12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алексеева Наталья Сергеевна47
Учитель географии МОУ Ивняковской СШ ЯМР 1 квалификационной категории
Россия, Ярославская обл., Ярославль

Интегрированные уроки как форма реализации ФГОС ООО.

Автор: Алексеева Наталья Сергеевна

МОУ Ивняковская СШ ЯМР

учитель географии 1 кв. кат.

Все идет своим чередом. Современная жизнь предъявляет довольно жесткие требования - высококачественное образование, толерантность, целеустремленность, коммуникабельность, креативность, умение ориентироваться в огромном потоке информации. На сегодняшний день поменялись приоритеты, цели и содержание образования, появились новейшие технические средства обучения. При всем этом, урок остался главной формой организации учебного процесса.

Введен новый ФГОС, который требует от нас ориентации на достижения не только предметных результатов, но, прежде всего, на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Для достижения результатов, педагог должен реализовывать новые требования, предъявляемые ФГОСом, прорабатывая современный урок. Одним из таких уроков является интегрированный урок, который повышает эффективность обучения, познавательную активность, развитие УУД. Для начала, следует разобраться с понятиями «межпредметные связи» и «интегрированные уроки». Межпредметные связи – это связи между учебными предметами, которые устанавливает учитель или ученик в процессе познавательной деятельности с целью наиболее глубокого осознания той или иной проблемы, а так же с целью наиболее эффективного применения знаний на практике. Средствами реализации межпредметных связей могут стать: наглядные пособия, проблемные вопросы, познавательные задачи, олимпиады, конференции, предметные недели и т.д. Наиболее эффективным средством реализации межпредметных связей является интегрированный урок. Опираясь на весь вышеизложенный материал, делаю вывод, что повышение эффективности обучения включает реализацию межпредметных связей, а межпредметные связи наиболее полно воплощаются через применение технологии интегрированного обучения. Интеграция – создание у обучающихся целостного представления об окружающем мире (рассматривается как цель обучения); нахождение общего взаимопроникновения знаний (рассматривается как средство обучения). Интеграция предметов возможна только в том случае, если:

- объекты изучения достаточно близки;

- в учебных предметах используются близкие методы исследования;

- интегрируемые учебные предметы имеют общие закономерности.

Более успешной реализации интегрированного обучения помогает знание функций интегрированного урока.

Методологическая функция – когда у обучающихся формируется современное представление изучаемых дисциплин.

Образовательная функция – это формирование системности, связанности отдельных частей, осознанность познания.

Развивающая функция - формирование у обучающихся познавательной активности, преодоление пассивности мышления, расширения кругозора.

Воспитывающая функция – отражает духовную направленность обучения.

Конструктивная функция - совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.

При планирование интегрированных уроков, необходимо учесть следующие условия:

- выбрать объект изучения и внимательно проанализировать содержание урока;

- привлечь обучающихся к подготовке урока;

- в процессе реализации урока помнить о технологиях самообразования обучающихся, этот компонент выделяется в УУД.

- использовать методы проблемного обучения, т.к. этот метод активизирует мыслительную деятельность обучающихся на всех этапах обучения.

- продумать сочетание форм работы обучающихся.

- учесть возрастные психологические особенности обучающихся.

- ориентироваться на здоровый образ жизни.

Интегрированное обучение позволяет проводить уроки с широким использованием современных педагогических технологий, представляет возможность одновременного присутствия одного и более учителей-предметников. Какие типы и формы уроков позволяет реализовать интегрированное обучение в соответствии ФГОС?

1.Урок формирования новых знаний. Данный урок решает комплекс задач, поставленных учителем путем сочетания разнообразных методов, средств и технологий. Формы урока: урок-путешествие, урок-исследование, проблемный урок и т.д. Применяются объяснительно-иллюстративные, частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний. Формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предположений реализации творческого потенциала, т.е. создаются условия для полного развития личности обучающегося.

2. Урок открытия новых знаний. Цель урока - это выработка у обучающихся умений, навыков и компетенций в рамках учебной программы.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами;

Воспитательные: показать роль; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию экологического сознания; воспитание любви к Родине; совершенствовать навыки общения;

Развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. Формы обучения: комбинированный урок, урок-путешествие.

3.Урок обобщения - для обобщения, систематизации знаний обучающихся. К ним можно отнести итоговые уроки. На уроке повторения и систематизации знаний обучающиеся включаются в различные виды деятельности.

Чем же вызвана необходимость обращения к интегрированному обучению в рамках ФГОС ООО? Существует целый ряд причин:

Снизилась познавательная активность обучающихся.

Нет целостного представления картины Мира.

Слабая самореализация обучающихся (не умеют применять полученные знания на практике).

Необходимость экономии учебного времени.

Сокращение количества часов по учебному плану.

Организуя интегрированное обучение появляется возможность повысить мотивацию к обучению, формируется критическое мышление и познавательный интерес; представляется целостная научная картина Мира; развиваются речь, воображение, память, мышление, эстетическое восприятие; увеличивается темп выполняемых учебных задач; вовлекается в работу каждый обучающийся; формируются коммуникативные навыки; теоретические знания применяются на практике; осуществляется творческий подход к решению познавательных задач; формируется умение работать с источниками информации; совершенствуются навыки анализа, обобщения, умения выступать перед аудиторией и мотивированно отстаивать свою точку зрения; формируются УУД в рамках образовательного процесса. Интегрированный урок через системно-деятельностный подход обеспечивает саморазвитие личности, приобретение знаний в результате познавательной деятельности обучающегося.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.