12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич14262
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»

ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КЛЕТКИ


Цель деятельности учителя: систематизация, обобщение и расширение знаний о строении, многообразии и значении клеток

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о строении и жизнедеятельности клеток в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.

2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей природы.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях физических и химических явлений в природе и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».


                                                           Ход игры.

           Ребята! Сегодня мы с вами начинаем цикл интеллектуальных игр по курсу «Общая биология». Эта игра первая в этом году, но вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.


Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что…»

    1.Рибоза, лактоза и дезоксирибоза относятся к моносахаридам (нет, лактоза – это дисахарид, состоящий из глюкозы и галактозы, относится к олигосахаридам)

    2.Выделяют две группы бактерий – эубактерии и архебактерии

    3.Существуют фотогетеротрофные бактерии (да, они используют световую энергию для синтеза органических соединений из органических веществ)

    4.Архебактерии не содержат муреина в клеточной стенке

    5.Цианобактерии, или сине-зеленые водоросли, могут быть не только сине-зелеными, но и фиолетовыми, красными и черными

    6.Цианобактерии в отличии от фотоавтотрофных бактерий выделяют в окружающую среду кислород (да, а у фотоавтотрофных бактерий фотосинтез протекает без выделения кислорода)

    7.АТФ синтезируется в хлоропластах и митохондриях

    8.Наш организм способен окислять органические вещества только при наличии достаточного количества кислорода (нет, существует и анаэробное дыхание)

    9.В процессе эволюции первыми возникли РНК, а потом и ДНК ( да, они могут выполнять более разнообразные функции)

    10.Образовавшаяся на ДНК м-РНК сразу же поступает в цитоплазму (нет, при созревании из нее вырезаются интроны – участки, некодирующие аминокислоты, а оставшиеся экзоны склеиваются)

    11.м-РНК – структура неустойчивая и этот ее недостаток важен для клетки (да, после считывания информации не накапливается в клетке и быстро гидролизируется ферментами)

    12.Существуют организмы, способные синтезировать органические вещества за счет окисления неорганических (хемосинтезирующие бактерии)

    13.Длина ДНК в одной хромосоме мухи дрозофилы – 4 см, в 10 раз больше тела мухи

    14.Основным источником энергии в организме служат жиры, так как при их окислении выделяется больше энергии, чем при окислении белков и углеводов ( нет, основным источником энергии являются углеводы)

    15.Одна молекула уреазы за 1 минуту способна расщепить до 30 тысяч молекул мочевины ( да, без фермента для этого потребовалось бы около 3 млн.лет)


Конкурс «Подсказка» по теме «Химический состав клетки»

1. Эти вещества могут быть в клетке в запасе

2. У растений они одни, а у грибов и животных другие

3. В зависимости от количества мономерных звеньев меняются их свойства

                                                                     (углеводы)

1. Это важное для организма вещество относится к стеролам

2. Это не гормоны, а вещество, которое «засоряет» наши кровеносные сосуды, поэтому

рекламируются продукты с малым содержанием этого вещества

3. Но он необходим нашему организму для образования мембран клеток, а его избытки

сгорают при активном образе жизни

                                                                     (холестерин)

1. Вступая в реакцию с исходным веществом, они его изменяют

2. Но сами при этом не изменяются

3. Поэтому ничтожно малое их количество может изменить большую массу исходного

вещества

                                                                     (ферменты)

1. Они похожи на самое важное вещество нашего организма

2. Некоторые из них обладают кроме широко известных функций и ферментативной

активностью

3. Существует 3 вида этих веществ

                                                                        (РНК)

1. Этот элемент входит в состав костей и зубов.

2. Он также необходим нашему организму для нормального свертывания крови

3. Нарушение обмена этого вещества – одна из причин рахита

                                                                       (кальций)


Кроссворд "Что это за наука"


Кроссворд "Что это за наука"
DOCX / 12.62 Кб

    1.Где хлорофилл, там и ( граны)

    2.Они образуют органоид, имеющий отношение к делению клетки ( центриоли)

    3.А где энергетические станции клетки, там и ( кристы)

    4.Их три вида, разных по цвету ( пластиды)

    5.Это то, что помогает растениям выполнять космическую роль ( хлоропласты)

    6.Его можно найти в печени и в мышцах, есть он и у грибов ( гликоген)

    7.Обнаружен в клетке последним из органоидов ( рибосомы)

    8.Всегда рядом с ядром, с именем ученого – комплекс ( Гольджи)

    9.Осуществляют клеточный иммунитет ( лейкоциты)

    10.То одно, то много, у кого как! ( ядро)

                                                Ключевое слово - гистология


Конкурс «Дальше, дальше, дальше…..»

