Использование метода проектов в экологическом образовании студентов на уроках биологии
ИСПОЛЬЗОЫВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
Загрязнение биосферы заставляют профессионалов всех уровней учитывать экологические требования к технологическим процессам. Для решения данной проблемы необходимо повышать экологическую культуру будущих специалистов и рабочих, еще на этапе овладения профессиями и специальностями. Необходимо не просто давать знания в ходе обучения студентов, а способствовать изменению сознания обучающихся, воспитывать в них людей способных предупреждать и решать экологические конфликты. Решение экологических проблем является важнейшей задачей экологического образования в современной системе профессионального образования.
Целью экологического образования является подготовка квалифицированных рабочих, способных и умеющих осознанно трудиться на производстве, ограждая окружающую среду от загрязнений, а так же использовать эти знания в повседневной жизни и личной жизни.
Огромный вклад в экологическое воспитание и образование обучающихся, системы начального профессионального и среднего профессионального образования наряду с аудиторными занятиями вносит внеурочная и самостоятельная деятельность. Необходимо попытаться подключить каждого студента к активной познавательной деятельности. И в рамках самостоятельного изучения предмета биология, предложить выполнить небольшой проект, посвященный экологическим проблемам. Исследовательские проекты — одна из наиболее распространённых форм научного исследования, позволяющая студентам проявить творческие способности, что повышает эффективность обучения. Таким образом, преподаватель создает положительную мотивацию у обучающихся к изучению учебного материала, создает условия для полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала студентов, а так же способствует развитию познавательных интересов.
Для активизации познавательной деятельности темы проектов предложенных для выполнения связанны с г. Череповцом или Вологодским краем. Предложенные темы не являются строго установленными, и каждый студент может, проявить инициативу, изменив свою тему или предложить свой вариант названия исследовательской работы. Выполнение проекта включает студентов в активную исследовательскую деятельность по охране окружающей среды родного края и сохранению своего здоровья.
Так же следует учитывать индивидуальные особенности обучающихся и разный уровень их подготовки в данной области исследования, поэтому при выполнении проектов студенты могут, по желанию объединиться в группы, что чаще и происходит, поскольку, по словам студентов: « вместе выполнять не только легче и интереснее работу, но и значительно эффективнее».
Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий предполагающих представление этих результатов в виде конкретного продукта деятельности.
Исследовательские проекты имеют продуманную структуру, которая напоминает структуру реального научного исследования. Обязательные элементы исследования:
Постановка цели.
Формирование задач.
Выбор методов сбора и обработки фактического материала.
Проведение опытов, наблюдений, экспериментов.
Анализ и обсуждение полученного материала.
Выводы.
Работу над проектом можно разбить на следующие этапы:
подготовка. Работа над проектом начинается с накопления материала, необходимого для работы. Планируется индивидуальный план проекта, во избежание трудностей рекомендуется работа с опорой на образец.
выполнение проекта. Это самый трудоемкий этап работы над проектом. Необходимо осуществить работу с различными источниками информации, по поиску новых знаний, сформировать собственное мнение и суждение по предмету исследования. Проводится консультационная работа с преподавателем и после внесения необходимых корректировок, проект оформляется в конечном варианте.
Защита проекта. Презентация проекта. Студенты показывают результаты своей работы, уделяя важное место практической значимости своей деятельности и рефлексии.
Оценка проекта. Учащимся предлагается оценить проект самим по предложенным критериям. Оценка выставляется за проект в целом, учитывается соответствие теме, многоплановость его характера, уровень проявления творчества, четкость презентации и д.р.
Таким образом, метод проектной деятельности позволяет через непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности, достичь непрерывного экологического образования в целях устойчивого развития региона.
Темы, которые предлагаются студентам для выполнения проектов при изучении дисциплины биология
Автомобильный транспорт г. Череповца - как один из источников химического загрязнения атмосферы.
Создание искусственной экосистемы в домашних условиях на примере аквариума.
Анализ качества питьевой воды в г. Череповец
Пищевой рацион моей семьи
Бездомные собаки в городе Череповец
Бытовая химия в моем доме и альтернативные способы уборки.
Возможность развития экологического туризма в г. Череповец
Влияние мобильных телефонов на организм человека.
Пищевых добавки в продуктах питания и их влияние на здоровье студентов.
Добавки, красители и консерванты в моем пищевом рационе.
Домашняя пыль и ее влияние на мой организм.
Изучение проблемы загрязнения микрорайона бытовым мусором и возможные пути решения проблемы.
Моя квартира как экологическая среда
Мой город – мое пространство, что бы я в нем изменил.
Продукты, которые убивают меня и моих друзей.
Экологический паспорт помещения колледжа
Эколого-географические последствия создания Рыбинского водохранилища
Деревья-пылеуловители, их значение в оздоровлении окружающей среды г. Череповца
Исследование демографической ситуации в городе Череповец
Исследование редких и охраняемых растений города Череповец и Череповецкого района.
Комнатные растения как фактор улучшения микроклимата закрытых помещений
Исследование экологического состояния городского парка культуры и отдыха
Старение населения Вологодской области как экологическая проблема
Зависимость заболеваемости студентов ОРЗ и гриппом от содержания в пищевом рационе аскарбиновой кислоты (витамин С)
Разработка общественного экологического паспорта реки Ягорба
Нарушение пищевого поведения человека под влиянием социально-психологических факторов
Природно-очаговая инфекция энцефалит в Вологодской области, как избежать заражения?
Социально-психологические факторы окружающей среды и их влияние на здоровье студентов