12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Юлия Александровна Воронкова253 Россия, Нижегородская обл., Выкса |
Методическая разработка классного часа квиз - игра «Безопасный Интернет»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №12 г.о.г. Выкса
Конспект классного часа
квиз - игра «Безопасный Интернет»
учитель математики
МБОУ СШ №12
Воронкова Юлия Александровна,
стаж работы 9 лет
Городской округ город Выкса, 2020 год
Методическая разработка мероприятия квиз - игра «Безопасный Интернет» проводится на классном часе.
Актуальность данной разработки обусловлена тем, что на сегодняшний день средства массовой информации становятся одним из важнейших институтов социализации нового поколения наряду с институтом семьи и школы, поэтому проблема обеспечения информационной безопасности в образовании и семье оказывается в центре внимания общества.
Чтобы уберечь детей от негативного влияния компьютерных сетей и обезопасить их от интернет - мошенничества необходимо повысить уровень информационной культуры не только среди подростков, но в первую очередь, среди родителей.
Методическая разработка квиз – игры предназначена для учащихся 6 – 7 классов, возраст 11 – 13 лет и их родителей.
Использование данной формы работы дает возможность привлечь внимание родителей к проблеме компьютерной зависимости детей; позволяет обобщить их знания в области Интернет – безопасности, а также формирует навыки противодействия Интернет - угрозам, защиты персональных данных.
Выполнение различных видов заданий в процессе квиз - игры способствует развитию логического мышления участников, их внимания, умения прогнозировать свое поведение в сети Интернет.
Данная методическая разработка может быть использована в практике педагогических работников разных категорий: классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-организаторов, старших вожатых, воспитателей ГПД и др.
Цель игры: формирование информационной культуры детей и родителей, обеспечение информационной безопасности учащихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в сети Интернет.
Задачи:
– обратить внимание родителей на вероятность возникновения компьютерной зависимости у детей;
– систематизировать знания родителей и детей в области интернет-безопасности по направлениям:
- раскрытие персональных данных; мошенничества, в том числе мобильные; заражение компьютера и мобильных устройств; общение в Сети; общая компьютерная грамотность;
- формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет - угрозам;
- показ важности взаимодействия детей с учителями и родителями, особенно в критических и неприятных ситуациях.
Материалы и оборудование: раздаточный материал (карточки с ребусами, таблицы для заполнения регистрационной формы, воздушные шарики с пословицами, конверты с ситуациями, карточки с логотипами антивирусных программ и их названиями, плакат - пазл), компьютер, экран, мультимедийный проектор, столы, стулья по количеству участников.
Идея квиз-игры: команды выполняют различные задания и получают жетоны за правильные ответы. Квиз - игра дает возможность включать деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам получать и осваивать новые знания. Данный вид деятельности предусматривает решение нестандартных задач в ограниченном пространстве за определенный отрезок времени. Игра предполагает прохождение участниками шести станций.
Вступительное слово.
Добрый день, уважаемые родители и учащиеся. Сегодня у нас с вами необычный классный час - игра-квиз!
- В нашей игре участвуют две команды. Представьтесь, пожалуйста!
- Сегодня каждая команда должна проявить свою сообразительность, показать свою эрудированность, быть внимательной и только одна из вас получит звание «Знатоков».
Ваш результат – количество заработанных жетонов, которые будут подсчитаны в конце игры.
- Итак, мы начинаем.
На беду компьютер Мишка раздобыл,
Что такое свежий воздух позабыл!
И теперь он дни и ночи напролет
С виртуальным хулиганом бой ведет.
Он с компьютером играет в дурака
И раскладывает карты «паука».
Позовет к себе невидимых гостей
И играет с ними в карты, дуралей!
На охоту он давно не выходил,
Запах пищи, вкус воды совсем забыл!
Он осунулся и очень похудел -
Игровой азарт медведя одолел.
Не осталось у него медвежьих сил
И сейчас его бы заяц победил!
Как с компьютером беднягу развести?
Как Мишутку от напасти нам спасти? (Бацанова Н.)
