12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Александровна Воронкова253
Россия, Нижегородская обл., Выкса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №12 г.о.г. Выкса









Конспект классного часа

квиз - игра «Безопасный Интернет»





Автор-составитель:
учитель математики

МБОУ СШ №12
Воронкова Юлия Александровна,

стаж работы 9 лет







Городской округ город Выкса, 2020 год




Методическая разработка мероприятия квиз - игра «Безопасный Интернет» проводится на классном часе.

Актуальность данной разработки обусловлена тем, что на сегодняшний день средства массовой информации становятся одним из важнейших институтов социализации нового поколения наряду с институтом семьи и школы, поэтому проблема обеспечения информационной безопасности в образовании и семье оказывается в центре внимания общества.

Чтобы уберечь детей от негативного влияния компьютерных сетей и обезопасить их от интернет - мошенничества необходимо повысить уровень информационной культуры не только среди подростков, но в первую очередь, среди родителей.

Методическая разработка квиз – игры предназначена для учащихся 6 – 7 классов, возраст 11 – 13 лет и их родителей.

Использование данной формы работы дает возможность привлечь внимание родителей к проблеме компьютерной зависимости детей; позволяет обобщить их знания в области Интернет – безопасности, а также формирует навыки противодействия Интернет - угрозам, защиты персональных данных.

Выполнение различных видов заданий в процессе квиз - игры способствует развитию логического мышления участников, их внимания, умения прогнозировать свое поведение в сети Интернет.

Данная методическая разработка может быть использована в практике педагогических работников разных категорий: классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-организаторов, старших вожатых, воспитателей ГПД и др.

Цель игры: формирование информационной культуры детей и родителей, обеспечение информационной безопасности учащихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в сети Интернет.


Задачи:

обратить внимание родителей на вероятность возникновения компьютерной зависимости у детей;

систематизировать знания родителей и детей в области интернет-безопасности по направлениям:

  • раскрытие персональных данных; мошенничества, в том числе мобильные; заражение компьютера и мобильных устройств; общение в Сети; общая компьютерная грамотность;
  • формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет - угрозам;
  • показ важности взаимодействия детей с учителями и родителями, особенно в критических и неприятных ситуациях.
-  р азвивать логическое мышление, внимание, умение прогнозировать свое поведение в сети Интернет в процессе выполнения различных видов заданий.

Материалы и оборудование: раздаточный материал (карточки с ребусами, таблицы для заполнения регистрационной формы, воздушные шарики с пословицами, конверты с ситуациями, карточки с логотипами антивирусных программ и их названиями, плакат - пазл), компьютер, экран, мультимедийный проектор, столы, стулья по количеству участников.

Основная часть.

Идея квиз-игры: команды выполняют различные задания и получают жетоны за правильные ответы. Квиз - игра дает возможность включать деятельностные, проектные задания, что позволяет участникам получать и осваивать новые знания. Данный вид деятельности предусматривает решение нестандартных задач в ограниченном пространстве за определенный отрезок времени. Игра предполагает прохождение участниками шести станций.

Организационный момент. Участники – дети делятся на 2 команды, а родители – зрители, которые тоже принимают небольшое участие в игре.

Вступительное слово.

Добрый день, уважаемые родители и учащиеся. Сегодня у нас с вами необычный классный час - игра-квиз!

- В нашей игре участвуют две команды. Представьтесь, пожалуйста!

- Сегодня каждая команда должна проявить свою сообразительность, показать свою эрудированность, быть внимательной и только одна из вас получит звание «Знатоков».

Ваш результат – количество заработанных жетонов, которые будут подсчитаны в конце игры.

- Итак, мы начинаем.

