Статья на тему «Коррекционно-развивающая работа по обучению детей с интеллектуальными нарушениями альтернативным формам коммуникации на логопедических занятиях»
Коррекционно-развивающая работа по обучению детей с интеллектуальными нарушениями альтернативным формам коммуникации на логопедических занятиях.
Все люди должны быть уверены в том, что они смогут быть понятыми окружающими в любой ситуации, а также в том, что они смогут воспринять и понять обращенную к ним речь. Это относится и к детям, которые не владеют речевыми навыками в силу своих особенностей. Приходя в школу, неговорящие дети сталкиваются с массой проблем, которые связаны с неумением общаться с одноклассниками и взрослыми. Поэтому основной целью обучения таких детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребенок смог бы вступать во взаимодействие с педагогами, понимая, что от него требуют, что необходимо сделать.
В настоящее время растет количество детей, у которых речь либо отсутствует, либо представлена отдельными вокализациями, усечёнными словами или простыми аграмматичными фразами. В таких случаях мы говорим о системном недоразвитии речи средней и тяжёлой степени тяжести.
Педагог должен обладать знаниями по установке контакта с детьми, должен знать, как вступить в диалог с безречевым ребенком. Но очень важно, чтобы и родители обладали необходимыми знаниями в этой области.
Ребёнок с нарушением интеллекта запоминает глазами, ушами, тактильно, на вкус и запах. Самый мощный анализатор – зрительный. Это обусловило выбор логопедической помощи детям через обучение чтению глобальным методом.
Достоинства метода глобального чтения в том, что он:
- способствует пополнению словарного запаса ребёнка;
- способствует развитию внимания, зрительной и слуховой памяти;
- способствует успешной социализации.
В методике глобального чтения единицей чтения является слово, а не отдельно взятая буква или слог. Обучение чтению происходит в несколько ступеней.
1 ступень включает в себя работу, направленную на развитие слухового и зрительного внимания, формирование фонематического восприятия, коррекцию просодических компонентов и формирование ориентировки в пространстве.
На 2 основной ступени ребенок должен научиться узнавать слова полностью, «читать» их как иероглиф, не выделяя отдельные буквы. Затем слова со временем разрезаются на слоги и уже из них составляются слова. Одновременно с глобальным чтением слов идет ознакомление с буквами. Дети учатся находить их в словах, которые читают глобально, составлять и читать из них слоги. Затем все слова разрезаются на отдельные буквы, и ребенок учится складывать из них слова.
В силу психофизических особенностей детей не все обучающиеся овладеют навыком чтения в процессе обучения, некоторые так и останутся на первой ступени, усвоив лишь несколько часто встречающихся слов. В связи с этим очень важно, чтобы данная работа проводилась не только на занятиях, но и в домашних условиях. Ведь обучение детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжёлыми и множественными нарушениями развития в первую очередь направлено на формирование жизненных компетенций, которые способствуют решению задач повседневной жизни.
Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях с «неговорящими» детьми в значительной степени расширяют возможности педагогов в сфере обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Возможности использования современного компьютера и компьютерных программ на логопедических занятиях достаточно и успешно способствуют развитию речи ребенка. Метод глобального чтения, в сравнении с традиционными формами обучения, имеет преимущества:
представление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
движения, звук, мультипликация длительное время привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
Поэтому в процессе специально организованного обучения невербального ребёнка навыкам альтернативной и дополнительной коммуникации с использованием традиционных и современных технологий, неговорящие дети получают навыки невербального общения; у них возрастает мотивация к общению; развивается мышление, внимание, воображение, память; дети начинают выражать свои желания и мысли, что способствует успешной социализации.