Конспект урока по литературному чтению для 1 класса «И. Мазнин "Давайте дружить"»
Урок литературного чтения в 1 классе
Тема: «О наших друзьях – животных. И. Мазнин «Давайте дружить».
Цель: формировать навык осознанного чтения как средство для знакомства с новым произведением.
Планируемые результаты:
Предметные:
- учиться целостно воспринимать художественные произведения;
- упражняться в чтении вслух по слогам и целыми словами;
- анализировать текст, выделяя тему, основную мысль произведения.
Метапредметные:
- овладевать алгоритмом учебных действий;
- понимать и формулировать творческую учебную задачу.
Личностные:
- понимать и осознавать необходимость выполнения учебных требований.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование урока:
Учебник: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс.
Тетрадь: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь № 2.
Карточки.
Компьютерная презентация урока.
Толковый словарь Ожегова, словарь «Книгочей».
Структура урока:
Организационный момент
Артикуляционная гимнастика.
Актуализация знаний и выведение темы урока.
Работа по теме урока. Знакомство со стихотворением И. Мазнина «Давайте дружить».
Физкультминутка
Работа над моделью обложки
Подведение итогов.
Рефлексия.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Дети в парах, держась за руки, произносят слова хором вслух.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
Повернитесь к гостям, а теперь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения. Именно хорошее настроение - успех в любой работе.
Успех в работе зависит ещё и от того, как вы будете говорить. Поэтому давайте проведем речевую разминку.
2. Минутка чтения.
Дыхательные упражнения
-
Вдох носом, выдох ртом.
Понюхай цветок.
Задуй свечу.
Надуваем шарик.
Дуем на горячий чай.
Работа над мимикой
- Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться.
- Покажите мне такое настроение: .
- А теперь, вот такое: .
- А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются).
- А теперь прочитаем скороговорку медленно и быстро; весело, грустно.
Все бобры добры для своих бобрят.
- А теперь, усложним задание: к нашему настроению добавим и силу голоса.
Мы будем читать скороговорку тихо; громко; нормальным голосом.
Вывод:
-Когда мы читаем выразительно, что мы используем?
(используем силу нашего голоса и мимикой помогаем передать настроение героев).
III. Актуализация знаний и выведение темы урока
- Прочитайте слова:
дикобраз
рысь
утка
жаба
белка
аист
- Назовите одним словом. Какое слово спряталось? Животные. Дружба
- Ребята, а как вы думаете, чем мы будем занимаемся сегодня на уроке литературного чтения? (Дети проговаривают цели урока, используя незаконченные предложения "Познакомлюсь с...", "Потренируюсь в...").
Вывод: будем знакомиться с новым произведением о дружбе.
IV. Работа с новым разделом
- Может ли человек дружить с животными? (да)
- А животные с человеком?
Прочитайте название раздела. (О наших друзьях – животных)
Предположите, какие произведения будут в этом разделе? (Стихи, рассказы, сказки о животных).
- Каким по жанру будет первое произведение? (стихотворение)
- Какие еще жанры произведений вам известны? (дети выходят к доске и выбирают из предложенных вариантов верные).
V. Работа с произведением
Знакомство с биографией поэта.
Игорь Александрович Мазнин родился в Москве. Выпустил много сборников для детей. Переводил стихи поэтов других стран на русский язык. Его стихи знакомят ребят с окружающим миром, с теми чудесами, с которыми мы встречаемся на каждом шагу, но не всегда замечаем.
Первичное чтение
- Я прочитаю стихотворение И. Мазнина «Давайте дружить». Ваша задача – слушать и следить и следить за мной по тексту.
Беседа о прослушанном произведении
- Понравилось ли вам стихотворение? О чём оно?
- К чему призывает людей герой стихотворения? (Давайте будем дружить друг с другом и природой).
- С кем дружит солнце? (со всеми нами)
- Почему автор говорит, что «солнце дружит со всеми»?
- Почему автор призывает всех своих читателей к тому, чтобы нас «любили и зверь, и птица»?
- Почему автор называет людей верными друзьями зверей и птиц?
- Ребята, а как вы думаете, какие слова в стихотворение можно назвать главными? (любовь, друзья, дружба)
-Что значит для вас дружба? (ответы детей)
Давайте прочитаем, как разъясняет слово «дружба» толковый словарь Ожегова (показать словарь, читает учитель).
Дружба - это взаимная привязанность людей, основанная на уважении и любви.
О чём мечтает поэт? К чему призывает людей? (Надо любить окружающую природу, надо вести себя так, чтобы животные нам доверяли и не боялись нас).
Прочитаем выразительно. (2уч.)
Подумай и укажи, кто с кем и что с чем должны дружить. ветер солнце птица поле плуг небо люди море трава дожди |
- Пока ребята читают выразительно, трое учеников работают на карточках.
Посмотрим, какие примеры дружбы приводит автор.
Проверяем задание.
Физминутка (проводит один из учеников)
Спал цветок и вдруг проснулся.
(туловище вперёд, влево)
Больше спать не захотел.
(туловище вперед, назад).
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться).
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Работа в парах (самостоятельное чтение).
-Поработайте в парах, прочитайте друг другу стихотворение. Отметьте непонятные слова, если они встретятся.
Словарная работа
- В стихотворении встретилось слово плуг. Кто может объяснит значение этого слова?
- Где можно узнать значение слова? (Сельско - хозяйственное орудие, с помощью которого вспахивают землю. В толковом словаре).
- А где еще можно посмотреть значение? (в словаре учебника – зеленый фон после каждого произведения, в словаре «Книгочей»).
Работа по учебнику с иллюстрацией
Рассмотрите иллюстрацию, которую нарисовал художник к стихотворению И. Мазнина. Какими строчками произведения можно «подписать» данную иллюстрацию? А какую иллюстрацию можно было бы нарисовать к последней строфе стихотворения?
Выборочное чтение
- Прочитайте, с кем должны дружить птица, поле, ветер, трава, солнце. Прочитайте, к чему должен стремиться человек в общении с природой.
Работа в рабочей тетради
Упражнение в выразительном чтении
Выполните самостоятельно задания в тетради с. 27.
- Подчеркните в тексте «!». С какой интонацией надо прочитать эти строчки? (С чувствами, эмоциями).
- Вспомним, что любой знак препинания говорит нам о паузе при чтении. Найдите глазами точки и запятые.
- Прочитайте себе стихотворение 2 раза, упражняясь в выразительном чтении.
VII. Работа над моделью обложки.
Работа по группам. Давайте составим модель обложки произведения, которые мы изучили на уроке.
Стихотворение И. Мазнина «Давайте дружить»
Это … ( стихотворение)
О … ( животных)
Написал … (И. Мазнин)
Стихотворение называется … (Давайте дружить)
Прочитайте модель обложки…
Конкурс чтецов
- Кто хочет прочитать вторую часть стихотворения выразительно? (2-3 ученика читают вторую часть).
VI. Итог урока
- Какое стихотворение читали?
- Кто автор?
- Чему учит нас это произведение?
- Кому хотелось бы прочитать его ещё раз?
- А теперь пришло время оценить вашу работу за урок. Приготовьте «наши светофоры». Дети показывают определенный цвет, оценивая себя (красный-плохо, желтый – хорошо, зелёный-отлично).
- Кому захотелось прочитать другие произведения?
- Заинтересовавшие вас произведение вы можете выбрать и подготовить на следующий урок (одно из двух из учебника по теме этого раздела).
- Мне было приятно работать с вами.
- Спасибо. Урок окончен.