Методическая подготовка учителя к реализации ФГОС ООО

2
0
Материал опубликован 9 November 2016

Методическая подготовка учителя к реализации ФГОС ООО

                                                           Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится.                                                                                                                              Т. Фуллер

Важнейшие ориентиры современной педагогической науки и образовательной политики, цели образования нашли свое воплощение в новых образовательных стандартах. В самом общем виде их можно определить как формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования. [1, c.3]

Требования стандарта сегодня становятся ключевой характеристикой качества образования – это требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей) и предлагает новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных) действий, которые закладываются в школе, обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию с помощью сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Одним из оснований ФГОС является системно-деятельностный подход.

Методическая тема школы, над которой работал педагогический коллектив в 2014-2015 учебном году - «Системно-деятельностный подход в организации обучения как одно из условий реализации новых образовательных стандартов». Понимая, что высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается тематический педагогический совет, мы провели их три, это:

Тема выступления на педсовете

ФИО учителя

Педсовет по теме «Реализация деятельностного подхода в образовательном процессе», 13.11.2014

«Системно-деятельностный подход в организации обучения младших школьников как одно из условий реализации новых образовательных стандартов: из опыта работы методического объединения учителей начальных классов»

Поснова Е.В., Копылова Н.П., учителя начальных классов

«Приемы развития самооценки первоклассников»

Крыжановская Е.А., учитель начальных классов

«Системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса на уроках математики: из опыта работы учителей математической кафедры»

Лобанова И.С., Айвазян Е.Л., учителя математики

«Управление процессом введения системно – деятельностного подхода на уроке»

Малькова Н.В., зам.директора по НМР

«Психолого-диагностическое обеспечение деятельностного подхода»

Тесакова Г.А., педагог-психолог

Педсовет по теме «Инновационные педагогические технологии, обеспечивающие повышение качества образования при компетентностном подходе к обучению и воспитанию учащихся в рамках ФГОС», 29.12.2014

«Исследовательская и проектная деятельность как средство повышения качества образования: из опыта работы»

Кузнецова Е.Н., учитель начальных классов

«Исследовательская и проектная деятельность как средство повышения качества образования: из опыта работы»

Гаранина Е.Н., учитель русского языка и литературы,

Михайлова О.В., зам.директора по УВР

«Использование элементов технологии исследовательской деятельности на уроках русского языка»

Зорина И.В. учитель русского языка и литературы

«Социальное проектирование на уроках обществознания»

Крюкова К.И., учитель истории и обществознания

«Педагогическое мастерство и качество образования в условиях требований ФГОС»

Малькова Н.В., зам.директора по НМР

«Исследовательская и проектная деятельность как средство повышения качества образования: из опыта работы»

Шакирова Е.Н.

Педсовет по теме «Деятельностный подход в воспитании, как фактор развития личности школьника», 23.03.2015

«Системно-деятельностный подход в работе классного руководителя. Деятельностный подход в воспитании нравственности школьника»

Смирнова Е.В.

«Проектная деятельность и деловые игры в воспитательной работе класса»

Крюкова К.И.

«Реализация системно-деятельностного подхода через КТД в классном коллективе»

Ефремова Е.В., Ходырева Т.Г., Блинова Т.А.

«Из опыта организации самоуправления классного коллектива»

Егошина О.П.

Меняются цели и содержание образования, требования к результатам; появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества. [3, c.4]

Какие же требования к уроку предъявляются сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос мы провели серию школьных теоретических семинаров под общей темой «Урок как основа реализации стандарта», где рассмотрели следующие вопросы:

Структура современного урока.

Современные приемы активного целеполагания.

Изменения в содержании и технологиях основного этапа урока.

Практические рекомендации по построению урока, соответствующего стандарту нового поколения.

Изменения в оценивании на современном уроке. Рефлексивные вопросы, листы взаимо- и самооценки, карты рефлексии.

Рекомендации для учителя по оцениванию на уроке.

Самоанализ урока.

При рассмотрении основных этапов современного урока в рамках данной серии семинаров определены возможности отдельных образовательных технологий, стратегий, методических приемов и методов, которые, с нашей точки зрения, помогут учителю в реализации задач, поставленных ФГОС.

Итогом нашей работы стал республиканский практико-ориентированный семинар по теме «ФГОС: современный урок в логике системно-деятельностного подхода» (2.04.2015 г.).

В рамках данного семинара выступили с докладом по теме «Внедрение ФГОС ООО: из опыта работы республиканской пилотной площадки» директор школы Чугунова Л.Ф. и зам. директора по УВР Михайлова О.В., лекции по темам «Технология урока, построенного в соответствии с ФГОС ООО» и «Техники формирующего оценивания» представили зам. директора по НМР Малькова Н.В., «Основные методы и приемы использования формирующего оценивания на уроке» - Михайлова О.В.

26 учителей педагогического коллектива представили фрагменты уроков в пяти блоках:

«Современные приемы активного целеполагания».

«Изучение нового материала».

«Применение освоенного в практической деятельности».

«Проверяем домашнее задание».

«Рефлексия деятельности».

Все вопросы семинары были рассмотрены и представлены в полном объеме. Семинар прошел очень активно. Слушатели проявили большую заинтересованность в представленных материалах лекционного и практического занятий. Участники семинара прекрасно владели материалом и грамотно излагали его. Все слушатели получили набор информационно-раздаточного материала и электронные варианты материалов для проведения лекционных и практических занятий, а именно: «Как подготовить современный урок», «Рефлексия. Методические приемы», «Оценивание для обучения. Практическое руководство» (авт. Пинская М.А.), а также домашнее задание по деятельности учителя, работающего по ФГОС ООО.

В результате, мы пришли к выводу, что современный урок в контексте стандарта может быть представлен как образовательная технология, где цели и результаты урока связаны, а процесс зависит от типа урока и методов, выбранных учителем.

Структура современного урока, с нашей точки зрения, соответствует признакам образовательных технологий:

диагностичность описания цели,

воспроизводимость педагогического процесса (в том числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого),

воспроизводимость педагогических результатов.

Ведущими ориентирами для современного урока могут стать следующие положения:

от триединой цели урока – к формулировке целей через деятельность учащихся и далее – к самостоятельному целеполаганию,

от традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного – к многокомпонентному уроку, фундаменту современной организации учебного процесса,

от традиционной отметки – к современной оценке. [3, c.16]

Современный урок построен как технология и открыт для применения современных образовательных технологий.

Как учителю из большого разнообразия технологий выбрать те, которые соответствуют подростковому возрасту и являются приоритетными в основной школе?

Некоторые технологии, рекомендуемые к использованию в школе, представлены в материалах Московской Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО), в методическом пособии О.Б. Даутовой и др. «Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС» (изд. «Каро»): технология организации самостоятельной деятельности школьников, технология организации исследовательской и проектной деятельности школьников, технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, технология диалогового взаимодействия, технология кейсов, ТРИЗ, технология «Педагогическая мастерская», система инновационной оценки «Портфолио» и др.

В 2015-2016 учебном году мы проведем два тематических педагогических совета, серию теоретических, а затем и семинаров- практикумов, посвященных современным образовательным технологиям. Современным педагогическим технологиям посвящены и занятия «Школы молодого учителя» Медведевского муниципального района с педагогическим стажем молодых педагогов от 1-3 лет. Работа в данном направлении реализуется по плану:

 

Дата

Тема

Формы занятия

Ноябрь, 26

Проектирование технологической карты урока.

Лекция, круглый стол, практическая работа №1

Декабрь, 17

Технология организации самостоятельной деятельности школьников.

Лекция, практическая работа №2

Март

Технология исследовательской и проектной деятельности школьников.

Лекция, практическая работа №3

Апрель

Технология проблемного обучения.

Лекция, практическая работа №4

Апрель

Соотношение технологии и новых образовательных результатов в формате УУД.

Районный семинар

 

 

 

Каждая технология изучается по структуре:

описание технологии,

приемы, этапы, стратегии,

матрица согласования приемов технологии и УУД для основной школы:

Прием

Деятельность учащихся в терминах технологии

Деятельность учащихся в терминах УУД (ФГОС)

     

Конструирование урока.