На беду компьютер Мишка раздобыл,
Что такое свежий воздух позабыл!
И теперь он дни и ночи напролет
С виртуальным хулиганом бой ведет.
Он с компьютером играет в дурака
И раскладывает карты «паука».
Позовет к себе невидимых гостей 
И играет с ними в карты, дуралей!
На охоту он давно не выходил,
Запах пищи, вкус воды совсем забыл!
Он осунулся и очень похудел - 
Игровой азарт медведя одолел.
Не осталось у него медвежьих сил
И сейчас его бы заяц победил!
Как с компьютером беднягу развести?
Как Мишутку от напасти нам спасти? (Бацанова Н.)

Современный ребёнок, как наш Мишка в стихотворении рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребёнок из интернета. Они не догадываются, что машина становится для ребёнка не только «няней» или источником знаний, но и начинает эмоционально заменять ему родителей. Постепенно ребёнок проводит за компьютером всё больше времени. Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующем отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». Согласно данному закону, «информационная безопасность детей» – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. В соответствии с Федеральным законом №436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

- информация, запрещенная для распространения среди детей;

- информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

Станция I. «Разгадай ребус»

Ссылка на ресурс https://learningapps.org/watch?v=pyar9hx2a20

Обе команды должны разгадать ребус, а родители в это время должны ответить на вопрос: что относится к информации, запрещенной для распространения среди детей? Время выполнения задания 5-7 минут. Команды по очереди называют ответ на ребусы и зарабатывают жетоны. Один верный ответ дает право заработать 1 жетон. Когда все ребусы разгаданы, родители отвечают ответ на поставленный вопрос и добавляют заработанные жетоны любой команде.

См. Приложение Табл. 1


Станция II. «Знакомимся – правда или ложь».

С двух сторон от ширмы размещаются герои. С одной стороны – четверо детей по 2 человека из каждой команды (Пользователи), с другой стороны – двое взрослых – родители (Неизвестные). Задача Пользователя, задавая ряд стандартных вопросов, познакомиться, а потом угадать – правду или ложь говорит Неизвестный. Вопросы и ответы приготовлены заранее на карточках.

См. Приложение Табл. 2

- В конце диалога Неизвестный предлагает встретиться. Пользователь – дети, могут согласиться, если поверили, или отказаться, если нет. По результатам игры участник и зрители видят, что определить, с кем ты ведешь диалог на самом деле, очень сложно.

-t1604178439aa.jpg Формулируем правило №1: Многие люди рассказывают о себе в интернете неправду. Общайся в интернете с теми, кого ты знаешь лично (друзья, одноклассники). Из правила вытекает следующее: «Не встречайся с людьми, если ты познакомился с ними в интернете».

Злые люди в Интернете

Расставляют свои сети.

С незнакомыми людьми

Ты на встречу не иди!

А теперь перечислите, чего же нужно опасаться при работе в Интернете? Подумаем и, по – очереди, назовем ряд интернет-угроз. Чем больше правильных ответов вы дадите, тем больше жетонов вы заработаете. Один правильный ответ равен одному жетону. Правильные ответы:

1-я опасность – виртуальное общение.

Виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество.

2-я опасность – интернет-хулиганство.

Так же, как и в обычной жизни, в интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Сети. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.

3-я опасность – вредоносные программы.

К вредоносным программам относятся вирусы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нём данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.

4-я опасность – недостоверная информация.

Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной.

Станция III. «Информационная»

Задания: 1. Вам требуется выйти в интернет, чтобы проверить свою электронную почту. 2. Вам попался интересный форум, и вы хотите на нём общаться. Для этого вам надо зарегистрироваться. Каждой команде выдается бланк регистрации, в который вы должны внести свои данные, т.е. «Пройти регистрацию», ответив на вопросы, заполнить профиль. Участники каждой команды выбирают по одному представителю и заносят его данные в таблицу.

См. Приложение Табл.3

- Наша регистрация успешно завершена, и мы начинаем общаться на форуме. Что происходит дальше? (команды высказывают свою версию)

- Любой пользователь может посмотреть профиль собеседника. Теперь в интернете есть вся информация о вас. Люди могут делиться ею между собой. Однако если информация попала в Сеть, узнать, где она находится, очень сложно. Управлять ею невозможно.

