Методическая разработка «Использование настольных игр на занятиях «Веселый счет»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
Методическая разработка
ТЕМА: «Использование настольных игр на занятиях «Веселый счет».
(В РАМКАХ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Методическая разработка
«Использование настольных игр на занятиях веселый счет».
ЦЕЛЬ: показать эффективность использования настольных игр в активизации познавательной деятельности детей 4, 5 и 6 летнего возраста.
Предварительная подготовка: подбор материала для выставки, подготовка презентации, подготовка раздаточного материала, игры.
Оборудование: цветные карандаши, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.
Содержание.
Введение.
Актуальность.
Новизна.
Определение темы и цели методической разработки.
Основная часть.
Что такое настольная игра.
Основные задачи проведения настольных игр на занятиях «Веселый счет» с детьми дошкольного возраста.
Использование настольных игр на занятиях.
Заключение.
Список литературы.
Методическая разработка.
Введение
Актуальнось
Новизна
Определение темы и цели методической разработки.
(1 слайд) Какой родитель не мечтает вырастить всесторонне развитого ребёнка?
Актуальность.
Но, в то же время, никому из нас не хочется лишать детей возможности просто поиграть. Делу время, потехе час, учит нас народная мудрость. А психологи в один голос утверждают, что лучше всего дети обучаются во время игры. Вот только где найти время и на обучение, и на игры?
Гениальное решение проблемы – настольные игры! Вы просто открываете коробку, изучаете правила, раскладываете поле, карточки, фишки… и начинается волшебство. Дети с увлечённостью, достойной подражания, осваивают логику, риторику, счёт, развивают пространственное воображение, коммуникативные и сенсорные навыки, тренируют память и глазомер, попутно развивая как мелкую, так и крупную моторику.
Новизна.
Часто настольные игры выполняют одновременно две функции: развитие мыслительной деятельности и развлечение. В самом деле, в процессе игры у детей наблюдается повышенная активность мозга – нужно найти верное решение, продумать следующий ход, выполнить задание – вследствие чего появляется интерес и азарт. Ну, а самое главное – происходит живое общение, чего, к сожалению, в наш век информационных технологий так не хватает. Новизна моей методической разработки заключается в том, что настольные игры можно использовать на занятиях по математики повсеместно. Каждую тему по «Веселому счету можно раскрыть через игры, и игровые пособия»
Цель: показать эффективность использования настольных игр в активизации познавательной деятельности детей 4, 5 и 6 летнего возраста.
Основная часть.
(2 слайд) Для того, чтобы раскрыть тему и цель методической разработки, мы ответим вместе с вами на основные вопросы:
Что такое настольная игра.
Строгого определения настольной игры не существует. Обычно к этой категории относят игры, состоящие в манипуляциях с относительно небольшим набором предметов, которые можно целиком разместить на столе (или на чём-нибудь, что может заменить стол) и/или в руках играющих. Такие игры могут вестись в небольшом закрытом помещении, в поезде или другом транспортном средстве, и, вообще, в любом месте, где имеется стол или могущий заменить его предмет. Они не требуют специальных сооружений, зданий, крупногабаритного оборудования. Игроки в таких играх, как правило, могут оставаться на одном месте, им не требуется активно перемещаться. Чаще всего настольные игры рассчитаны на несколько человек, хотя есть и исключения, например пазлы. Анализируя все выше сказанное можно сделать вывод что:
Настольная игра — игра, в которую можно играть в помещении, с помощью инвентаря, размещаемого на обычном или специально сделанном столе.
(3 слайд) Основные задачи проведения настольных игр на занятиях «Веселый счет» с детьми дошкольного возраста.
Я предполагаю, что использование настольных игр в процессе обучения «Веселому счету» поможет развивать:
интерес к изучаемому предмету и к самой математике;
познавательный интерес детей;
познавательную активность на занятиях веселый счет;
(4 слайд) Использование настольных игр на занятиях.
Сразу возникает вопрос, как использовать настольные игры для активизации познавательной деятельности детей 4-6 летнего возраста. Разумный ответ, на мой взгляд – это построить занятие таким образом, чтобы настольная игра стала его частью и как показывает практика сюрпризным моментом.
Например:
При знакомстве детей с темой «Признаки и свойства предметов», «Сравнение групп предметов по количественному признаку» целесообразно в конце занятия в качестве закрепления использовать игры «Большой, маленький», «Математическое лото», «Цвета и формы», «Найди пару», «Огород» и т.д.
При знакомстве ребят с числом, числовым рядом, составом числа можно использовать на занятии настольные игры «Цифры», «Веселые цифры», «Мои первые цифры» и т.д.
(5 слайд) Знакомство ребят и геометрическими фигурами и геометрическими телами проходит интереснее, если на занятии ребятам подложить пофантазировать или по путешествовать, с каким либо героем, например со Знайкой и помочь ему выполнить задание, используя при этом «Болки Дьенеша» или «Геометрические тела», а также для закрепления этих понятий сопоставить картинки в игре «Веселая логика» и т.д.
(6 слайд)
Знакомство ребят с темами «Времена года», «Месяцы», «Дни недели», «Знакомство с часами», «Определение времени», «Карта», «Знакомство с картой» мы не можем даже себе представить без настольных игр таких, как «Времена года», «Считаем до 10», «Узнай время» и т.д.
(7 слайд) Самыми сложными, на мой взгляд, для детей 5-6 летнего возраста стали тему «Сложения» и «Вычитание» в этом случае в помощь педагогу я могу предложить поиграть с детьми в игру «Сколько не хватает», «Сосчитай - ка», «Мои знаки», «Найди пару» и т.д.
Заключение.
Следовательно, для того чтобы привлечь внимание детей настольная игра должна соответствовать их возрастным особенностям и теме занятия.
Ведь как говорил К.Д. Ушинский: «Игра - серьезное занятие, в котором ребенок усваивает и преобразует действительность, ведь для детей игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее она ему, потому, что отчасти есть его собственное создание… В действительной жизни ребенка, не имеет никакой самостоятельности, в игре же ребенок уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями".
(8 слайд) До новых встреч.
Список литературы.
- . Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- 2. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. с. 20-24.
- 3. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 320 с.
- 4. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников / Серия «Библиотека учителя» - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. 256 с.
- 5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошк. факультетов высш.учеб.заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.
- 6. Белошистая А.В. Формирование математических способностей: пу-ти и формы // Ребенок в детском саду, 2001. № 1. е. 5-17; № 2. с. 9-25.
- 7. П. Венгер Л. Больше, меньше, поровну... // Дошкольное воспитание, 1994-№ 10. с. 48.
- 8. Давидчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1997. № 1. с. 72.
- 9. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. В 2 ч. Ч. 1. / Н.А. Курочкина, Б.. Лейкина, В.И. Логинова и др.; Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1988. 256 с.
- 10. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. 128 с.
- 11. Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей до-школьников // Дошкольное воспитание, 1993. № 11. с. 43.
- 12. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М., 1997.
- 13. Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание, 1996. № 2. с. 17.
- 14. Ерофеева Т. Планирование занятий по математике // Ребенок в детском саду, 2003. № 4. с.
- 15. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов / Т.И. Ерофеева. М.: Просвещение, 2006.112 с.
- 16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2000. 414 с.
- 17. Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. М.: ТЦ Сфера, 2004. 88 с.
- 18. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание, 2000, № 3. с. 46-48.
- 19. Математика от трех до семи /Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. СПб.: «Акцидент», 1997. 176 с.
- 20. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984. 156 с.
- 21. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. М.: Просвещение, 1988. 136 с.
- 22. Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от 3 до 7. М., 1997.
- 23. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: Кн.2. Психология образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 608 с.
- 24. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст.М.: Мозаика - Синтез, 2000. 104 с.
- 25. Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 2005. № 8. с. 42-54.
- 26. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1996. № 1. 21; №2. с. 20.
- 27. Самарцева С. ТРИЗ и математика. // Дошкольное воспитание, 1996. №10.
- 28. Стожарова М.Ю. Математика - учимся играя/ М.Ю. Стожарова. Ростов/ Д: Феникс, 2008. 203 с.