12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Тиминова Светлана Леонидовна175
Россия, Кировская обл., Яранск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
6

Методическая разработка «Методы и приёмы постановки учебной проблемы на уроках окружающего мира в 3 классе по разделу «Чему учит экономика»»

Методическая разработка

"Методы и приёмы постановки учебной проблемы на уроках окружающего мира в 3 классе по разделу "Чему учит экономика""

1.     Теоретические основы темы.  Сравнительный анализ изложения ее в различных источниках.

В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируется на необходимости использования современных образовательных технологий деятельностного типа. Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.

         Ещё  в 50-х годах 20 века известными дидактами А.М. Матюшкиным, И.И. Махмутовым и другими была разработана  концепция проблемного обучения.         Проблемный метод обучения, авторами которого являются П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, И.Я. Лернер и другие учёные, ставит своей целью развитие эвристических умений учащихся в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер.

         Отечественные психологи Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, З.И.Калмыкова и другие разработали психологические основы проблемного обучения в его разных модификациях. Суть его заключается в следующем. Перед учениками ставится проблема, познавательная задача, и ученики (при непосредственном участии учителя или самостоятельно) исследуют пути и способы ее решения.

         Таким образом, проблемное обучение стало основой проблемно - диалогической технологии.

         Проблемно - диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Автором данной технологии    является       Елена Леонидовна  Мельникова, кандидат психологических наук, доцент.

         В сложном прилагательном «проблемно - диалогическое» первая часть означает, что на уроке ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание  и выражает его в простых формулах.  Слово «диалогическое» означает, что  ученики осуществляют  эти действия в ходе специально организованного учителем диалога.

         Суть проблемного урока – творческое усвоение знаний.

         Структура проблемного урока выглядит следующим образом: 

 

Творческие звенья деятельности учащихся: 

Деятельность детей

Этап урока: 

введение

постановка учебной проблемы

формулирование вопроса или темы урока

поиск решения

открытие субъективно нового знания. 

Этап урока:

воспроизведение

выражение решения

выражение нового знания в доступной форме

реализация продукта

представление продукта учителю и классу

         Первое  творческое звено проблемного урока - постановка учебной проблемы. Учебная проблема существует в двух основных формах:

1) как тема урока;

2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание.

         Следовательно, поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

Методы постановки учебной проблемы.

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Существует 2 типа проблемных ситуаций: 

Приемы создания проблемных ситуаций

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

Между двумя (или более) положениями.

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.

Прием 3.

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности

II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Прием 6.

Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

 Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

         2. Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока.

         3. Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).

         Все эти методы разные. Коренное их отличие - в той мыслительной работе, которую выполняют ученики, и, следовательно, в развивающем эффекте. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему. Развиваются творческие способности и речь. Подводящий диалог активно задействует логическое мышление и речь.  При сообщении темы с мотивирующим приёмом ребята и не думают и не говорят, поэтому развивающий эффект здесь отсутствует.

         У всех этих методов есть сходство: каждый завершается  интересной классу учебной проблемой. Таким образом, все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию,  позволяют сделать ученика активным участником учебного процесса,  что особенно важно в  начальной школе.

         Данные методы  дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной), носят общепедагогический характер, могут  применяться на всех   образовательных   ступенях, на   уроках   по   самым   разным  предметам, на школьных   мероприятиях, классных   часах,   педагогических    советах   и  даже   родительских собраниях.

При постановке учебной проблемы формируются следующие универсальные учебные действия:

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации из текста, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использование критерий для обоснования своего суждения.

 

Способность ребёнка к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.

        

2. Дидактический анализ раздела "Чему учит экономика"

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» - представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

 Раздел "Чему учит экономика" изучается по  программе "Школа России" в 3 классе  в количестве 12 часов. Он включает в себя два подраздела: отрасли экономики (8 ч), бюджет (4 ч).

В результате изучения данного раздела программы реализуются следующие учебные цели:

1.                 Развитие умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи

2.                 Освоение и углубление знаний об экономике.

3.                 Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, охранять природу.

Первое знакомство с данной темой происходит во 2 классе, где изучаются понятия  "Экономика", "Полезные ископаемые",  также происходит знакомство с некоторыми отраслями экономики.

Основные понятия раздела "Чему учит экономика": потребности людей, товары и услуги, природные богатства, капитал, полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств; растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства, промышленность и ее основные отрасли;  деньги, роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата; государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. Семейный бюджет, экологические последствия хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: рассматривание и определение об­разцов полезных ископаемых; знакомство с культурными рас­тениями, составление устного описания рассмотренных расте­ний; знакомство с современными российскими монетами.

Проект: Экономика родного края

 

3.Примеры постановки учебной проблемы по разделу "Чему учит экономика"

Тема: Для чего нужна экономика

Метод: Подводящий к теме диалог.

Анализ

Учитель

Ученики

 

Подводящий к теме диалог.

 

- Что нужно человеку для жизни?

 

Составляют кластер Воздух, вода, продукты питания, одежда, дружба, тепло, свет…

- Как одним словом назвать всё, что нужно человеку для жизни?

- Потребности

 

- Что помогает человеку удовлетворить свои потребности в воздухе, воде?

- Природа

 

- Что помогает человеку удовлетворить свои потребности в дружбе, любви?

- Общение

 

- Что поможет человеку удовлетворить потребности в товарах и услугах?

- Экономика

 

Тема

-Какая тема урока?

- Для чего нужна экономика

 

Тема: Природные богатства и труд людей - основа экономики

Метод: Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Приём 3. Проблемная ситуация с удивлением: противоречие между житейским представлением и научным фактом

Анализ

Учитель

Ученики

 

- Прочитайте выражение: Три кита плывут по морю, три кита творят основу.

Читают

 

Вопрос на ошибку

- О каких китах говорится в выражении?

- О животных

Предъявление научного факта стихотворением

 

- В далёком прошлом люди не знали, что Земля имеет форму шара. Многие тогда думали, что Земля плоская и покоится на трёх китах.
– Сейчас, конечно, никто так не думает. Но осталось образное выражение «три кита», которое означает основу, фундамент чего-то. 
– Прочитайте стихотворение и подчеркните три слова, которые образно заменяют словом кит

Основа жизни – три кита –
Об этом помните всегда.
А в экономике основа 
Три важных и полезных слова:
Природные богатства, капитал и труд.
Всю сущность этой темы увидеть можно тут.

 

- Какие слова подчеркнули?

- Природные богатства, капитал и труд.

Побуждение к осознанию

- Что вы сказали сначала?

 

- Киты - животные

 

Побуждение к проблеме

- О каких китах на самом деле говорилось в выражении?

- О китах экономики

Тема

- Значит, какая тема урока?

- Три кита экономики

 

 

Тема: Растениеводство

Метод: Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Приём 2. Проблемная ситуация с удивлением: столкновением мнений учеников класса

Анализ

Учитель

Ученики

 

(Показывает гербарии растений: хлопок, томат, рожь)

Рассматривают

 

Вопрос на известный материал

-Что объединяет эти предметы?

- Это растения

 

Вопрос на новый материал

- Это дикорастущие растения или культурные?

- Дикорастущие, культурные

Побуждение к осознанию

- Вопрос был один, а вы, сколько мнений высказали?

- Два

Побуждение к проблеме

 

- Где мы можем встретить их? А в лесу?

- В поле, в огороде.

- Нет

-Значит, они культурные. Чем они отличаются от дикорастущих?

- Садит человек и ухаживает за ними.

 

Кто может назвать тему урока?

- Выращивание культурных растений

Тема

Фиксирует вопрос на доске

В конце урока вы должны доказать, почему эти растения называют культурными.

 

 

Тема: Животноводство

Метод: Подводящий к теме диалог.

Анализ

Учитель

Ученики

Подводящий к теме диалог

 

 

Растение Растениеводство

Клевер

- Прочитайте слова.

Читают

- Что заметили общее?

 

-Это слова  имена существительные

- Выделите лишнее слово с точки зрения строения.

- Растениеводство

- Почему оно лишнее?

-Это сложное слово, состоит из двух корней

-Выделите корни в слове

Выделяют

- Что такое растениеводство?

- Выращивание культурных растений

- Составьте слово, которое будет иметь такое же строение и обозначать отрасль, которая занимается выращиванием домашних животных

- Животноводство

 

Тема

- Значит, какая сегодня будет тема урока

-Животноводство

Тема: Какая бывает промышленность

Метод: Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Приём 4. Проблемная ситуация  с затруднением: дать практическое задание не  сходное с предыдущим

Анализ

Учитель

Ученики

Задание на известный материал

 

Загадывает загадки,

 

Картинки -отгадки фиксирует на доске

1) Дуйся, дуйся,

Через голову суйся.