Современный ребёнок, как наш Мишка в стихотворении рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребёнок из интернета. Они не догадываются, что машина становится для ребёнка не только «няней» или источником знаний, но и начинает эмоционально заменять ему родителей. Постепенно ребёнок проводит за компьютером всё больше времени. Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующем отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». Согласно данному закону, «информационная безопасность детей» – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. В соответствии с Федеральным законом №436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
- информация, запрещенная для распространения среди детей;
- информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
Ссылка на ресурс
Обе команды должны разгадать ребус, а родители в это время должны ответить на вопрос: что относится к информации, запрещенной для распространения среди детей? Время выполнения задания 5-7 минут. Команды по очереди называют ответ на ребусы и зарабатывают жетоны. Один верный ответ дает право заработать 1 жетон. Когда все ребусы разгаданы, родители отвечают ответ на поставленный вопрос и добавляют заработанные жетоны любой команде.
См. Приложение Табл. 1
Станция II. «Знакомимся – правда или ложь».
С двух сторон от ширмы размещаются герои. С одной стороны – четверо детей по 2 человека из каждой команды (Пользователи), с другой стороны – двое взрослых – родители (Неизвестные). Задача Пользователя, задавая ряд стандартных вопросов, познакомиться, а потом угадать – правду или ложь говорит Неизвестный. Вопросы и ответы приготовлены заранее на карточках.
См. Приложение Табл. 2
- В конце диалога Неизвестный предлагает встретиться. Пользователь – дети, могут согласиться, если поверили, или отказаться, если нет. По результатам игры участник и зрители видят, что определить, с кем ты ведешь диалог на самом деле, очень сложно.
- Формулируем правило №1: Многие люди рассказывают о себе в интернете неправду. Общайся в интернете с теми, кого ты знаешь лично (друзья, одноклассники). Из правила вытекает следующее: «Не встречайся с людьми, если ты познакомился с ними в интернете».
Злые люди в Интернете
Расставляют свои сети.
С незнакомыми людьми
Ты на встречу не иди!
А теперь перечислите, чего же нужно опасаться при работе в Интернете? Подумаем и, по – очереди, назовем ряд интернет-угроз. Чем больше правильных ответов вы дадите, тем больше жетонов вы заработаете. Один правильный ответ равен одному жетону. Правильные ответы:
1-я опасность – виртуальное общение. Виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество. |
2-я опасность – интернет-хулиганство. Так же, как и в обычной жизни, в интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Сети. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим. |
3-я опасность – вредоносные программы. К вредоносным программам относятся вирусы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нём данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети. |
4-я опасность – недостоверная информация. Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. |
Задания: 1. Вам требуется выйти в интернет, чтобы проверить свою электронную почту. 2. Вам попался интересный форум, и вы хотите на нём общаться. Для этого вам надо зарегистрироваться. Каждой команде выдается бланк регистрации, в который вы должны внести свои данные, т.е. «Пройти регистрацию», ответив на вопросы, заполнить профиль. Участники каждой команды выбирают по одному представителю и заносят его данные в таблицу.
См. Приложение Табл.3
- Наша регистрация успешно завершена, и мы начинаем общаться на форуме. Что происходит дальше? (команды высказывают свою версию)
- Любой пользователь может посмотреть профиль собеседника. Теперь в интернете есть вся информация о вас. Люди могут делиться ею между собой. Однако если информация попала в Сеть, узнать, где она находится, очень сложно. Управлять ею невозможно.
- Как же правильно заполнить профиль? По-очереди, команды перечисляют ту информацию, которую не рекомендуется размещать в сети Интернет для сохранения своей безопасности.
Формулируем правило №2: Не размещай личную информацию о себе, семье и свои фотографии.
Ссылка на ресурс
Чтобы заработать жетон необходимо предложенную пословицу интерпретировать в русскую народную пословицу.
1. Информатике учиться всегда пригодится. (Грамоте учиться всегда пригодится.)
2. Когда компьютер обслуживают 7 техников, у него не работает монитор. (У семи нянек дитя без глазу.)
3. Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)
4. Бит килобайт бережет. (Копейка рубль бережет.)
5. Семь бед — один “Reset”. (Семь бед — один ответ.)
6. Программа высококвалифицированного программиста боится. (Дело мастера боится.)
7. И у опытного программиста бывают ошибки. (И на старуху бывает проруха.)
8. Любишь играть в компьютерные игры, люби и сам программировать. (Любишь кататься — люби и саночки возить.)
9. Интерес к программе приходит во время ее разработки. (Аппетит приходит во время еды.)
10. Будешь одновременно разрабатывать две программы — ни одна не получится удачной. (За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.)
11. За компьютером товарища хорошо, а за домашним лучше. (В гостях хорошо, а дома лучше.)
