Урок «Геометрическая прогрессия»
Пояснительная записка к презентации
Ильяшева Зайра Жумадельевна,
учитель математики БОУ г. Омска
«Средняя общеобразовательная школа №53»
Формирование УУД обучающихся на уроке математики.
Термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.
Большая роль при формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий отводится математике.
Поскольку в первую очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как:
математическая интуиция (на методы решения задач, на образы, свойства, способы доказательства, построения);
логическое мышление (понятия и общепонятийные связи, владение правилами логического вывода, понимание и сохранение в памяти важных доказательств);
понимание логического строения математической теории (на примере ознакомления в общих чертах с аксиоматическим строением евклидовой геометрии);
пространственное мышление (пространственные абстракции, анализ и синтез геометрических образов, пространственное воображение);
техническое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности (понимание сущности скалярных величин, умение определять, измерять и вычислять длины, площади, объемы геометрических фигур, умение изображать геометрические фигуры и выполнять геометрические построения, моделировать и конструировать геометрические объекты);
комбинаторный стиль мышления (поиск решения проводится на основе целенаправленного перебора возможностей, круг которых ограничен определенным образом);
алгоритмическое мышления, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;
владение символическим языком математики (понимание математических символов, умение записывать в символической форме решения и доказательства);
математические способности школьников (способности к абстрагированию и оперированию формальными структурами, обобщению).
В курсе математики можно выделить два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.
1.К первому направлению можно отнести все задания, сопровождающиеся «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным знаком.
2. Ко второму направлению формированию коммуникативных
универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)
Основой развития коммуникативных умений может служить
систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
а) диалог в большой группе (учитель – ученики);
б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);
в) диалог в паре (ученик-ученик).
Предмет математика по своему содержанию и организации способов учебной деятельности даёт огромные возможности для формирования у учащихся личностных, регулятивных, познавательных, а также коммуникативных УУД.
Работу по формированию универсальных учебных умений я провожу на каждом этапе урока. Разрабатывая план, я намечаю, для формирования каких УУД, будут созданы условия в ходе того, или иного вида деятельности.
В данной статье на примере разработки урока алгебры для 9 класса показано, как можно спланировать работу по формированию УУД на некоторых этапах урока.
Тема урока: «Геометрическая прогрессия»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока.
Организационный момент.
Формирование регулятивных действий, включающих умения самостоятельно определять учебные цели.
2. Актуализация опорных знаний.(СЛАЙД 17-21)
Цели: формирование коммуникативных УУД, включающих речевые умения высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий таких, как геометрическая прогрессия, знаменатель прогрессии; отвечать на поставленные вопросы
формирование познавательных УУД - основных мыслительных операций в ходе поиска решения заданий.
Устная фронтальная работа.
-
Конкурс «Вспомни»: заполни таблицу
Реккурентная формула |
|
Формула нахождения знаменателя |
|
Характеристическое свойство |
|
Формула n-го члена |
-
Конкурс «Теория». Проверь себя:
1.Можно ли назвать последовательность чисел, каждый член которого больше предыдущего геометрической прогрессией?
2. Какая последовательность называется геометрической прогрессией?
3. Что называется знаменателем геометрической прогрессии?
4. Какова формула n-го члена геометрической прогрессии?
5. Сформулируйте основное свойство геометрической прогрессии.
6. Какое число не является членом геометрической прогрессии 3,6,12,24...
1)48; 2)25; 3) 192; 4)96?
7.Назовите три следующих числа последовательности 1/2;1/4..., если известно, что она является геометрической прогрессией.
8. Для геометрической прогрессии найти произведение первого и третьего членов ,если второй член равен -4.
9. Найти знаменатель геометрической прогрессии, если ее четвертый член равен 5, а шестой 3. Практическая работа.
3.1 (Задания из ОГЭ). Диалог в паре (ученик-ученик)
Цель: формирование познавательных общеучебных и логических действий, включающих выбор наиболее эффективных способов решения заданий, умения логически рассуждать, сравнивать, доказывать и анализировать ситуации, возникающие в ходе решения;
формирование регулятивных действий: умение выделять свойства в изучаемых объектах;
формирование коммуникативных УУД, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. СЛАЙД 23-25.
3.2 Письмо из прошлого. Решить задачу. СЛАЙД 28-32.
Цели: формирование познавательных действий, к которым относятся основные мыслительные операции, умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, заключающейся в решении задания, объяснять шаги решения данным способом;
формирование коммуникативных действий - организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию;
формирование личностных УУД, дающих возможность самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве, а так же формирование личной мотивации необходимости изучения данной темы для каждого школьника;
формирование регулятивных действий - действий контроля, включающих приём взаимопроверки, умений самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Хорошим упражнением для развития способности обнаруживать ошибки является парная взаимопроверка самостоятельной работы, умение самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Ученики меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, с последующим обсуждением в паре допущенных ошибок.
(Появляется элемент ответственности за партнера, развивается внимание, появляется необходимость начать обсуждение ошибок, а значит вступить в диалог).
3.3 Тест-прогноз.
Цели: формирование познавательных действий, к которым относятся основные мыслительные операции, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
формирование регулятивных действий - действий контроля, включающих приём самопроверки, работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.
Выполняют задания на листочках под копирку, оригинал сдают учителю, по копии надо сопоставить свою работу с эталоном.
На слайде (27) заранее написаны ответы. После написания теста ответы открываются, и каждый ученик самостоятельно проверяет свою работу и оценивает ее, согласно критериям, предложенным учителем. (Данный вид проверки, прежде всего, направлен на развитие внимания и умения честно оценивать себя самого).
4. Домашняя работа.
Цели: формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять геометрическую прогрессию и определять способы решения заданий, формирование регулятивных действий, заключающихся в умении самостоятельно определять цель своей деятельности, двигаться по заданному плану, которым является алгоритм решения задания, оценивать и корректировать полученный результат.
5. Итог урока. (Подводят учащиеся)
Цель: формирование познавательных УУД, заключающихся в умении анализировать, обобщать, систематизировать информацию, полученную на уроке, а так же делать выводы об актуальности изучения данного материала.
Лист самоконтроля учащегося. ФИ_______________
Проверка дом.задания |
Задания ОГЭ |
Тест-прогноз |
Письмо из прошлого |
Итоговая отметка |
РЕФЛЕКСИЯ (подчеркнуть)
На уроке я работал
Пассивно / активно
Своей работой на уроке я
Не доволен/ доволен
Урок для меня показался
Коротким/ длинным
За урок я
Не устал/ устал
Моё настроение стало
Хуже/ лучше
Материал урока мне был
НЕ понятен/ понятен
Бесполезен/ полезен
Скучен/ интересен
Домашнее задание мне кажется
Трудным/ лёгким
Презентация к урокуPPT / 5.43 Мб