Методическая разработка интерактивной исторической игры «Древняя Греция» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Козловка
Питерского района Саратовской области»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
Разработала учитель истории и обществознания
Зотова Евгения Николаевна
Методическая разработка
Цель: всестороннее изучение древнегреческой культуры с целью расширения общеобразовательного кругозора.
Задачи:
формирование исторической культуры детей;
расширение знаний учащихся о древнегреческой культуре;
привитие навыков познавательной творческой деятельности;
стимулирование познавательного интереса к историческим наукам.
Практическая значимость работы. Данная методическая разработка может быть использована в урочной деятельности учителя как форма контроля после изучения темы «Древняя Греция», во внеурочной деятельности, при проведении предметной недели.
Игра рассчитана на учащихся 5-х классов.
Игра состоит из двух раундов, между которыми участникам игры предлагается музыкальная пауза.
В первом раунде участникам предстоит ответить на вопросы четырех категорий:
Богини Древней Греции.
Боги Древней Греции.
Мифы Древней Греции.
Исторические личности.
Каждая категория включает шесть вопросов.
Во втором раунде 6 категорий, по пять вопросов в каждой.
Одним словом.
Фразеологизмы.
Театр.
Чудеса света.
Олимпийские игры.
Архитектура и искусство.
Описание.
Методическая разработка интерактивной исторической игры может быть использована в урочной деятельности учителя как форма контроля после изучения темы «Древняя Греция», во внеурочной деятельности, при проведении предметной недели.
Игра состоит из двух раундов, между которыми участникам игры предлагается музыкальная пауза.
В первом раунде участникам предстоит ответить на вопросы четырех категорий:
Богини Древней Греции.
Боги Древней Греции.
Мифы Древней Греции.
Исторические личности.
Каждая категория включает шесть вопросов.
Во втором раунде 6 категорий, по пять вопросов в каждой.
Одним словом.
Фразеологизмы.
Театр.
Чудеса света.
Олимпийские игры.
Архитектура и искусство.
Итог игры: Древнегреческая культура оказала сильнейшее влияние на всю мировую культуру последующих эпох.
Инструкция.
Навигация по слайдам осуществляется в режиме гиперссылка с игрового поля.
Возврат на игровое поле – при нажатии на символ
Во втором раунде в категории Олимпийские игры есть гиперссылка на дополнительную информацию.
Ведущий может не открывать гиперссылку, а вернуться сразу на игровое поле со слайда вопроса (например, если команда дала достаточно полный ответ, нет необходимости его дублировать).
Ход мероприятия.
Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами на историческую игру «Знакомьтесь: Древняя Греция».
По итогам игры вам нужно ответить на вопрос: Влияние древнегреческой культуры на развитие мировой цивилизации. Поэтому предлагается одному члену команды отвести роль летописца, задача которого – фиксировать основные достижения изучаемой культуры.
Наша игра состоит из двух раундов.
Внимание: первый раунд!
На игровом поле – четыре категории вопросов. Вы можете выбирать любой вопрос любой категории. Время ответа – 1 минута. Цена вопроса – 5 баллов. За дополнительную информацию в категории «Мифы» – 5 баллов.
Категория 1. Богини Древней Греции.
Богиня охоты (Артемида).
Богиня справедливой войны и мудрости (Афина).
Богиня любви и красоты (Афродита).
Богиня плодородия и земледелия (Деметра).
Богиня правосудия и закона (Фемида).
Супруга Зевса, покровительница брака (Гера).
Категория 2. Боги Древней Греции.
Владыка подземного царства мертвых (Аид).
Бог виноградарства и виноделия (Дионис).
Владыка морей (Посейдон).
Бог солнца, света и правды (Аполлон).
Бог неба и грома (Зевс).
Бог торговли, красноречия (Гермес).
Категория 3. Мифы Древней Греции.
Задание. Определить действующих лиц (5 баллов). Оживить картинки (+5 баллов).
Тесей и Минотавр.
Легенда. Жители Афин каждые девять лет должны были посылать на остров Крит дань критскому царю Миносу — семь юношей и семь девушек. А Минос отдавал их на съедение Минотавру — чудовищу с туловищем человека и головой быка, жившему в страшном и запутанном Лабиринте.
Тесей, сын царя Эгея, решил убить Минотавра.
Дочь царя Миноса — Ариадна полюбила Тесея и решила спасти его от страшной пасти чудовища. Ночью она тайком пробралась к темнице и принесла Тесею кинжал, чтобы убить Минотавра, и клубок ниток, чтобы выбраться потом из Лабиринта.
Утром несчастных пленников повели в лабиринт. Тесей спрятался за выступ стены и, когда Минотавр приблизился, он решительным и быстрым ударом убил чудовище. С помощью путеводной нити Тесей выбрался назад.
Тесей, возвращаясь домой, забыл сменить черные паруса на белые. А его старый отец, увидев черные паруса, в отчаянии бросается со скалы в море. И с тех пор оно называется Эгейским.
Икар и Дедал.