Вариант первый

    1.Переписывание информации с ДНК ни и-РНК называется ( транскрипцией)

    2.Разнообразие белков зависит от ( последовательности аминокислот)

    3.В темновую фазу происходит цикл. Кальвина

    4.Полное окисление, или ( дыхание)

    5.Ядерные организмы, или ( эукариоты)

    6.Граны находятся в ( хлоропластах)

    7.Рибоза – это дисахарид? ( нет)

    8.На 3 этапе энергообмена происходит цикл (Кребса)

    9.Катаболизм - совокупность реакций, обеспечивающих клетку энергией ? ( да)

    10.Нейтральные жиры состоят из остатков жирных кислот и (глицерина)

    11.Комплекс Гольджи – это органоид двумембранный ( нет)

    12.В состав хлорофилла входит атом железа (нет, магния)

    13.Ассимиляция, или обмен (пластический)

    14.Пластиды красного цвета – это ( хромопласты)

    15.Поглощение жидких веществ - (пиноцитоз)

    16.В состав клеточной стенки грибов входит ( хитин)

    17.Резервный полисахарид грибов - ( гликоген)

    18.Плавучесть организмов повышается за счет ( жиров)

    19.Стероиды относятся к липидам? ( да)

    20.У прокариот есть ЭПС? ( нет)

    21.Во вторичной структуре белка связи ( водородные)

    22.Вода участвует в реакциях гидролиза? ( да)

    23.Биологические катализаторы, или ( ферменты)

    24.Самый распространенный углевод ( целлюлоза)

    25.Аминокислоты, которые могут образовываться в организме ( заменимые)

Вариант второй

    1.Мономеры ДНК - ( нуклеотиды)

    2.Инсулин превращает глюкозу в ( гликоген)

    3.Неполное окисление глюкозы ( гликолиз)

    4.Источник внутриклеточной воды у верблюдов ( жир)

    5.Синтез белковой цепочки называется ( трансляция)

    6.Донором ионов водорода при фотосинтезе является (вода)

    7.Триплет и-РНК – это ( кодон)

    8.Белки актин и миозин входят в состав ( мышц)

    9.Бесцветные пластиды - ( лейкопласты)

    10.Катаболизм, или ( диссимиляция)

    11.Резервный полисахарид животных ( гликоген)

    12.Выступы митохондрий ( кристы)

    13.Немембранные органоиды ( рибосомы, кл. центр)

    14.У бактерий ДНК линейного строения ( нет)

    15.Органоиды, имеющие собственную ДНК ( хлоропласты, митохондрии)

    16.Поглощение клеткой твердых веществ ( фагоцитоз)

    17.Нарушение природной структуры белка ( денатурация)

    18.Питание эвглены ( миксотрофное)

    19.Фаза фотосинтеза, при которой АТФ образуется ( световая)

    20.Наука о клетке ( цитология)

    21.ЭПС с рибосомами ( гранулярная, или шероховатая)

    22.Клеточная стенка членистоногих состоит из ( хитина)

    23.Уотсон и Крик предложили модель ( ДНК)

    24.Наука, изучающая химический состав клетки ( биохимия)

    25.Вода – универсальный растворитель благодаря своей ( полярности)

Вариант третий

    1.Связи между нуклеотидами РНК (ковалентные)

    2.Наука о тканях (гистология)

    3.Аминокислоты, которые поступают в организм только с пищей (незаменимые)

    4.Расщепление воды под действием света ( фотолиз)

    5.Шванн и Шлейден создали ( клеточную теорию)

    6.РНК, переносящая аминокислоты ( транспортная)

    7.Диссимиляция, или обмен ( энергетический)