12. Мал бит, да важен бывает. (Мал золотник, да дорог.)
13. Семь раз подумай, прежде чем удалить файл. (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
Ссылка на ресурс
- В конверте изложены ситуации, в которых ребята не могут разобраться. Надеюсь, мы поможем им.
- За каждый правильный ответ – 1 жетон.
(учитель заглядывает в конверт и извлекает карточки, читает каждой команде, по – очереди, ситуацию).
См. Приложение Табл. 4
СПАСИБО ВАМ, РЕБЯТА! НАДЕЮСЬ, МЫ ПОМОГЛИ ДИМЕ И СВЕТЕ.
Ссылка на ресурс
Мрачный врач компьютер вынес
Из квартиры на руках.
Он сказал: «Ужасный вирус…
Всей системе – полный крах.»
«Нахватала с почтой спама…», -
Причитала в спальне мама.
«Доигрался! Крах!! Конец!!!» -
Закричал в сердцах отец.
Тихо бабушка сказала:
«Может, плохо протирала?..».
«Нет, - печально буркнул дед, -
Я залазил в Интернет!»
Я шепнул, потупив взор:
«Я… чихнул на монитор!» (Анохина Е.)
О безопасности своего компьютера должен заботиться каждый, поэтому необходимо знать названия антивирусных программ, их логотипы. Задание: сопоставить логотип антивирусной программы ее названию.
Вывод: Каждый компьютер должен быть защищен антивирусной программой.
Ссылка на ресурс
- Что же нужно делать, чтобы себя защитить? Чтобы это узнать, давайте выполним следующее задание. Каждая команда называет, по – очереди, верное правило, которое начинается со слов “Я никогда не буду...” или “Я всегда буду...”, а продолжение написано на частях пазла.
За каждый верный ответ вы получаете жетон.
- Вот и подошла к концу наша Игра.
- Какова была тема нашего мероприятия?
- Верно, “Безопасный Интернет”.
- Что вы запомнили?
Закрепляем правила, которые сформулировали в ходе игры:
1. Помни, что многие люди рассказывают о себе в интернете неправду.
2. Общайся в интернете с теми, кого ты знаешь лично (друзья, одноклассники).
3. Не встречайся с людьми, если ты познакомился с ними в интернете.
4. Не размещай личную информацию о себе, семье и свои фотографии.
5. Подбирай надежный пароль и никому не сообщай его.
6. Каждый компьютер должен быть защищен антивирусной программой.
7. Будь вежлив.
Итак, итоги квиз - игры (озвучиваются результаты). Спасибо всем за отличную игру!
- Я вручаю памятки, которые вам помогут безопасно покорять Сеть Интернет.
Проведение классного часа в виде квиз-игры позволило привлечь внимание детей и родителей к проблеме компьютерной зависимости среди подрастающего поколения; обобщить знания в области Интернет – безопасности; сформировать навыки противодействия Интернет - угроз, защиты персональных данных, заражения компьютера и мобильных устройств. Данное мероприятие – профилактика информационной безопасности учащихся, которое прививает навыки культурного, ответственного и безопасного общения в сети Интернет.
Квиз – игра способствовала развитию позитивного общения детей и родителей, сплочению классного коллектива, умения взаимодействовать в различных жизненных ситуациях.
1. Баловсяк Н. Компьютер и здоровье. Спб, 2008.
2. Галатенко В.А. Основы информационной безопасности. [Текст] 4-е изд. учеб. пособие, ВУЗ // - М: Издательство Бином. Лаборатория знаний, Интуит, - 2008.
3. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Учебно-методический комплект. - М.:СОЛОН-ПРЕСС, 2010.
4. Интернет-зависимость – миф или реальность?//Классное руководство и воспитание школьников. 2008. N 21. С.20-23.
5. Ислентьева О. Занятие по профилактике компьютерной зависимости //Школьный психолог. 2014. N 5-6. С.33-34
6. СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".
7. Фадеева С. В. Профилактика компьютерной зависимости у подростков // Народное образование. 2011. N 8. С.276-280.
1. OS.zone.net Компьютерный информационный портал. Статья для родителей «Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет». Рекомендации по программе «Родительский контроль».
2. Безопасный Интернет: методико-библиографические рекомендации / сост. Г. Н. Тегесова; отв. за вып. Н. Н. Кетчинова; ред. О. Е. Аргунова. – Элиста: Нац. б-ка им. А. М. Амур-Санана, 2017. – 33, [3] с.
