12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Веселова Дарья Александровна221
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 9»















Методическая разработка

интегрированного урока

«Синичкин день»









Подготовила: Д.А.Веселова, учитель















г. Нижний Новгород

2022-2023 уч.год



Цель: Продолжать знакомить детей с культурой русского народа, дать детям представление о русском народном празднике «Синичкин день».

Задачи:

Образовательные:

1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.

2. Научить распознавать птиц по характерным внешним признакам.

3.Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах.



Развивающие:

1. Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их поведением .

2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.

3. Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.

2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.


Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, рабочий лист, фотографии разных видов синиц.

Предварительная работа: рассматривание плакатов, иллюстраций с изображением птиц; чтение художественной литературы по тематике; чтение и заучивания пословиц и поговорок; разучивание стихотворений о синицах; изготовление кормушек с детьми и родителями.

Список используемой литературы:

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. .-М: Просвещение 2019г.

 Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2014.

Волчкова В.Н.,СтепановаН.В. Конспекты занятий Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2014г.

Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?. Москва.: «Издательство ГНОМ и Д»2010г.

Воронкевич.О.А. Добро пожаловать в экологию!.-Санкт-Петербург.: «Детство-Пресс» 2017


Рабочий лист
DOCX / 1.52 Мб

/data/files/b1667915004.docx (Рабочий лист)г.





































Ход урока

Учитель: Ребята, вы любите ходить в гости?

Дети: Да.

Учитель: А вот куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес.)

Дети отгадывают загадку. Проходят к интерактивной доске, где изображён лес.

Учитель: А в какой лес мы с вами попали? Кругом разноцветные листья, пожухлая трав?

Дети: В осенний лес.

Учитель: Здравствуй, лес! Чудесный, лес!
Полон разных ты чудес!
Кто в твоей глуши таится?
Может зверь, а может птица?


Учитель: Ребята, как природа приготовилась к зиме? (ответы детей)

Птицы зимой не спят, часть птиц – улетает в тёплые края, часть осталась около нашего жилья? Почему? (ответы детей)

Как называются птицы, которые остались на зиму?

А которые улетели на юг?

Учитель: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц в нашем лесу. Птицы предлагают нам поиграть с ними. Поиграем? Нужно будет разместить птиц на 2 группы – зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц - под солнышком.

Дидактическая игра (на интерактивной доске): «Одинаковые, но разные».

Учитель: Хорошо вы знаете зимующих и перелётных птиц.

Сегодня мы поговорим об одной зимующей птичке. А вот о какой мы сейчас узнаем.

Загадка.

Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться,

Угощения наше ей снится.

Прилетает к нам часто… (синица).

С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.

В народе говорили :

«Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

« Синичка – воробью сестричка».

 «Хвалилась синица хвостом море зажечь».

 «Невелика синица, голосок востёр».

Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом?


Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе они дают сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно. Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.



А сейчас послушайте стихотворение про синиц.

Ученик:

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится,

Клювиком в моё стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

Учитель: ребята, у вас на столе лежит рабочий лист. Давайте выполним задание 1. Вам нужно прочитать и озаглавить тест. Выполнить задание к тексту.

Дети выполняют задание у доски/ на листе

Учитель: молодцы, справились!

Учитель: посмотрите на задание 2. Обведите по контуру синичку, раскрасьте ее в соответствии с текстом.

Дети выполняют задание на листе, показывают свой результат.

Учитель: На территории России чаще всего встречаются такие виды синиц. Посмотрите на доску.

Найдите синиц разных видов в филворде в рабочем листе (задание 3).

Учитель: Ребята, синичка очень дружелюбная птичка и однажды она прилетит к вам со своей стаей. Задание 4.

Дети решают задачу про стаи синиц.

Учитель: молодцы! Интересно ли вам узнать каких же размеров синичка? Найдем значение каждого числового выражения.

Дети работают на листе. Проверяют.

Учитель: Я думаю, что после такой плодотворной работы наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Теремок”. Мы специально для них составили праздничное меню и приготовили кормушки.

Задание 6. Пройди лабиринт и наполни кормушку угощениями для синиц.

Учитель: молодцы ребята, птичкам так понравилось!

Ребята, как мы можем помочь птицам зимой? Ответы детей (смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц).

Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;

Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Наша задача, ребята, не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать.

Ваше домашнее задание: задание 7. С помощью QR-кода посмотри видео и составь несколько правил для памятки «Как подкармливать зимующих птиц»

Учитель: Наша задача, ребята, не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать.

Ребята! Мы с вами сделали нужное и полезное дело накормили птиц, а они в свою очередь отблагодарят нас своим прелестным щебетанием да и просто своим присутствием.








Дата проведения: 12 ноября 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.