    8.Дрожжи вырабатывают спирт при ( брожении)

    9.Вещество, хорошо растворимое в воде ( гидрофильное)

    10.В состав гемоглобина входит ( железо)

    11.Присоединение аминокислот к т-РНК с использованием фермента и энергии ( активирование)

    12.Мезосомы есть в клетках ( бактерий)

    13.Сахароза состоит из остатков глюкозы и фруктозы ( да)

    14.Митохондрии относятся к органоидам ( двумембранным)

    15.Восстановление нарушенной структуры белка ( ренатурация)

    16.Совокупность реакций, обеспечивающих клетку веществами ( пластический обмен)

    17.Бактерии и сине-зеленые водоросли – это ( прокариоты)

    18.Резервный полисахарид растений ( крахмал)

    19.Глюкагон превращает гликоген в ( глюкозу)

    20.Антикодон – это триплет ( т-РНК)

    21.Фаза фотосинтеза, при которой АТФ расходуется ( темновая)

    22.Синтез органических соединение за счет энергии окисления неорганических ( хемосинтез)

    23.Связи между азотистыми основаниями в ДНК ( водородные)

    24.У прокариот нет рибосом? ( есть)

    25.ЭПС без рибосом ( гладкая, или агранулярная)

Конкурс «Биоаукцион»

Вопрос о принципе, который природа изобрела давно, а человек им теперь пользуется

          В биотехнологии, а точнее, в микробиологическом синтезе, используются организмы-сверхпродуценты, которые синтезируют нужные для себя, а тем более, и для человека, вещества. Синтезируют их гораздо больше, чем требуется для самого организма. Обычные организмы, а не сверхпродуценты, синтезируют веществ ровно столько, сколько им требуется в данный момент. Какой же важный принцип организации жизнедеятельности живых организмов нарушают сверхпродуценты?

                                                              (принцип обратной связи)

Вопрос о том, что для одних организмов нужно, а для других нет

           Это то, что образуется в нашем организме в митохондриях и цитоплазме. От образующегося этого вещества организм избавляется. А для других организмов это вещество, помогающее Земле и Венере удерживать тепло за счет соответствующего эффекта, необходимый продукт одного из видов питания. Полностью это вещество из организма удалять нельзя, так с его помощью регулируется дыхание. Что же это за всем знакомое вещество?

                                                                ( углекислый газ)

Вопрос о том, за что английский биохимик Фредерик Сенгер получил вторую Нобелевскую премию

           В 1958 году Сенгер получил Нобелевскую премию по химии за расшифровку последовательности аминокислот в полипептидных цепях гормона инсулина. На выполнение этой работы ушло несколько лет. Спустя 20 лет совместно с Гилбертом получил вторую Нобелевскую премию за вклад в установлении первичной структуры важного непериодического полимера. За изучение вторичной структуры этого же вещества еще два ученых получили такую же премии. Так за какое вещество Сенгер получил вторую Нобелевскую премию?

                                                                ( за изучение первичной структуры ДНК)

Вопрос о веществах, без которых невозможно получить необходимые для человека продукты

           Эти вещества люди стали применять для своих нужд намного раньше, нежели появились первые представления о том, что это такое. О выделении этих веществ не было речи. Чтобы получить алкоголь или поднять тесто, использовали дрожжи, для створаживания молока – кусочки сычуга, одного из отделов желудка жвачных животных. В дело шли природные хранилища этих веществ. Каких?

                                                                (белков-ферментов)

Вопрос о металле, имеющем отношение к дыханию

            В крови позвоночных кислород транспортируют атомы железа в составе белка гемоглобина. А в состав крови кальмаров, осьминогов, омаров, лангустов входит другой белок – гемоцианин. Открыт он был в 60-ых годах 19 века, когда биологи заметили, что кровь головоногих моллюсков при прохождении через жабры окрашивается в голубой цвет из-за кислорода, а когда она отдает его – становится бесцветной. Какой же металл имеет отношение к переносу кислорода у головоногих моллюсков?

                                                                  (медь)

.Подведение итогов

           После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.






Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (1)

Евгений Алексеевич, 10.09.19 в 07:21 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Аркадьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.