участвовать в соревнованиях и состязаниях и делаем это в коллективной работе.

  Удовлетворив все эти потребности, мы порождаем в ребенке внутреннюю мотивацию к тренировкам, чего мы очень стараемся добиться.

  Потому как:

- во-первых, человек с внутренней мотивацией, всегда легче справляется с трудностями ;

- во-вторых, внутренняя мотивация достаточно долгосрочная, а значит не нужно каждый день заставлять ребенка идти на занятие.

  Способ №3.

  Педагогу нужно продумывать свои уроки, учитывая особенности и предрасположенности детей именно в той группе, с которой он работает.

  Если класс или группа приходит первый раз на занятие, первым делом нужно со всеми познакомиться, выяснив их увлечения и интересы. Далее провести тестирования:

  1.физической подготовленности организма

  2. работоспособности сердца при физической нагрузке

  Данные исследования можно осуществить с помощью тестирований определенных нормативов и пробы Руфье:

  Тесты физической подготовленности:

прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно (исследование скоростносиловых способностей мышц ног)

бросок мяча весом 1 кг стоя из-за головы вдаль двумя руками (исследование мышц работы корпуса)

бег по прямой с высокого старта на 30 м (исследование для оценки быстроты)

бег змейкой между конусами, расположенными на расстоянии между собой в 1 м, общая дистанция бега - 10 м (исследование для оценки ловкости)

пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги, стоя на линии (исследование сохранения статического равновесия)

подбрасывание и ловля мяча двумя рукам (исследование для оценки ловкости и скорости реакции)

наклон вперед из положения сидя( исследование для оценки гибкости)

  Проба Руфье:

ученик лежит на ровной поверхности 5 мин

                                    t1605772626aa.gif

измеряется пульс за 15 сек (значение P1)

выполняет 30 приседаний в течение 45 сек

измеряется пуль за первые 15 сек (значение P2)

                             t1605772626ab.gif

измеряется пульс за последние 15 сек с периода минуты восстановления (значение P3)



               Индекс Руфье рассчитывается по формуле:

                      4*(P1+P2+P3) - 200

                           t1605772626ac.gif

                                     10

Показатель:

Оценка показателя:

меньше 3

хорошая работоспособность

3–6

средняя

7–9

удовлетворительная

10–14

плохая (средняя сердечная недостаточность)

15 и выше

ильная сердечная недостаточность

  Далее на основе показателей работоспособности детей можно составлять план занятий. Важно учитывать, что мы должны заинтересовать всех участников группы. Поэтому делаем выводы по среднему показателю занимающихся и планируем свои дальнейшие занятия.

  При этом учитываем процентное соотношение детей предрасположенных к спорту и детей со способностями к другим предметам. Стараемся включать в занятия наглядную теорию и объяснять материал со всех сторон интересов почти каждого ученика.

  На примере опыта в разделе «элементы баскетбола», мы:

  сначала с учениками разбираем всю историю происхождения этой спортивной игры, происхождение того или итого элемента (ведение, передачи, броски в кольцо) -включаем в работу детей с гуманитарной направленностью;

 далее на доске или проекторе разбираем баскетбольную площадку, точные ее размеры, разбираем почему принято определенное количество шагов в элементах ведения, почему оно самое рациональное - включаем в работу детей с математической направленностью;

 затем разрабатываем фильм или презентацию, транслируем классу, пробуем скопировать красивое выполнение баскетбольных элементов (вовлекаем в работу детей с художественной направленностью);

 находим великих спортсменом и делимся их опытом, акцентируем внимание на их множественные тренировки для достижения своих результатов - включаем в работу спортсменов, которые всегда имеют пример своих тренеров;

  На протяжение всех этапов обучения постепенно чередуем теоретическую деятельность с практической, заинтересовываем нашу группу в выполнение баскетбольных техник.

  Бывает и такое, что в группе не присутствуют сразу все направленности детей. Поэтому важно начать выяснять интересы и подготовленность детей с первых дней занятий. Это поможет их заинтересовать и проявить свой интерес к уроку.

  Так же можно давать задания на дом, например исследовательские работы в определенных темах, но с направленностью конкретно этого ребенка.

Например, эту же тему баскетбол могут разобрать по таким же принципам, которые я описывала выше. Дать задание одному: создать презентацию; второму: написать сообщение об выдающихся спортсменах и т.п. Я всегда акцентирую внимание на этом, и горжусь результатом занимающихся не только во внутренней мотивации, но и общем удовлетворение детей. Ученики часто ждут уроков, чтобы уже поделиться своей информацией и узнать для себя что-то новое.

  По такому алгоритму объясняем и все упражнения, движения которые разучиваем на уроках по всем разделам подготовки.

  Способ №4.

  Вы уже знаете, что первые занятия начинаются с тестов определения физической подготовленность и работоспособности сердечно сосудистой системы. Теперь на основе этих данных можно детей делить на группы, для освоения нового материала. Делаем мини-группы для отработки определенного элемента, даем задание, но с разной нагрузкой под группу. Дети должны чувствовать себя комфортно и не стесняться того, что у них что-то не получается. Освоения результата, в определенно поделенных группах этого можно достичь быстрее, чем в смешанной группе с более подготовленными детьми. А потом постепенно смешиваем детей и ставить их в равных количествах, чтобы дети уже подражали более сильным участникам, имея базовые навыки.

  Способ №5.

  Способ личного примера. Да, я имею именно самого педагога. Многим детям важен момент показа на самом учителе. У ребят появляется уважение к такому педагогу, который может изобразить, о чем постоянно рассказывает. Еще личный пример помогает полностью и с точностью выполнить показ элемента. Как в замедленном темпе, разобрав все позиции, так в идеальном исполнение, к чему и должны стремиться дети. Часто ученики любят подражать своим педагогам, а это хороший способ для их вовлечения в физкультурную деятельность.


