Доклад «Методы проведения занятий по декоративной лепке в целях повышения качества дополнительного образования»

0
0
Материал опубликован 22 June

Доклад выступления на методическом совете на тему: "Методы проведения занятий по декоративной лепке, в целях повышения качества дополнительного образования"

 

Модернизация образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогических кадров. Сегодня обществу нужен педагог нового поколения – компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером благородства, человеколюбия и гражданственности. Качество образования зависит от профессионализма педагогов. Наша задача раскрыть и совершенствовать таланты в детях.

Повышение мастерства, пополнение теоретических и практических знаний педагогов осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение интерактивных методов – это достижение таких важнейших целей, как:

стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

повышение уровня активности и самостоятельности;

развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии (сопереживанию друг к другу).

Лепка – это вид декоративно прикладное искусства – сложный предмет о композиции и пропорциях. Качество образования в объединении по лепке в первую очередь зависит от качества занятий. Методика проведения занятий связана со знанием объекта воздействия, т.е. того человека, растущего и развивающегося, к которому она применяется.

На практике используется основной метод обучения: проектно - конструкторский - создание произведений декоративно-прикладного искусства. Одна из основных задач занятий лепки – развитие творческого мышления учащихся. Поэтому необходимо прежде всего заботиться не о том, чтобы дети вылепили какое-то изделие, а о том, чтобы в процессе работы у них развивались определённые качества личности и ума. Кроме того, на занятиях лепкой немаловажное значение имеет наличие у учащихся заложенных природой способностей; умения воспринимать действительность и конструировать художественный образ; воображать; иметь критичность, гибкость и оригинальность мышления художественную интуицию.

Известно, что развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе учащихся. Но для того чтобы эти качества могли проявляться в работе, на занятиях необходимо создавать соответствующие условия. Современное занятие по лепке - это урок-образ, своеобразное «педагогическое произведение», «мини-спектакль», художественно-педагогическое действо, имеющий свой замысел, свою завязку, кульминацию, развязку и т.д. 

Педагоги знают, что до недавнего времени в практике ДО было очень распространено обучение по образцу. Занятия лепкой связаны с занятиями трудового обучения в школе. При этом основное внимание обращалось на то, чтобы у ребят получились аккуратные работы, как можно более похожие на демонстрируемый предмет. Что же достигалось при такой методике и чему можно было научить детей? Обучение по образцу – это тренировка, при помощи которой ребёнок может достигнуть иногда довольно высокой степени мастерства в выполнении тех или иных операций. Однако «механически усвоенный способ действия становиться одним из препятствий на пути развития мышления». В самом деле, копируя образец, да ещё часто выполняя все действия под диктовку, дети делают работу чисто механически. Внешне такое занятие кажется хорошо организованным, чётким, педагогу не трудно следить за работой каждого ребёнка, но в сущности это только передача приёмов и способов действий, без познавательной самостоятельности и активности учащихся, без развития творческих способностей, которые спрятаны глубоко в душе ребёнка. А к нам, как правило, приходят уже одарённые дети.

Копирование образца, как метод обучения, вредно ещё и потому, что не заставляет детей активно всматриваться в окружающее, подмечать, сопоставлять, изучать действительность. Ведь демонстрируемый предмет обычно представляет собой упрощённое и во многом обедненное изображение какой-то реальной вещи, предмета. Поскольку ребёнок должен сосредоточить все своё внимание лишь на нём, образец встаёт стеной между действительностью и учащимся. Ребёнку уже не нужно самому наблюдать, анализировать, находить главное, определять смысл, красоту и оригинальность деталей: ему нужно только скопировать.

Но, поскольку истинное развитие мыслительных и творческих способностей учащихся возможно лишь в процессе самостоятельного поиска, нового способа действия, то на занятиях лепкой необходимо создавать ситуацию поиска, поэтому все предметы, которые педагог использует на занятии для показа детям, ни в коем случае не должны быть предназначены для прямого копирования. Они могут лишь разъяснить задание, служить обогащению художественных впечатлений, пополнению запаса знаний и т.д. При этом, разумеется, часть сведений учащиеся будут получать от педагога в готовом виде (искусственно создавать проблемную ситуацию не имеет смысла), но они должны научиться самостоятельно анализировать предметы, представлять в общих чертах художественный образ будущего изделия и находить технические способы его воплощения. Причём пластилин, солёное тесто и глина не только средства творческой экспрессии, но и превосходные психотерапевтические средства. Пластические материалы являются действенным средством в арт-терапии гнева, агрессии, страхов, тревожности, замкнутости и не развивают дальше психическую травму. Рисуя положительный образ, фантазируя, можно испытать чувство удовольствия, что отразится в мимике, жестах, действиях, отношении к себе и другим. Значит, в целях терапии особенно полезны потенциально позитивные темы занятий. Арт-терапевтическая техника подходит для работы со всеми возрастными группами.

Рассмотрим в качестве примера беседу на уроке на тему: «Лепка чашки». Эта тема одна из традиционных в программе, она содержит большие познавательные и развивающие возможности для учащихся. Однако для достижения поставленной цели занятие должно быть соответствующим образом построено.

Сравним два варианта организации данного занятия.

Первый вариант, построенный на практике, когда каждое действие учащихся на занятии подчинено строгому руководству.

Во второй беседе педагог, используя образец, объясняет из каких частей состоит изделие, проверяет, как дети это запомнили, далее рассказывает, как его нужно выполнить, после чего каждый ребёнок начинает лепить чашку и совершенствует навыки работы с солёным тестом или глиной.

Но эта тема может дать больше эмоционально-эстетического и интеллектуального развития учащимся, если в ход занятия ввести отдельные развивающие элементы. Прежде всего – это органичный, естественный для данного занятия круг знаний и понятий, который детям необходимо усвоить. Можно уделить внимание на восприятии образцов, подбирая для показа изделия, разные по форме, величине, материалу и назначению. Затем проанализировать свойства и закономерности изделий.

На этом этапе следует отметить, в чём заключается смысл формы и строения чашки: что значит сочетание красоты и рациональности, удобства. Вначале дети удивляются неисчерпаемому разнообразию этих совершенно одинаковых по общему назначению и строению изделий. Это для детей важное открытие. Времена меняются, но дети остаются детьми. Они узнают также, что хорошо знакомый всем предмет должен, оказывается, удовлетворять каким-то требованиям, о которых они раньше не задумывались: быть удобными и красивыми. Внимание учащихся к этой стороне изделия можно привлечь сравнением. Дети должны научиться отличать обычную чашку от более художественной. Отвечая на вопрос педагога, какой чашкой приятнее пользоваться и почему, дети отвечают, что приятнее пользоваться красивой чашкой. При этом они выделяют красоту, как одно из необходимых качеств и усваивают закономерность. Это одно из главных свойств, которым должны обладать изделия такого рода. Педагог не диктует эти закономерности и их проявления в изделиях, а учит рассуждать. А может быть между кружками нет никакой разницы? Если учащиеся получают задание вылепить изделие с более конкретным назначением (у каждого своё), это заставляет детей более активно продумывать каждый этап действий (форму, величину, отделку). Они могут придумать для кого будут её лепить (для героев из сказок: Бармалея, Мальвины и т.д.) Здесь же можно применить метод игры.

На обсуждении приёмов художественного решения изделий педагог обращает внимание, в связи с рассмотрением и анализом предметов, на их качество со всех сторон изделия. Дети должны понять, что не внешнее украшательство делает вещи по-настоящему художественными, а красота пропорций, линий контура и уместность украшений. Во время беседы отмечают и приёмы обработки поверхности. Не во всяком изделии она должна быть ровной и гладкой и передавать особенности натуры (медведя) или барельефа, прежде она должна усиливать художественные впечатления. При этом у детей развивается художественное чутьё, и они начинают понимать, что законы пропорций существуют и что в образе всё взаимосвязано. Здесь уже не возможна строгая регламентация каждого этапа действий или ответа. Самое главное требование к занятиям атмосфера и стиль работы педагога. Главное качество педагога, как профессионала, это любовь к детям. Необходимо поддерживать в детях стремление к инициативе, оригинальности суждений, не забывая при этом тактично оценивать её разумность и уместность. (Молодец, ты придумал много интересных деталей оформления изделия, но, кажется здесь их нужно чуть поменьше, хотя каждая из них в отдельности очень хороша. Посмотри сам, подумай, не следует ли что-то убрать…) Это вовсе не анархия над ребёнком. Педагог руководит каждым его этапом, направляет действия и мысли детей, но не путём диктовки, а сообразуясь с возможностями каждого учащегося.

Эмоциональный подъём педагога влияет на качество занятия и на детей. Он должен подбирать прежде всего образцы таких изделий, которые нравятся ему самому, иначе он не сможет рассказать о них с увлечением и увлечь детей идеей занятия. При этом надо избегать излишней экзальтации (возвышенных эмоций) и перенасыщенности рассказа. Чувство меры, гармоничность всех частей занятия, уместность каждой фразы и интонации – это главные требования, которые обеспечивают эстетичность занятия.

Одним из новых и прогрессивных методов обучения на уроках труда, конструирования, технического моделирования в современной школе является работа по чертежу и техническому рисунку, но нужно ли учить детей на занятиях декоративной лепки измерительным навыкам? Такой подход являетсяискусственным. Да ребенок должен уметь прочитать схему и вылепить предмет, отделяя от куска материала необходимое количество шариков для изготовления изделия. Но здесь надо учитывать специфику занятия лепки, которая решает задачу проявления интуиции, воображения, поиск художественного образа и эстетического начала. Эстетично лишь то, что гармонично по форме и содержанию, поэтому на занятиях по лепке нужно заботиться о развитии специфических качеств личности учащихся, максимально обогащая занятия нетрадиционными приёмами(воздействуя на эмоции разными упражнениями «Раскрашиваем чувства», «Образ и пластика настроения», «Рисуем символами и абстракциями», «Цвет моего настроения», «Путешествие в детство», «Прозрачные картины» (изотерапия на стекле)) и методами обучения декоративной лепки.

Основные требования к современному занятию

Постановка и комплексное решение на занятии (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.

Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у учащихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к учащимся. Учёт психолого-педагогических особенностей детей и др.

Технология обучения. Приёмы, методы, средства формы, способы деятельности на занятиях.

Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.

Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и др.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации