Краткосрочный план урока
|
Алгебра и начала анализа
|
Урок №42
|
Класс: 9
|
Тема урока: Геометрическая прогрессия. Формула п-го члена геометрической прогрессии.
|
Школа
КГУ «ОСШ. №3 им. Ю.А. Гагарина»
|
Дата: 8.01.2018 г.
|
ФИО учителя
Миронова С.П.
|
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке
|
формирование понятия геометрической прогрессии через понятие арифметической прогрессии, используя методы сопоставления и противопоставления.
познакомить со свойствами геометрической прогрессии и формулой n-го члена.
закрепить полученные знания на примерах решения задач.
вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии;
сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.
|
Цели обучения
|
Все учащиеся смогут:
Дать определение геометрической прогрессии
Называть элементы геометрической прогрессии
Большинство учащихся будут уметь:
Находить n-й член геометрической прогрессии
Определять знаменатель геометрической прогрессии
Некоторые учащиеся смогут:
Применять свойства геометрической прогрессии при решении задач
Находить различия между арифметической и геометрической прогрессией
|
Языковая цель
|
Ключевые слова и фразы: геометрическая прогрессия, знаменатель, формула п-го члена, характеристическое свойство
|
Привитие ценностей
|
Привитие ценностей уважения, сотрудничества, труда и творчества.
|
Межпредметная связь
|
Математика, физика, химия, биология, экономика
|
Предшествующие знания по теме
|
Арифметическая прогрессия, формула n-го члена арифметической прогрессии
|
Ход урока
|
Этапы урока
|
Виды упражнений, запланированных на урок:
|
Ресурсы
|
|
Начало урока (Этап I)
|
|
1) Создание коллаборативной среды 5 минут
2) Деление на группы
5 мин
3) Связь с предыдущими знаниями
15 мин
4) Вызов к теме
мин
|
Психологический настрой.
Приём «Здравствуйте»
Приём «Эталон».
Класс делится на 5 групп
Распределение ролей:
лидер,
спикер,
таймер,
секретарь
Актуализация знаний.
ГР Задание №1 ГР Задание №2
Каждой группе объяснить, какой прогрессией является каждый пример.
(Первый пример является арифметической прогрессией.
Второй пример тоже арифметическая прогрессия, неизвестное число находится как среднее арифметическое).
Вопрос учителя: «А третья последовательность, чем отличается от других?
Как находится каждый член этой последовательности?»
Ожидаемый ответ учащихся: «Умножая предыдущий член на одно и то же число».
Третья последовательность тоже является прогрессией и она имеет своё название.
КР Определение темы урока и постановка цели.
По предложенной записи сформулируйте тему урока
ГМТРЧСК ПРГРСС
1) Какие ассоциации вызывает эта тема?
2) Какие знания, формулы могут быть изучены на данном уроке?
Сформулируйте цель урока.
|
Презентация, слайд 1 (приложение №1)
Презентация, слайд 2-4 (приложение №1)
Карточки-задания (приложение №2)
Презентация, слайд 5-6 (приложение №1)
Лист оценивания (приложение №3)
ФО «Похвала».
Презентация, слайд 7 (приложение №1)
|
|
Середина урока (Этап II)
|
|
5) Открытие новых знаний
5 мин
7 мин
7 мин
6) Закрепление нового материала.
7 мин
3 мин
10 мин
5 мин
|
Актуализация новых знаний.
Легенда о шахматной доске.
Пример 1. Дана последовательность
2; 4; 8; 16; 32; 64; … Определим закономерность этой последовательности и её элементы
ГР Заполнить в таблице 2 столбик (Геометрическая прогрессия)
Проверка по эталону
КР Запись в тетрадях формул
Стратегия «Мозговой штурм»
КР Задание № 3 Выполните задания 1,2 (устно)
1) Определите, какая последовательность является геометрической прогрессией
2; 5; 8; 11 … .
