Статья «Возможности развития координации движений у детей с задержкой психического развития во время прогулок»
Адаптивное физическое воспитание является обязательной образовательной дисциплиной дошкольного воспитания. Цели его функционирования в непременном порядке должны соответствовать современным ориентирам образования. Согласно им педагогический процесс физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) направлен на гармоничное развитие личности ребенка и ее самореализацию на основе оптимизации физического и психического развития, укрепления здоровья, коррекции имеющихся отклонений, формирования индивидуальных возможностей и способностей, нравственных и духовных качеств.
Двигательную сферу ребенка образуют физические качества, арсенал двигательных умений и навыков, которыми он владеет. Координационные способности имеют важное значение в обогащении двигательного опыта детей. Чем большим объемом двигательных навыков владеет воспитанник, тем выше уровень его ловкости, тем быстрее он сможет овладеть новыми движениями. Показателями ловкости является координационная сложность движений, точность и время их выполнения, которые главным образом связаны с ориентировкой в пространстве и тонкой моторикой [1]. Целенаправленному развитию координационных способностей должно уделяться значительное внимание в процессе физического воспитания детей с ЗПР. Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от проявления свойств нервной системы, и особенно сенсорных систем человека [4]. Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях дошкольного физического воспитания можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств [2,3]. Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие двигательных качеств у детей вызывает интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы. В связи с этим, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются сложно координационные упражнения на специальных комплексах и тренажерах. На базе МОУ «Детский сад № 254 Тракторозаводского района Волгограда» имеется сложно координационный комплекс. Он представляет собой набор технико-игровых заданий многофункционального и сложно координационного характера – для лазания, перемещений в разные стороны, подъемов вверх по веревочной лестнице, упражнений с мячом. Важной чертой данного комплекса является необходимость выполнения сложных заданий в условиях координационной сложности. Выполнение заданий на нем возможно только под контролем педагога и обеспечения страховки на некоторых его этапах. Для занятий на нем нами разработан специальный комплекс упражнений (таблица 1).Таблица 1
Варианты выполнения упражнений
на сложно координационном комплексе
№ п/п |
Вариант выполнения задания |
Страховка |
1. |
Подъем и опускание по горке: - с опорой на канат; - без каната, цепляясь руками за бока горки и прорези в ней; - только на руках через прорези, ноги согнуты в коленях. |
Придерживать ребенка сзади за спину |
2. |
Броски мяча в баскетбольное кольцо |
- |
3. |
Перебрасывание мяча в парах через веревочною стену. |
Поставить пары детей на безопасном расстоянии друг от друга |
4. |
Метание мяча в парах и по одному через «окошки» веревочной стены. |
Поставить пары детей на безопасном расстоянии друг от друга |
5. |
Подъем на веревочную стену, перемещение, опускание. |
Придерживать ребенка за спину. |
6. |
Перемещение по веревочной стене на различной высоте подъема (в зависимости от подготовленности ребенка). |
При низкой высоте подъема страховка не обязательна. |
7. |
Перемещение вдоль по веревочной стене на низкой высоте подъема, но в положении спиной к ней. |
Придерживать ребенка за талию. |
8. |
Подтягивание в висе на перекладине. |
Придерживать ребенка за поясницей и под коленями. |
9. |
Подъем прямых и согнутых в коленях ног в висе на перекладине. |
Придерживать ребенка за поясницей и под коленями. |
10. |
Раскачивание на перекладине и спрыгивание в лежащий на полу обруч. |
Придерживать ребенка при подъеме на перекладину. |
В рамках прогулок комплекс используется в теплое время года, упражнения на нем выполняются не менее трех раз в неделю. Содержание и направленность упражнений согласуется с программой физического воспитания детей и позволяет более эффективно развивать координационные способности детей с ЗПР.
Литература:
Лях, В.И. О классификации координационных способностей / В.И.Лях //Теория и практика физ. культуры.- 1987.- №7. - С. 28-30.
Максимова С.Ю. Модель музыкально-двигательного адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития / Максимова С.Ю., Фомина Н.А. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 1. С. 63-65.
Максимова С.Ю. Теоретико-методологическое обоснование интеграционных возможностей физического воспитания / Максимова С.Ю., Фомина Н.А. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 5. С. 53-54.
Фомина Н.А. Музыкально-двигательное направление физического воспитания детей дошкольного возраста / Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова // Теория и практика физической культуры. – 2015. - № 5. – С. 57-58.