Методы обучения в современном образовании с применением мультимедийных технологий
Сизова Наталья Юрьевна,
Учитель начальных классов
МКОУ «Унъюганская СОШ №1»
Методы обучения в современном образовании с применением мультимедийных технологий
Teaching methods in modern education using multimedia technologies
Ключевые слова: мультимедийные технологии, мультимедийное оборудование, современное образование, образовательный процесс, визуализация, демонстрация материала, интерактивный урок, интерфейс, эффективность системы обучения, образное мышление, начальные классы, личностный потенциал.
Keywords: multimedia technologies, multimedia equipment, modern education, educational process, visualization, demonstration of material, interactive lesson, interface, effectiveness of the learning system, imaginative thinking, primary classes, personal potential.
Аннотация
Цель данной статьи – остановиться на мультимедийных инструментах, используемых в учебном процессе, таких как Videouroki.net, Infourok.ru, Puzzlecup.com, Padlet.com, Coreapp.ai, Учи.ру, ЯКласс, Российская электронная школа и Globallab.org. В данной статье описываются особенности внедрения мультимедиа в сфере образования, применимость современных технологий в начальной школе и совершенствование педагогических методов через мультимедийные технологии. Мультимедийные технологии в сочетании с грамотным педагогическим подходом способны не только привлечь внимание младших школьников, но и повысить уровень их учебной мотивации и, тем самым, качество усвоения школьной программы. Применяя современные мультимедийные технологии в процессе обучения младших школьников, учитель ставит перед собой цель – создание педагогического пространства, приспособленного для всестороннего личностного развития и роста каждого школьника. А главное условие успеха системы образования – индивидуальный подход, учёт характера, побуждений и мотивов каждого ученика. Это становится возможным благодаря мультимедийным технологиям.
Abstract
The purpose of this article is to focus on multimedia tools used in the educational process, such as Videouroki.net, Infourok.ru, Puzzlecup.com, Padlet.com, Coreapp.ai, Uchi.ru, Yaklass.ru, Russian electronic school and Globallab.org. This article describes the features of the introduction of multimedia in education, the applicability of modern technologies in primary schools and the improvement of pedagogical methods through multimedia technologies. Multimedia technologies combined with a competent pedagogical approach can not only attract the attention of younger students, but also increase their educational motivation and, thus, the quality of learning the school curriculum. Using modern multimedia technologies in the process of teaching younger students, the teacher sets a goal-to create a pedagogical space that is adapted for all-round personal development and growth of each student. The main condition for the success of the education system is an individual approach, taking into account the character and motives of each student. This is made possible by multimedia technologies.
Введение.
Значение начального образования в развитии личностного потенциала школьников невозможно переоценить. Именно в этот период происходит формирование базовых умений, навыков, убеждений, ценностей и привычек, которые ребёнок будет развивать и приумножать в последующие годы обучения. Поэтому крайне важно создать такие условия для младших школьников, при которых образовательный процесс был бы максимально комфортным, эффективным и продуктивным.
В настоящее время учебно-воспитательный процесс становится всё более технологически-ориентированным. Электронные устройства и мультимедийные ресурсы активно внедряются в учебный процесс и используются для распространения и приобретения знаний и умений. Методы образования с применением мультимедийных технологий способствуют повышению внимательности и концентрации на учебном материале со стороны обучающихся.
Мультимедийные технологии в сочетании с грамотным педагогическим подходом способны не только привлечь внимание младших школьников, но и повысить уровень их учебной мотивации и, тем самым, качество усвоения школьной программы. Ряд недавних исследований показал, что использование интерактивных технологий в образовательном процессе облегчает процесс обучения и повышает академическую успеваемость школьников [4, 5]. Кроме того, эмпирически доказано положительное влияние введения мультимедийных технологий на эффективность личностно-ориентированного образовательного процесса, в том числе при организации работы со слабоуспевающими и проблемными детьми [6]. Мультимедийные технологии являются очень важным инструментом в процессе обучения, восприятия информации, управления вниманием всего класса и оценке эффективности работы.
Тем не менее, учителя остаются главными и движущими силами в реализации учебной программы в рамках ФГОС. Личностно-ориентированная система образования – это постоянная слаженная работа школы в целом и каждого учителя в частности, направленная на максимальное раскрытие и развитие личностного потенциала каждого конкретного школьника. При этом материалы учебной программы выступают не в роли самоцели, а как инструмент и способ для создания благоприятных условий, способствующих полноценному проявлению и развитию творческого и интеллектуального потенциала субъектов учебного процесса.
На эффективность образовательного процесса в целом влияют такие факторы, как квалификация и подготовка учителей, их профессионализм и стремление развиваться, наличие учебных пособий, технологическая оснащенность школы, переполненность классов и методика обучения. Наличие каких-либо проблем с вышеперечисленными условиями эффективного образования может привести к снижению учебной мотивации и обучаемости школьников, плохой ассимиляции учащихся и низкой успеваемости. Примечательно, что большинство из указанных проблем может быть решено при интеграции различных современных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс [7].
Применимость мультимедийных технологий.
Сегодня мультимедийные технологии являются перспективным направлением технологического развития школ и образования в целом. Именно совершенствование методического и программного обеспечения, а также материальной базы, повышение квалификации педагогического коллектива каждой школы – залог успешного внедрения современных ИТ в образовательный процесс. Мультимедийные технологии интегрируют мощные ресурсы для современного образования, открывая принципиально новые методы и подходы педагогической деятельности.
Мультимедиа – это способ взаимодействия аудио- и визуального эффектов для оперативного восприятия и пользования информацией через интерактивное программное обеспечение. Современные технические и программные средства позволяют использовать множество элементов, таких как текст, аудио, фото, видео, графику и анимацию в одном цифровом представлении для диссимиляции учебного материала. Таким образом, мультимедийные технологии не только облегчают восприятие, обработку и доставку информации, но и позволяют осуществлять более эффективную коммуникацию, в том числе посредством гиперссылок для перемещения между различными мультимедийными объектами (гипермедиа). Мультимедиа предоставляет простор для совершенствования методик преподавания, повышая учебную мотивацию, стимулируя индивидуальное творческое и интеллектуальное развитие младших школьников.
Мультимедиа в образовании может использоваться в фронтальном, индивидуальном, групповом и дистанционном форматах обучения младших школьников. Существует большое количество форм использования мультимедийных технологий на уроках в начальной школе, основными из которых являются:
Изучение нового материала – для визуализации новой информации различными наглядными средствами;
Закрепление новой темы – применение игрового формата и мануальных упражнений при закреплении полученных знаний позволяет развивать память обучающихся;
Проверка уровня знаний – самопроверка через компьютерное тестирование служит отличным стимулом для обучения, самовыражения и самореализации;
Фронтальные самостоятельные работы – не только устная проверка знаний, но и визуальный контроль результатов учебной деятельности обучающихся;
Решение задач обучающего характера – позволяет школьникам иллюстрировать, составлять план решения и контролировать свои действия согласно составленному плану;
Углубление знаний – мультимедиа служит источником дополнительной информации для всестороннего развития ребёнка;
Проектная деятельность – позволяет развивать познавательные навыки младших школьников, умение самостоятельного конструирования знаний, ориентирование в информационном пространстве, критическое и творческое мышление, умение находить и решать проблему;
Эмоциональная разгрузка – мультимедийные технологии как средство снятия напряжения и усталости при длительных занятиях, повышения концентрации и энергетической «зарядки»;
Изготовление раздаточного материала – компьютер служит отличным помощником учителя в подготовке и реализации уроков.
Преимуществ использования мультимедийных технологий для эффективного преподавания в начальной школе множество. Во-первых, это относительная простота использования мультимедийных ресурсов. Происходит значительная экономия времени из-за сокращения времени обучения школьников. Во-вторых, это повышение эффективности восприятия, внимания и усвоения информации младшими школьниками по сравнению с обычными методами преподавания. За счет одновременного изложения теории и демонстрации материала с высокой степенью наглядности улучшается не только скорость восприятия, но и глубина полученных знаний. Это позволяет школьникам оставлять эти знания в памяти на более длительный срок и впоследствии легче восстанавливать их через повторение. В-третьих, это развлекательный характер мультимедиа помимо образовательной цели, что делает процесс обучения более интересным особенно в начальных классах. Медиауроки предоставляют возможность применение компьютерной техники школьниками для решения учебных задач, развивают их учебную самостоятельность и творческую активность, повышают уровень их учебной мотивации. В-четвертых, это формирование навыков работы с информацией школьников и их информационной культуры. Происходит развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков. Школьники учатся производить поиск, отбор, упорядочивание и переработку информации, выделять смысловые группы и выстраивать логических цепочки. Кроме того, мультимедийные технологии представляют учебный материал таким образом, при котором осуществляется параллельное восприятие информации сразу несколькими органами чувств в отличие от традиционного обучения. Такое комбинированное влияние на школьников повышает их активность на уроке, способствуя увеличению доли усвоения материала до 75%.
Несмотря на многочисленные преимущества применения мультимедиа в образовательном процессе, имеются некоторые ограничения, с которыми сталкиваются школы. Прежде всего, это высокая стоимость мультимедийного оснащения. Отнюдь не каждый кабинет оснащен необходимым оборудованием и это сильно ограничивает учителей. Во-вторых, это отсутствие технической поддержки для ремонта и обслуживания мультимедийных средств. В-третьих, это сопротивление технологической трансформации со стороны учителей. Многие учителя не готовы менять свои методы преподавания и зациклены на конечной цели – обучении для обучения. Сейчас же тенденции образования говорят о смене направленности обучения на личностное развитие школьников. И заинтересованные учителя уже давно озабочены не только образовательными целями, но и вопросом повышения успеваемости обучающихся с помощью мультимедийных технологий.
Поскольку общество, в котором мы живем, характеризуется регулярными изменениями в технологиях, система образования не должна оставаться в стороне. По мере того как мы движемся в информационном веке, технический прогресс меняется, и ожидается, что сектор образования будет испытывать такие же изменения. Нынешнее значение компьютерных приложений практически во всех областях человеческой деятельности, таких как инженерия, медицина, образование, банковское дело, бизнес и другие, крайне высоко.
Совершенствование педагогических методов через внедрение мультимедийных технологий.
Современные технологии, используемые учителем на уроке, совершенствуют традиционные педагогические методы обучения, что в свою очередь, меняет и роль самого учителя. На таком уроке преподаватель выступает в роли консультанта, становится ближе к детям, что способствует повышению познавательной активности младших школьников, тяги к знаниям и росту уровня усвоения получаемого материала. Кроме того, появляется больше возможностей для реализации индивидуальной работы с учащимися.
Трансформация методов обучения через мультимедийные технологии происходит на всех четырех уровнях преподавания: словестном, наглядном, практическом и контрольном (см. Таблицу №1).
Таблица 1. Совершенствование педагогических методов посредством МТ.
