Методическая разработка «Использование нестандартного оборудования в корригирующей гимнастике и во время динамических пауз для укрепления и развития физических качеств детей с задержкой психического развития»
Автор: Воронкова Наталья Анатольевна воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №254 Тракторозаводского района Волгограда
Методическая разработка: «Использование нестандартного оборудования в корригирующей гимнастике и во время динамических пауз для укрепления и развития физических качеств детей с ЗПР»
Актуальность: У детей с задержкой психического развития ослаблено здоровье, не развиты психические процессы, нарушена координация, плохо развита мелкая моторика. Использование массажных ковриков и тренажеров для самомассажа дает положительные результаты в коррекционном обучении детей с задержкой психического развития и позволяет укрепить здоровье, осуществить профилактику плоскостопия, установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.
Цель: Укрепление здоровья воспитанников с задержкой психического развития с помощью нестандартного физкультурного оборудования во время корригирующей гимнастики и динамических пауз.
Задачи:
-Укреплять и развивать физические качества детей;
-Проводить профилактику плоскостопия;
-Научить комплексу упражнений и движений с использованием массажных ковриков, массажных варежек, пробковых массажеров;
-Использовать массажные коврики во время динамических пауз в течение дня, во время корригирующей гимнастики после сна, в свободной деятельности для укрепления физических качеств, релаксации, смены деятельности во время развивающих занятий и в целях профилактики плоскостопия.
-Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения и речь у детей дошкольников с ЗПР.
Описание оборудования:
Основание массажных ковриков и дорожек – ковровое покрытие, вырезанное в форме разных геометрических фигур (размер ковриков примерно 60*60, 70*70, ширина дорожек 30-40 см, длина от 3 метров).
На поверхность ковриков и дорожек нашиты различные предметы: пуговицы, деревянные рейки, спилы деревьев, крышки от пластиковых бутылок, деревянные пуговицы, корпусы от фломастеров и другие подходящие предметы без острых поверхностей.
Фото №1 Массажные коврики
Коврики легкие, их можно при необходимости помыть в мыльной воде, они находятся в свободном доступе для детей. Во время занятий удобно проводить динамические паузы с использованием ковриков, при этом еще и закрепляя лексический материал. Коврики нужно разложить по кругу, дети будут шагать по ним и произносить слова разучиваемой считалки, пальчиковой гимнастики, стихотворения по изучаемой теме, при этом массажируют стопы, активизируют и улучшают кровообращение стоп.
Фото №2 Расположение ковриков и дорожек для проведения массажа
Происходит смена деятельности, дети переключаются, а это положительно влияет на внимание. Выполнение движений со словами укрепляет память. Такой двигательный перерыв дает детям отдохнуть, набраться новых сил. Массажные коврики ежедневно применяем во время корригирующей гимнастики после сна. Их можно каждый раз раскладывать по-разному: по кругу, в две линии, по периметру квадратного ковра в групповой, треугольником.
Детям всегда интересно новое расположение, к тому же тем самым закрепляем знание геометрических фигур. Сначала выполняем комплекс упражнений в кроватях (потягивания, махи руками и ногами) а затем встав с кровати, шагают по коврикам произнося речевки, потешки. Шагать можно ставя стопы как при обычном шаге-прямо, можно шагать боком правым плечом вперед, левым плечом вперед, шагать как медведь «косолапый» носками внутрь, или носками в стороны. Можно лечь на коврик и крутиться с одного бока на другой (кубарем), происходит массаж спины, грудного отдела, живота, при этом руки могут быть вдоль туловища или подняты вверх. Следующий вариант-шагать пятками вперед (при этом соблюдать осторожность). Очень нравится детям движение по коврикам «как животные»: встать на коврик, наклониться вперед и опереться на ладони, идти на «четырех лапках» как кошка (собака, лиса и т.д.), при этом дети просыпаются полностью, активизируются на последующую образовательную деятельность, и конечно же массажируют стопы, ладони, развивают умение координировать движение руки-ноги, предупреждают плоскостопие, укрепляют свод стопы. Следующий вариант: сесть на коврик, опереться на руки сзади поднять корпус тела и шагать вперед ногами на «четырех лапках» как паучки. При выполнении такого упражнения происходит умение координировать движения, массаж ладоней, стоп, профилактика плоскостопия. В перспективе мы планируем сделать новые коврики, т.к. детки меняются (каждые 2-3 года), и при наборе новой группы появится возможность (с помощью родителей конечно же), сделать более современные варианты. Наша промышленность создает так много разных покрытий (ковровых), поэтому можно фантазировать и проявлять творчество, тем более мы видим, что детям это нравится и приносит пользу.
