12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ильяшева Зайра Жумадельевна31
0

Урок «Геометрическая прогрессия»



Ильяшева Зайра Жумадельевна,

учитель математики БОУ г. Омска

«Средняя общеобразовательная школа №53»

Формирование УУД обучающихся на уроке математики.

Термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.

Большая роль при формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий отводится математике.

Поскольку в первую очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как:

математическая интуиция (на методы решения задач, на образы, свойства, способы доказательства, построения);

логическое мышление (понятия и общепонятийные связи, владение правилами логического вывода, понимание и сохранение в памяти важных доказательств);

понимание логического строения математической теории (на примере ознакомления в общих чертах с аксиоматическим строением евклидовой геометрии);

пространственное мышление (пространственные абстракции, анализ и синтез геометрических образов, пространственное воображение);

техническое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности (понимание сущности скалярных величин, умение определять, измерять и вычислять длины, площади, объемы геометрических фигур, умение изображать геометрические фигуры и выполнять геометрические построения, моделировать и конструировать геометрические объекты);

комбинаторный стиль мышления (поиск решения проводится на основе целенаправленного перебора возможностей, круг которых ограничен определенным образом);

алгоритмическое мышления, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

владение символическим языком математики (понимание математических символов, умение записывать в символической форме решения и доказательства);

математические способности школьников (способности к абстрагированию и оперированию формальными структурами, обобщению).

В курсе математики можно выделить два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

1.К первому направлению можно отнести все задания, сопровождающиеся «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным знаком.

2. Ко второму направлению формированию коммуникативных

универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)

Основой развития коммуникативных умений может служить

систематическое использование на уроках трёх видов диалога:

а) диалог в большой группе (учитель – ученики);

б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);

в) диалог в паре (ученик-ученик).

Предмет математика по своему содержанию и организации способов учебной деятельности даёт огромные возможности для формирования у учащихся личностных, регулятивных, познавательных, а также коммуникативных УУД.

Работу по формированию универсальных учебных умений я провожу на каждом этапе урока. Разрабатывая план, я намечаю, для формирования каких УУД, будут созданы условия в ходе того, или иного вида деятельности.

В данной статье на примере разработки урока алгебры для 9 класса показано, как можно спланировать работу по формированию УУД на некоторых этапах урока.

Тема урока: «Геометрическая прогрессия»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока.

Организационный момент.

Формирование регулятивных действий, включающих умения самостоятельно определять учебные цели.

2. Актуализация опорных знаний.(СЛАЙД 17-21)

Цели: формирование коммуникативных УУД, включающих речевые умения высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий таких, как геометрическая прогрессия, знаменатель прогрессии; отвечать на поставленные вопросы

формирование познавательных УУД - основных мыслительных операций в ходе поиска решения заданий.

Устная фронтальная работа.

  1. Конкурс «Вспомни»: заполни таблицу

Реккурентная формула

 

Формула нахождения знаменателя

 

Характеристическое свойство

 

Формула n-го члена

 
  1. Конкурс «Теория». Проверь себя:

1.Можно ли назвать последовательность чисел, каждый член которого больше предыдущего геометрической прогрессией?

2. Какая последовательность называется геометрической прогрессией?

3. Что называется знаменателем геометрической прогрессии?

4. Какова формула n-го члена геометрической прогрессии?

5. Сформулируйте основное свойство геометрической прогрессии.

6. Какое число не является членом геометрической прогрессии 3,6,12,24...

1)48; 2)25; 3) 192; 4)96?

7.Назовите три следующих числа последовательности 1/2;1/4..., если известно, что она является геометрической прогрессией.

8. Для геометрической прогрессии найти произведение первого и третьего членов ,если второй член равен -4.

9. Найти знаменатель геометрической прогрессии, если ее четвертый член равен 5, а шестой 3. Практическая работа.

3.1 (Задания из ОГЭ). Диалог в паре (ученик-ученик)

Цель: формирование познавательных общеучебных и логических действий, включающих выбор наиболее эффективных способов решения заданий, умения логически рассуждать, сравнивать, доказывать и анализировать ситуации, возникающие в ходе решения;

формирование регулятивных действий: умение выделять свойства в изучаемых объектах;

формирование коммуникативных УУД, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. СЛАЙД 23-25.

3.2 Письмо из прошлого. Решить задачу. СЛАЙД 28-32.

Цели: формирование познавательных действий, к которым относятся основные мыслительные операции, умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, заключающейся в решении задания, объяснять шаги решения данным способом;

формирование коммуникативных действий - организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию;

формирование личностных УУД, дающих возможность самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве, а так же формирование личной мотивации необходимости изучения данной темы для каждого школьника;

формирование регулятивных действий - действий контроля, включающих приём взаимопроверки, умений самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Хорошим упражнением для развития способности обнаруживать ошибки является парная взаимопроверка самостоятельной работы, умение самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Ученики меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, с последующим обсуждением в паре допущенных ошибок.

(Появляется элемент ответственности за партнера, развивается внимание, появляется необходимость начать обсуждение ошибок, а значит вступить в диалог).

3.3 Тест-прогноз.

Цели: формирование познавательных действий, к которым относятся основные мыслительные операции, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

формирование регулятивных действий - действий контроля, включающих приём самопроверки, работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

Выполняют задания на листочках под копирку, оригинал сдают учителю, по копии надо сопоставить свою работу с эталоном.

На слайде (27) заранее написаны ответы. После написания теста ответы открываются, и каждый ученик самостоятельно проверяет свою работу и оценивает ее, согласно критериям, предложенным учителем. (Данный вид проверки, прежде всего, направлен на развитие внимания и умения честно оценивать себя самого).

4. Домашняя работа.

Цели: формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять геометрическую прогрессию и определять способы решения заданий, формирование регулятивных действий, заключающихся в умении самостоятельно определять цель своей деятельности, двигаться по заданному плану, которым является алгоритм решения задания, оценивать и корректировать полученный результат.

5. Итог урока. (Подводят учащиеся)

Цель: формирование познавательных УУД, заключающихся в умении анализировать, обобщать, систематизировать информацию, полученную на уроке, а так же делать выводы об актуальности изучения данного материала.

Лист самоконтроля учащегося. ФИ_______________

Проверка дом.задания

Задания ОГЭ

Тест-прогноз

Письмо из прошлого

Итоговая отметка

         

РЕФЛЕКСИЯ (подчеркнуть)

На уроке я работал

Пассивно / активно

Своей работой на уроке я

Не доволен/ доволен

Урок для меня показался

Коротким/ длинным

За урок я

Не устал/ устал

Моё настроение стало

Хуже/ лучше

Материал урока мне был

НЕ понятен/ понятен

Бесполезен/ полезен

Скучен/ интересен

Домашнее задание мне кажется

Трудным/ лёгким

Презентация к уроку
PPT / 5.43 Мб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.