Задания на станциях.
Станция I
Таблица 1
Задания для родителей | Задания для детей |
«Что относится к информации, запрещенной для распространения среди детей?». Родители должны назвать, что они считают запрещенной информацией. 1) информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе причинению вреда своему здоровью, самоубийству; 2) способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости, либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным; 4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; 5) оправдывающая противоправное поведение; 6) содержащая нецензурную брань; 7) содержащая информацию порнографического характера. | разгадать ребусы а) компьютер Б) Процессор В) Передача Г) курсор Д) вирусы Е) безопасность Ж) Интернет З) Антивирус /data/files/p1604179268.pub (Буклет "Безопасный Интернет")/data/files/t1604179376.pptx (Презентация квиз-игра "Безопасный Интернет") |
Станция II «Знакомимся – правда или ложь»
Таблица 2
Вопросы, которые пользователь задает в сети | Ответ неизвестного 1 | Ответ неизвестного 2 | Ответ неизвестного 3 |
Привет | Привет | Приветик | Здравствуй |
Давай поболтаем | Давай | Ок | Хорошо, давай поговорим |
Меня зовут … а тебя? | Меня Артем | Меня человек-паук | Меня Наталья Алексеевна |
Я учусь в 6 классе, а ты? | Я тоже учусь в 6 классе | Я уже закончил школу | Я работаю |
Я живу в Выксе, а ты? | Я в Нижнем Новгороде | Я в Нью-Йорке | Я тоже в Кулебаках живу |
Я занимаюсь спортом, а ты чем занимаешься в свободное время? | Я рисую | Я прыгаю с парашютом | Я работаю в саду |
Давай встретимся? | Давай встретимся? | Давай встретимся? |
Станция III «Информационная»
Таблица 3
Ваше имя | Ваше имя | |||
Ваш адрес | Ваш адрес | |||
Ваш телефон | Ваш телефон | |||
Ваш электронный адрес | Ваш электронный адрес | |||
Ваше фото | Ваше фото | |||
Пароль | Пароль |
Станция V «Ситуации из конверта».
Таблица 4
1. ДИМА зашел на незнакомый ему сайт. Вдруг на экране компьютера появились непонятные ДИМЕ сообщения. Что ДИМЕ предпринять? А Закрыть сайт Б Обратиться к родителям за помощью В Самому устранить неисправность (Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.) |
2. СВЕТА создала себе электронный ящик. Теперь она может обмениваться сообщениями со своими друзьями. Сегодня на адрес её электронной почты пришло сообщение: файл с игрой от неизвестного пользователя. Как поступить СВЕТЕ? А Скачать файл, и начать играть. Б Не открывать файл. В Отправить файл своим друзьям. (Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Убедись, что на твоем компьютере установлено антивирусное программное обеспечение. Помни о том, что эти программы должны своевременно обновляться.) |
3. ДИМА познакомился в Интернете с учеником 8 класса Иваном. Иван не учится с ДИМОЙ в одной школе, и вообще Дима его ни разу не видел. Однажды Иван пригласил ДИМУ встретится с ним в парке. Что делать ДИМЕ? А Пойти на встречу. Б Пойти на встречу вместе с мамой или папой. В Не ходить на встречу. (Не встречайся без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.) |
4. Новый друг ДИМЫ, с которым он познакомился вчера в Интернете, Иван попросил ДИМУ срочно сообщить ему такую информацию: номер телефона, домашний адрес, кем работают родители ДИМЫ. ДИМА должен: А Сообщить Ивану нужные сведения. Б Не сообщать в Интернете, а сообщить при встрече. В Посоветоваться с родителями. (Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: где ты живешь, учишься, свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья!) |
5. СВЕТА решила опубликовать в Интернете свою фотографию и фотографии своих одноклассников. Можно ли ей это сделать? А Нет, нельзя. Б Можно, с согласия одноклассников. В Можно, согласие одноклассников не обязательно. |
6.ДИМЕ купили компьютер. Он теперь целый день проводит за компьютером. Через несколько дней у него стали слезиться глаза, появились боли в руках. Что делать ДИМЕ? А Продолжать проводить время за компьютером. Б Больше никогда не работать на компьютере. Г Соблюдать правила работы на компьютере: Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок. Продолжительность одного занятия – не более 60 минут. После 10–15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы. |
Комментарии (6)
сменить сортировкуОтредактировано 02-11-2020 19:08