- Как же правильно заполнить профиль? По-очереди, команды перечисляют ту информацию, которую не рекомендуется размещать в сети Интернет для сохранения своей безопасности.

Формулируем правило №2: Не размещай личную информацию о себе, семье и свои фотографии.

Станция IV. «Игровая»

Ссылка на ресурс https://wordwall.net/ru/resource/5900489

Чтобы заработать жетон необходимо предложенную пословицу интерпретировать в русскую народную пословицу.

1. Информатике учиться всегда пригодится. (Грамоте учиться всегда пригодится.)

2. Когда компьютер обслуживают 7 техников, у него не работает монитор. (У семи нянек дитя без глазу.)

3. Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)

4. Бит килобайт бережет. (Копейка рубль бережет.)

5. Семь бед — один “Reset”. (Семь бед — один ответ.)

6. Программа высококвалифицированного программиста боится. (Дело мастера боится.)

7. И у опытного программиста бывают ошибки. (И на старуху бывает проруха.)

8. Любишь играть в компьютерные игры, люби и сам программировать. (Любишь кататься — люби и саночки возить.)

9. Интерес к программе приходит во время ее разработки. (Аппетит приходит во время еды.)

10. Будешь одновременно разрабатывать две программы — ни одна не получится удачной. (За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.)

11. За компьютером товарища хорошо, а за домашним лучше. (В гостях хорошо, а дома лучше.)

12. Мал бит, да важен бывает. (Мал золотник, да дорог.)

13. Семь раз подумай, прежде чем удалить файл. (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

Станция V. «Ситуации из конверта».

Ссылка на ресурс https://learningapps.org/watch?v=pt8bk8tvk20

- В конверте изложены ситуации, в которых ребята не могут разобраться. Надеюсь, мы поможем им.

- За каждый правильный ответ – 1 жетон.

(учитель заглядывает в конверт и извлекает карточки, читает каждой команде, по – очереди, ситуацию).

См. Приложение Табл. 4

СПАСИБО ВАМ, РЕБЯТА! НАДЕЮСЬ, МЫ ПОМОГЛИ ДИМЕ И СВЕТЕ.

Станция VI. «Карантин»

Ссылка на ресурс https://learningapps.org/watch?v=pt8bk8tvk20

Мрачный врач компьютер вынес
Из квартиры на руках.
Он сказал: «Ужасный вирус…
Всей системе – полный крах.»
«Нахватала с почтой спама…», -
Причитала в спальне мама.
«Доигрался! Крах!! Конец!!!» -
Закричал в сердцах отец.
Тихо бабушка сказала:
«Может, плохо протирала?..».
«Нет, - печально буркнул дед, -
Я залазил в Интернет!»
Я шепнул, потупив взор:
«Я… чихнул на монитор!» (Анохина Е.)

О безопасности своего компьютера должен заботиться каждый, поэтому необходимо знать названия антивирусных программ, их логотипы. Задание: сопоставить логотип антивирусной программы ее названию.

t1604178439ab.png

Вывод: Каждый компьютер должен быть защищен антивирусной программой.

Станция VII. «ПРАВИЛА»

Ссылка на ресурс https://learningapps.org/ watch?v=pg88niskn20

- Что же нужно делать, чтобы себя защитить? Чтобы это узнать, давайте выполним следующее задание. Каждая команда называет, по – очереди, верное правило, которое начинается со слов “Я никогда не буду...” или “Я всегда буду...”, а продолжение написано на частях пазла.

t1604178439ac.png

За каждый верный ответ вы получаете жетон.

Итоги.

- Вот и подошла к концу наша Игра.

- Какова была тема нашего мероприятия?

- Верно, “Безопасный Интернет”.

- Что вы запомнили?

Закрепляем правила, которые сформулировали в ходе игры:

1. Помни, что многие люди рассказывают о себе в интернете неправду.

