Разработка мастер-класса «Удивительный и сложный мир клетки» (Использование метода проектов и художественного слова на уроках биологии)

2
0
Материал опубликован 28 March 2023




Методическая разработка «Использование «художественного слова» на уроках биологии.

Учитель ВК Марфина Ирина Борисовна школа № 3 г. Озёры

Ни один школьный предмет не имеет таких прекрасных перспектив, как биология для применения метода проекта на уроках и внеурочное время, использования литературного, народного творчества... Разнообразие объектов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных, информационных и мыслительных навыков, позволяет повышать качество образования. Красота, богатство красок, запахов и звуков природы дает уникальную возможность развивать образное и логическое мышление, одновременно развивая и вкус.

Коллеги! Рада вас всех видеть, сегодня я попрошу вас побыть в роли учеников на моём мастер классе. Итак, мы начинаем…

Учитель:

Давно пытливый ум мечтал
Внутрь всех вещей взглянуть.
В незримый мир дорогу указал
Великий Левенгук.

Ребята! О ком и о чём говорится в этих строках?

Дети: В 17 веке нидерландец Антони Ван Левенгук изобрел микроскоп, с помощью которого сумел впервые рассмотреть под увеличительными стеклами (линзами) микромир.

А англичанин Роберт Гук, рассматривая в микроскоп маленькие кусочки различных растений, первым ответил на вопрос: «Из чего же они построены?» Он увидел, что любые части растений состоят из ячеек, отделенных друг от друга перегородками. Роберт Гук назвал эти ячейки – клетками.


Показ слайда

t1679985741aa.jpgt1679985741ab.png


Учитель: ребята, сравните и проанализируйте эти картинки. Из чего состоит комната?

Дети: из мебели.

Учитель: какую функцию выполняет эта мебель?

Дети: на кровати спят, за письменным столом делают уроки.

Учитель: правильно. А что изображено на другой картинке?

Дети: клетка и её части.

Учитель: конечно, это растительная клетка. Её части называют органоиды. Ребята, а мы можем с вами назвать органоиды клетки и их функции?

Дети: пока не можем, мы их не знаем.

Учитель: как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?

Дети: О строении клетки.

Учитель: тема нашего урока «Строение клетки». Давайте запишем её в нашу технологическую карту урока.

Учитель: какую цель мы поставим перед собой?

Дети: изучить строение клетки.

Учитель: ребята, перед вами тех карты. В них задание № 1, где изображена растительная клетка, но нет подписей к ней. Давайте попробуем подписать названия частей клетки……..

Учитель: я вижу, вы затрудняетесь это сделать. А почему? ……..Правильно, мы не знаем какие органоиды входят в состав клетки.

Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Давайте поставим себе задачи, какие мы должны выполнить, чтобы достичь нашей цели урока.

Дети: 1. Мы должны по учебнику и дополнительной литературе изучить строение растительной клетки

2. выявить функции каждого органоида…………….

А чтоб нам было иетересно мы выполняем

3. поэтапно выполнить практическую……………


Учитель: Используя текст параграфа, ответьте, пожалуйста, на вопрос, что выполняет функцию границы клетки, что отделяет её от других клеток?

Дети: каждая клетка имеет плотную оболочку. Она придаёт клетке форму и защищает её. В оболочке есть поры, отверстия. Через них происходит связь клетки с окружающей средой.

Возьмите в руки……

Учитель: а чем заполнена клетка внутри?

Дети: внутри находится бесцветное вязкое вещество –цитоплазма. При сильном нагревании или замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.

(Показ слайда и добавление учителя)


Учитель: а сейчас послушайте внимательно:

Сердце клетки - это я!
Уж поверьте мне, друзья
Координирую и согласую,
Чётко всё организую,
Хромосомы сохраняю,
За наследство отвечаю.

Учитель: Что это за органоид?

Дети: этот органоид – ядро. Оно регулирует процессы жизнедеятельности клетки и содержит наследственную информацию об организме.

(Показ слайда и добавление учителя)

Учитель: Почему так сочен плод?

Сладкий сок с него течет.


Дети: плод сочен потому, что в клетках плодов есть особые органоиды – вакуоли. Они заполнены клеточным соком – это вода с растворёнными органическими и неорганическими веществами. (Показ слайда и добавление учителя)


Учитель: про эти органоиды можно смело сказать, что они – основа жизни на Земле.

