Методическая разработка урока биологии на тему «Строение клетки» (5 класс)

0
7
Материал опубликован 27 February 2018 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Биология

Методическая разработка

по теме «Строение клетки»

Автор разработки урока:

Часовских Елена Анатольевна,

учитель биологии,

высшей квалификационной категории

chasovskihea@yandex.ru

Нефтеюганск

2018 год

Название работы

Методическая разработка урока по теме «Строение клетки»

Класс

5 класс

Краткие рекомендации к использованию

Материал предназначен для учителей общеобразовательных учреждений, работающих по программе И.Н. Пономаревой. Задания урока соответствуют возрастным особенностям учащихся.

Для более эффективной работы на уроке используется маршрутный лист для учащихся.

Цели урока

Образовательная

Научить распознавать растительную и животную клетки, сопоставлять строение клетки с выполняемыми функциями.

Развивающая

Способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сравнивать и обобщать факты, сопоставлять функции органоидов клетки, уметь организовать совместную деятельность, уметь выражать свои мысли.

Воспитательная

Воспитывать положительное отношение к предмету, умению вести диалог между одноклассниками и учителем, осознанно достигать поставленной цели.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Способы оценки:

Самооценка, взаимооценка, оценка учителя.

Универсальные учебные действия

Предметные

 - знать строение растительной и животной клеток;

- уметь различать растительную и животную клетки,

Метапредметные

 Регулятивные: 

- уметь самостоятельно определять цель, искать способы и средства достижения цели

 - участвовать в коллективном обсуждении вопросов по теме урока, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других

 Коммуникативные:

 - слушать товарища и обосновывать свое мнение

 - выражать свои мысли и идеи

 Познавательные: 

- работать со схемами; учебником

- объяснять значения новых терминов

 - сравнивать строение и функции органоидов клетки

 Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

 - оценивать собственный вклад в работу класса

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные термины и понятия

Ядро, клеточная мембрана, хромосомы, пластиды (хлоропласты), вакуоли

Оборудование

1. Маршрутный лист урока

2. Презентация «Строение клетки»

3. ТСО – компьютер, экран, проектор

УМК

Учебник 5 класс И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова - М.: Вентана – Граф, 2014г.

Рабочая тетрадь 5 класс И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, Л.В. Симонова

Технология обучения

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, проблемное обучение

Конспект урока

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих, готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя.

2 минуты

2. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы познакомились с устройством микроскопа. С целью проверки знаний по данной теме предлагаю выполнить задание «Закончи предложения»в маршрутных листах.

1. Основная часть микроскопа или зрительная трубка называется…

2. Часть зрительной трубки, к которой приближается глаз, называется …

3. На предметное стекло помещают …

4. Все части микроскопа крепятся на …

5. Противоположная часть зрительной трубки называется …

Критерии оценивания на всех этапах урока, прописаны в маршрутном листе.

Критерии оценивания:

«5» - полностью справился с заданием;

«4» - выполнил большую часть задания;

«3» - выполнил половину задания

- Проверим задание.

Выполняют в маршрутных листах задание «Закончи предложения».

Обсуждают задание, выполняют самопроверку, согласно критериям в маршрутном листе.

6 минут

Актуализация знаний и пробного учебного действия

-Ребята, прослушайте стихотворение – загадку и подумайте о чем идет речь?

Загляните на часок

В наш теремок,

В цитоплазме там и тут

Органоиды живут.

Там такое происходит -

Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье

Необыкновенным превращеньям.

Сюда пища поступает

Очень даже непростая,

Днем и ночью круглый год

Поступает кислород.

В начальной школе вы впервые познакомились с понятием «Клетка».

- На основе имеющихся знаний, предлагаю наполнить «Корзину идей» фактами о клетке.


 


 

- Вызвало ли затруднения данное задание?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Чему должны научиться на уроке?


 

К «Корзине идей» мы вернемся в конце урока.

Учащиеся слушают стихотворение – загадку и отвечают на вопрос.

Наполняют «Корзину идей» фактами о клетке.

Учащиеся ставят цель урока, формулируют действия, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

7 минут

4. Реализация построенной цели

Внимательно рассмотрите рисунок 16, §5.

В чем сходство и различие в строении растительной и животной клеток?

Пользуясь учебником, в маршрутном листе подпишите на схеме части растительной и животной клеток.

- По учебнику, выполните взаимопроверку.

Отвечают на вопросы.

В маршрутном листе подписывают части клеток.

Выполняют взаимопроверку.

6 минут

5. Контроль и самооценка знаний и способов действия

 

Растительная клетка

Части клетки

Животная клетка

 

Клеточная мембрана

 
 

Клеточная стенка

 
 

Ядро

 
 

Цитоплазма

 
 

Вакуоли

 
 

Пластиды

 
С целью проверки усвоения знаний о строении клеток, предлагаю выполнить задание: заполнить таблицу «Строение растительной и животной клеток».

 

Совместно с учителем, разбирают задание, одновременно выполняя самопроверку.

Заполняют таблицу «Строение растительной и животной клеток»

5 минуты

6. Коррекция знаний и способов действий

- Как вы думаете, какие функции выполняет части клетки?

Высказывают предположения.

- Поработайте с текстом учебника, проверьте предположения.

- Для того, чтобы проверить функции каждого органоида, разгадайте кроссворд «Строение и функции клетки».

1. Часть клетки, в которой хранится наследственная информация.

2.Маленькое округлое тельце, участвующее в создании в процессе фотосинтеза.

3. Полужидкое, вязкое содержимое клетки, которое связывает все ее части.

4. Резервуар, в котором накапливается клеточный сок.

5. Покрывает клетку снаружи, выполняет защитную функцию.

Разгадывают кроссворд «Строение и функции клетки».

10 минут

7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

- Итак, сегодня на уроке мы познакомились с особенностями строения растительной и животной клетки, выяснили функции каждой ее части.

- Запишите домашнее задание.

Всем:§5, рабочая тетрадь § 5, задания №4, 5.

По желанию: изготовить модель растительной или животной клетки

Записывают задание в дневник.

2 минуты

8. Рефлексия

В «Корзине идей» - факты о клетке.

Сегодняшний урок помог нам либо подтвердить, либо опровергнуть их.

- Вспомните, какую цель мы ставили вначале урока и достигли мы ее?


 

- Оцените свою работу на уроке, выставив оценку в маршрутный лист.

Продолжите фразы:

- Я познакомился с ...
- Мне было непросто ...
- Я добился ...
- У меня получилось…

Подтверждают или опровергают факты.

Отвечают на вопросы

Выставляют итоговую оценку в маршрутный лист.

7 минут

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

В разделе"Оборудование:" указаны "1. Маршрутный лист урока. 2. Презентация «Строение клетки»", но этих файлов нет. Так же на уроке идет работа по заполнению таблицы и решению кроссворда. Как это выполняется я не понял. Если начертить таблицу ученик в тетради может, то кроссворд ... Короче я пока повременю с оценкой и отправлю на дополнительную проверку, если я ошибаюсь и эти файлы не нужны напишите и я продолжу.

2 April 2018

Попробую оценить работу так как есть. Если будут дополнения, напишите. Я пересмотрю свою оценку.

3 April 2018

Елена Анатольевна, вот выдержка из требований к оценке конкурсной работы: "Если вы заметили, что в конкурсной работе упоминаются файлы для скачивания (например презентация или аудио-файлы), но при этом сами файлы отсутствуют или вам не удается их загрузить, вы можете нажать на эту кнопку. Работа уйдет на дополнительную проверку модератору. При этом вам придется отложить оценку этой работы до устранения проблемы."

4 April 2018

Елена Анатольевна, урок интересный, я присоединяюсь к замечаниям предыдущего эксперта: презентация, кроссворд, маршрутный лист. Я работаю по такому же учебнику.

4 April 2018

Уважаемые коллеги! Давайте будем внимательно читать положение о конкурсе. Есть конкурсы просто уроков и есть конкурсы уроков с презентацией. Давайте будем проверять то, что подано.

4 April 2018

Евгений Алексеевич, добрый вечер!. Я не совсем согласна с Вашими доводами. Именно современный урок и предполагает использование ИКТ на уроках, тем более, что это заявлено как приложение к уроку. Жаль, что из-за этой, может быть, невнимательности или оплошности учителя, хороший урок будет оценён не в полную меру. Очень жаль...

5 April 2018

Татьяна Александровна, добрый вечер! Просто я как-то на эту тему интересовался у Айгуль. Она мне сказала, что если в условиях конкурса не оговаривается наличие презентации, значит, не надо. А современный урок хорошо можно провести и без ИКТ, например, закон Моргана в виде ученического исследования. Это современно! С доской и мелом!!!

5 April 2018