2. Общайся в интернете с теми, кого ты знаешь лично (друзья, одноклассники).

3. Не встречайся с людьми, если ты познакомился с ними в интернете.

4. Не размещай личную информацию о себе, семье и свои фотографии.

5. Подбирай надежный пароль и никому не сообщай его.

6. Каждый компьютер должен быть защищен антивирусной программой.

7. Будь вежлив.

Итак, итоги квиз - игры (озвучиваются результаты). Спасибо всем за отличную игру!

- Я вручаю памятки, которые вам помогут безопасно покорять Сеть Интернет.

Заключение.

Проведение классного часа в виде квиз-игры позволило привлечь внимание детей и  родителей к проблеме компьютерной зависимости среди подрастающего поколения; обобщить знания в области Интернет – безопасности; сформировать навыки противодействия Интернет - угроз, защиты персональных данных, заражения компьютера и мобильных устройств. Данное мероприятие – профилактика информационной безопасности учащихся, которое прививает навыки культурного, ответственного и безопасного общения в сети Интернет.

Квиз – игра способствовала развитию позитивного общения детей и родителей, сплочению классного коллектива, умения взаимодействовать в различных жизненных ситуациях.

Список использованных источников.

1. Баловсяк Н. Компьютер и здоровье. Спб, 2008.

2. Галатенко В.А. Основы информационной безопасности. [Текст] 4-е изд. учеб. пособие, ВУЗ // - М: Издательство Бином. Лаборатория знаний, Интуит, - 2008.

3. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Учебно-методический комплект. - М.:СОЛОН-ПРЕСС, 2010.

4. Интернет-зависимость – миф или реальность?//Классное руководство и воспитание школьников. 2008. N 21. С.20-23.

5. Ислентьева О. Занятие по профилактике компьютерной зависимости //Школьный психолог. 2014. N 5-6. С.33-34

6. СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".

7. Фадеева С. В. Профилактика компьютерной зависимости у подростков // Народное образование. 2011. N 8. С.276-280.

Интернет ресурсы.

1. OS.zone.net Компьютерный информационный портал. Статья для родителей «Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет». Рекомендации по программе «Родительский контроль». http://www.oszone.net/6213/

2. Безопасный Интернет: методико-библиографические рекомендации / сост. Г. Н. Тегесова; отв. за вып. Н. Н. Кетчинова; ред. О. Е. Аргунова. – Элиста: Нац. б-ка им. А. М. Амур-Санана, 2017. – 33, [3] с. http://libsmr.ru/lib2/upload/museum/Обновление_ЭКНД/2400.pdf








Приложение

Задания на станциях.

Станция I

Таблица 1

Задания для родителей

Задания для детей

«Что относится к информации, запрещенной для распространения среди детей?».

Родители должны назвать, что они считают запрещенной информацией.

1) информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости, либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.


разгадать ребусы

а) компьютер

t1604178439ad.gif



Б) Процессор

t1604178439ae.png

В) Передача

t1604178439af.png

Г) курсор

t1604178439ag.png

Д) вирусы

t1604178439ah.gif

Е) безопасность

t1604178439ai.png

Ж) Интернет

t1604178439aj.png

З) Антивирус

t1604178439ak.gif/data/files/p1604179268.pub (Буклет "Безопасный Интернет")/data/files/t1604179376.pptx (Презентация квиз-игра "Безопасный Интернет")

Станция II «Знакомимся – правда или ложь»

Таблица 2

Вопросы, которые пользователь задает в сети

Ответ

неизвестного 1

Ответ

неизвестного 2

Ответ

неизвестного 3

Привет

Привет

Приветик

Здравствуй

Давай поболтаем

Давай

Ок

Хорошо, давай поговорим

Меня зовут … а тебя?

Меня Артем

Меня человек-паук

Меня Наталья Алексеевна

Я учусь в 6 классе, а ты?