Так, в 1 полугодии изучили технологию диалогового взаимодействия, здоровьесберегающие и игровые технологии, после чего представили такие открытые уроки, как:

ФИО, должность

Дата проведения урока, место

Тема урока, класс

СОТ

Родионова

Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы

20 ноября,

9.20,

308 а

Урок литературы в

6в классе. Тема «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Технология диалогового взаимодействия

Демакова

Галина Васильевна, учитель физической культуры

24 ноября,

9.20, спортивный зал

Урок физической культуры в 6б классе. Тема «Развитие физических качеств»

Здоровьесберегающие технологии

Желонкина Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы

30 ноября,

8.30,

401 а

Урок русского языка в 7г классе. Тема «Путешествие по стране «Причастие»

Игровые технологии

Катаргина Наталья Николаевна, учитель начальных классов

2 декабря,

9.20,

205 б

Урок русского языка в 1г классе. Тема «Написание строчной буквы д. Однокоренные слова»

Игровые технологии

Шабалина

Тамара Михайловна, учитель физики

2 декабря,

13.00,

202 а

Урок естествознания в 5а классе. Тема «Строение атома»

Технология диалогового взаимодействия

Бородина

Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

8 декабря,

8.30,

302 б

Урок математики в 1а классе. Тема «Таблица сложения»

Игровые технологии

Юадарова

Дарья Александровна, учитель английского языка

9 декабря,

10.20,

311 а

Урок английского языка во 2а классе.

Тема «Охота на миньонов»

Игровые технологии

Лобанова Ирина Сергеевна, учитель математики

23 декабря,

11.20,

208 а

Урок математики в 6а классе. Тема «Пропорции»

Игровые технологии

Изучаемые нами технологии различаются по задачам, по организации процесса обучения, но цели и конечный результат этих технологий, на наш взгляд, можно в самом общем виде описать как формирование метапредметных результатов. Цель – достижение метапредметных результатов – сегодня заявлена во ФГОС, а характеристика этих результатов сформулирована в терминах универсальных учебных действий.

Педагогическая деятельность, несмотря на ее творческий характер, технологична, а значит, строится не только на вдохновении учителя, но и на определенных алгоритмах, модулях, на всем том, что позволяет учителю конструировать образовательный процесс применительно к его целям, задачам и условиям. Цели и результаты выбранных учителем технологий должны соответствовать задачам современного образования.

Оценивание на современном уроке претерпевает большие изменения, которые обусловлены требованиями ФГОС ООО:

отражать степень достижения учащимися учебной цели,

фиксировать допущенные ошибки и указывать на их причины,

способствовать преодолению ошибок,

помогать ученику в применении оценочных критериев, анализе причин неудачи понимании условий достижения успеха,

акцент с оценки знаний должен быть смещен на оценку результатов учебной деятельности,

предметом оценивания должны стать учебные действия и их результаты,

быть результатом сотрудничества учителя и ученика, основанного на взаимном уважении и доверии,

должны быть исключены прямые оценки личности самого ученика. [3, c.50]

Оценивание школьника может происходить на разных этапах урока – это особенность современного урока. Хотя, несомненно, что на завершающий этап урока приходится большая доля оценочных процедур.

Научить современного учителя эффективно использовать в своей педагогической деятельности многоплановую «фгосовскую» оценку – задача современного этапа в работе системы повышения квалификации педагогического коллектива нашей школы.

«В стандарте сформулированы основные ориентиры современного оценивания – оценка результата, а не процесса обучения, описана многомерность современной оценки, отмечена роль самооценки, но вопросы: «Как оценивать?», «Есть ли проверенные временем, апробированные измерительные материалы, оценочные шкалы, отдельные приемы оценки?» - остаются пока в теории, а не практики», - как признаются сами разработчики стандарта. [5, c.7]

Первые попытки объединить теорию и практику оценочной деятельности в контексте ФГОС, объединить традиционный и инновационный подход к оцениванию мы сделали в 2014-2015 учебном году, когда педагогический коллектив школы стал слушателями двух методических семинаров по темам «Система оценивания достижений планируемых результатов освоения ООП ООО» и «Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках» на базе школы, организованными заведующей кафедрой развития образования ГБОУ ДПО (ПК)С «Марийский институт образования» Ларионовой Х.Г. 22 октября и 5 ноября 2014 г. Коллектив школы изучил практическое руководство М.А. Пинской «Оценивание для обучения», зам.директора по УВР и НМР Михайлова О.В. и Малькова Н.В. прошли обучение на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» по теме «Оценивание в условиях введения требований нового ФГОС» в объеме 36 академических часов.