2; 1; 0,5; 0,25
-2; -8; -32; -128 …
-2; -4; -6; -8; …
2) Найдите знаменатель геометрической прогрессии
b2 = 4; b3 = 16
b3 = 16; b4 = 4
b8 = 9; b9 = -27
b9 = -27; b10 = 9
Пример 2. Дано: b1= 3 q=0,2. Найти b6
Пример 3. Найти пятый член геометрической прогрессии:
2; -6…
Пример 4. Дано: b6 = 96 q = -2 Найти: b1
Упражнения для релаксации по методу «Земля, воздух, огонь и вода»
ГР Задание №4
Выполнить задание и оформить его решение в тетрадях. Решение задач. Работа с книгой.
1 группа № 231 2 группа № 232
3 группа № 235 4 группа № 230
5 группа № 236 (1- 4)
Приём «Представитель».
ГР Задание №5
«Выпишите последовательность, соответствующую условию задачи».
Решение задач.
|
Презентация, слайд 8-9 (приложение №1)
Презентация, слайд 10 (приложение №1)
Учебник Математика 9 класс», А.Н.Шыныбеков, Алматы: Атамура, стр.48-49. Презентация, слайд 11 (приложение №1)
Лист оценивания (приложение №3)
ФО «Похвала».
Презентация, слайд 12-13 (приложение №1)
Презентация, слайд 14 (приложение №1)
Лист оценивания (приложение №3)
ФО «Устный комментарий».
Презентация, слайд 15-17 (приложение №1)
Презентация, слайд 18 (приложение №1)
Презентация, слад 19 (приложение №1)
Лист оценивания (приложение №3), слайд 20
Взаимооценивание методом «Две звезды и пожелание»
Карточки-задания (приложение №2)
|
|
Конец урока (Этап III)
|
|
7) Домашнее задание
3 мин
8) Рефлексия
5 мин
|
1) Выучить определение и формулы §4
2) Выполнить № 233 стр. 49
3) Подготовить сообщение по теме:
«Прогрессии в нашей жизни»
Приём «Дерево успеха»
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый лист.
|
Дневник,
Презентация, слайд 21 (приложение №1)
Плакаты –дерево (яблоня)
Стикеры (яблоки, листья, цветы.)
Презентация, слайд 19 (приложение №1)
|
Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся?
|
Оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?
|
Охрана здоровья и
соблюдение техники
безопасности
|
Дифференциация: задания,
источники, поддержка,
темп.
Задания творческого характера
|
Оценивание:
Рабочая карта урока
(Ф) Взаимооценивание методом «Две звезды и пожелание»,
Оценивание учителя «Похвала», «Устный комментарий». Самооценивание «Стикеры»,
|
Релаксация:
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Смена видов деятельности учащихся.
|
Легенда о шахматной доске.
Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века и неудивительно, что с нею связаны различные придания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить.
Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Царь Шерам позвал к себе изобретателя шахматной игры, своего подданного Сету, чтобы наградить его за остроумную выдумку.
Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя.
- Я желаю достойно вознаградить тебя .
Мудрец молчал.
- Я достаточно богат, чтобы исполнить твоё самое смелое пожелание. Назови награду, которая тебя удовлетворит.
- Повелитель,- сказал Сета,- прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничноё зерно, за вторую – 2, за третью - 4, за четвёртую – 8, за пятую – 16…
- Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты получишь свои зёрна за всё 64 клетки доски. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости.
Сета улыбнулся и покинул залу.
Отходя ко сну царь вспомнил об изобретателе шахмат и спросил:
-Унёс ли Сета свою жалкую награду?
- Повелитель ,- ответили ему, математики твои трудятся без отдыха и надеются к рассвету закончит подсчёт.
Когда подсчитали сумму зерен, то количества оказалось очень большое число. Какое? Вы узнаете немного позже, когда познакомитесь с формулой суммы n первых членов геометрической прогрессии. Но такого количества зерен нет ни у какого царя, и просьбу изобретателя выполнить невозможно.
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут
Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
Использованные ресурсы
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/04/15/aktivnyy-metod-metod-zemlya-vozdukh
https://www.youtube.com/watch?v=Jw-XKRwPX8c
- Презентация к уроку
PPT / 3.64 Мб