№ | Метод обучения | Традиционные возможности | Современные дополнения при использовании МТ |
Словесный уровень. | |||
1 | Рассказ | - Подача информации через «живое слово»; - Сжатые сроки усвоения материала; | - Подача текстовой информации с экрана; - Совмещение устного и зрительного восприятия информации; - Возможность использования гиперссылок для удобства перемещения; |
2 | Беседа | ||
3 | Объяснение | ||
4 | Инструктаж | ||
Наглядный уровень. | |||
5 | Макет | - Натуральность объектов, моделей и макетов (имеется возможность тактильного контакта); - Наблюдение за неподвижными объектами; | - Мультимедийный показ (демонстрация) приёмов и операций; - Виртуальное преобразование предметов позволяет отслеживать прогресс (эволюцию); - Визуализация тех процессов, которые невозможно рассмотреть в условиях школы; - Вовлечение всех органов чувств повышает степень усвоения материала; |
6 | Трудовой приём | ||
7 | Эксперимент | ||
8 | Экранная демонстрация | ||
Практический уровень. | |||
9 | Практическое упражнение | - Учебные задания для практической деятельности; - Построение алгоритма действий и последующее следование ему; | - Виртуальное практическое действие; - Пространственное моделирова-ние; - Автоматизация отдельных операций; - Логическая отработка теоретического материала на практике; - Уменьшение организационных моментов; |
10 | Опыт | ||
11 | Практическая работа | ||
12 | Проектная работа | ||
Контрольный уровень. | |||
13 | Устный и письменный опрос | - Проверка хода и результата освоения учебного материала; - Создание проблемной ситуации для нахождения решения проблемы; | - Компьютерный контроль; - Быстрая и объективная оценка результатов; - Оперативная самооценка и коррекция результатов; - Возможность реализации промежуточного контроля в игровой форме; |
14 | Тест | ||
15 | Контрольная работа | ||
16 | Самоконтроль и самооценка |
Несомненно, конечный результат зависит именно от квалификации, мастерства и заинтересованности учителя. Умелое сочетание традиционных методик преподавания и мультимедийных средств позволяет создавать наиболее эффективные уроки. Однако многое в данном вопросе зависит и от самого учителя, его знания основ по информатизации обучения. Поэтому так важно учителю саморазвиваться через курсы повышения квалификации, обучения и вебинары.
Практический опыт использования мультимедийных технологий на уроках в начальной школе.
А затронула тему самообразования в сфере мультимедиа я не случайно. Многие учителя не понимают необходимость освоения различных курсов такой направленности, поскольку думают, что итак прекрасно знают возможности компьютера, продолжая создавать сухие презентации, сильно ограниченные собственными способностями. Всевозможные курсы, вебинары, обучения нужны именно для того, чтобы помогать нам развиваться и совершенствовать свои способности в техническом плане. На собственном опыте знаю, что практическая необходимость в этом есть. Только за 2020 год я прошла следующие курсы посвященные информатизации образования:
«Как начать преподавать дистанционно», Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Школа анализа данных»;
«Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе», «Инфоурок»;
«Использование современных дистанционных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС», Научно-производственное объединение ПрофЭкспортСофт;
«ИКТ-технологии в образовании: продвинутый уровень в реализации концепции дистанционного обучения», Центр онлайн-обучения Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании»;
«Организация образовательного процесса в начальной школе в свете требований ФГОС НОО», Образовательное учреждение Фонд «Педагогический университет «Первое сентября»»;
«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе», Образовательное учреждение Фонд «Педагогический университет «Первое сентября»».
И хочу сказать, что каждый из них изменил моё понимание информатизации процесса обучения младших школьников. Каждый из них показал свои «фишки» технического прогресса школьного образования.
Учитель, заинтересованный в повышении обучаемости своих учеников при помощи мультимедийных технологий скажет: нет какой-то конкретной (готовой) информационной среды. Каждый подбирает свои способы использования мультимедиа на уроках в зависимости от собственных предпочтений и методик преподавания. А развивающие курсы лишь открывают глаза на новые и еще не испробованные инструменты осуществления наших задумок.
На данный момент я сформировала свою систему работы с мультимедиа, которая прекрасно дополняет мой стиль преподавания и непременно будет модифицироваться в дельнейшем по мере моего саморазвития и ознакомления с другими платформами. В Таблице №2 приводится перечень наиболее часто используемых на уроках медиа ресурсов.
Таблица 2. Мультимедиа в контексте начального образования.
№ | Медиа ресурс | Описание |
1. | Videouroki.net | Раздел «Видеоучебник» – готовые видео-уроки, созданные для объяснения нового материала, закрепления или повторения. Подходят для самостоятельного изучения, что особенно актуально в случае пропуска школьником урока. Раздел «Тесты» – удобный интернет ресурс для создания онлайн-тестов, подсчитывающих результативность и ведущих статистику. Использую при составлении тестов для контроля уровня знаний обучающихся. Имеется возможность выставления оценки 5*, из-за чего результаты онлайн-теста становятся более объективными. Раздел «Олимпиады» – регулярные сезонные (платные и бесплатные) олимпиады для младших школьников (и не только) по основным предметам. Данный портал чаще всего использую именно для составления собственных тестов для контроля знаний учащихся. Также использую на этапе составления и проведения комбинированных уроков, когда необходимо максимально интересно донести до младших школьников довольно сухой материал. |
2. | Образовательный портал Infourok.ru | Раздел «Видеоуроки» – уроки в видео формате, содержащие увлекательный видеоматериал для учеников. Позволяют осваивать материал из дома самостоятельно. Рекомендую использовать их ученикам в качестве повторения в течение учебного года. Раздел «Онлайн-школа» – ресурс для организации дистанционных учебных занятий. Позволяет не только проводить онлайн-занятия, но и использовать готовые тесты, отслеживать результативность учащихся. Данный портал использую на этапе составления и проведения комбинированных (смешанных) уроков, когда необходимо максимально интересно донести до младших школьников довольно сухой материал. |
3. | Фабрика кроссвордов Puzzlecup.com | Удобный интернет-ресурс, позволяющий в короткий срок составить кроссворд из любых слов. Достаточно загрузить необходимый список и сгенерировать кроссворд. Готовый кроссворд можно вставить в презентацию к уроку или послать ссылку детям для выполнения непосредственно на сайте. Данный сервис использую как помощник в составлении кроссвордов, когда планирую обобщающие уроки. По 25 летнему опыту работы с младшими школьниками именно игровой формат обобщающих уроков позволяет в большей степени «уложить по полочкам», усвоить пройденный материал. |
4. | Padlet.com | Виртуальная доска – отличный инструмент для подготовки урока с докладами. Можно создать доску к уроку, куда выступающие по ссылке могут внести свои доклады с картинками и кратким описанием. На практике помогает детям сориентироваться и более раскованно докладывать. Интерфейс удобный и понятный, не требует регистрации для детей (они переходят по ссылке от учителя). Использую данный ресурс следующим образом: при планировании урока с докладами со стороны обучающихся заблаговременно создаю виртуальную доску на сайте, оформляю её и подготавливаю ссылку. На занятии перед запланированным при озвучивании домашнего задания даю детям ссылку на доску, где, готовясь к следующему занятию, дети добавляют необходимый для доклада материал. Это позволяет сократить технические издержки и увеличить полезное время урока. |
5. | Интернет-платформа Coreapp.ai | Бесплатная платформа для создания неограниченного числа уроков, адаптированных к просмотру не только с компьютера, но и с телефона или планшета. Позволяет поэтапно сформировать урок, добавлять видео (как с интернета, так и личные), вопросы с вариантами ответов, открытые вопросы, вопросы с картинками и другой графикой, упражнения, задания на заполнение пробелов. Удобно следить за статистикой урока по классу и каждому ученику в отдельности. Использовала данный интернет-ресурс как альтернативу видео-занятий в Зуме и на Учи.ру. Занятия проходят не в живом формате, а в формате самообучения. Сложные темы таким образом я не даю, но вот с повторением и закреплением проблем не возникает. Детям самим интересно пройти урок, потому что нравится современный формат. |
6. | Учи.ру | Личный кабинет – возможность развития учебной мотивации школьников. У каждого моего ученика есть личный кабинет на портале Учи.ру, что позволяет мне отслеживать их прогресс в течение года. Не приходится даже напоминать о необходимости прохождения заданий. Дети проходят их из-за соревновательного момента, получают грамоты и делятся друг с другом своими успехами. Раздел «Олимпиады» – регулярные сезонные олимпиады для младших школьников по основным предметам. Дети сами заинтересованы попробовать себя в олимпиаде. Интерфейс образовательного портала максимально понятен как для взрослых, так и для детей. Есть отдельный доступ для родителей, что делает возможным отслеживание успехов своего ребёнка вне школы. Раздел «Урок» – помогает планировать и проводить дистанционные занятия. Выручал во время карантина, поскольку позволял не только проводить онлайн-занятия, но и использовать готовые тесты, отслеживать результативность учащихся. Раздел «Тесты». Из всех готовых онлайн-тестов на данном сайте - самые качественные и проработанные. Имеются листы примеров, которые я использую на уроках. Удобство в том, что можно сгенерировать индивидуальное задание для каждого ученика не прилагая при этом усилий. С данным ресурсом знакомлю как детей, так и родителей. Именно они должны первое время помогать детям разбираться с онлайн-платформой. Как показала практика – сложности бывают только на первой неделе использования, после дети втягиваются в процесс и тут уже роль родителей следить, чтобы ребёнок слишком много времени не проводил в компьютере. Использую как дополнительную возможность всестороннего развития детей. |
7. | ЯКласс Yaklass.ru | Огромное количество интересных и качественных заданий для младших школьников, помогающий осваивать учебную программу и работать над ошибками. Предусмотрена помощь и подробные объяснения при допущении ошибок. Сервис предоставляет учителям возможность автоматической проверки и отслеживания прогресса каждого ученика. Возможность проведения дистанционных занятий. Использую как источник интересных заданий и тестов для учеников на этапе контроля усвоения знаний по новой теме. |
8. | Российская электронная школа Resh.edu.ru | Готовые интерактивные уроки служат отличным дополнительным материалом к оффлайн-занятиям. Удобно, что к каждому конкретному уроку подобраны видео и задания для закрепления материала и отработки полученных навыков. На портале представлены конспекты готовых уроков, дидактические и методические материалы, соответствующие ФГОС. Использую как дополнительный материал при организации школьных уроков. |
9. | Глобальная школьная лаборатория Globallab.org | Раздел «Идеи» - позволяет учителям подсмотреть интересные вопросы, которые интересуют школьников. На основе данных вопросов учитель может организовать творческий процесс работы над исследовательским проектом. Раздел «Проекты» - дневники, флешмобы, чек-личты и марафоны, затрагивающие проектную деятельность. Здесь можно ознакомиться с готовыми проектами детей, взять какие-нибудь «фишки» на заметку. Использую данный интернет-ресурс как копилку идей для проектной деятельности обучающихся начальных классов. |
Таким образом, представленные медиа-ресурсы помогают мне, как учителю начальных классов, составлять и проводить более интересные уроки, привлекать детей к саморазвитию и самосовершенствованию через онлайн-платформы, вовлекать их в активную проектную деятельность за счет интересных тем для исследований и актуализации некоторых проблем. Несомненно, ни один из медиа-инструментов, лежащих в моём цифровом портфеле, не будет работать без грамотного педагогического инструментария и мастерства. Но может послужить отличным толчком к развитию цифровой грамотности коллег, если у них появится желание изучить тот или иной ресурс.
Мультимедийные презентации как инструмент учителя.
Кроме того, в работе применяю такой инструмент как мультимедийные презентации к уроку (PowerPoint), позволяющий объединять словестный и наглядный уровни преподавания. Предоставляемая в форме презентации информация воспринимается детьми проще, глубже и быстрее. Мультимедийное сопровождение урока позволяет реализовать более творческий подход к процессам предоставления и усвоения школьной программы. Презентация выступает в роли готового интерактивного продукта, который можно дополнить увлекательным рассказом или запрограммировать автоматическое голосовое сопровождение. В этом случае учитель становится своего рода проводником между информацией и обучающимися.
Использование мультимедийных презентаций делает процесс обучения младших школьников более технологичным и результативным. При использовании такого мультимедиа инструмента наблюдается повышенный интерес обучающихся, творческая и познавательная активность, потребность в знаниях и возрастание ощущения самостоятельности. Презентации позволяют делать уроки непохожими друг на друга, что как раз-таки способствует повышению учебной мотивации младших школьников.
Так, включение в учебный процесс мультимедийных презентаций через визуализацию, структуризацию и интерактивность информации позволяет активизировать познавательную деятельность школьников как на уровне сознания, так и на уровне подсознания. Визуальный канал восприятия информации является самым мощным, поэтому его использование в образовательной сфере так необходимо.
Личный опыт использования мультимедийных презентаций на уроках свидетельствует о резком возрастании интереса школьников к учебному материалу и их урочной и внеурочной активности, развитии алгоритмического стиля мышления, формировании умения действовать по ситуации (вариативность). Кроме того, учитель освобождается от некоторой рутинной работы, что позволяет развивать творческую составляющую урока.
Рисунок 1. Пример конспекта урока по ОРКСЭ при использовании мультимедийной презентации.
Возможности PowerPoint-презентаций позволяют сделать урок в виде увлекательной игры. Младшие школьники хорошо воспринимают обобщающие уроки в виде интерактивных игр и находят это очень интересным.
Подготовка учебных мультимедийных презентаций должна основываться, в первую очередь, на общедидактических принципах составления урока, требованиях относительно психологического комфорта восприятия информации с экрана. С другой стороны, важно в максимальной степени использовать возможности, предоставляемые программными средствами и современными информационными технологиями. При составлении презентации нужно отталкиваться от дидактических и познавательных целей и задач планируемого урока и воспринимать мультимедийную презентацию лишь как средство реализации дидактических задач.
Рисунок 2. Пример презентации к обобщающему уроку по окружающему миру (3 класс).
Эффективность использования презентаций в педагогической практике напрямую зависит от качества используемых материалов и мастерства учителя. Поэтому педагогическая (содержательная) организация слайдов презентации к занятию является ключевым элементом как при создании презентации (проектирования), так и в процессе её использования на уроке.
Заключение.
Таким образом, мультимедийные технологии в сочетании с грамотным педагогическим подходом способны не только привлечь внимание младших школьников, но и повысить уровень их учебной мотивации и, тем самым, качество усвоения школьной программы. Каждый из учителей может иметь свой собственный набор инструментов, входящий в мультимедийный портфель, подходящий конкретному учителю и отвечающий его педагогическим целям. Поэтому для внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс так важно учителям постоянно развиваться в данном направлении и искать такие инструменты, совершенствовать навыки владения ПК, уметь планировать структуру действий.
Применяя современные мультимедийные технологии в процессе обучения младших школьников, учитель ставит перед собой цель – создание педагогического пространства, приспособленного для всестороннего личностного развития и роста каждого школьника. А главное условие успеха системы образования – индивидуальный подход, учёт характера, побуждений и мотивов каждого ученика.
В настоящее время в школах формируются необходимые условия: обеспечивается непрерывный доступ учителя и классов к электронным источникам информации, создаются условия для самообучения через организацию исследовательской и проектной творческой учебной деятельности школьников, направленной на интеграцию и актуализацию знаний в рамках учебной программы. Это заставляет верить, что сфера образования идёт в ногу со временем и технологический прогресс не обходит её стороной.
Используемая литература.
Андресен, Бент. Б., 2007. «Мультимедиа в образовании». // М.: Дрофа, // 221 стр;
Новиков С. П., 2003. «Применение новых информационных технологий в образовательном процессе» // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 32 - 38;
Salako E. А., Adewale O. S., Boyinbode O. K., 2019. «Appraisal on Perceived Multimedia Technologies as Modern Pedagogical Tools for Strategic Improvement on Teaching and Learning». // International Journal of Modern Education and Computer Science // Vol.11, No.8, pp. 15-26;
Evans K. L., Yaron D. and Leinhardt G., 2018. «Learning stoichiometry: a comparison of text and multimedia formats». // Chemistry Education Research and Practice // vol. 9, p. 208–218;
Kay R. H., Knaack L., 2019. «Evaluating the learning in learning objects». // Open Learning // vol. 22, pp. 5–28;
Condie R. and Livingston K., 2017. «Blending online learning with traditional approaches: changing practices». // British Journal of Educational Technology // vol. 3(2), pp. 337–348;
Maloney М., 2015. «Changing instructional practices through technology training: WebQuest». // The Journal of Education // vol. 19(5), pp. 40-42.
Текст статьи в формате PDF
PDF / 769.65 Кб