Легенда. Икар и его отец Дедал были заключены в тюрьму царя Миноса – Лабиринт. Но Дедал нашел способ для побега: соорудил две пары крыльев из воска и перьев, одну пару для себя, а другую - для Икара. Дедал просил сына: «Не поднимайся слишком высоко; солнце растопит воск. Не лети слишком низко; морская вода попадёт на перья и они намокнут». Но уже во время перелёта в Элладу Икар настолько увлекся полётом, что забыл наставление отца и поднялся очень высоко, приблизившись слишком близко к Солнцу. Лучи Солнца растопили воск, в результате Икар упал и утонул.
Аид и Персефона.
Легенда. Персефона, дочь богини плодородия Деметры, была похищена владыкой подземного царства Аидом. Убитая горем Деметра облачилась в черные одежды и отправилась на поиски дочери. Мрачные времена настали для всего живущего на земле. Не плодоносили ни поля, ни сады. Наступил голод. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с просьбой отпускать время от времени жену на землю, чтобы Персефона могла видеться с матерью. Аид не посмел ослушаться Зевса.
Троянский конь.
Легенда. Война между троянцами и данайцами началась потому, что троянский царевич Парис украл красавицу гречанку Елену из города Спарта. Её муж, царь Спарты, со своим братом собрал войско греков и пошел на Трою. После длительной и безуспешной осады, греки прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают. Троянцы втащили коня в город. Внутри коня сидело 50 лучших воинов. Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей.
Отсюда возник фразеологизм «троянский конь», употребляемый в значении: тайный, коварный замысел, замаскированный под подарок.
Двенадцать подвигов Геракла.
Легенда. Великий древнегреческий герой Геракл был сыном Зевса и смертной женщины Алкмены. С самого рождения Геракла преследовала жена Зевса, богиня Гера. Геракл с раннего детства отличался огромной силой. Уже в колыбели он задушил двух огромных змей, присланных Герой погубить младенца. Геракл совершил 12 подвигов, предначертанных ему судьбой.
Яблоко раздора.
Легенда. Обиженная богиня раздора — Эрида подбросила на стол золотое яблоко с надписью: “Прекраснейшей”. Увидели яблоко Гера, Афина и Афродита; каждая из них захотела получить его. И тогда повелел Зевс, чтобы рассудил их троянский царевич Парис. Отправились к нему богини, каждая предлагала щедрую награду: Гера — могущество, Афина — мудрость, а Афродита — прекраснейшую из смертных женщин в жены. Услышал последнее обещание Парис и признал Афродиту прекраснейшей. Выполнила Афродита свое обещание. Повелела она Парису плыть в город Спарту, где правил царь Менелай. Женой его была прекрасная Елена. Радушно принял Менелай гостя, не подозревая ничего худого, устроил в его честь пышный пир. Но ночью Парис бежал из Спарты вместе с прекрасной Еленой. Вся Эллада возмутилась тем, что он нарушил священные законы гостеприимства. Решили греки-ахейцы начать войну с Троей.
Категория 4. Исторические личности. По высказыванию/описанию определить, о какой древнегреческой знаменитости идет речь. (5 баллов).
«Трудно в великих делах сразу всем угодить». В действительности же он не угодил никому и навлек на себя ненависть большинства афинян. (Солон).
«Вы говорите, что я слишком много денег потратил на строительство. Я верну в казну деньги, но на каждом здании будет таблица с моим именем». (Перикл).
Царь греческого острова, чтобы не участвовать в походе на Трою, притворился безумным. Он запряг в один плуг быка и осла и стал пахать морской берег, бросая в борозду соль. (Одиссей).
Его цель – завоевать весь мир. Жрецы объявили его богом и сыном бога Солнца. (Александр Македонский).
«В самой неприступной крепости найдется калитка, через которую проникнет осел, груженный золотом». Создал метательные орудия – башни на колесах. (Филипп Македонский).
Имя великого мудреца осталось в веках, а его казнь легла позорным пятном на афинскую демократию. (Сократ).
Первый раунд закончен. Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам отдохнуть – Музыкальная пауза. (5 минут). Вы послушаете красивую греческую музыку и увидите современную Грецию.
Внимание: второй раунд!
Во втором раунде 6 категорий, по пять вопросов в каждой. Цена вопроса – 5 баллов. Дополнительное пояснение – до 2 баллов.
Категория 1. Одним словом. Замените выделенные слова одним синонимичным словом.
Софокл и Аристофан были знаменитыми ЛЮДЬМИ, СОЧИНЯЮЩИМИ ПЬЕСЫ ДЛЯ ТЕАТРА. (Драматург).
Спартанцы всегда старались говорить КРАТКО И ЯСНО, ВКЛАДЫВАЯ БОЛЬШОЙ СМЫСЛ В НЕМНОГИЕ СЛОВА. (Лаконично).
В школу греческого мальчика сопровождал СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАБ, НАСТАВНИК. (Педагог).
Реформы Солона заложили в Афинах основы НАРОДОВЛАСТИЯ. (Демократия).
