Разработка мастер-класса «Удивительный и сложный мир клетки» (Использование метода проектов и художественного слова на уроках биологии)
Методическая разработка «Использование «художественного слова» на уроках биологии.
Учитель ВК Марфина Ирина Борисовна школа № 3 г. Озёры
Ни один школьный предмет не имеет таких прекрасных перспектив, как биология для применения метода проекта на уроках и внеурочное время, использования литературного, народного творчества... Разнообразие объектов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных, информационных и мыслительных навыков, позволяет повышать качество образования. Красота, богатство красок, запахов и звуков природы дает уникальную возможность развивать образное и логическое мышление, одновременно развивая и вкус.
Коллеги! Рада вас всех видеть, сегодня я попрошу вас побыть в роли учеников на моём мастер классе. Итак, мы начинаем…
Учитель:
Давно пытливый ум мечтал
Внутрь всех вещей взглянуть.
В незримый мир дорогу указал
Великий Левенгук.
Ребята! О ком и о чём говорится в этих строках?
Дети: В 17 веке нидерландец Антони Ван Левенгук изобрел микроскоп, с помощью которого сумел впервые рассмотреть под увеличительными стеклами (линзами) микромир.
А англичанин Роберт Гук, рассматривая в микроскоп маленькие кусочки различных растений, первым ответил на вопрос: «Из чего же они построены?» Он увидел, что любые части растений состоят из ячеек, отделенных друг от друга перегородками. Роберт Гук назвал эти ячейки – клетками.
Показ слайда
Учитель: ребята, сравните и проанализируйте эти картинки. Из чего состоит комната?
Дети: из мебели.
Учитель: какую функцию выполняет эта мебель?
Дети: на кровати спят, за письменным столом делают уроки.
Учитель: правильно. А что изображено на другой картинке?
Дети: клетка и её части.
Учитель: конечно, это растительная клетка. Её части называют органоиды. Ребята, а мы можем с вами назвать органоиды клетки и их функции?
Дети: пока не можем, мы их не знаем.
Учитель: как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?
Дети: О строении клетки.
Учитель: тема нашего урока «Строение клетки». Давайте запишем её в нашу технологическую карту урока.
Учитель: какую цель мы поставим перед собой?
Дети: изучить строение клетки.
Учитель: ребята, перед вами тех карты. В них задание № 1, где изображена растительная клетка, но нет подписей к ней. Давайте попробуем подписать названия частей клетки……..
Учитель: я вижу, вы затрудняетесь это сделать. А почему? ……..Правильно, мы не знаем какие органоиды входят в состав клетки.
Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Давайте поставим себе задачи, какие мы должны выполнить, чтобы достичь нашей цели урока.
Дети: 1. Мы должны по учебнику и дополнительной литературе изучить строение растительной клетки
2. выявить функции каждого органоида…………….
А чтоб нам было иетересно мы выполняем
3. поэтапно выполнить практическую……………
Учитель: Используя текст параграфа, ответьте, пожалуйста, на вопрос, что выполняет функцию границы клетки, что отделяет её от других клеток?
Дети: каждая клетка имеет плотную оболочку. Она придаёт клетке форму и защищает её. В оболочке есть поры, отверстия. Через них происходит связь клетки с окружающей средой.
Возьмите в руки……
Учитель: а чем заполнена клетка внутри?
Дети: внутри находится бесцветное вязкое вещество –цитоплазма. При сильном нагревании или замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.
(Показ слайда и добавление учителя)
Учитель: а сейчас послушайте внимательно:
Сердце клетки - это я!
Уж поверьте мне, друзья
Координирую и согласую,
Чётко всё организую,
Хромосомы сохраняю,
За наследство отвечаю.
Учитель: Что это за органоид?
Дети: этот органоид – ядро. Оно регулирует процессы жизнедеятельности клетки и содержит наследственную информацию об организме.
(Показ слайда и добавление учителя)
Учитель: Почему так сочен плод?
Сладкий сок с него течет.
Дети: плод сочен потому, что в клетках плодов есть особые органоиды – вакуоли. Они заполнены клеточным соком – это вода с растворёнными органическими и неорганическими веществами. (Показ слайда и добавление учителя)
Учитель: про эти органоиды можно смело сказать, что они – основа жизни на Земле.
