Мастер-класс «Методы обучения в современном образовании с привлечением мультимедийных технологий»

5
0
Материал опубликован 27 November 2020 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6» города Смоленска







Тема: «Методы обучения в современном образовании с привлечением мультимедийных технологий»



Подготовила

учитель начальных классов

Макеенкова Е.Д.



Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого. 

Виды деятельности, применяемые при работе с компьютером:

работа с текстом и изображениями;

создание собственных заданий для тестов;

демонстрация видеоклипов;

демонстрация презентаций.

диагностика

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Считаю, что мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те составляющие, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Презентации позволяют учителю:

наглядно представлять материал;

интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации.

Использовать презентации можно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;

на этапе объяснения нового используются изображения, видеофрагменты;

на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ.

Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения.

Использование программ-презентаций помогает психологически комфортно чувствовать себя учащимся на уроках. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока.

При организации учебных занятий с младшими школьниками можно использовать видеоматериалы и звукозапись. Использование видео оказывает воздействие на качество восприятия учебной информации, служит базой данных для организации исследовательских заданий. Проверку усвоения учебной информации предлагаю в виде так называемых визуальных задач: «Посмотрите и найдите, определите, запишите, докажите…», «Дополните изображение…»

Учебная звукозапись несет в себе большой воспитательный развивающий потенциал. Именно в начальной школе часто применяется учебная звукозапись. Учащиеся слушают фрагменты литературных произведений, выразительное чтение стихотворений, голоса птиц, шум леса. Музыкальные звукозаписи как эмоциональное сопровождение создают определенный настрой на предстоящую работу, а используемые как метод обучения – развивают творческое воображение, формируют эстетический вкус учащихся.

Мы живем в мире продуктов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем, правовых актов и моральных норм. Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Ситуация нового времени, а мы, волей судьбы, оказались в числе живущих в стремительно меняющемся мире, а также в условиях перманентных социально-экономических и политических преобразований в мире, требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией - творчески.

Одной из социально значимых целей современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания.

Школьный возраст наиболее благоприятный период для формирования творческих компетенций.

К творческим компетенциям можно отнести следующие: умение извлекать пользу из опыта, умение решать проблемы, умение раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, умение находить новые решения, умение применить навык, владение средствами и методами выполнения определенной задачи, персональная ответственность, уверенность в себе, саморегуляция поведения.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начата Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.

ТРИЗ-педагогика как инновационное педагогическое направление описано Георгием Константиновичем Селевко как система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, входит в состав современных образовательных технологий. В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) формируются: стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности; воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. А это значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС.

На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией.

Применяя мультимедийные технологии, я использую в своей педагогической деятельности следующие приемы ТРИЗ.

Модель «Элемент - имя признака - значение признака» для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений (окружающий мир, информатика, русский язык (составление лексического значения слова)).

«Да-нетка» - метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».

Модель «Морфологический ящик / копилка» для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, использую на различных предметах:

*на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;

t1606488142aa.png



t1606488142ab.png

t1606488142ac.png

на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;

окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;

литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.

«Системный лифт» применяю для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта (окружающий мир, русский язык).

t1606488142ad.png

t1606488142ae.png

Модель «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.

t1606488142af.png

«Метод Маленьких Человечков» для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир).

t1606488142ag.png

t1606488142ah.png

Применение технологии ТРИЗ на практике показало:

1. Технологи ТРИЗ помогает повысить эффективность любого урока, как главной единицы образовательного процесса в начальной школе, в том числе и урока литературного чтения.

2. Использование ТРИЗ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.

3. ТРИЗ – технология обучает творчеству, раскрывает потенциальную одаренность, в том числе и творческую одаренность.

Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.

Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

Используемая литература.

Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002. – 120 с.

Глазунова М. А. и др. Интегрированный курс на основе ТРИЗ-педагогики // Педагогика. – 2002. – № 6.

Курышев В. А. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. – 2003. – № 4.

Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олим-пиад «Совёнок» и «Прорыв». –4 квартал 2011, ART 11-4-02. –Киров, 2011 г. –URL.

Хоменко Н. Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2000. – № 5.

Педагогические Интернет-ресурсы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации