Статья «Возможности развития координации движений у детей с задержкой психического развития во время прогулок»

1
0
Материал опубликован 29 May 2018 в группе

 

Адаптивное физическое воспитание является обязательной образовательной дисциплиной дошкольного воспитания. Цели его функционирования в непременном порядке должны соответствовать современным ориентирам образования. Согласно им педагогический процесс физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) направлен на гармоничное развитие личности ребенка и ее самореализацию на основе оптимизации физического и психического развития, укрепления здоровья, коррекции имеющихся отклонений, формирования индивидуальных возможностей и способностей, нравственных и духовных качеств.

Двигательную сферу ребенка образуют физические качества, арсенал двигательных умений и навыков, которыми он владеет. Координационные способности имеют важное значение в обогащении двигательного опыта детей. Чем большим объемом двигательных навыков владеет воспитанник, тем выше уровень его ловкости, тем быстрее он сможет овладеть новыми движениями. Показателями ловкости является координационная сложность движений, точность и время их выполнения, которые главным образом связаны с ориентировкой в пространстве и тонкой моторикой [1]. Целенаправленному развитию координационных способностей должно уделяться значительное внимание в процессе физического воспитания детей с ЗПР. Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от проявления свойств нервной системы, и особенно сенсорных систем человека [4]. Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях дошкольного физического воспитания можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств [2,3]. Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие двигательных качеств у детей вызывает интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы. В связи с этим, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются сложно координационные упражнения на специальных комплексах и тренажерах. На базе МОУ «Детский сад № 254 Тракторозаводского района Волгограда» имеется сложно координационный комплекс. Он представляет собой набор технико-игровых заданий многофункционального и сложно координационного характера – для лазания, перемещений в разные стороны, подъемов вверх по веревочной лестнице, упражнений с мячом. Важной чертой данного комплекса является необходимость выполнения сложных заданий в условиях координационной сложности. Выполнение заданий на нем возможно только под контролем педагога и обеспечения страховки на некоторых его этапах. Для занятий на нем нами разработан специальный комплекс упражнений (таблица 1).

Таблица 1

Варианты выполнения упражнений

на сложно координационном комплексе

№ п/п

Вариант выполнения задания

Страховка

1.

Подъем и опускание по горке:

- с опорой на канат;

- без каната, цепляясь руками за бока горки и прорези в ней;

- только на руках через прорези, ноги согнуты в коленях.

Придерживать ребенка сзади за спину

2.

Броски мяча в баскетбольное кольцо

-

3.

Перебрасывание мяча в парах через веревочною стену.

Поставить пары детей на безопасном расстоянии друг от друга

4.

Метание мяча в парах и по одному через «окошки» веревочной стены.

Поставить пары детей на безопасном расстоянии друг от друга

5.

Подъем на веревочную стену, перемещение, опускание.

Придерживать ребенка за спину.

6.

Перемещение по веревочной стене на различной высоте подъема (в зависимости от подготовленности ребенка).

При низкой высоте подъема страховка не обязательна.

7.

Перемещение вдоль по веревочной стене на низкой высоте подъема, но в положении спиной к ней.

Придерживать ребенка за талию.

8.

Подтягивание в висе на перекладине.

Придерживать ребенка за поясницей и под коленями.

9.

Подъем прямых и согнутых в коленях ног в висе на перекладине.

Придерживать ребенка за поясницей и под коленями.

10.

Раскачивание на перекладине и спрыгивание в лежащий на полу обруч.

Придерживать ребенка при подъеме на перекладину.

В рамках прогулок комплекс используется в теплое время года, упражнения на нем выполняются не менее трех раз в неделю. Содержание и направленность упражнений согласуется с программой физического воспитания детей и позволяет более эффективно развивать координационные способности детей с ЗПР.

Литература:

Лях, В.И. О классификации координационных способностей / В.И.Лях //Теория и практика физ. культуры.- 1987.- №7. - С. 28-30.

Максимова С.Ю. Модель музыкально-двигательного адаптивного физического воспитания дошкольников с задержкой психического развития / Максимова С.Ю., Фомина Н.А. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 1. С. 63-65.

Максимова С.Ю. Теоретико-методологическое обоснование интеграционных возможностей физического воспитания / Максимова С.Ю., Фомина Н.А. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 5. С. 53-54.

Фомина Н.А. Музыкально-двигательное направление физического воспитания детей дошкольного возраста / Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова // Теория и практика физической культуры. – 2015. - № 5. – С. 57-58.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации