Статья «Методы обучения в современном образовании с привлечением мультимедийных технологий»
«Методы обучения в современном образовании с привлечением мультимедийных технологий»
Современное общество называют информационным. Сфера образования не исключение: сочетание использования мультимедийных технологий с проверенными педагогическими технологиями способствует повышению мотивации учащихся к изучению школьных предметов, что, в свою очередь, способствует повышению качества образования.
В настоящее время в школах внедряется целый ряд информационно-образовательных инструментов, но у каждого учителя есть свои предпочтения. Сделать осознанный выбор ресурсов для использования в практической деятельности мне помогло дистанционное обучение на различных образовательных порталах по темам: «Концепция дистанционного обучения в рамках марафона «Новые вызовы»; «Дистанционное обучение» (от создания контента до организации образовательного процесса) (академия просвещения Олимпиум); педагогический эдутон «Создаем онлайн-курс с нуля» (проект Школа 2035).
Данные курсы стимулировали меня к самообразованию и саморазвитию, помогли освоить новые сервисы и применять на практике.
Мультимедийные педагогические технологии на уроках применяю на разных этапах урока и в различных формах.
На этапе мотивирования на учебную деятельность часто использую «Кроссенс» с целью развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся. Это помогает детям быстро и качественно включиться в учебный процесс. На данном этапе урока мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение.
Примеры кроссенсов
На этапе актуализации знаний систематически использую различные интерактивные игры, с помощью которых можно быстро проверить уровень готовности учащихся к усвоению новой темы. Это может быть викторина, квест, игра «Да-нет», кроссворд. Использование на уроках игр повышает уровень познавательной деятельности и мотивации обучающихся. А педагогу позволяют дифференцировать, индивидуализировать процесс обучения, формировать у обучающихся навыки самоконтроля, адекватной самооценки.
На этапе изучения нового материала часто использую методы проектной и исследовательской деятельности, в ходе которой учащиеся самостоятельно добывают знания, используя различные источники информации. Второй год в качестве такого источника на уроках окружающего мира активно использую ресурсы Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина (сайт «Президент России – гражданам школьного возраста»). С помощью гида, одного из трех мультяшных персонажей, у школьников формируются элементарные представления об истории родной страны; прививается интерес к изучению ее прошлого; формируется осознание ребенком себя как части своей страны, общества.
История, похожая на сказку. Информация о войне 1812 года, изложенная в интересной, доступной форме.
Для размещения информации, полученной в ходе поисковой деятельности, используется доска Padlet. Она предназначена для быстрого совместного создания виртуальной стены для размещения в одном месте информации по изучаемой теме.
Пример доски Padlet, созданной на уроке по теме «Отечественная война 1812 года»
Для оперативного получения информации по изучаемой теме использую сервис создания QR-кодов on-line. Любой современный телефон легко сможет распознать и расшифровать информацию. Для этого нужно только поднести камеру смартфона (или телефона) с установленной программой для распознавания QR-кода к коду. Программа расшифрует код, а затем предложит выполнить определенное действие, предусмотренное в содержимом кода. Сервис обеспечивает доступ к различным справочным системам, ресурсам электронных библиотек, другим информационным ресурсам.
На этапе контроля и коррекции чаще всего использую тесты с целью обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное обнаружение недостатков и пробелов в знаниях. Тесты позволяют вовлечь в учебный процесс всех учащихся, в том числе застенчивых, не уверенных в своих силах, обычно не проявляющих инициативу. Анализ полученных в ходе выполнения тестов данных позволяет педагогу легко и быстро выявлять затруднения каждого ребенка и вовремя оказывать необходимую помощь.
Среди огромного количества сервисов для создания тестов я остановила свой выбор на Online Test Pad и Google Forms. Чтобы выполнить данные тесты, учащимся достаточно перейти по предоставленной ссылке.
При создании тестов в Google Forms можно назначать количество баллов на вопрос и автоматически оценивать прохождение теста каждым участником. Ответы учащихся для подробного анализа удобно собирать в таблице. Данные в таблицу собираются в режиме реального времени — ученик отправляет ответ, который автоматически фиксируется в таблице.
Google Forms не в полной мере отвечало моим требованиям, так как не все форматы теста он предполагает, поэтому в последнее время чаще всего создаю тесты с помощью конструктора Online Test Pad. На сайте есть большое количество готовых тестов по различным предметам, но я предпочитаю создавать свои, исходя из особенностей класса. Мне нравится, что при создании теста можно ограничить время прохождения теста и количество попыток. Вопросы можно задать по порядку или в случайном порядке. Обычно я делаю именно так, чтобы по возможности исключить списывание. Так же можно выставить критерии оценки, чтобы потом сразу ставить её в журнал.
Помимо тестов на этапе контроля и коррекции знаний использую и другие мультимедийные технологии: конструктор создания кроссвордов Кроссген, сервисы для создания игр «Своя игра», MIND-N-METTLE, платформа для создания квестов Learnis, LearningApps, и др.
Игра к уроку окружающего мира по теме «Героические страницы истории нашей страны»
Очень часто в практической деятельности использую уроки смешанного обучения Существует много платформ, которые предоставляют большие возможности для смешанного обучения, в своей практике использую интерактивные платформы Учи.ру, Я класс. Система смешанного обучения состоит из взаимодействия с учителем и работы с помощью цифровых технологий. Предпочитаю модель «Ротация рабочих зон». Перед уроком учащиеся распределяются между тремя группами по видам учебной деятельности. Каждая группа работает в своей части класса на своей станции. Такое обучение подходит и тем, кому необходим контакт с учителем, с одноклассниками и тем, кто предпочитает заниматься самостоятельно.
Организация занятий с применением мультимедиа технологий дает возможность экономить время, тем самым интенсифицируя изложение учебного материала, за счет использования очень простых, доступных любому ученику средств, возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала.
Вместе с тем считаю, что мультимедийные или «цифровые технологии» могут быть использованы лишь в качестве дополнительного инструмента в руках опытного учителя. Без учителя ни одна «технология» работать не будет. У каждого учителя свой опыт работы, свои взгляды на использование мультимедийных технологий в учебном процессе. Но каждый педагог должен знать, что он ответственен за результат своей деятельности.
Антропова Мария Александровна
Сорокина Светлана Валерьевна
Сафина Гузалия Минахматовна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Сорокина Светлана Валерьевна