Попляши день деньской,

И пойдёшь на покой.

- Рубашка

 

2) От него здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое. а не вода.

- Молоко

 

3) Глубоко лежит,

Нашёл - бежит,

Поджёг - горит.

- Нефть

 

4) Загудел глазастый жук,
Обогнул зеленый луг,
У дороги смял ковыль
И ушел, вздымая пыль.

- Автомобиль

 

- Какая отрасль экономики производит все эти товары?

- Промышленность

 

Задание на новый материал

 

- Производством разной продукции занимаются разные отрасли промышленности. Их названия вы видите на доске.

- Соотнесите товар  с отраслью промышленности, которая производит данный товар .

Пытаются, но не могут, не уверены

 

Побуждение к осознанию проблемы

- Смогли выполнить задание?

- Нет, не смогли

Побуждение к проблеме

 

- В чём затруднение?

 

- Мы не знаем, какие товары производят разные отрасли промышленности

Тема

- Какая тема урока?

- Отрасли промышленности

 

Тема: Экономика родного края 

Метод: Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Приём 1. Проблемная ситуация с удивлением: предъявление противоречивых  фактов

Анализ

Учитель

Ученики

 

 Предъявление первого факта

 

-На нашем уроке присутствуют эксперты, это ученики 7 класса: Кристина и Алексей. Кристина что-то хотела сказать.

-Кристина: Я хотела бы вам прочитать заметку из газеты "Отечество" о состоянии экономики Яранска (достаёт газету, читает).

Слушают

 

Предъявление второго факта

 

Алексей: Ребята,  а я не согласен, вот посмотрите  фрагмент фильма (видеофильм "Яранск 70")

Побуждение к осознанию

-Интересно, о чём спорили эксперты?

-Об экономике нашего города.

Побуждение к проблеме

-Какой возник вопрос?

-Каково состояние экономики в нашем городе?

Вопрос

-Кто догадался, какая тема урока?

- Экономика родного края

 

Тема: Что такое деньги

Метод: Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Приём: Яркое пятно

Анализ

Учитель

Ученики

"Яркое пятно"

 - мультфильм

-Ребята, посмотрите фрагмент мультфильма "Буратино" и определите тему урока

Смотрят

 

Тема

- Кто может сформулировать тему урока?

- Деньги

 

Тема: Государственный бюджет

Метод: Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Приём 4. Проблемная ситуация  с затруднением: дать практическое задание не  сходное с предыдущим

Анализ

Учитель

Ученики

Задание на известный материал

 

- Довольно часто по телевидению можно услышать сообщение: "Разрабатывается бюджет страны на следующий год". Подумайте, что такое Бюджет

Высказываются

 

- Найдите в словаре определение этого понятия

Зачитывают

 

- Выделите два ключевых слова

- Доходы, расходы

Задание на новый материал

 

-Какой арифметический знак мы должны поставить между этими понятиями, чтобы правильно разработать бюджет?

не знают

 

Побуждение к осознанию проблемы

- Смогли выполнить задание?

- Нет, не смогли

 

Побуждение к проблеме

- В чём затруднение?

- Мы не знаем, как правильно  разработать бюджет

Тема

- Какая тема урока?

- Бюджет

 

Тема: Семейный бюджет

Метод: Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Приём: Актуальность

Анализ

Учитель

Ученики

 

Прочитайте пословицу Богатый не тот, кто имеет много денег, а тот, кто умеет правильно тратить их

читают

-Как вы понимаете её смысл?

объясняют

- Как вы понимаете слова правильно тратить?

- Планировать доходы и расходы

- Как назвать одним словом такой план?

- Бюджет

Актуальность

 

- Как вы думаете, а вашим семьям нужен такой план доходов и расходов?

- Да

 

- Как он будет называться?

- Семейный бюджет

Тема

- Вот вы и назвали тему сегодняшнего урока

 

 

Тема: Экономика и экология

Метод: Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Приём 1. Проблемная ситуация с удивлением: предъявление противоречивых  фактов

Анализ

Учитель

Ученики

Предъявление первого факта

 

- Ребята, посмотрите видеофрагмент и проанализируйте его

Смотрят видеофрагмент об использовании нефти

- Что вы видели?

 

- Машины заправляют бензином

- А где берут бензин?