БОГАТЫЕ И ЗНАТНЫЕ ЖИТЕЛИ ГРЕЧЕСКИХ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ. (Аристократия).
Категория 2. Фразеологизмы. Объясните значение представленных фразеологизмов.
Ахиллесова пята. (Уязвимое место у человека).
Спартанское воспитание. (Строгое, суровое воспитание).
Драконовские законы. (Суровые, жестокие законы).
Кануть в Лету. (Забыть навсегда).
Гордиев узел. (Запутанное дело, трудно разрешимый вопрос).
Категория 3. Театр. Дайте определения терминам.
АМФИТЕАТР – места для зрителей.
ОРХЕСТРА – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор.
СКЕНЕ – примыкавшая к орхестре постройка, к стене которой прикреплялись декорации.
АКТЕРЫ И ИХ КОСТЮМЫ – актеры-мужчины выступали в мужских и женских масках, в особой обуви на толстой подошве.
«ЗРЕЛИЩНЫЕ ДЕНЬГИ» – их раздавали бедным гражданам для посещения театральных зрелищ. Буква на билете означала сектор, а мест не было, можно было занять любое место, начиная со второго ряда.
Категория 4. Чудеса света. По картинке определите, какое из чудес света представлено.
Храм Артемиды Эфесской. Сооруженный в VI веке до н.э., занимал площадь – 110x55 м, имел 127 восемнадцатиметровых колонн.
Статуя Зевса. 17-метровая статуя покрыта золотом и слоновой костью. Была сделана скульптором Фидием для храма в Олимпе.
Галикарнасский мавзолей. Усыпальница царя Мавсола (умер в 353 до н.э.). Простоял 1800 лет, когда был разобран крестоносцами.
Фаросский маяк в Александрии. Был построен в III в. до н.э. и простоял 1500 лет. На протяжении веков был самым высоким сооружением человека – 130 м.
Колосс Родосский. Гигантская бронзовая статуя – 32 м на 15-метровых колоннах из белого мрамора была сконструирована инженером Харесом и построена на деньги горожан в 280 г. до н.э.
Категория 5. Олимпийские игры. Дать развернутый ответ на вопрос категории. Полный ответ – 7 баллов.
Миф о начале Олимпийских игр. Легенды утверждают, что в Олимпии около могилы Крона, отца Зевса, состоялись соревнования по бегу. И будто бы их организовал сам Зевс, который таким образом отпраздновал победу над своим отцом, сделавшую его властелином мира.
Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.
Правила проведения Олимпийских игр.
Олимпийские игры проводились раз в 4 года.
Олимпийские игры продолжались пять дней.
В Играх могли участвовать все свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные.
Древнегреческие атлеты соревновались голыми. От слова "голый" ("гимнос") происходит слово "гимнастика". Обнаженное тело не считалось чем-то стыдным - наоборот, оно показывало, как упорно спортсмен тренировался. Женщинам запрещалось не то что участвовать, но и наблюдать за ходом Игр. Если на стадионе обнаруживали какую-нибудь женщину, ее по закону должны были бросить в пропасть.
История «Священного огня». В городах Эллады существовал культ Прометея, который похитил огонь с огонь с Олимпа, принес его в тростнике и научил смертных пользоваться им. В его честь проводились Прометейи – состязания бегунов с горящими факелами.
Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения.
Виды состязаний в пятиборье.
Бег
Прыжки в длину
Метание копья
Метание диска
Борьба
Какой вид спорта представлен и в чем его особенность? Гонки колесниц на ипподроме. Если кони приходили первыми, то победа присуждалась не возничему, а владельцу упряжки.
Категория 6. Архитектура и искусство. Дать развернутый ответ на вопрос категории. Полный ответ – 7 баллов.
Основной архитектурный элемент в Древней Греции. (Портик).
Знаменитый древнегреческий скульптор. (Фидий).
Способ выполнения из частиц мрамора сюжетных изображений. (Мозаика).
Неприглядный район в Афинах, раздражающий свободных горожан узкими, кривыми улочками, грязью, запахом дыма. (Керамик).
Чем Арахна прогневила Афину, превратившую ее в паука? (Искусная ткачиха вызвала Афину на состязание.)
Дорогие друзья! На этом наше увлекательное путешествие в Древнюю Грецию заканчивается. Вам дается пять минут на подведение итогов игры, затем слово предоставляется командному летописцу. Вам предстоит ответить на главный вопрос игры: Какое влияние оказала древнегреческая культура на развитие мировой цивилизации?
(Если игра проводится в урочное время, можно записать вывод в тетради.)
Итог игры. Древнегреческая культура оказала сильнейшее влияние на всю мировую культуру последующих эпох.
Достижения древних греков.
Алфавит (24 гласные и согласные буквы)
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
Театр (трагедии и комедии)
Олимпийские игры
Керамика
Мозаика
Архитектура (храм Парфенон)
Скульптура (Фидий)
Наука история (Геродот)
Научные знания (Пифагор, Аристотель, Гиппократ, Архимед, Сократ)
Жюри подводит окончательные итоги; комментируя, объявляет результаты игры. Награждение команд.