Методическая разработка урока биологии на тему «Строение клетки» (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Биология
Методическая разработка
по теме «Строение клетки»
Автор разработки урока: Часовских Елена Анатольевна, учитель биологии, высшей квалификационной категории chasovskihea@yandex.ru |
Нефтеюганск
Название работы |
Методическая разработка урока по теме «Строение клетки» |
Класс |
5 класс |
Краткие рекомендации к использованию |
Материал предназначен для учителей общеобразовательных учреждений, работающих по программе И.Н. Пономаревой. Задания урока соответствуют возрастным особенностям учащихся. Для более эффективной работы на уроке используется маршрутный лист для учащихся. |
Цели урока |
Образовательная Научить распознавать растительную и животную клетки, сопоставлять строение клетки с выполняемыми функциями. Развивающая Способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сравнивать и обобщать факты, сопоставлять функции органоидов клетки, уметь организовать совместную деятельность, уметь выражать свои мысли. Воспитательная Воспитывать положительное отношение к предмету, умению вести диалог между одноклассниками и учителем, осознанно достигать поставленной цели. |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний. |
Способы оценки: |
Самооценка, взаимооценка, оценка учителя. |
Универсальные учебные действия |
Предметные - знать строение растительной и животной клеток; - уметь различать растительную и животную клетки, Метапредметные Регулятивные: - уметь самостоятельно определять цель, искать способы и средства достижения цели - участвовать в коллективном обсуждении вопросов по теме урока, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других Коммуникативные: - слушать товарища и обосновывать свое мнение - выражать свои мысли и идеи Познавательные: - работать со схемами; учебником - объяснять значения новых терминов - сравнивать строение и функции органоидов клетки Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - оценивать собственный вклад в работу класса |
Формы работы |
Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Основные термины и понятия |
Ядро, клеточная мембрана, хромосомы, пластиды (хлоропласты), вакуоли |
Оборудование |
1. Маршрутный лист урока 2. Презентация «Строение клетки» 3. ТСО – компьютер, экран, проектор |
УМК |
Учебник 5 класс И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова - М.: Вентана – Граф, 2014г. Рабочая тетрадь 5 класс И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, Л.В. Симонова |
Технология обучения |
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, проблемное обучение |
Конспект урока
Этапы учебного занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка отсутствующих, готовности учащихся к уроку.
Приветствие учителя.
2 минуты
2. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы познакомились с устройством микроскопа. С целью проверки знаний по данной теме предлагаю выполнить задание «Закончи предложения»в маршрутных листах.
1. Основная часть микроскопа или зрительная трубка называется…
2. Часть зрительной трубки, к которой приближается глаз, называется …
3. На предметное стекло помещают …
4. Все части микроскопа крепятся на …
5. Противоположная часть зрительной трубки называется …
Критерии оценивания на всех этапах урока, прописаны в маршрутном листе.
Критерии оценивания:
«5» - полностью справился с заданием;
«4» - выполнил большую часть задания;
«3» - выполнил половину задания
- Проверим задание.
Выполняют в маршрутных листах задание «Закончи предложения».
Обсуждают задание, выполняют самопроверку, согласно критериям в маршрутном листе.
6 минут
Актуализация знаний и пробного учебного действия
-Ребята, прослушайте стихотворение – загадку и подумайте о чем идет речь?
Загляните на часок
В наш теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
Необыкновенным превращеньям.
Сюда пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
В начальной школе вы впервые познакомились с понятием «Клетка».
- На основе имеющихся знаний, предлагаю наполнить «Корзину идей» фактами о клетке.
- Вызвало ли затруднения данное задание?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Чему должны научиться на уроке?
К «Корзине идей» мы вернемся в конце урока.
Учащиеся слушают стихотворение – загадку и отвечают на вопрос.
Наполняют «Корзину идей» фактами о клетке.
Учащиеся ставят цель урока, формулируют действия, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
7 минут
4. Реализация построенной цели
Внимательно рассмотрите рисунок 16, §5.
В чем сходство и различие в строении растительной и животной клеток?
Пользуясь учебником, в маршрутном листе подпишите на схеме части растительной и животной клеток.
- По учебнику, выполните взаимопроверку.
Отвечают на вопросы.
В маршрутном листе подписывают части клеток.
Выполняют взаимопроверку.
6 минут
5. Контроль и самооценка знаний и способов действия
Растительная клетка |
Части клетки |
Животная клетка |
||
Клеточная мембрана |
||||
Клеточная стенка |
||||
Ядро |
||||
Цитоплазма |
||||
Вакуоли |
||||
Пластиды |
Совместно с учителем, разбирают задание, одновременно выполняя самопроверку.
Заполняют таблицу «Строение растительной и животной клеток»
5 минуты
6. Коррекция знаний и способов действий
- Как вы думаете, какие функции выполняет части клетки?
Высказывают предположения.
- Поработайте с текстом учебника, проверьте предположения.
- Для того, чтобы проверить функции каждого органоида, разгадайте кроссворд «Строение и функции клетки».
1. Часть клетки, в которой хранится наследственная информация.
2.Маленькое округлое тельце, участвующее в создании в процессе фотосинтеза.
3. Полужидкое, вязкое содержимое клетки, которое связывает все ее части.
4. Резервуар, в котором накапливается клеточный сок.
5. Покрывает клетку снаружи, выполняет защитную функцию.
Разгадывают кроссворд «Строение и функции клетки».
10 минут
7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.
- Итак, сегодня на уроке мы познакомились с особенностями строения растительной и животной клетки, выяснили функции каждой ее части.
- Запишите домашнее задание.
Всем:§5, рабочая тетрадь § 5, задания №4, 5.
По желанию: изготовить модель растительной или животной клетки
Записывают задание в дневник.
2 минуты
8. Рефлексия
В «Корзине идей» - факты о клетке.
Сегодняшний урок помог нам либо подтвердить, либо опровергнуть их.
- Вспомните, какую цель мы ставили вначале урока и достигли мы ее?
- Оцените свою работу на уроке, выставив оценку в маршрутный лист.
Продолжите фразы:
- Я познакомился с ...
- Мне было непросто ...
- Я добился ...
- У меня получилось…
Подтверждают или опровергают факты.
Отвечают на вопросы
Выставляют итоговую оценку в маршрутный лист.
7 минут
Дедушка ГуРу
Дедушка ГуРу
Медведева Татьяна Александровна
Медведева Татьяна Александровна
Евгений Алексеевич
Медведева Татьяна Александровна
Евгений Алексеевич