Статья «Методы обучения в современном образовании с привлечением мультимедийных технологий»
Методы обучения в современном образовании с привлечением мультимедийных технологий
Назарова Алина Вячеславовна
Учитель биологии
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №32» г. Иркутск
Статья посвящена методам обучения с применением мультимедийных технологий в биологическом образовании. Применение данных технологий способствует качественному усвоению биологических знаний и повышению эффективности наглядности на уроках.
Новая система образования базируется на внедрении современных информационных технологий в образовательный процесс. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) превратились в мощный инструмент изучения окружающего мира. В современном образовании мультимедиа (от англ. multi-много и media-среда) технологии являются наиболее популярными и перспективными педагогическими информационными технологиями, в связи с тем, что они имеют интерактивный интерфейс и позволяют создавать, а так же использовать коллекции изображений, текстовых данных, при этом сопровождающихся визуальными эффектами.
На своих уроках я стараюсь активизировать работу по вовлечению обучающихся к познавательной деятельности, повышать освоение информационных технологий, направленных на повышение качества образования. Безусловно, эти результаты, возможно, достичь благодаря применению мультимедийных технологий.
В своей практике я использую компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы; обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, например электронные пособия, материалы Единой Коллекции ЦОР, авторские мультимедиа презентации, флипчарты, а также интерактивную доску.
Применение мультимедиа презентаций на уроках биологии является новым методом организации активной работы обучающихся, делает занятия интересными и наглядными, а также стимулирует творческое мышление. Подача учебного материала в виде презентации позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных информацией в определенном порядке. При этом активизируются основные каналы восприятия обучающихся и формируется системы зрительных образов.
На разных этапах урока применяю учебные электронные пособия: "Биология. Анатомия и физиология человека","Биология. 1С Репетитор", "Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получение дополнительной информации на уроке.
Для организации лабораторных работ, научно-исследовательской деятельности обучающихся рекомендую использовать ресурсы, размещенные на сайтах: http://star.mit.edu.ru/, http://www.virtulab.net/- Виртуальные лабораторные работы, http://fcior.edu.ru/- Центр информационно-образовательных ресурсов.
Виртуальные лаборатории помимо познавательной ценности также обладают рядом преимуществ: безопасность, возможность моделирования процессов и проведение серии опытов, возможность использования в дистанционном обучении. Приведу несколько примеров личного использования ресурсов виртуальных лабораторий. В шестом классе при изучении ботаники, я использую Виртуальную лабораторию VirtuaiLab.Так при изучении темы «Строение растительной клетки», обучающиеся отправляются в виртуальное путешествие внутрь клетки, где узнают об особенностях структурной организации в наглядной форме. Особенностью данного ресурса является узкая специализация и линейность опыта. Возможно также применение ресурса при изучении анатомо-морфологических особенностей животных организмов в 7 классе.
При изучении генетики в девятом классе отличным помощником выступает Виртуальная лаборатория StarGenetics, которая позволяет моделировать процессы скрещивания, изучать закономерности наследования признаков.
Виртуальные лаборатории способствуют поднятию интереса к предмету и самостоятельной работе, при этом обучающиеся получают биологические знания, а также опыт исследовательской деятельности.
Широко применяю возможности интерактивной доски, которые позволяют мне использовать тематические видеофильмы, ролики, аудиозаписи, а также разнообразные задания, таким образом, что ученик из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Мультимедийные анимационные модели, интерактивные модели, позволяют самостоятельно "конструировать" процесс и формируют целостную картину биологического процесса. Появляется возможность демонстрации процессов на макро- и микроуровнях, особенностей биологических объектов, что делает учебную информацию более яркой, доступной и запоминающейся.
В заключение отмечу, что использование ИКТ на уроках биологии способствует эффективному усвоению учебного материала, в связи со зрительным и слуховым восприятием информации. Обучение становится увлекательным: формируются знания и умения, а также развивается опыт творческой деятельности.