| Краткосрочный план урока | Алгебра и начала анализа | 
		
			| Урок №42  | Класс: 9  | 
		
			| Тема урока: Геометрическая прогрессия. Формула п-го члена геометрической прогрессии. | Школа  КГУ «ОСШ. №3 им. Ю.А. Гагарина» | 
		
			| Дата: 8.01.2018 г. | ФИО учителя  Миронова С.П. | 
		
			| Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | формирование понятия геометрической прогрессии через понятие арифметической прогрессии, используя методы сопоставления и противопоставления.  познакомить со свойствами геометрической прогрессии и формулой n-го члена.  закрепить полученные знания на примерах решения задач. вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии;  сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.  | 
		
			| Цели обучения | Все учащиеся смогут: Дать определение геометрической прогрессии Называть элементы геометрической прогрессии Большинство учащихся будут уметь: Находить n-й член геометрической прогрессии Определять знаменатель геометрической прогрессии  Некоторые учащиеся смогут: Применять свойства геометрической прогрессии при решении задач Находить различия между арифметической и геометрической прогрессией | 
		
			| Языковая цель | Ключевые слова и фразы: геометрическая прогрессия, знаменатель, формула п-го члена, характеристическое свойство | 
		
			| Привитие ценностей | Привитие ценностей уважения, сотрудничества, труда и творчества. | 
		
			| Межпредметная связь | Математика, физика, химия, биология, экономика | 
		
			| Предшествующие знания по теме | Арифметическая прогрессия, формула n-го члена арифметической прогрессии | 
		
			| Ход урока | 
		
			| Этапы урока | Виды упражнений, запланированных на урок: | Ресурсы | 
		
			|  | Начало урока (Этап I) |  | 
		
			| 1) Создание коллаборативной среды 5 минут 2) Деление на группы 5 мин 3) Связь с предыдущими знаниями  15 мин 4) Вызов к теме мин 
			 | Психологический настрой.  Приём «Здравствуйте» Приём «Эталон».  Класс делится на 5 групп Распределение ролей: лидер,  спикер,  таймер,  секретарь Актуализация знаний. ГР Задание №1 ГР Задание №2  
 Каждой группе объяснить, какой прогрессией является каждый пример.  (Первый пример является арифметической прогрессией. Второй пример тоже арифметическая прогрессия, неизвестное число находится как среднее арифметическое). Вопрос учителя: «А третья последовательность, чем отличается от других? Как находится каждый член этой последовательности?» Ожидаемый ответ учащихся: «Умножая предыдущий член на одно и то же число». Третья последовательность тоже является прогрессией и она имеет своё название. КР Определение темы урока и постановка цели.  По предложенной записи сформулируйте тему урока ГМТРЧСК ПРГРСС 1) Какие ассоциации вызывает эта тема? 2) Какие знания, формулы могут быть изучены на данном уроке? Сформулируйте цель урока.  | Презентация, слайд 1 (приложение №1) Презентация, слайд 2-4 (приложение №1) Карточки-задания (приложение №2) Презентация, слайд 5-6 (приложение №1) Лист оценивания (приложение №3) ФО «Похвала». Презентация, слайд 7 (приложение №1) | 
		