Дети: это пластиды. Благодаря им в атмосфере образуется кислород, который используют все живые организмы для дыхания. (Показ слайда и добавление учителя)
Учитель: Вот такое строение имеет растительная клетка. Трудно себе представить, что благодаря этой крошке, мы имеем возможность наслаждаться великолепием окружающей нас природы.
Ребята! Мы с вами познакомились со строением клетки. Но у вас может создаться ошибочное впечатление, что клетки плоские. На самом деле они имеют объём. Давайте убедимся в этом, сделав своими руками модель растительной клетки. Вы знаете, что любая растительная клетка покрыта снаружи толстой клеточной оболочкой. Возьмите в руки футляр из-под фотоплёнки – это будет модель растительной клетки. Сожмите футляр в руках, почувствуйте прочность и твёрдость клеточной оболочки. Как вы думаете, почему у растительных клеток должна быть такая твёрдая клеточная стенка?
Дети: Придаёт форму и защиту.
Учитель: Прежде чем мы будем заполнять модель клетки органоидами, давайте нарисуем на оболочке поры. Для чего они нужны?
Дети: Для связи с окружающим пространством.
Учитель: Теперь перейдём к заполнению клетки. Как вы думаете, что нужно поместить вначале?
Дети: Ядро. Оно отвечает за все процессы жизнедеятельности.
Учитель: Очень много места в растительной клетке занимают вакуоли. Напомню: чем старше клетка, тем крупнее вакуоль. Какая клетка получается у вас?
Теперь мы поместим внутрь органоиды, которые придают клеткам растений различный цвет – пластиды. Вы можете моделировать клетку с любым цветом пластид, а кто-то, возможно, захочет смоделировать осеннюю клетку, в которой есть все виды пластид.
Чего теперь не хватает в клетке?
Дети: Цитоплазмы.
Учитель: А для чего она необходима?
Дети: Для связи всех органоидов.
Вот ваша модель растительной клетки и готова. Вы можете подержать её в руках, ощутить её объём, наблюдать сквозь оболочку движение цитоплазмы и органоидов.
Учитель: ребята, думаю, что теперь вы легко сможете выполнить задание № 1 на рабочем листе.
Технологическая карта ученика______________________________________
фи класс
Тема урока:---------------------------------------------------------------------------------------------
Ход урока
Изучить
Практ собрать модель
Закрепление
Задание Обозначьте части клетки
Обозначьте части клетки на схеме.
1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ |
Задание №2 «Функции органоидов клетки»
Заполните таблицу
Название органоида | Выполняемая функция |
Оболочка | Сохраняет целостность клетки, придает форму |
Цитоплазма | |
Ядро | |
Вакуоль |
Задание № 3
Закончите фразу,
Мне кажется, что я похож на ___________________(назвать органоид клетки), потому что__________________________________________________________
____________________________________________________________________
Рефлексия
Пожалуйста, закончите 3 наиболее значимые лично для вас предложения:
А вы знаете, что сегодня на уроке я________________________________
Больше всего мне понравилось____________________________________
Самым интересным сегодня на уроке было__________________________
Самым сложным для меня сегодня было____________________________
Сегодня на уроке я почувствовал__________________________________
Сегодня я понял_________________________________________________
Сегодня я научился______________________________________________
Сегодня я задумался_____________________________________________
Сегодняшний урок показал мне____________________________________
10) На будущее мне надо иметь в виду________________________________
Заключение
Ни один школьный предмет не имеет таких прекрасных перспектив, как биология для применения метода проекта на уроках и внеурочное время. Разнообразие объектов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных, информационных и мыслительных навыков, позволяет повышать качество образования. Красота, богатство красок, запахов и звуков природы дает уникальную возможность развивать образное и логическое мышление, одновременно развивая и вкус.
Я показала вам один из видов проектной деятельности на уроке – мини проект. Но, к счастью, мини проекты очень часто перерождаются в более серьёзные и масштабные проекты. С удачным исследовательским проектом жаль расставаться. Он требует продолжения «жизни». Так в прошлом учебном году, на уроке по теме «Бактерии» наш мини проект «Строим дом для бактерий», нашел своё продолжение, приняв участие в муниципальном конкурсе «Шаг в науку».
Охендушко Милена, ученица 5 класса, стала победителем.