Методическая разработка интегрированного урока «Синичкин день»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 9»
Методическая разработка
«Синичкин день»
Подготовила: Д.А.Веселова, учитель
г. Нижний Новгород
2022-2023 уч.год
Цель: Продолжать знакомить детей с культурой русского народа, дать детям представление о русском народном празднике «Синичкин день».
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.
2. Научить распознавать птиц по характерным внешним признакам.
3.Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах.
Развивающие:
1. Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их поведением .
2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
3. Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.
Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, рабочий лист, фотографии разных видов синиц.
Предварительная работа: рассматривание плакатов, иллюстраций с изображением птиц; чтение художественной литературы по тематике; чтение и заучивания пословиц и поговорок; разучивание стихотворений о синицах; изготовление кормушек с детьми и родителями.
Список используемой литературы:
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. .-М: Просвещение 2019г.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2014.
Волчкова В.Н.,СтепановаН.В. Конспекты занятий Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2014г.
Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?. Москва.: «Издательство ГНОМ и Д»2010г.
Воронкевич.О.А. Добро пожаловать в экологию!.-Санкт-Петербург.: «Детство-Пресс» 2017
Рабочий лист
DOCX / 1.52 Мб
/data/files/b1667915004.docx (Рабочий лист)г.
Ход урока
Учитель: Ребята, вы любите ходить в гости?
Дети: Да.
Учитель: А вот куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес.)
Дети отгадывают загадку. Проходят к интерактивной доске, где изображён лес.
Учитель: А в какой лес мы с вами попали? Кругом разноцветные листья, пожухлая трав?
Дети: В осенний лес.
Учитель: Здравствуй, лес! Чудесный, лес!
Полон разных ты чудес!
Кто в твоей глуши таится?
Может зверь, а может птица?
Учитель: Ребята, как природа приготовилась к зиме? (ответы детей)
Птицы зимой не спят, часть птиц – улетает в тёплые края, часть осталась около нашего жилья? Почему? (ответы детей)
Как называются птицы, которые остались на зиму?
А которые улетели на юг?
Учитель: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц в нашем лесу. Птицы предлагают нам поиграть с ними. Поиграем? Нужно будет разместить птиц на 2 группы – зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц - под солнышком.
Дидактическая игра (на интерактивной доске): «Одинаковые, но разные».
Учитель: Хорошо вы знаете зимующих и перелётных птиц.
Сегодня мы поговорим об одной зимующей птичке. А вот о какой мы сейчас узнаем.
Загадка.
Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться,
Угощения наше ей снится.
Прилетает к нам часто… (синица).
С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.
В народе говорили :
«Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
« Синичка – воробью сестричка».
«Хвалилась синица хвостом море зажечь».
«Невелика синица, голосок востёр».
Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом?
Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе они дают сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно. Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.
А сейчас послушайте стихотворение про синиц.
Ученик:
Все тропинки занесло,
Снег блестит, искрится,
Клювиком в моё стекло
Стукнула синица.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
Учитель: ребята, у вас на столе лежит рабочий лист. Давайте выполним задание 1. Вам нужно прочитать и озаглавить тест. Выполнить задание к тексту.
Дети выполняют задание у доски/ на листе
Учитель: молодцы, справились!
Учитель: посмотрите на задание 2. Обведите по контуру синичку, раскрасьте ее в соответствии с текстом.
Дети выполняют задание на листе, показывают свой результат.
Учитель: На территории России чаще всего встречаются такие виды синиц. Посмотрите на доску.
Найдите синиц разных видов в филворде в рабочем листе (задание 3).
Учитель: Ребята, синичка очень дружелюбная птичка и однажды она прилетит к вам со своей стаей. Задание 4.
Дети решают задачу про стаи синиц.
Учитель: молодцы! Интересно ли вам узнать каких же размеров синичка? Найдем значение каждого числового выражения.
Дети работают на листе. Проверяют.
Учитель: Я думаю, что после такой плодотворной работы наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Теремок”. Мы специально для них составили праздничное меню и приготовили кормушки.
Задание 6. Пройди лабиринт и наполни кормушку угощениями для синиц.
Учитель: молодцы ребята, птичкам так понравилось!
Ребята, как мы можем помочь птицам зимой? Ответы детей (смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц).
Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;
Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Наша задача, ребята, не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать.
Ваше домашнее задание: задание 7. С помощью QR-кода посмотри видео и составь несколько правил для памятки «Как подкармливать зимующих птиц»
Учитель: Наша задача, ребята, не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать.
Ребята! Мы с вами сделали нужное и полезное дело накормили птиц, а они в свою очередь отблагодарят нас своим прелестным щебетанием да и просто своим присутствием.