- Из нефти

- Нефть относится к экономике?

- Да

- Сделайте вывод, приносит пользу экономика?

- Да

 

Предъявление второго факта

 

- Ребята, посмотрите второй видеофрагмент и проанализируйте его

Смотрят видеофрагмент об экологической катастрофе

Побуждение к осознанию

-Что вас сейчас удивило?

 

-Нефть нанесла вред природе

Побуждение к проблеме

- Какое противоречие налицо?

-Экономика приносит пользу и вред

Вопрос

- Какая тема урока?

-Польза и вред экономики

Приложение

Разработка урока в технологии проблемно-диалогического обучения.

Тема: Полезные ископаемые.

Тип урока: Открытие новых знаний

Дидактическая цель: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся через использование технологии  проблемно – диалогического обучения.

Задачи:

Личностные: воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению; учить экономно использовать богатства нашей планеты.

Метапредметные:

регулятивные: формировать умение принимать учебную задачу и           стремиться её выполнять.                          

 коммуникативные: осуществлять совместную деятельность с                               одноклассниками, учителем.                              

познавательные: формировать понятия полезные ископаемые, месторождение, геолог, рисунок, схема.

Предметные: познакомить обучающихся с полезными ископаемыми, их свойствами, применением и способом добычи

Оборудование: 4 мешочка с коллекцией полезных ископаемых, рюкзак с коллекцией полезных ископаемых, карта полезных ископаемых Советского района Кировской области (1 на пару), рисунки и знаки полезных ископаемых, схема (каждому), ноутбук, на рабочем столе папка «Полезные ископаемые», атлас-определитель: «От Земли до неба», карта исследователя, информационный лист, презентация, учебник "Окружающий мир " для 3 класса (автор – Плешаков А. А.);2 часть.

 

I  Постановка учебной проблемы

-Послушайте отрывок из сюиты норвежского композитора Эдварда   Грига «В пещере горного короля»

-Как вы думаете, что храниться в пещере горного короля? (золото, драгоценности)

- Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства, посмотрите на экран. Как они называются? ( Полезные ископаемые).

-Кто может назвать тему урока?

-Как вы думаете, можно ли в современном мире  обойтись без полезных ископаемых? (да, нет)

- У нас появилась проблема,  чтобы её разрешить, я предлагаю провести исследование.

 

II  Поиск решения учебной проблемы

-Для начала разберёмся в значении слов «полезные», «ископаемые»?  

-Откуда достают полезные ископаемые? (Из земли)

-Что такое полезные ископаемые?

-Уточним  определение по учебнику, откройте по закладке с. 48  

– Для того, чтобы узнать как называется профессия людей, которые занимаются поиском и изучением п.с. разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г     

– Правильно! (Геолог) (Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. Итак, в путь!

-Чтобы провести исследование, мне геологи передали рюкзак, а вам мешочки. Посмотрим, что там находится?

Выложите содержимое из мешочка на тарелочку.

-Что здесь? (достаю, показываю полезные ископаемые)

-Какие полезные ископаемые вы знаете?

-В каком состоянии все эти полезные ископаемые? (твёрдом)

Известен такой исторический факт:

В VII веке арабы напали с моря на Константинополь. Однажды, когда ветер дул в сторону арабского флота, византийцы выкатили на берег сосуды с коричневой жидкостью и вылили её в море. Жидкость поплыла в сторону вражеских кораблей. Но арабы не обратили на это внимания. Когда она окружила корабли, византийцы подожгли её. Море вспыхнуло вместе с кораблями. Так византийцы уничтожили весь флот врага. Что это было?

– Какие свойства нефти помогли византийцам победить арабов?

-В каком состоянии?

 О следующем полезном ископаемом узнаете из загадки:

На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спичек. (природный газ)

-Почему геологи нам его не передали?  (не положить в рюкзак)

-Мы видим, что полезные ископаемые могут быть твёрдыми, жидкими и газообразными.

-Геологи нам послали лишь некоторые полезные ископаемые. Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Россия занимает 1-е место в мире по добыче природного газа. Если вас заинтересовало, какие ещё полезные ископаемые добывают в нашей стране, можете узнать из дополнительных источников.

 -А знаете ли вы, какие полезные ископаемые добывают в вашем районе?

- Сегодня мы их начнём подробно изучать.