			|  | Середина урока (Этап II) |  | 
		
			| 5) Открытие новых знаний  5 мин 7 мин 7 мин 6) Закрепление нового материала. 7 мин 3 мин 10 мин 5 мин | Актуализация новых знаний. Легенда о шахматной доске. Пример 1. Дана последовательность2; 4; 8; 16; 32; 64; … Определим закономерность этой последовательности и её элементы
   ГР Заполнить в таблице 2 столбик (Геометрическая прогрессия) Проверка по эталону КР Запись в тетрадях формул 
 Стратегия «Мозговой штурм» КР Задание № 3 Выполните задания 1,2 (устно) 1) Определите, какая последовательность является геометрической прогрессией  2; 5; 8; 11 … . 2; 1; 0,5; 0,25 -2; -8; -32; -128 … -2; -4; -6; -8; … 
			 2) Найдите знаменатель геометрической прогрессии b2 = 4; b3 = 16 b3 = 16; b4 = 4 b8 = 9; b9 = -27 b9 = -27; b10 = 9 
			 Пример 2. Дано: b1= 3 q=0,2. Найти b6 Пример 3. Найти пятый член геометрической прогрессии:  2; -6…  Пример 4. Дано: b6 = 96 q = -2 Найти: b1   Упражнения для релаксации по методу «Земля, воздух, огонь и вода» ГР Задание №4  Выполнить задание и оформить его решение в тетрадях. Решение задач. Работа с книгой. 1 группа № 231 2 группа № 232  3 группа № 235 4 группа № 230 5 группа № 236 (1- 4) Приём «Представитель». ГР Задание №5  «Выпишите последовательность, соответствующую условию задачи». Решение задач. | Презентация, слайд 8-9 (приложение №1) Презентация, слайд 10 (приложение №1) Учебник Математика 9 класс», А.Н.Шыныбеков, Алматы: Атамура, стр.48-49. Презентация, слайд 11 (приложение №1) Лист оценивания (приложение №3) ФО «Похвала». Презентация, слайд 12-13 (приложение №1) Презентация, слайд 14 (приложение №1) Лист оценивания (приложение №3) ФО «Устный комментарий». Презентация, слайд 15-17 (приложение №1) Презентация, слайд 18 (приложение №1) Презентация, слад 19 (приложение №1) Лист оценивания (приложение №3), слайд 20 Взаимооценивание методом «Две звезды и пожелание» Карточки-задания (приложение №2) | 
		
			|  | Конец урока (Этап III) |  | 
		
			| 7) Домашнее задание 3 мин 8) Рефлексия  5 мин | 1) Выучить определение и формулы §4 2) Выполнить № 233 стр. 49 3) Подготовить сообщение по теме: «Прогрессии в нашей жизни» Приём «Дерево успеха» - Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый лист. | Дневник, Презентация, слайд 21 (приложение №1) Плакаты –дерево (яблоня) Стикеры (яблоки, листья, цветы.) Презентация, слайд 19 (приложение №1) 
 | 
		
			| Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся? | Оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? | Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности | 
		
			| Дифференциация: задания, источники, поддержка, темп. Задания творческого характера | Оценивание:  Рабочая карта урока (Ф) Взаимооценивание методом «Две звезды и пожелание»,  Оценивание учителя «Похвала», «Устный комментарий». Самооценивание «Стикеры»,  | Релаксация:Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
 Смена видов деятельности учащихся. | 
	
 
 
Легенда о шахматной доске.
Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века и неудивительно, что с нею связаны различные придания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить.
Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Царь Шерам позвал к себе изобретателя шахматной игры, своего подданного Сету, чтобы наградить его за остроумную выдумку. 
Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя.
- Я желаю достойно вознаградить тебя .
Мудрец молчал.
- Я достаточно богат, чтобы исполнить твоё самое смелое пожелание. Назови награду, которая тебя удовлетворит.
- Повелитель,- сказал Сета,- прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничноё зерно, за вторую – 2, за третью - 4, за четвёртую – 8, за пятую – 16… 
- Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты получишь свои зёрна за всё 64 клетки доски. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости.
Сета улыбнулся и покинул залу.
Отходя ко сну царь вспомнил об изобретателе шахмат и спросил:
-Унёс ли Сета свою жалкую награду?
- Повелитель ,- ответили ему, математики твои трудятся без отдыха и надеются к рассвету закончит подсчёт.
Когда подсчитали сумму зерен, то количества оказалось очень большое число. Какое? Вы узнаете немного позже, когда познакомитесь с формулой суммы n первых членов геометрической прогрессии. Но такого количества зерен нет ни у какого царя, и просьбу изобретателя выполнить невозможно.
 
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут  
Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.  
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.  Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).  
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.  
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.  
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.  Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.  
Использованные ресурсы
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/04/15/aktivnyy-metod-metod-zemlya-vozdukh
https://www.youtube.com/watch?v=Jw-XKRwPX8c
	- Презентация к уроку
 PPT / 3.64 Мб