Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия "В гостях у дедушки Корнея", посвящённого творчеству К. И. Чуковского

0
0
Материал опубликован 17 September

Интегрированное внеклассное мероприятие для учащихся 2 класса «В гостях у дедушки Корнея»,

посвящённое творчеству К.И.Чуковского

Автор: Бабкина Татьяна Геннадьевна,

учитель начальных классов

МАОУ «Лицей №8» г. Перми,

педагога-организатора ДЮЦ «Рифей».


Цели:

Знакомство детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.

Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя.

Пробуждение у учащихся в свободное от уроков время самостоятельного обращения к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

расширить кругозор детей;

воспитывать интерес к литературному чтению;

в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании изученных произведений;

развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления.

Задачи занятия:

В сфере личностных УУД:

Формирование учебно-познавательного интереса к материалу;

развитие способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

эстетического вкуса на основе литературных произведений К.И.Чуковского;

В сфере регулятивных УУД:

формирование навыков планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

умение действовать и принимать решения по предложенному плану;

умение оценивать правильность выполнения действий;

В сфере познавательных УУД:

поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием всех возможных источников;

постановка и формулирование проблемы, поиск её решения;

развитие речевых навыков при устных высказываниях;

В сфере коммуникативных УУД:

формирование умения полно и чётко выражать свои мысли, умело владея речью;

воспитывать доброжелательное отношение к мнению своих товарищей.

Метапредметные планируемые результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

- готовность работать в группе: распределять обязанности, планировать свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель.

Познавательные УУД:

- Извлекать информацию из разных источников (схема).

- Строить речевое высказывание в устной форме.

- Устанавливать причинно-следственные связи.

- Делать выводы на основе анализа объектов.

Регулятивные УУД:

- Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

- Слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Коммуникативные УУД

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Личностные УУД

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,

- формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Оборудование:

1. Выставка детских книг К. И. Чуковского.

2. Рисунки детей к произведениям К.И.Чуковского, созданные под руководством педагога дополнительного образования.

3. Портрет К.И.Чуковского .

4. Чудо-дерево (иллюстрация)

5. Кроссворды для групп.

6. Загадки на альбомном листе, книга «Загадки Чуковского», созданная детьми.

7. Поделки из пластилина, цветной бумаги (герои сказок), изготовленные детьми на занятиях ИЗО под руководством педагога дополнительного образования и на занятиях геометрии в бумажной пластике с педагогом.


8. Мешок с предметами из сказок К.И.Чуковского.

9. Картинки для рефлексии (герои сказок К.И.Чуковского и герои других авторов).

Ход мероприятия

1. Вступление.

- Дорогие ребята! В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили все дети России, и который заслужил у ребят почётное звание «дедушка».

Корней Иванович Чуковский. В 2022 году ему исполнится 140 лет. И мы сегодня будем говорить о нём, потому что он особенный, побываем в гостях у дедушки Корнея.

2. Портрет.

Да, дедушку Корнея дети всегда любили. Своим маленьким друзьям он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки:

Чуковский Корней,

Таланта хвалённого,

В два раза длинней

Столба телефонного….

- так охарактеризовал будущего автора популярнейших детских стихов Корнея Чуковского его друг Влад Жаботинский.

Громкоголосый, с полными румяными губами, над которыми «приютился» «увесистый любопытный нос», с вечно смеющимися глазами, не похожий ни на кого и очень щедрый на ласку.

3. Чудо-дерево.

У Чуковского всегда было много маленьких гостей. И он их угощал сказками, шутками, загадками, стихами, вообще чудесами. И такое «чудо» выросло у нас – это Чудо-дерево. (Прикрепляю на доску чудо-дерево, портрет в центре).

Как у наших у ворот Чудо – дерево растет.

Чудо, чудо, чудо расчудесное.

4. Выставка книг.

- С ранних лет произведения Корнея Ивановича приносят нам всем радость. Представлена выставка ваших книг Чуковского. Откуда они у вас?

Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи», «Телефона»…, стихов.

5. Стихи.

- Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться за других. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. (Прикрепляем на чудо-дерево табличку «Стихи») Дети читают наизусть стихотворения “Радость”, “Ёжики смеются” и др.

6. Загадки.

- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

- Вы собрали все загадки Чуковского и создали книгу (показываю). Предлагаю прочитать загадки и отгадать. (Раздаю группам по 2 загадки, подготовленный читает вслух, отгадывают). (Прикрепляем на чудо-дерево табличку «Загадки»).

7. Сказки.

- А вы знаете, что Корней Иванович Чуковский до 37 лет никогда не писал детских сказок и стихов. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.

Подготовленный ученик: Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. (Прикрепляем на чудо-дерево табличку «Сказки»).
- Он считал, что «сказка для каждого нормального ребёнка – самая здоровая пища, не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет права отнимать у него эту здоровую, ничем не заменимую пищу». 

- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя. (Раздаю каждой группе кроссворд, отгадывают.)

- Героем многих сказок К.И.Чуковского является крокодил.. Вспомните, какие это сказки и прочитайте из неё отрывок. (читают отрывки).


Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами. (“
Путаница”)

Бедный крокодил
Жабу проглотил.
(“Тараканище”)

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил…
(“Мойдодыр”)

И со слезами просил:
– Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
(“Телефон”)

Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся Крокодил
И злодея Бармалея
Словно муху
Проглотил.
(“Бармалей”)

А в Большой Реке
Крокодил лежит
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное…
(“Краденое солнце”)

Жил да был Крокодил
Он по улицам ходил…
А за ним – то народ
И поёт и орёт:
“Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?”
(“Крокодил”)

- Не менее интересны и другие герои, вот перед вами выставка героев сказок из пластилина и цветной бумаги, сделанные детьми вместе с преподавателями геометрии в бумажной пластике и изо.

- Из каких сказок эти герои? Представьте их, прочитав отрывки из сказок. (Мойдодыр, крокодил, зайчики. Представляют композицию из бумаги к сказке «Бармалей»).

Кто-то пасть свою открыл,

Кто-то что-то проглотил.

Потемнело все вокруг,

Ой, какой везде испуг!

Но медведь сразил врага,

С ним расправа недолга!

Струсил враг и воротил

То, что в небе проглотил!  ("Краденое солнце")


- А вот история создания другой сказки.

Подготовленный ученик: К.И.Чуковский вспоминал:

А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону,
Если пойду я ко дну…

Я сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца у сказки не было”. («Айболит») (представляют композицию из бумаги к сказке «Айболит»).


- А вот ещё загадка про одного героя Чуковского. Он рычит, и кричит, И усами шевелит: "Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу! Что за насекомое. Всех лесных зверюшек перепугал. Кроме храброго воробушка.

- Сказка «Тараканище», которую написал Чуковский — это первая детская страшилка — триллер, с которой большинство из нас  встречались в своей жизни. (Инсценировка сказки «Тараканище»)


- А вот история создания другой сказки.


Подготовленный ученик:
Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: “Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!


- Так родился на свет “Мойдодыр”. Стихи Чуковского очень музыкальны. К сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде. Этот гимн исполнит хор 2 класса. (Поют песню)


- Подготовленный ученик: - Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.

-   Ребята, вы нарисовали рисунки к сказкам К.И.Чуковского. Предлагаю игру. Выберите только относящиеся к сказке «Федорино горе», расположи их правильном порядке. Дети располагают иллюстрации, читают цитаты).

- Подготовленный ученик: К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба. (Учащиеся танцуют сюиту “Муха-Цокотуха).

7. Игра «Волшебный мешок».

У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Вспомните строки об этом предмете и название произведения.

- мыло – (Вот и мыло подскочило… «Мойдодыр»)

- блюдце – (А за ними блюдца… «Федорино горе»)

- воздушный шар – (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике… «Тараканище»)

- перчатки - (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» «Телефон»)

- монета - (Муха по полю пошла, муха денежку нашла… «Муха-Цокотуха»)

- шоколадка - (И всем по порядку даёт шоколадку… «Айболит»)

- спички- (А лисички взяли спички, к морю синему пошли… «Путаница»)

- градусник – (И ставит, и ставит им градусники… (“Айболит”)


8. Знакомство со сказкой «Приключение Бибигона»

(Показываю на выставку книг) Перед вами, ребята, замечательные сказки, написанные самым добрым сказочником на свете К. И. Чуковским. Сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича. Среди всех его героев мы ощущаем присутствие самого автора. “У меня зазвонил телефон” или “я живу в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мной живёт крохотный лилипут, мальчик-с-пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришёл, я не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои дети, и внуки - мы очень любим его”.


В какой сказке живет?

Тоненький он,

Словно прутик,

Маленький он

Лилипутик.

Ростом, бедняга, не выше

Вот этакой маленькой мыши.

Со всеми, со всеми

Готов он сразиться

И никогда

Никого 

Не боится.

Он весел и ловок,

Он мал, да удал,

Другого 

Такого

Я век не видал.

("Приключения Бибигона") (Показ книги “Приключения Бибигона”)


9. Переводы

Много произведений написал К.И.Чуковский. И все они любимые. Вы с удовольствием будете перечитывать его книги (показываю на выставку).

- Но почему книга «Приключения Тома Сойера» среди книг Чуковского, её ведь написал Марк Твен? (Он перевёл книгу с английского языка)

- Мы познакомимся с Чуковским - переводчиком. Он перевёл с английского народные песенки, “Приключения барона Мюнхаузена”, “Приключения Тома Сойера”, Приключения Гекльберри Финна”, “Приключения маленького оборвыша”, “Принц и нищий”, “Рикки-тики-тави” и другие. (Показ книг).

(Прикрепляем на чудо-дерево табличку «Переводы зарубежных произведений»).

Дети читают народные песенки.

10. Рефлексия.

- Ребята, понравилось Вам в гостях у дедушки Корнея? Что Вам особенно понравилось и запомнилось? Посмотрите, какое Чудо-дерево выросло у нас за урок. Корней Иванович Чуковский – великий, талантливый. И поэтому, спустя почти 140 лет, он остаётся особенным, любимым для многих читателей от мала до велика.

Если вам понравилось занятие, поместите на наше чудо-дерево картинки, изображающие героев произведений Чуковского, а если нет, то героев из других сказок.


11. Заключение.

Вот и подошла наша встреча к концу. Но это не значит, что закончилась встреча с утешителем и развлекателем детей и взрослых Корнеем Ивановичем Чуковским. Ведь книги доброго волшебника всегда ждут своих читателей. Когда вам вдруг захочется снова повеселиться, вспомнить любимые всеми сказки с их героями - возьмите книжки "дедушки Корнея".

Хорошие книжки писал дед Корней,

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши и дети

Сказки читать весёлые эти.


Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь.»




Приложение

          Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

По вертикали:

1. Название сказки, в которой звери тащили из болота бегемота.

2. Имя мухи-именинницы. 

3. Кто вернул краденое солнце?

4. Имя акулы в сказках Чуковского.

По горизонтали:

5. Закончи строчку:

Умывальников начальник и мочалок командир.

Я - Великий Умывальник, знаменитый…

6. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

7. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю в сказке «Мойдодыр».

8. Отгадай загадку:

Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей.

 

3


 


 

6

 



4





2




1

5




3






4





6

7







7


1














8

5


82





























1

2

3

4

5

6

7

8
























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.