-Чтобы лучше запомнить изучаемый материал, составим схему полезных ископаемых Советского района.

-Что такое схема? Схема – это чертёж, на котором условными обозначениями показаны составные части изделия и связи между ними.

-На каких уроках вы встречались со схемой?

Я буду составлять схему на доске, а вы на рабочих листах.

Переверните, начало схемы у вас есть. Нужно продолжить. Но прежде, чем заполнить схему, нужно узнать, какие полезные ископаемые есть на территории  Советского района. Для этого поработаем в парах с картой.  Рассмотрите карту Кировской области, находим г. Советск.  На карте имеются условные обозначения полезных ископаемых.  Работая в парах определите те, которые добывают в Советском районе. На это вам 1 минута.

         Пора заполнять схему.

  

Какие полезные ископаемые нашли, назовите их, не повторяясь.  (Я к схеме прикрепляю рисунок, слово и условное обозначение на одном листе А4) ,

Запишите в схему  (Показываю камень)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы геологами станем. Будут все гордится нами.
                                           Всю мы Землю обойдем, много кладов мы найдем

Мы выяснили, какие  полезных ископаемых добывают на территории вашего района.  Чтобы ответить на проблемный вопрос, можно ли без них обойтись, исследуем подробно самое распространённое в вашем районе полезное ископаемое – это известняк. Найдите его на тарелочке.

Исследование будем  проводить в группах, работая с разными источниками информации. Каждая группа работает по  карте исследования и делает вывод. Инструкция у вас на столе , вам 3 минуты, можете приступать.

 

III  Выражение решения

Пришло время представить материалы своего исследования. 1 группа работала с атласом - определителем, вам слово, (на экране камень), остальным предлагаю внимательно слушать и при необходимости задавать уточняющие  вопросы.

Продолжаем заполнять схему. Как вы поняли, что такое известняк? (горная порода). Записываем под словом известняк.

Слово предоставляется второй группе. Какие свойства известняка запишем?

Слово третьей группе. Где используется? (в строительстве, удобрение, мел) (на экране) запишем всхему.

Каким способом добывают?   (открытым, в карьерах. на экране) Какие ещё способы добычи полезных ископаемых знаете? (на экране – закрытый, шахта, и буровые вышки и скважины )

Слово четвёртой группе. Как называется место, где залегают полезные ископаемые? (месторождения) Запишем.

Для здоровья и счастья людей на Земле есть красивейшие уголки Природы, излечивающие и вызывающие сильные положительные эмоции. В вашем районе тоже есть такие уголки, они называются Памятники природы, их в вашем районе 17, из них 6 геологических. Посмотрите  слайд-шоу  «Геологические памятники природы» Советского района. 

-Какие вы видели?

-Я тоже была  в этих уникальных местах, когда  училась в Советском педагогическом училище.

  У вас есть возможность увидеть красоту земли Советской, маленького родного кусочка планеты.

 

IV  Реализация продукта

Посмотрите на схему и прочитайте её.

-Можно ли обойтись без известняка? (нет)

 -Почему? (нужен в строительстве, как удобрение, мел, образует памятники природы)

-Кто знает, где применяются другие полезные ископаемые?

-Так можем ли мы без них обойтись?

-Выберите прилагательное, которое запишем в последнем прямоугольнике. (необходимые)

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Почему?

 Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! 
-Как же сберечь природные богатства земли?
1.Экономно использовать. 
2.Оберегать от пожаров. 
3.Соблюдать правила перевозки. 
4.Заменять по возможности искусственными материалами. 

 

V  Рефлексия

-Какие полезные ископаемые Советского района вы запомнили?

-Можно ли обойтись без полезных ископаемых?

-Что нам помогло изучить новый материал? (схема, рисунок)

 

VI  Итог урока. Домашнее задание

Ребята, интересно быть геологом? Почему? Мне очень понравилось, как вы работали. Я вручаю вам значки юного геолога.

А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск. Посмотрите на схему, она у нас не закончена. Я предлагаю дома её  продолжить исследование любого полезного ископаемого, а можно нескольких, по плану, который мы использовали при исследовании известняка (показываю по стрелочкам). А где вы будете брать информацию? (отвечают)

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Верещагина Наталья Викторовна, 05.07.17 в 17:24 0 Ответить Пожаловаться
Материал очень полезный, обобщенный с примерами. Можно использовать для семинара в готовом виде. Спасибо большое!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.