«Портфолио – это одновременно и цель, и средство в образовательной деятельности обучающегося и учителя на ступени основного образования. Подготовить портфолио, который демонстрирует по итогам основной школы обоснованность выбора дальнейшего обучения и уровень усвоения программы, - это цель зафиксированная в новом ФГОС».

В связи с этим разработана структура и элементы содержания «Портфолио личных достижений учащихся», в основу которых легли практические рекомендации Андрея Владимировича Иванова по использованию портфолио в основной школе. Это все тоже позволяет организовать работу учителя в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Мой портфолио

Структура

Пояснения

Титульный лист

МОБУ «Медведевская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов им.50-летия Медведевского района»

Мой портфолио

_____________класс

2014-2015 учебный год

Общие сведения

Фотография

ФИО

Дата рождения

Класс

Контактная информация (номер сот.тел., е-mail)

Портфолио работ

Собрание различных работ, выполненных в ходе учебных и факультативных занятий, стартовой диагностики; творческие, проектные, исследовательские работы, а также материалы, демонстрирующие достижения в спорте и творчестве.

Примеры по следующим предметам:

По русскому, марийскому, иностранному языкам, литературе – диктанты и эссе, сочинения на заданную тему, произвольную тему, «дневники читателя», авторские переводы и т.п.

По математике, информатике – тесты, оформленные результаты мини-исследований, эссе; записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические и информационные модели, разработанные алгоритмы и т.п.

По социально-гуманитарным дисциплинам - оформленные результаты исследований и проектов, интервью, анкетирования, публикации в школьной и другой печати, творческие работы, отчеты об исследованиях и т.п.

По естественно-научным дисциплинам– оформленные результаты лабораторных работ, оформленные результаты исследований и проектов, творческие работы, отчеты о проведенных экспериментах и наблюдениях.

По физической культуре – дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

По предметам эстетического цикла – иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества и т.п.

По технологии – фотоизображения продуктов исполнительской деятельности, записи высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

Портфолио документов

Собрание официальных (заверенных и оформленных) документов, подтверждающих образовательные достижения. Эти материалы в большей степени характеризуют достижения учащихся в рамках внеучебной и досуговой (например, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, специализированных курсов и др.) деятельности. Здесь должны быть представлены положения конкурсов и т.п., сертификаты и удостоверения (например, языковых, летних школ различной предметной направленности), грамоты и дипломы, подтверждающие участие.

Портфолио отзывов

Систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения предметными знаниями и навыками, УУД, метапредметными навыками. Они представлены учителями, работниками системы ДО, внешними экспертами. Портфолио отзывов может быть представлен в виде рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем. Главное – он должен демонстрировать отношение обучающегося к различным видам деятельности, оценку его вклада и участия, сильные и слабые стороны.

Библиография

Собственная библиография прочитанных изданий по изучаемому курсу с краткой аннотацией каждого издания.

Участие в школьном проекте «Читаем вместе».

Итак,

Класс,

кол-во учащихся в классе

Наличие портфолио, соответствующего структуре: кол-во учащихся

Наличие портфолио:

кол-во учащихся

5а, 25

1 (4%)

14 (56%)

5б, 25

2 (8%)

18 (72%)

5в, 25

4 (16%)

18 (72%)

5г, 18

-

8 (44%)

6а, 24

6 (25%)

12 (50%)

6б, 27

-

19 (70%)

6в, 26

-

10 (38%)

-

-

-

-

7б, 26

4 (15%)

15 (58%)

-

-

8а, 22

-

1 (5%)

-

-

8в, 21

-

10 (48%)

9а, 25

1 (4%)

13 (52%)

-

-

10, 19

-

8 (42%)

11, 13

3 (23%)

7 (54%)

Из данных таблицы следует задача - необходимо структурировать портфолио, мотивировать обучающихся на создание портфолио.

В 2015-2016 учебном году (в каникулярное время) планируется провести серию занятий программы повышения квалификации педагогов школы «Оценивание образовательных результатов учащихся основной школы» согласно плана:

Ноябрь, 3: «Новые подходы к оцениванию» (уровень ОО).

Январь: «Методы и приемы формирующего оценивания» (уровень ОО).

Март: «Разработка элементов системы оценивания» (уровень ОО).

Апрель: Республиканский семинар по теме «Оценивание для обучения».

Содержание данных занятий разрабатывается благодаря методическим пособиям – «Современная оценка образовательных достижений учащихся» и «Технология формирующего оценивания в современной школе».

Подведем итог нашего рассуждения о современном уроке и попробуем ответить на вопрос: «В чем же проявляется новизна дидактики урока?»

Можно ли сегодня говорить о «новой дидактики» урока? И да, и нет. Ведущие дидактические принципы остаются прежними. Из анализа литературы следует, что есть существенные изменения и дополнения, связанные с ведущими принципами дидактики, а именно:

1. принцип фундаментальности содержания урока означает, что урок направлен не только на формирование знаний учащихся, но и на формирование умений учеников обнаруживать, ставить и решать проблемы, разрабатывая соответствующие методы и обнаруживая необходимые способы решения;

2. принцип гуманизации (современная трактовка) предполагает ориентацию содержания урока на личностно и социально значимые проблемы с целью обогащения опыта учащихся, раскрытия их способностей, интересов в соответствии с закономерностями возрастного развития;

3. принцип культуросообразности предполагает соответствие содержания урока изменяющейся культуре, отражающей национальное и индивидуальное. [3, c.130-131]

Становление новой дидактики урока подтверждает факт, что жесткая линейная структура урока разрушается и урок становится нелинейным.

Эти факты обновления ведущих дидактических принципов и структуры урока подтверждают, что «будущее – уже наступило».

Сегодня мы успешно функционируем. Но возникает необходимость в развитии школы? Возможно ли развитие без освоения новшеств?

Школа как система не подчиняется законам физики: она не может находиться в «состоянии покоя». Школа либо движется вперёд, либо она стремительно теряет позиции и скатывается назад. И тогда в ответ на утверждение «Мы стоим на верном пути!» хочется добавить: «Мы стоим, а надо идти».

Переход в режим развития - дело добровольное и трудоёмкое. Изобретением, разработкой и освоением новшеств человек берёт на себя дополнительные обязанности, ставит перед собой и коллегами новые и напряжённые цели, требующие решения проблем, которые при стабильном функционировании не возникают:

интеллектуальные, научно-методические проблемы (нахождение идей для развития, их технологическая разработка, подготовка разного вида проектов развития и т.п.);

ресурсные проблемы (дополнительные финансы, оборудование, помещения, кадры (подбор, обучение, переподготовка);

человеческие проблемы (специальная работа по формированию отношения людей в коллективе к смене режима жизнедеятельности, мотивация людей на постановку для себя новых напряжённых целей, преодоление неизбежного сопротивления новому со стороны консервативно настроенной части коллектива; в режим поиска, эксперимента, развития сначала переходят люди, а уже потом школа как образовательная система);

нормативно-правовые проблемы (разработка документов: проектов, целевых программ, уставов, положений; аттестация и т.д.)

Таким образом, ведущей проблемой инновационной деятельности нашей школы является проблема поиска и разработки таких педагогических основ, условий и технологий, при которых стало бы возможным сочетание индивидуальной творческой самореализации обучающихся с одновременным освоением основных образовательных программ ФГОС.

Литература

Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А. и др. – СПб.: КАРО, 2013. – 176 с.

Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование/Копотева Г.Л., Логвинова И.М. – Волгоград: Учитель, 2014. – 144 с.

Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО/ Крылова О.Н., Муштавинская И.В. – С.-Пб: КАРО, 2013. – 144 с.

Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие/Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. – С.-Пб: КАРО, 2015. – 128 с.

Современная оценка образовательных достижений учащихся: методическое пособие/Муштавинская И.В., Лукичева Е.Ю. – С.-Пб: КАРО, 2015. – 304 с.

Как помочь учителю в освоении ФГОС/Поташник М.М., Левит М.В.– М.: Педагогическое общество России, 2014. – 320 с.


 

Комментарии
Комментариев пока нет.