Массажные варежки для самомассажа, также представляют собой нестандартное оборудование. Это варежки для душа, к которым мы пришили фактурные вставки с одной стороны и сюжетно оформили с тыльной стороны. Вставки из тонкой материи любой формы, наполнены разными крупами (гречка, фасоль, рис, пшено, горох) пуговицами. С тыльной стороны пришили глазки, ушки, носы, крылья, смешные мордочки превратив варежки в разных сказочных героев. Для оформления используется всевозможный материал: яркая материя, пуговицы, бусины, синтепон и т.д.
Фото №3 Массажные варежки
Применяем в ежедневной практике в образовательном процессе. Обучаем детей самомассажу, который проводим в утренние часы перед занятиями, во время занятий в качестве физкультурных минуток, в режимные моменты, в игре в кукольном театре или по желанию детей в любое удобное время. Дети любят играть с варежками, они похожи на персонажи кукольного театра, с ними можно выполнять много разных действий, в том числе говорить за них, а это очень помогает речевому развитию.
Целью применения варежек является развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорных ощущений, и развитие речи у детей дошкольников с ЗПР посредством нестандартного оборудования.
В ходе применения данного нестандартного оборудования мы решаем следующие задачи:
- уточняем и закрепляем знания детей о названии частей тела;
-обогащаем словарный запас детей, сенсорные ощущения;
-развиваем психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание;
- развиваем речь, общую и мелкую моторику.
Прежде воспитатель знакомит детей с оборудованием: поясняет и показывает что находится внутри вставок, рассказывает о пользе массажа (рук, ладоней, пальцев и можно других частей тела), и затем обучает в игровой форме самомассажу. Дети осваивают движения: «похлопывание», «пиление», «растирание», «круговые вращения». Самомассаж проводится в сопровождении речевого материала, который подбирают в соответствии с лексической темой (стихи, речевки, песенки, потешки).
Пробковый тренажер для самомассажа похож на старинные магазинные счеты. Вместо деревянных костяшек натуральные винные пробки, 4 ряда (2ряда для левой руки, 2 - для правой). На пробки насеченны канавки, чтобы поверхность стала фактурной. Тренажер можно мыть мыльным раствором. Массаж на пробковом тренажере сопровождается речевым материалом (стишки, присказки, рифмовки).
Фото №5 Пробковый массажер
Делают массаж сначала тыльной стороной ладони, затем самой ладонью, и пальцами, в это время нужно нажимать так, чтобы на ладошках были немного видны следы от канавок. Воспитанникам нравится делать массаж кистей рук во время занятий (в зависимости от степени усталости, напряженности). Длительность массажа составляет 3-5 минут. Все тренажеры находятся в доступном месте, и в любое время каждый может воспользоваться любым.
Применение тренажеров и ковриков значительно улучшило показатели физических качеств воспитанников: развились умения выполнять многие упражнения, лучше запоминают последовательность движений, улучшились показатели ручной умелости, речевых показателей, выносливости, эмоциональный фон. Данное оборудование является хорошим подспорьем педагогу, позволяет разнообразить детскую деятельность.
Вот так, проявив небольшое усилие и фантазию, и большое желание принести пользу своим воспитанникам можно сделать необычное многофункциональное оборудование, которое применяется в разных видах деятельности. Затраты не большие, а эффективность высокая.
Кияйкина Наталья Федоровна
Наталья Воронкова