Дети: это пластиды. Благодаря им в атмосфере образуется кислород, который используют все живые организмы для дыхания. (Показ слайда и добавление учителя)


Учитель: Вот такое строение имеет растительная клетка. Трудно себе представить, что благодаря этой крошке, мы имеем возможность наслаждаться великолепием окружающей нас природы.

Ребята! Мы с вами познакомились со строением клетки. Но у вас может создаться ошибочное впечатление, что клетки плоские. На самом деле они имеют объём. Давайте убедимся в этом, сделав своими руками модель растительной клетки. Вы знаете, что любая растительная клетка покрыта снаружи толстой клеточной оболочкой. Возьмите в руки футляр из-под фотоплёнки – это будет модель растительной клетки. Сожмите футляр в руках, почувствуйте прочность и твёрдость клеточной оболочки. Как вы думаете, почему у растительных клеток должна быть такая твёрдая клеточная стенка?

Дети: Придаёт форму и защиту.

Учитель: Прежде чем мы будем заполнять модель клетки органоидами, давайте нарисуем на оболочке поры. Для чего они нужны?

Дети: Для связи с окружающим пространством.

Учитель: Теперь перейдём к заполнению клетки. Как вы думаете, что нужно поместить вначале?

Дети: Ядро. Оно отвечает за все процессы жизнедеятельности.

Учитель: Очень много места в растительной клетке занимают вакуоли. Напомню: чем старше клетка, тем крупнее вакуоль. Какая клетка получается у вас?

Теперь мы поместим внутрь органоиды, которые придают клеткам растений различный цвет – пластиды. Вы можете моделировать клетку с любым цветом пластид, а кто-то, возможно, захочет смоделировать осеннюю клетку, в которой есть все виды пластид.

Чего теперь не хватает в клетке?

Дети: Цитоплазмы.

Учитель: А для чего она необходима?

Дети: Для связи всех органоидов.

Вот ваша модель растительной клетки и готова. Вы можете подержать её в руках, ощутить её объём, наблюдать сквозь оболочку движение цитоплазмы и органоидов.

Учитель: ребята, думаю, что теперь вы легко сможете выполнить задание № 1 на рабочем листе.




























Технологическая карта ученика______________________________________

фи класс

Тема урока:---------------------------------------------------------------------------------------------

Ход урока

Изучить

Практ собрать модель

Закрепление

Задание Обозначьте части клетки

Обозначьте части клетки на схеме.


1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________


t1679985741ac.png







Задание №2 «Функции органоидов клетки»

Заполните таблицу

Название органоида

Выполняемая функция

Оболочка

Сохраняет целостность клетки, придает форму


Цитоплазма




Ядро


Вакуоль





Задание № 3



Закончите фразу,

Мне кажется, что я похож на ___________________(назвать органоид клетки), потому что__________________________________________________________

____________________________________________________________________



Рефлексия


Пожалуйста, закончите 3 наиболее значимые лично для вас предложения:

А вы знаете, что сегодня на уроке я________________________________

Больше всего мне понравилось____________________________________

Самым интересным сегодня на уроке было__________________________

Самым сложным для меня сегодня было____________________________

Сегодня на уроке я почувствовал__________________________________

Сегодня я понял_________________________________________________

Сегодня я научился______________________________________________

Сегодня я задумался_____________________________________________

Сегодняшний урок показал мне____________________________________

10) На будущее мне надо иметь в виду________________________________

Заключение

Ни один школьный предмет не имеет таких прекрасных перспектив, как биология для применения метода проекта на уроках и внеурочное время. Разнообразие объектов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных, информационных и мыслительных навыков, позволяет повышать качество образования. Красота, богатство красок, запахов и звуков природы дает уникальную возможность развивать образное и логическое мышление, одновременно развивая и вкус.

Я показала вам один из видов проектной деятельности на уроке – мини проект. Но, к счастью, мини проекты очень часто перерождаются в более серьёзные и масштабные проекты. С удачным исследовательским проектом жаль расставаться. Он требует продолжения «жизни». Так в прошлом учебном году, на уроке по теме «Бактерии» наш мини проект «Строим дом для бактерий», нашел своё продолжение, приняв участие в муниципальном конкурсе «Шаг в науку».

Охендушко Милена, ученица 5 класса, стала победителем.



t1679985741ad.gif










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.