Разработка урока математики в 9 классе на тему «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
«Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Садриева Гузял Халимовна,
учитель математики первой квалификационной категории МБОУ «Большерусаковская СОШ Кайбицкого муниципального района РТ»
Предмет - алгебра
Класс - 9
Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний
Продолжительность: 1 урок.
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;
Расширить кругозор учащихся, показать актуальность темы, ее применение в жизнедеятельности человека;
Пробудить желание заниматься изучением математики.
Задачи урока
Образовательные:
Обобщать, систематизировать и расширить ранее полученные знания и закрепить умения у учащихся при решении задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Проверить полноту и осознанность освоения знаний учащихся по теме.
Подготовить учащихся к выполнению заданий ОГЭ.
Развивающие:
Развитие памяти, внимания, мышления, математической речи;
Развитие уверенности в себе, интереса к предмету.
Воспитательные:
Воспитывать потребность в знаниях;
Воспитывать культуру общения, взаимопомощь, ответственность.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация по теме, индивидуальные задания.
Методические приемы:
Интерактивное обучение;
Работа в парах, в группе;
Самопроверка:
Структура урока
Организационный момент
Постановка учебной задачи.
Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (проверка знания формул)
Решение задач с применением формул (работают в парах, проверяют друг друга).
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход урока
Ученики сидят в команде (4 человека). Приветствие и контроль настроения. (ДАБЛ ФАМС)
Учитель. В жизни бывает так, что величины изменяются с течением времени на одно и то же значение. Например, поезд едет со скоростью 80км/час, он за каждый час увеличивает пройденный путь на одно и тоже количество километров. Верблюд, идущий по пустыне, ежедневно уменьшает свои запасы воды в горбах на одно и то же количество. Человек каждый год увеличивает свой возраст на одну и ту же величину.
Ребята, как можно объединить все эти примеры?
Ученик. Это примеры арифметических прогрессий.
Учитель. Продолжаю дальше приводить примеры. Многие микроорганизмы размножаются делением пополам, поэтому при благоприятных для них условиях, через одинаковые промежутки времени, их число удваиваются. Радиоактивные вещества имеют определённый период полураспада. Это значит, что через одинаковые промежутки времени масса куска такого вещества будет убывать вдвое. Вклад в сбербанк за каждый год возрастёт на одно и то же количество процентов, т.е. одно и то же число раз.
А эти примеры как можно объединить?
Ученик. Это примеры геометрических прогрессий.
Учитель. Тогда попробуйте сформулировать тему урока.
Ученик. Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Учитель. Какова же учебная задача?
Ученик. Обобщать и систематизировать знания по данной теме.
Учитель. Проверим знания формул по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
(Раздаются готовые листы для проверки знаний теории. ЭЙ АР ГАЙД)
В течение следующих трех минут вам предстоит вспомнить формулы и написать в нужное «окошко» графы «ДО».
Арифметическая прогрессия |
Геометрическая прогрессия |
|||
1 |
Определение (рекуррентная формула) |
ДО |
||
ПОСЛЕ |
||||
2 |
Формула п-го члена |
ДО |
||
ПОСЛЕ |
||||
3 |
Сумма первых п- членов прогрессии |
ДО |
||
ПОСЛЕ |
||||
4 |
Свойства |
ДО |
||
ПОСЛЕ |
Ученики заполняют таблицу.
Учитель. Ребята, вы заполнили первые строчки, их правильность проверите после принятия командного решения, т.е. после ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС. На это у вас есть 5 минут. После этой работы заполним графу «ПОСЛЕ».
Давайте проверим, что у вас получилось. Встаньте, пожалуйста, у кого правильны 1, 2 формулы, а теперь у кого – 3, и те, у кого правильны все 4 формулы. (ТЕЙК ОФ – ТАЧ ДАУН) (Слайд №2)
3. Учитель. Мы с вами теорию вспомнили, а теперь поработаем устно в парах: 1-2 и 3-4
1. Перед вами последовательности чисел: Слайд №3
1) 7; 7; 7;…
2) 1; 4; 9; 16;…
3) 4; – 4; 4; – 4; 4…
4) 0,5; 1; 1,5; 2;…
5) – 2; 8; –12; 28;…
6) 1; 2; 4; 8; 16;…
Под каким номером записана геометрическая прогрессия? Укажите знаменатель геометрической прогрессии. Обсудите в парах, обоснуйте свой ответ. (Правильные ответы. Слайд №4)
2. Слайд №5
1) 7; 7; 7;…
2) 1; 4; 9; 16;…
3) 4; – 4; 4; – 4; 4…
4) 0,5; 1; 1,5; 2;…
5) – 2; 8; –12; 28;…
6) 1; 2; 4; 8; 16;…
Под каким номером записана арифметическая прогрессия? Укажите разность арифметической прогрессии. Обсудите в парах, обоснуйте свой ответ. (Правильные ответы. Слайд №6)
4. Учитель. Встали из-за парт. Стулья задвинули. МИКС-ФРИЗ-ГРУПП
1) Микс (музыка). Фриз. Задание: Назови пропущенное число: 200; 100; …; 25…
2) Микс (музыка). Фриз. Задание: Назови пропущенное число 2; 6; …; 54…
3) Микс (музыка). Фриз. Задание: Назови пропущенное число 2; 6; …; 14…
4) Микс (музыка). Фриз. Задание: Назови пропущенное число 100; 50; …; -50…
5. Следующий этап нашего урока: подготовка к ОГЭ. Работаем по сборникам И.В.Ященко,
ФИНКИН ЭЛАУД. Старайтесь уложиться в 2 минуты.
1-ый ученик Вариант 10, задание №6.
2-ой ученик Вариант 11, задание №6.
3-ий ученик Вариант 12, задание №6.
4-ый ученик Вариант 13, задание №6.
6. Учитель. Работаем по учебнику. Я предлагаю вам номера 889 и 891. Вы по желанию выполните один из них. Второй будет домашним заданием. Работать можете в группе или в парах. Самостоятельная работа. (Проверка Слайды №7, 8)
7. Итог урока. Слайд №9
Домашнее задание: № 889 или 891, Варианты 14 -19, задание № 6 по сборнику. Выставляются оценки по итогам ЭЙ АР ГАЙД, ФИНКИН ЭЛАУД
А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы в листах рефлексии и оставьте их в ПАРКОВКЕ.
1. Что ты ожидал от этого урока?
2. Оправдались ли твои ожидания?
3. Мог ли ты получить другую отметку за урок?
Ольга
Богуславская Светлана Владимировна
Дзюрич Елена Алексеевна