Методическая разработка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Общественно – полезная практика» (общекультурное направление) разработана на основе:
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) (приказ МО и Н РФ от 19.12.2014г. № 1599);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью. (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Срок освоения: 4 года в 1 - 4 классах, 5 лет в 5 - 9 классах. (приказ по школе от 31.08.2023 г. №76);
- Плана внеурочной деятельности ГБОУ «Бугульминская школа №10 для детей с ОВЗ».
Курс внеурочной деятельности «Общественно – полезная практика» является частью учебного плана и рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
Цель курса : создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие общетрудовых умений и навыков навыков во внеурочное время.
Задачи:
- коррекция всех компонентов психофизического, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- расширение представлений обучающихся о мире профессий;
-развитие навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
-получение опыта участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- закрепление навыка планировать свою работу, умения пользоваться инструментами, хозяйственным инвентарем, соблюдать правила техники
безопасности.
Общая характеристика курса:
Одной из приоритетных задач обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для их успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочной деятельности. Общественно - полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Содержание курса «Общественно – полезная практика» направлено на получение знаний, умений и навыков для подготовки к самостоятельной жизни, развитие для каждого обучающегося максимально возможного уровня самостоятельности. Обучение детей предусматривает сообщение обучающимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку обучающихся к профессиям, доступным их возможностям. Программный материал курса составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность обучающихся, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности. Внеурочная деятельность является составной частью образовательной деятельности и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Особое внимание уделяется повторению учебного материала. Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ. Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в общественных местах.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
2) овладение социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
3) овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально – значимых мотивов учебной деятельности;
5) сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
6) сформированность этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Предметные результаты:
-знание и соблюдение правил безопасности при работе с материалами и инструментами, санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
-знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
-нахождение необходимой информации в материалах, предоставленных учителем;
-осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
-уметь составлять план предстоящей работы;
-уметь дать отчет о выполненной работе;
-оценка выполненной работы;
-установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
-выполнение общественных поручений (по уборке школы, класса, пришкольной территории);
- работать с разными видами материалов, выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
- владеть основами экологических проблем родного края и способами их преодоления.
Содержание курса
5 класс
«Наблюдение за трудовой деятельностью людей» -5 часов
«Хозяйственно – бытовая деятельность» - 3 часа
«Разные трудовые операции» - 17 часов
«Сельскохозяйственный труд» - 8 часов
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема | Дата | |
По плану | Фактич. | ||
| I четверть «Наблюдение за трудовой деятельностью людей» -5 часов | ||
1. | Беседа "Кто для нас трудится" | 03.09 | |
2. | Наблюдение за трудовой деятельностью людей. | 10.09 | |
3. | Знакомство с обслуживающим персоналом и наблюдение за трудовой деятельностью людей. | 17.09 | |
4. | Благотворительная акция "Помогите тем, кто рядом" | 24.09 | |
5. | Наблюдение за трудовой деятельностью людей. | 01.10 | |
«Хозяйственно – бытовая деятельность» - 3 часа | |||
6. | Труд на пришкольном участке. | 08.10 | |
7. | Операция "Чистый двор" | 15.10 | |
8. | Операция "Чистый двор" | 22.10 | |
| II четверть | | |
| «Разные трудовые операции»- 7 часов | | |
1. | Трудовой десант. | 12.11 | |
2. | Выполнение обязанностей цветоводов. | 19.11 | |
3. | Выполнение обязанностей цветоводов. | 26.11 | |
4. | Помогите тем, кто рядом | 03.12 | |
5. | Изготовление кормушек для зимующих птиц. | 10.12 | |
6. | Изготовление кормушек для зимующих птиц. | 17.12 | |
7. | Операция «Зимнее волшебство». Сооружение снежных фигур. | 24.12 | |
| | | |
| III четверть-10 часов | | |
| «Разные трудовые операции» - 10 часов | | |
1. | Акция «Покормите птиц зимой» | 14.01 | |
2. | Изготовление лопаток для чистки снега. | 21.01 | |
3. | Операция «Подарим книгам новую жизнь» | 28.01 | |
4. | Операция «Подарим книгам новую жизнь» | 04.02 | |
5. | Уход за комнатными растениями. | 11.02 | |
6. | Уход за комнатными растениями. | 18.02 | |
7. | Операция «Чистый двор» | 25.02 | |
8. | Пересадка и размножение комнатных растений | 04.03 | |
9. | Посев цветочно-декоративных растений | 11.03 | |
10. | Генеральная уборка. | 18.03 | |
| IV четверть- 8 часов | | |
«Сельскохозяйственный труд» - 8 часов | |||
1. | Благоустройство школьного двора весной. ТБ при работе с сельхоз. инвентарем. | 01.04 | |
2. | Уборка территории школьного двора. | 08.04 | |
3. | Правила посадки цветочной рассады. | 15.04 | |
4. | Подготовка клумб к высадке цветочной рассады. | 22.04 | |
5. | Высадка цветочной рассады. | 29.04 | |
6. | Работа на клумбах. | 06.05 | |
7. | Итоговый урок «Что полезного я сделал за год». | 13.05 | |
8. | Повторение | 20.05 | |