  Способ №6.

  Важно на занятиях поднимать тему здоровья. Многократно повторять, что они, в первую очередь, делают все упражнения для своего же здоровья и благоприятного долголетия. Повествовать о правильном питание, прививать привычку наполнения своего рациона питания всеми необходимыми для здоровья витаминами.

  Показывать иллюстрациями вреда неправильного питания и отсутствия физической активности на организм человека. Подробно разбирать, что наше самочувствие и наше строение тела полностью зависит от питания и тренировочных нагрузок.

  Детей, как и всех людей на земле, заинтересовывает тема своего здоровья, поэтому они начинают более бережно относиться к своему телу и с удовольствием занимаются физкультурой.


  Теперь мне хочется поделиться своим личным примером из жизни.

  В младшем школьном возрасте, мой тренер по спортивно-бальным танцам, Шаповалова Маргарита Анатольевна, спустя несколько занятий заметила мою незаинтересованность в тренировочном процессе. Она оставила меня после занятий и стала в дружеской обстановке со мной общаться, не выясняя сразу и напрямую причину моего плохого настроения и не интереса к занятиям. А просто общаться, спрашивать про мои дела в школе, с друзьями.

  Как сейчас помню, что я с большим интересом отвечала ей на вопросы, так как для было важно ее мнение во всем.

  Так она меня оставляла после занятий несколько раз, пока мы не подошли к главному вопросу. Оказалось все очень просто, мне не хватало наглядных примеров, были быстрые показы и я не успевала принимать и повторять разучивающие элементы в танцах.

  Я с детства все любила визуализировать, читать произведения и представлять героев, часто даже их зарисовывать, учить стихи и представлять всю картину сказанного.

  Это представление сказанного естественно у меня от родителей. Моя мама вела конспекты только с зарисовками, объясняя тем, что так проще запомнить. Тут включился пример родителя, о котором я говорила выше. Шли годы, а привычка осталась. Поэтому для меня важны были художественные показы, множественное повторение. Благодаря опытности и внимательности моего тренера, она смогла для меня построить тренировочный процесс таким образом, чтобы у меня появился дальнейший интерес к занятиям. Этот пример запомнился мне на всю жизнь, и я его теперь применяю в своей рабочей деятельности.

  Есть еще одна очень важная тема мотивации детей к занятиям по физической культуре и спорту, это то, как мы реагируем на результат ребенка. Я бы очень хотела, чтобы все родители знали об этом инструменте воспитания.

  Существует “имплицитная теория Кэрол Двек”, которая поможет правильно реагировать на результат ребенка.

  Она говорит о том, что не нужно обращать внимание на таланты.

 Если говорить ребенку, какой ты талантливый, умный и прочие слова, которые подчеркивают его особенность в чем либо, то он будет бояться неудачи из-за груза ответственности. Ребенок будет рад, что он лучший, но очень будет бояться разочаровать всех вокруг.

  Если говорить ребенку, как много ты приложил усилии для этой победы, то у него будет понимание, что для победы нужно стараться, и что он заслужил эту победу именно трудом. И, если в будущем проиграет, он не остановится, а приложит больше усилий для повышения результата.

  Поэтому, я считаю очень важным, запомнить этот Шаблон: “Ты большой молодец, ты так долго готовился к этим соревнованиям, не пропускал тренировки, вот и заслуженное золото! Умница!”

Используйте этот прием всегда, при любых успехах своего ребенка или учеников, это поможет им вырасти трудолюбивыми и не бояться неудач.

  В заключение:

  Сейчас настолько много информации на просторах интернета. Всё в общей доступности. Главное научиться этим пользоваться педагогу и применять на деле в своей работе. В непростой год, в связи со сложившимися карантинными обстановками, дети продолжали учиться, но уже дистанционно. Им как никогда важен информационный процесс обучения. Так же важно находить электронный материал, который можно будет применять в дальнейшем на занятиях. Мир не стоит на месте, дети нового поколения приходят в мир с необыкновенными возможностями. Главное их правильно направить и применять.

  На данный момент дети много проводят времени в гаджетах, как будто живут в двух мирах. Нужно донести важность занятий по физической культуре, как в цифровой, так и очной форме.

  Отметим ещё раз, что важно для мотивации детей к занятиям:

   1.личный пример родителей ( дети, для которых имеется пример спортивных родителей, отличаются собранностью и желанием заниматься);

   2.создание внутренней мотивации (позволение принимать самим решения);

  3.индивидуальный подход к занимающимся в одной группе ( обязательное проведение тестов на выявление интересов и направленностям изучения материала);

  4.деление на мини-группы учащихся с одинаковыми показателями, и дальнейшая их перестановка;

    5.личный пример тренера (авторитет для учащихся);

  6.залог хорошего самочувствия и долголетия (благоприятного воздействия физических упражнений на организм).

 Этими способами мы достигаем получение удовольствия детей от занятий. Мы прививаем любовь к делу. Следовательно, мотивируем к процессу обучению. Воспитываем интерес каждого ученика в классе, благодаря своей продуктивной и неравнодушной работе.

  Каждый из учеников проявляет себя в том, в чем силен. Таким образом, все учащиеся в образовательных организация, на простом уроке по физической культуре, смогут самосовершенствоваться, самовыражаться и самоутверждаться.



Автор работы :

учитель по физической культуре

ГБОУ школы№843,

Киселева Мария Андреевна

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.