Методическая разработка «Исследование межличностных отношений в группе»

2
0
Материал опубликован 5 December



«Исследование межличностных отношений в группе»

Актуальность темы заключается в том, что социометрия является ведущим методом исследования социально-психологических характеристик студентов и структуры группы.

Цель работы – рассмотреть сущность, назначение и организацию социометрического метода, который позволяет оценить и измерить межличностные и межгрупповые отношения, эмоциональные связи в группе с целью дальнейшего их совершенствования.

Данная методика используется для изучения общения и межличностных отношений в уже сложившихся группах, выявление мотивов, которые лежат в основе индивидуальных симпатий и антипатий в данной группе, причин популярности (лидерства) и непопулярности других студентов коллектива.

Ожидаемые результаты:

1. Получение картографической структуры отношений в группе, выделение лидеров и изолированных членов.

2. Выявление сильных и слабых сторон межличностных отношений в группе.

3. Оценка общего психологического климата и уровня конфликтации.

4. Рекомендации для преподавателей и студентов о том, как улучшить взаимодействие и повысить эффективность учебного процесса.

Социометрия как метод практического изучения межличностных отношений в группе (инфографики термина «социометрия»)

Термин «социометрия» (от лат. societas – «общество» и греч. metreo – «измеряю») означает измерение межличностных отношений в группе.


u1733432710.jpg
q1733432726.jpg

Основная часть. Социометрический метод исследования группы.

Одна из основных проблем, которая стоит перед кураторами в колледже с первых дней создания группы – это организация сплоченного коллектива.

Воспитательный коллектив объединяет совместная деятельность, которая составляет основное содержание жизни студентов: это учение, труд, общественно-политическая деятельность и разнообразные занятия в кружках, секциях. Однако непосредственное влияние на личность конкретного воспитанника оказывает группа.

Проблема индивидуального подхода к студентам используется на всех курсах обучения группы. Но наиболее глубоко используется на 1 курсе дифференциальный и индивидуальный подход к студентам. Как правило, состав 1 курса формируется из подростков, которые имеют неодинаковый уровень социальной зрелости, отличаются уровнем физического и интеллектуального развития.

Дифференциальный подход к студентам состоит в том, что всегда необходимо учитывать интересы и склонности, реальные возможности и возрастные особенности студентов в группе. Для этого очень помогает проведение анкет (Приложение 1), тестов. Например, «Какой у тебя характер?» (Приложение 2), «Хороший ли ты друг?», «Обладаете ли вы чувством долга?», «Вы и ваше окружение», «Что Вы знаете о себе и своих одногодках?».

На основе дифференциального подхода легче осуществлять и индивидуальный подход, учитывая интересы и особенности характера, темперамента, уровень физического и психологического развития каждого студента, условия его воспитания, отношение к семье, к окружающим, в частности со сверстниками в группе. Для изучения личности студентов группы используется схема (Приложение 3).

Для практического применения в воспитательном процессе используется следующие методы изучения коллектива и личности:

1. Психолого-педагогические наблюдения: составление психолого-педагогической характеристики группы студентов (Приложение 4); составление психолого-педагогической характеристики студента (Приложение 5).

2. Беседы.

3. Анкетирование.

4. Тестирование.

5. Социометрические методы.

На II, III курсах группа – это более сплоченный и развитый коллектив. Возникает одна из основных задач воспитательной работы – межличностные отношения в группе.

Для этого применяется методика социометрического исследования и оценивания качества личности студентов.

Социометрия предполагает анализ ответов на ряд вопросов, называемых социометрическими притираниями:

Ролевой. Если бы Вы были старостой, кого бы вы включили в состав группы, для выполнения ответственного задания.

Деловой. С кем бы Вы хотели остаться в учебной группе, если группа будет переформирована?

Функциональный. Кто из членов группы, по вашему мнению, может быть старостой.

Эмоциональный. К кому из своих товарищей по группе Вы бы обратились в трудную минуту?

Заполнение социометрической карточки (Таблица 1) - дело добровольное, сугубо личное. Нужно корректно и коротко изложить задачу опроса, указать на его важность и уверить студентов в сохранении тайны опроса. Результаты опроса полностью не сообщаются им. Следует помнить, что раскрытие всей системы неформальных связей может привести к нежелательным явлениям в структуре группы, вылиться в инцидент или в конфликты в общении.

Таблица 1.

Социометрическая карточка

Ф.И.О. ____________________________________________группа __________



Вопросы и задания

Фамилия, выбираемых студентов в группе в порядке предпочтения

1.

С кем из членов вашей группы вы предпочли бы работать в одной бригаде?

1.

2.

3.

4.

5.

2.

Кто из членов вашей группы мог бы возглавить эту бригаду?

1.

2.

3.

4.

5.

3.

Если бы Вам представилась возможность переформировать вашу группу, то с кем из товарищей вы бы хотели остаться?

1.

2.

3.

4.

5.

4.

Оцените коллектив вашей группы по пятибалльной системе (подчеркните соответствующую цифру)

1. 2. 3. 4. 5.



Таблица 2.

Социометрическая матрица

Кто выбирает

Кого выбирают

Кол-во взаимных выборов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


1.

Анопкин



2


3





1

1

2.

Владарский

3



2

1






0

3.

Давыдов


2





1

3



2

4.

Деркач



3


2




1


1

5.

Дудар






1

3

2



3

6.

Зверев



3


2




1


2

7.

Леденёв

1


2


3






2

8.

Никишин



1


2






2

9.

Перегудов


2


3


1





2

10.

Притуляк


3




2



1


1

Кол-во выборов

3

2

5

2

6

3

2

2

4

1

16

Сумма баллов

7

4

11

5

13

4

4

5

6

1



Заполнение карточки подвергается количественной обработке (табличной, графической, индекс логической).

Для анализа ответов на первый вопрос строят социометрическую матрицу, отражающую картину межличностных отношений в группе (Таблица 2).

Партнерство определяется взаимностью выборов, которые в матрице обводятся кружком.

Микрогруппировки определяются по матрице взаимности выборов. В микрогруппировку входят члены (студенты группы), взаимно выбравшие друг друга.

Окончательный результат можно изобразить в виде схемы:

w1733432763.jpg

Определение неофициального лидера производится при помощи ответов на второй вопрос анкеты простым подсчетом количества полученных выборов для каждого студента группы.

Определение статуса членов группы производится при помощи формулы:

t1733430493al.gif , где t1733430493am.gif - сумма оценок, полученных одним студентом группы;

n – Число студентов группы.

Если St> 0, 55 – результат хороший;

St < 0, 3 – пересмотреть поведение студента.

Групповой коэффициент взаимности определяется по матрице взаимности выборов:

t1733430493an.gif , где 3n – число взаимных выборов в группе.

Групповой коэффициент коммуникативности Кк:

t1733430493ao.gif , где Пк = число членов группы, вошедших в микрогруппы.

Если Кк = 1 – отношения в группе хорошие;

Кк ≤ 0,2 – то можно предполагать возможность коммуникативного барьера по причине ненормального отношения между студентами группы, социальных, нравственных противоречий.

Коэффициент самооценки группы Kc рассчитывается как средний показатель уровня удовлетворенности группой всех её членов:

t1733430493ap.gif , где t1733430493aq.gif – сумма удовлетворенности группой всех ее членов.

Суммарный коэффициент благоприятности рассчитывается как среднее значение между коэффициентом Кв и Кк:

t1733430493ar.gif

Если Кбпк > 0,65 – можно говорить о преобладании атмосферы взаимного внимания, уважения, ответственности, требовательности к себе и другим;

Кбпк <0,65 – психологический климат неблагоприятный, нездоровый.

Следующая важная психологическая задача - выявление мотивов, по которым личность готова осуществлять эмоциональный контакт с одним студентом группы и отвергать других, что можно обозначить как мотивационное ядро выбора в межличностных отношениях (Таблица 3).

Таблица 3.

Бланк определения мотивационного ядра выбора

п/п

Ф.И.О

Качества личности (степень)


Ранговое место студента


искренний

смелый

добрый

открытый

эрудированный

прямой

внимательный

отзывчивый

выдержанный

сильный

аккуратный


1














2














3














4














5














6














7














8














Ход выполнения задания

Студент должен оценить, в какой степени перечисленные выше качества личности выражены у каждого из членов группы. Минимальный балл – 1, максимальный балл--7.

Студент должен представить, что его группа подлежит расформированию. В этой ситуации необходимо отметить знаком «+» пять студентов своей группы, с которыми он хотел бы учиться дальше и знаком «-» тех пять, с которыми он мог в случае необходимости расстаться. Расположить студентов необходимо в порядке убывающей предпочтительности (Приложение 6).

Высчитывается среднее арифметическое М во всех верхних частях столбцов.

Отбирается группа тех качеств, у которых М> 5, Т> 5.

Далее рассчитывается коэффициент К, «определяющий силы мотива»:

t1733430493as.gif

Описанные выше методики дают возможность выявить «социометрическую картину» группы и понять, почему одни студенты попадают в разряд «звезд», а другие в число «изолированных».

                                                                ВЫВОДЫ

Социология является одним из наиболее эффективных методов изучения структуры группы и определения социометрического статуса студентов в ней. Это способ количественной оценки межличностных отношений в малых группах. Выявление характера межличностных отношений в группе рекомендуется проводить два-три раза в год, что помогает определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.

По этой методике проводится диагностика эмоциональных связей, взаимные симпатии между студентами группы.

При проведении социометрического исследования решаются следующие задачи:

- измерение степени сплоченности (разобщенности) в группе;

- выявление социометрических позиций студентов (популярные, предпочтительные, изолированные, оттесненные);

- выявление внутренних малых группировок в группе;

- выделение неформальных лидеров;

- описание индивидуальной самооценки положения студента в группе.

Таким образом, социометрический метод может использоваться для изучения и коррекции психологического климата группы. Данная методика используется для изучения общения и межличностных отношений в уже сложившихся группах, выявление мотивов, которые лежат в основе индивидуальных симпатий и антипатий в данной группе, причин популярности (лидерства) и непопулярности других студентов коллектива. Данные социологии позволяют прогнозировать возможные конфликтные ситуации, определять проведение необходимых мероприятий по улучшению межличностных и межгрупповых отношений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

Название вашего колледжа ________________________________________________

Наименование вашей будущей профессии____________________________________

К кому обращались за советом при выборе своей будущей профессии (подчеркнуть Вы):

а) к отцу;

б) к матери;

в) преподавателям;

г) к друзьям;

д) ни к кому не обращался.

Из каких источников Вы впервые получили сведения о своей будущей профессии (подчеркнуть):

а) из беседы с родителями;

б) от друзей, знакомых;

в) из газет, книг, журналов;

г) из объявлений;

д) из других источников (укажите).

Нравится ли Вам избранная профессия? (подчеркнуть):

а) да, нравится;

б) трудно сказать;

в) нет, не нравится;

Чем привлекает Вас будущая профессия? (подчеркнуть)

а) из-за уважения к представителям данной профессии;

б) высокий заработок;

в) легкая и чистая работа;

г) тяжелая, но интересная работа;

д) другие причины (укажите).

Какие у Вас есть на ваш взгляд способности для овладения избранной профессией? Напишите кратко.

Если Вас не привлекает ваша будущая профессия, то какую бы Вы хотели избрать? Напишите.

Если Вам не нравится избранная профессия, что помешало Вам избрать любимую профессию. Напишите.

Что Вы предпринимаете для того чтобы лучше овладеть своей профессией? Напишите кратко.

Напишите Ваше пожелание, советы, как лучше знакомить молодежь с профессиями, как помочь им в выборе профессии по душе и способностям.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест «Какой у тебя характер?»

Ответить «да» или «нет» на следующие вопросы:

Уважаешь ли ты дружбу?

Привлекает ли тебя все новое?

Предпочитаешь ли ты старую одежду новой.

Притворяешься ли ты довольным безо всякой на то причины?

Менял ли в детстве более трех раз выбор своей будущей профессии?

Лишаешься ли ты уверенности в себе, когда предстоит решить трудное задание?

Коллекционируешь ли ты что-нибудь?

Часто ли ты меняешь свои планы в последний момент?


Обработка данных:

Запишите себе по 1 очку, если ты ответил «да» на вопросы 1, 3 и 7 и по 1 очку на ответы «нет» на вопросы 2, 4, 5, 6 и 8.

Теперь подсчитай набранные очки.

Свыше 6 очков: ты уравновешенный человек, редко создаешь хлопоты родителям,

преподавателям, друзьям.

От 3 до 6 очков: у тебя изменчивое настроение и характер. Не забывай, что, только

проявляя постоянство и настойчивость, ты будешь преуспевать в жизни.

Менее 3 очков: внимание - почему ты не веришь в свои силы? Нужно больше

доверять своим родителя. Найти себе друзей в своей группе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Схема изучения личности студента

Ф.И.О., год рождения.

Ф.И.О., год рождения родителей. Состав семьи.

Материальное положение семьи.

Наличие способности к выбранной профессии.

Кругозор.

Основные черты характера.

Как относится к одногруппникам и старшим?

Характер инициативности (безынициативность, несистематичность).

Пользуется ли авторитетом среди товарищей?

Причины конфликтов с товарищами? (если возникают).

Отношение к общественной работе.

Какие общественные поручения выполняет? Как их выполняет?

Развитие речи.

Выполнение требований классного руководителя.

Чем занимается в свободный час?

Состояние здоровья.

Определить взаимоотношение в группе, её структуру (неформальные группировки).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Схема психолого-педагогическая характеристика

группы студентов

Общее сведения о группе (число студентов, число юношей, девушек, возраст).

Личные взаимоотношения между студентами в группе. Студенты пользуются уважением товарищей (кого можно отнести к этой категории, каковы их личные качества, успеваемость, дисциплина, общественная активность, что обеспечивает им уважение сверстников, какова их роль в жизни группы).

Студенты, которых сверстники не уважают, за что не уважают. Есть ли в коллективе группировки, их состав, кто возглавляет, роль группировки в жизни групп.

Дружеские связи между студентами. Уровень формирования группы. Распределение общественных поручений в группе, отношение студентов к поручениям.

Борьба за честь группы, общие интересы студентов группы, занятия в кружках, спорт, художественная самодеятельность.

Взаимная требовательность и взаимопомощь, чувство долга и ответственности.

Роль группы среди других групп студентов. Участие группы в общественно-полезном труде.

Учебная деятельность группы.

Успеваемость по предметам. Любимые предметы. Причины неуспеваемости по предметам.

Отношение студентов к оценке знаний.

Дисциплина в группе.

Состояние дисциплины (на каком уроке)

Методы поддержания дисциплины. Влияние отдельных студентов на состояние дисциплины.

Методы борьбы с нарушителями дисциплины.

Взаимоотношение группы с классным руководителем. Роль классного руководителя. Мотивы его работы.

Его авторитет и влияние на студентов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Схема психолого-педагогической характеристики студента

1.Общие сведения о студенте.

Ф.И.О., национальность, дата и год рождения, образование (сколько классов окончил, когда и где). Физическое развитие, состояние здоровья.

Ф.И.О. родителей, место работы, занимаемая должность. Состав семьи и ее

материальное положение Отношение родителей к выбранной профессии и к поступлению студента в колледж.

2. Направленность личности студента.

Общественная деятельность студента. Его основные цели, стремления, идеалы.

Чувство долга и ответственность и их проявления.

Интересы и склонности студента. Основной круг его интересов и отражение их в

учебной работе. Учебные интересы, интересы в области техники, искусства, спорта, читательские интересы студентов. Потребности.

Любовь к учению, что пробуждает его учиться, отношение к различным учебным

предметам. Отношение к успехам и неудачам в учебной работе. Характеристика знаний студента (глубина, прочность, наличие пробелов в знаниях и причины этого).

Отношение студентов к труду. Отношение к различным видам труда: участвует ли

студент в домашнем труде, имеет ли трудовые обязанности, как относится к ним и как выполняет. Стиль труда (организованность, систематичность): прилежание, добросовестность или небрежность в труде. Отношение студента к общественному имуществу.

Отношение студента к группе и самому себе. Роль студента в группе. Дорожит ли ее

честью. Участие в общественной жизни группы. Отношение группы к студенту. Отношение с педагогами, родителями. Имеет ли близких друзей, проявляет ли к товарищам внимание. Нет ли проявления зависти, эгоизма, зазнайства.

Волевые качества студента. Самостоятельность суждений, действия,

целеустремленность, активность и инициативность. Часто ли обращается за помощью, как преодолевает трудности, выдержка и самообладание, умение противостоять чужим влияниям.

Эмоциональная окрашенность характера. Уровень эмоциональной возбудимости

студента, глубина эмоциональных переживаний. Каково преобладающее настроение: живость или вялость, быстрота или медлительность, темперамент.

5. Особенности умственного развития студента.

1) Особенности мышления и речи. Самостоятельность, логичность и сознательность в суждениях и выводах. Умеет ли анализировать и обобщать материал. Культура речи. Умеет ли правильно выражать мысли в устной и письменной формах.

2) Особенности внимания студента (рассеянность, внимательность, невнимательность).

3) Особенности памяти (заучивание, осмысленность запоминания, точность воспроизведения).

4) Наблюдательность.

5) Творческая деятельность, способности студента.

6. Общие психолого-педагогические выводы. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности студента. Пути дальнейшей воспитательной работы со студентами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Определение качества личности

п/п








Упорядоченный ряд фамилий








Оценка в баллах качеств личности


искренний

смелый

добрый

открытый

эрудированный

прямой

внимательный

отзывчивый

выдержанный

сильный

аккуратный


1.

2.

3.

4.

5.

(+)




























































М
























1.

2.

3.

4.

5.

(-)




























Т












К












«+» - студенты, которых выбрали испытуемые;

«-» - «отвергнутые» студенты.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации