Методы обучения в современном образовании с привлечением мультимедийных технологий
«Методы обучения в современном образовании с привлечением мультимедийных технологий»
Мы лишаем детей будущего,
если продолжаем учить сегодня так,
как учили этому вчера.
Джон Дьюи.
Все чаще поднимается вопрос о перспективах внедрения мультимедийных технологий в сферу образования. «Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности студентов и способствовать повышению их мотивации».
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует на переход от обучения, где ученик – объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Постепенно школа меняет принципы организации образовательного процесса, создавая условия для реализации динамичного гибкого персонализированного обучения.
Возможность организации такого образовательного процесса с учётом потребностей каждого обучающегося нормативно прописана в Законе «Об образовании»: «при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» (статья 15).
Электронное обучение (ЭО) - это технология обучения, основанная на использовании средств вычислительной техники и систем передачи данных для представления и доставки знаний, поддержки взаимодействия обучаемого и обучающего, а также контроля знаний. К сильным сторонам электронного обучения относят гибкость, индивидуализацию, интерактивность, адаптивность - как возможность организации учебного процесса для обучающихся с разными возможностями и запросами и др.
Уроки с использованием ЭОР – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
При проведении урока применение ЭОР позволяет:
• демонстрировать подготовленные цифровые объекты через мультимедийный проектор (презентации Microsoft Power Point, электронные учебники, тесты, статьи, видеофильмы, кроссворды);
• использовать виртуальные лаборатории и интерактивные модели набора в режиме фронтальных лабораторных работ по физике;
• проводить компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний:
• организовывать индивидуальную исследовательскую и творческую работу учащихся с ЭОР на уроке.
Мультимедийные технологии широко применяются в дистанционном обучении, и здесь ключевую роль играют электронные учебники. Электронное издание, сюда можно отнести электронный учебник (ЭУ)- это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе - магнитном, оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD+ и др.), а также опубликовано в сети Интернет. Достоинствами электронных учебников в процессе дистанционного обучения являются их мобильность и доступность в связи с развитием компьютерных сетей.
Создание собственной разработки электронного учебника по своей дисциплине способствует решению такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала.
Преимущества авторского ЭУ:
- Учитель на свое усмотрение выбирает информацию, подбирает картинки (которые важны для подачи материала).
- Учитель имеет свободу при составлении практических заданий.
- Учитель может красочно оформить страницы ЭУ.
Электронный учебник состоит, как правило, из 4-х компонентов:
- содержательной части;
- раздела для самоподготовки и проведения занятий;
- раздела, связанного с контролем знаний;
- информационного раздела (рекомендации по работе с учебником, ссылки на дополнительные источники и др.)
Примеры содержания электронного учебника :
– системное изложение учебного материала (разделы, темы, уроки);
– справочные материалы (словарь, глоссарий, тезаурус );
– анимированный текст, рисунки, схемы и т.п.;
– интерактивные таблицы с гипертекстом;
– модели и имитация процессов и явлений;
– видеосюжеты разного учебного содержания ;
– дикторский комментарий, звукозапись ответов учащихся;
– тренажёр по решению задач разных типов, встроенный микрокалькулятор;
– лабораторный практикум, виртуальный эксперимент;
– контролирующие задания и упражнения, тесты;
– интерактивные творческие и контрольные задания;
– средства самоконтроля и самокоррекции познавательной деятельности;
– гиперссылки на интернет-ресурсы и др.источники.
Виды электронных учебных пособий:
- издания по отдельным наиболее важным разделам учебных дисциплин;
- сборники упражнений и задач;
- альбомы карт и схем, атласы конструкций;
- хрестоматии по дисциплинам примерного и рабочего учебного плана;
- указания к практикуму, лабораторным работам и пр.;
- справочники, энциклопедии, тренажеры и др.
Как же создать авторский электронный учебник? Можно использовать три способа:
Первый способ:
- Сверстать весь контент в MS Word
2. Оформить заголовки стилями
3. Использовать гиперссылки.
Второй способ:
- Сверстать весь контент в MS Word
- Сохранить результат в PDF.
Третий способ:
- Сверстать весь контент в MS Word
2.Сохранение в HTML ( формат, поддерживаемом в сети Интернет).
Я, таким образом, создаю материал по отдельным темам для преподавания физики. Ниже приведены страницы электронного учебника по физике для 7 класса.
Я надеюсь, что моя статья добавила материала в ваши методические копилки. Но нельзя забывать, что ни одна образовательная технология не является универсальной и применимой в любых ситуациях. Поэтому важно найти золотую середину сочетания пед.технологий и компьютерных технологий для воспитания всесторонне развитой творчески свободной личности.