Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему "Правонарушение и юридическая ответственность"
Пояснительная записка к презентации
«Правонарушения и юридическая ответственность»
класс: 9
Время урока: 40 минут
Технологическая карта урока
Цели для ученика 1. Систематизировать и углубить знания о том, что такое преступление, виды преступлений, юридическая ответственность 2. Расширить горизонты своего социального опыта примерами из жизни и литературы 3. Осознать необходимость и обязательного соблюдения законов. Формировать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание. | Цели для учителя Развивающие: формирование у учащихся способностей к рефлексии как собственных поступков, так и других людей, развивать умения учащихся применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач, работа над формированием высокой коммуникативной культуры учащихся. Образовательные: Расширить представления учащихся о нормах российского законодательства, через работу с юридическими источниками и рассмотрение правовых ситуаций. (работа с текстом, анализ видеоматериалов, презентация результатов работы), повторение и усвоение обществоведческих понятий. Воспитательные: продолжить воспитание правовой культуры, работу по формированию духовно-патриотических ценностей подрастающего поколения, научить уважать закон, быть законопослушным гражданином, способствовать социализации подростка, а также уважительному отношению к прошлому и настоящему нашей страны. Метапредметные: Регулятивные: Организовать пространство диалога, творческой деятельности на уроке. Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать умение делать выводы, переключать внимание. Личностные: Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества. Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие - строить монологическое высказывание. Предметные: Развивать в детях чувство ответственности. Способствовать усвоению новых понятий, знаний о правонарушениях и юридической ответственности. |
Тип урока Урок открытия новых знаний Формы урока Фронтальная, индивидуальная, парная | Методы урока Проблемное изложение, проблемная ситуация, эвристическая беседа Оборудование урока Рабочие листы, распечатанные тексты, презентация, ноутбук, проектор, доска |
Этап урока | Рекомендуемое время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
2. Постановка проблемы и цели урока | 3 минуты 4 минуты | Организ. момент СТАТИСТИКА правонарушений на слайде. О чем говорят эти цифры? Эвристическая беседа - слайд с изобр. Пушкина. Как предыдущая информация может быть связана с веиким русским поэтом? Кто из вас помнит, как трагически оборвалась его жизнь? Что такое дуэль, есть ли она сейчас? (офиц разрешены в Венесуэле) Давайте вспомним, из какого произведения Пушкина эти строки. (чтение фрагмента романа Е. Онегин – дуэль Ленского и Онегина) Чем, с точки зрения закона, является дуэль? Должно ли последовать наказание за убийство? Последовало ли? Возникает проблема: Всегда ли правонарушение должно быть наказано? КТО возлагает наказания за преступления? почему это делает государство? 5. О чем мы поговорим сегодня? Формулировка темы урока (на слайде) | Смотрят изображение. Выдвигают предположения о теме урока. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме | |
| 3 минуты | 2. Какие вопросы нам необходимо обсудить? (ответы детей) Поиск понятия ПРАВОНАРУШЕНИЕ, сравнение двух, и запись его в раб.лист. Правонарушение – это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права, наносящее вред обществу, государству и отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность. | Высказываются Находят и выписывают определение | |
3.Изучение нового материала | 20 минут | 1.Каковы признаки правонарушения? Работа по учебнику .с.85-86.Сотавление схемы в раб листе Умысел и неосторожность – на слайде.Предложение найти в учебнике инфомацию, объясняющую, что объединяет эти понятия. 3. Изучение вопроса «Виды правонарушений» Фото светофора. Картина Похищение Европы. В чем разница между ними? Какой это вид правонарушения? Решение правовых ситуаций в раб листе. Взаимопроверка
МОГУТ ЛИ БЫТЬ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ ПРОСТУПОК И ПРЕСТУПЛЕНИЕ? ДАВАЙТЕ ПРИВЕДЕМ ПРИМЕРЫ 4. Работа по вопросу «Юридическая ответственность и ее виды». Предлагает познакомиться с двумя ее толкованиями
Виды юридической ответственности В раб листах у вас есть дополнит информация о юрид ответственности, давайте познакомимся с ней. Какие виды ответственности существуют? Где они возникают и за что? Вернемся к вопросам, которые задавали в начале КТО возлагает отвественность? Почему это делает государство? Всегда ли правонарушение должно быть наказуемо? Проверим, насколько хорошо мы поняли, за какой вид правонарушения какой вид от-сти наступает (кейсы с ситуациями) Слайд с богиней Фемидой. Обсуждение – как она выглядит, почему с мечом и завязанными глазами? | Работают над содержанием текста Обсуждают, выдвигают версии Работают с учебником, поиск информации | |
5.Рефлексия | 5 минут | 1.Ребята, посмотрите, пожалуйста, на фотографию. Что на ней изображено? Слайд с Сашей Филипповым. Ситуация с компанией друзей.Рефлексия
| Подводят итог урока,обсуждают |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание № 1. Определите, к каким видам правонарушений относится деяние:
1 Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).
2. Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок).
3. Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданские проступок).
4. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).
5. Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).
Задание № 2. О каких видах юридической ответственности идет речь? (работа в группах)
1. Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено. (уголовная)
2. Ответственность за данный проступок была установлена органами ГАИ, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов. (административная)
3. Этот вид ответственности всегда имеет имущественных характер. На этот раз суд потребовал возмещения нанесенного материального и морального ущерба. (гражданская)
4. Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)