Методы и средства коррекционной работы в процессе обучения слабослышащих детей с интеллектуальными нарушениями.
Пояснительная записка к презентации
ГБОУ «Казанская школа- интернат имени Е.Г. Ласточкиной»
Доклад на педагогический совет по теме:
«Методы и средства коррекционной работы в процессе обучения слабослышащих детей с интеллектуальными нарушениями».
Составила учитель начальных классов
Ильмухаметова Г.А.
2023-2024 уч.год
СЛ.2 В отличие от детей с нарушениями слуха и сохранным интеллектом у детей с нарушенным слухом и сниженным интеллектом, обнаруживается ярко выраженная инертность, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другие, низкий уровень самоконтроля. Значительное отставание отмечается в речевом развитии: крайне ограничен словарь, фразовая речь отсутствует.
Умственно отсталые слабослышащие дети отличаются малойвосприимчивостью к помощи педагога. Они с большим трудом включаются в учебную деятельность. Ориентировка в задании требует продолжительного и многократного объяснения цели и содержания. Особые трудности у детей возникают при выполнении заданий по конструированию, по заполнению недостающей части в сюжетной картинке.
СЛ.3 В основе обучения глухих (слабослышащих) детей с интеллектуальными нарушениями лежат те же принципы, что используются при обучении детей с нарушениями слуха без дополнительных нарушений, а именно — формирование словесной речи по принципу коммуникации. Но, в отличие от программы основного общего образования, в программе для вспомогательных классов особое внимание уделяется работе по развитию целостного восприятия смысла предложений и коротких текстов. Количество предложений и текстов ограничено, они должны быть подготовлены учителем на основе упражнений по формированию словесных понятий на уроках развития речи и предметно-практического обучения.
СЛ.5 Основой коррекционной работы с детьми становятся практические и наглядные методы. Принцип наглядности играет важную роль в обучении слабослышащих детей с интеллектуальными нарушениями. Мышление этих детей требует образности и конкретности воспринимаемого материала.
СЛ.6 В процессе использования наглядного материала расширяется словарный запас детей, улучшается понимание, уточняется значение слов.
В своей работе я применяю различные виды наглядности при изучении нового материала, слов и понятий:
-ведение словаря
-презентации
-иллюстрации, подкрепленные табличками с подписями и без табличек
- замена картинки символом, пиктограммы и т.п.
- мнемотаблицы.
СЛ.7 В работе с наглядностью на своих уроках стараюсь учитывать возрастные, индивидуально психические особенности ребенка.
Подбирая наглядный материал на урок, продумываю постепенное их введение, по мере необходимости. При показе иллюстраций и схем выделяю главное, существенное. Стараюсь детально продумывать пояснение, давая в ходе демонстрации. Символическую наглядность использую дозировано, так как слабослышащие дети с интеллектуальными нарушениями не всегда понимают. Когда использую в своей работе картинки в качестве пособий провожу целенаправленную работу, по обучению детей восприятию изображений, соотнесению его с реальными предметами, действиями, включая разнообразные картинки с изображением одного и того же предмета или действия.
При проведении занятий по социально – бытовой ориентировке и окружающему миру особое значение приобретают такие методы наглядного обучения, как экскурсии, ролевые и дидактические игры. Экскурсии помогают учащимся постигать окружающий мир, развивают у детей мышление и наблюдательность. На уроках математики использую разнообразный дидактический материал.
СЛ. 8 Так же систематически веду работу с родителями: консультирую по интересующим вопросам, приглашаю на уроки. Считаю, что взаимодействие родителей и педагогов играет ключевую роль в образовательном процессе, так как оно позволяет улучшить качество обучения, развить ребенка и решить возникающие проблемы совместными усилиями.