Я тоже учусь в 6 классе

Я уже закончил школу

Я работаю

Я живу в Выксе, а ты?

Я в Нижнем Новгороде

Я в Нью-Йорке

Я тоже в Кулебаках живу

Я занимаюсь спортом, а ты чем занимаешься в свободное время?

Я рисую

Я прыгаю с парашютом

Я работаю в саду


Давай встретимся?

Давай встретимся?

Давай встретимся?

Станция III «Информационная»

Таблица 3

Ваше имя



Ваше имя


Ваш адрес


Ваш адрес


Ваш телефон


Ваш телефон


Ваш электронный адрес


Ваш электронный адрес


Ваше фото


Ваше фото


Пароль


Пароль


Станция V «Ситуации из конверта».

Таблица 4

1. ДИМА зашел на незнакомый ему сайт. Вдруг на экране компьютера появились непонятные ДИМЕ сообщения. Что ДИМЕ предпринять?

А Закрыть сайт

Б Обратиться к родителям за помощью

В Самому устранить неисправность

(Всегда спрашивай родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.)

2. СВЕТА создала себе электронный ящик. Теперь она может обмениваться сообщениями со своими друзьями. Сегодня на адрес её электронной почты пришло сообщение: файл с игрой от неизвестного пользователя. Как поступить СВЕТЕ?

А Скачать файл, и начать играть.

Б Не открывать файл.

В Отправить файл своим друзьям.

(Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Убедись, что на твоем компьютере установлено антивирусное программное обеспечение. Помни о том, что эти программы должны своевременно обновляться.)

3. ДИМА познакомился в Интернете с учеником 8 класса Иваном. Иван не учится с ДИМОЙ в одной школе, и вообще Дима его ни разу не видел. Однажды Иван пригласил ДИМУ встретится с ним в парке. Что делать ДИМЕ?

А Пойти на встречу.

Б Пойти на встречу вместе с мамой или папой.

В Не ходить на встречу.

(Не встречайся без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.)

4. Новый друг ДИМЫ, с которым он познакомился вчера в Интернете, Иван попросил ДИМУ срочно сообщить ему такую информацию: номер телефона, домашний адрес, кем работают родители ДИМЫ. ДИМА должен:

А Сообщить Ивану нужные сведения.

Б Не сообщать в Интернете, а сообщить при встрече.

В Посоветоваться с родителями.

(Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: где ты живешь, учишься, свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья!)

5. СВЕТА решила опубликовать в Интернете свою фотографию и фотографии своих одноклассников. Можно ли ей это сделать?

А Нет, нельзя.

Б Можно, с согласия одноклассников.

В Можно, согласие одноклассников не обязательно.

6.ДИМЕ купили компьютер. Он теперь целый день проводит за компьютером. Через несколько дней у него стали слезиться глаза, появились боли в руках. Что делать ДИМЕ?

А Продолжать проводить время за компьютером.

Б Больше никогда не работать на компьютере.

Г Соблюдать правила работы на компьютере:

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.

Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок.

Продолжительность одного занятия – не более 60 минут.

После 10–15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы.




















Опубликовано


Комментарии (6)

сменить сортировку
Юлия Александровна Воронкова, 02.11.20 в 19:08 0Ответить Пожаловаться
спасибо.

Отредактировано 02-11-2020 19:08

Горбачёва Марина Юрьевна, 01.11.20 в 07:21 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную работу!
Панов Егор Игоревич, 01.11.20 в 08:52 1Ответить Пожаловаться
Интересная и познавательная игра!
Юлия Александровна Воронкова, 02.11.20 в 19:08 0Ответить Пожаловаться
Спасибо всем за комментарии, рада, что понравилась, значит все не зря!
Юлия Александровна Воронкова, 04.11.20 в 02:12 0Ответить Пожаловаться
Прикрепляла еще презентацию, но что то ее не видно.
Юлия Александровна Воронкова
Комментарий был удалён пользователем 04 ноя 2020 в 02:16
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.