Разработка урока по обществознанию в 9 классе «Правонарушения и юридическая ответственность»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №31»
Учитель обществознания: Разумова Ирина Вениаминовна.
Разработка урока по обществознанию в 9 классе.
Тема: Правонарушения и юридическая ответственность.
Цель: познакомиться с определением, основными признаками и видами правонарушений; рассмотреть понятие юридической ответственности.
Задачи:
расширить и углубить представления учащихся о правонарушении как юридическом понятии;
познакомить учащихся с особенностями юридической ответственности;
развивать умения учащихся применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач;
способствовать правовой грамотности.
Правонарушения и юридическая ответственность..
PPTX / 239.58 Кб
Ожидаемые результаты:
Личностные: воспитание ценностных ориентиров, основанных на уважении к правам и свободам других людей, соблюдении правовых норм;
Метапредметные: выполнение в повседневной жизни правовых норм, подкрепление изученных положений конкретными примерами;
Предметные: знание ключевых понятий, правовых норм, установка на необходимость руководствоваться этими нормами в повседневной жизни.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: презентация по теме урока, ноутбук, проектор, тетрадь, учебник «Обществознание», 9 класс под ред. Боголюбова Л.Н.. М.: «Просвещение», 2014г.
Понятия урока: правонарушения, признаки правонарушения, вина, виды правонарушений, преступление, проступок, юридическая ответственность.
ХОД УРОКА.
На доске эпиграф:
«Безнаказанность - величайшее поощрение преступления».
Марк Туллий Цицерон
"Наказание всегда должно считаться не с прошлым, а с будущим, ибо оно есть выражение не гнева, а предосторожности". Сенека
Структура урока.
1.Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
3. Мотивация. Определение цели, задач.
4. Изучения нового материала.
5. Подведение итогов.
1. Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Настроимся на позитивный лад и с хорошим настроением начнем урок.
Уже давно учеными замечено, что, когда человек настроен позитивно, он с большей вероятностью добивается желаемого. Это связано с тем, что наши мысли имеют свое реальное проявление в жизни.
Сегодня мы продолжим изучение правовой сферы жизни общества.
Учитель: Обратите внимание на афоризмы великих людей, которые перед вами.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (слушаются ответы учащихся)
Учитель: Сегодня мы изучаем новую тему: «Правонарушения и юридическая ответственность». Слайд 1.
Открываем тетради и записываем тему урока.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Тема урока, пожалуй, всегда очень актуальна, так как история наглядно показывает, что человек не всегда может устоять перед соблазнами и иногда уклоняется в сторону противоправного, в том числе преступного, поведения. Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы.
3. Мотивация. Определение цели, задач.
Учитель: Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, каковы задачи нашего урока? (Постановка целей урока вместе с учащимися).Слайд 2.
Ответы учащихся:
-охарактеризовать понятие “правонарушение;
- определить признаки и виды правонарушений,
-выяснить, что такое юридическая ответственность и ее виды;
- объяснить связь правонарушения с юридической ответственностью.
Постановка проблемного вопроса: Слайд 3.
Древнеримские юридические изречения гласят: «Безнаказанность - величайшее поощрение преступления». Марк Туллий Цицерон
Наказание всегда должно считаться не с прошлым, а с будущим, ибо оно есть выражение не гнева, а предосторожности. Сенека
В завершении урока нам нужно ответить на следующий вопрос:
«Почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения»?
4. План изучения нового материала. Слайд 4.
1) Правонарушение и его признаки.
2) Виды правонарушений.
3) Юридическая ответственность.
4) Виды юридической ответственности.
5) Презумпция невиновности.
Учитель: мы живем в обществе, в котором большинство людей не нарушают норм права, уважают законы, уверенно пользуются своими правами и т.д.
Такое поведение человека в обществе с точки зрения права, называют правомерным. Правомерное поведение – осознанное поведение, соответствующее нормам права и социально значимым целям. Слайд 5.
Вопрос учителя: как вы считаете, такое поведение обществом принимается или отвергается?
Обоснуйте ваш ответ.
Ответы учащихся: «Да, потому что….»
Учитель: однако, есть и те, которые ведут себя иначе.
Их поведение не соответствует нормам права, является противоправным, т. е. нарушающим правовые нормы.
Противоправное поведение является опасным и совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями.
Правонарушение и его признаки.
Учитель: Для начала дадим определение понятию “правонарушение”.
Ответы учащихся.
Учитель: «Правильно. Но это слишком общее определение. Выделим признаки и свойства правонарушения.
Для этого откроем параграф 18 учебника на стр146.
Итак, в течение 2-3х минут найдите в тексте один главный признак (имя существительное) и свойства, (выражаемые чаще всего именами прилагательными) данного термина.
Учитель:
Проверим результаты вашей работы. Выслушиваем ответы учащихся.
Учитель: Молодцы. Запишем в тетрадь данное определение.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ - виновно совершенное антиобщественное противоправное деяние, за которое предусмотрено наказание, определенное законом.
Учитель: Молодцы.
Попробуйте привести примеры действия и бездействия, нарушающие нормы права. Слайд 6.
Примерные ответы:
Примером действия может служить:
нанесение телесных повреждений, которое привело к угрозе здоровья или жизни.
Бездействие - это тоже деяние, это неисполнение какого-либо действия.
например, неоказание помощи больному, что привело к его гибели.
Учитель:
Любое деяние имеет свои отличительные признаки.
Предлагаю вам, самостоятельно, используя тест параграфа 18, определить признаки правонарушения и записать их в тетрадь.
Проверка задания.
ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ: Слайд 7.
1. Определённое поведение (действие или бездействие);
2. Противоправность – это один из основных признаков правонарушения.
Комментарий учителя.
Правонарушение непременно связано с антиобщественным поведением, причиняет людям вред. Оскорбить, оклеветать кого-нибудь, угрожать кому-либо – это значит совершить правонарушение, нанести моральный вред.
Ударить, избить кого-то – правонарушение, наносящее физический вред.
Кража, грабёж, разбой, мошенничество, повреждение чужого имущества, обман покупателей и т. д. Всё это, безусловно, правонарушения, которые наносят имущественный вред.
3. общественная вредность;
4. наличие вины.
5. Наказуемость деяния.
Комментарий учителя.
Вина - это психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям. Имеются в виду те цели, замыслы, которыми руководствовался человек, совершивший правонарушение. Слайд 8.
Чтобы установить вину (виновность), необходимо установить форму вины, что очень важно, ибо от этого зависит наказание.
Формы вины:
умысел и неосторожность.
Обратимся к тексту параграфа.
Рассмотрим ситуацию в метро: на эскалаторе люди стоят справа, а проходят слева. Кто-то из стоящих автоматически, не подумав, поставил тяжёлую сумку рядом и тем самым закрыл (или сузил) проход, чего, конечно, делать нельзя. А быстро проходивший слева пассажир не заметил сумки, споткнулся, и… (далее могут быть самые неприятные последствия).
Вина поставившего сумку, безусловно, есть. Но какая? Была ли у него цель (умысел) помешать движению? Специального умысла у него явно не было.
*Следовательно, он поступил неосторожно, и наказание, скорее всего, будет не самым строгим.
*Другое дело, если бы стоявший справа намеренно (с целью) подставил сумку (или ногу) тому, кто проходил мимо. Это было бы умышленное правонарушение.
Естественно, что оно влечёт более строгое наказание.
Учитель: вы правильно выполнили задание.
Следует добавить, что особенностью правонарушения, является ДЕЯНИЕ.
Наказывают за действие, а не за мысли о нем.
По степени общественной опасности правонарушения подразделяют на виды:
1) ПРЕСТУПЛЕНИЕ и ПРОСТУПОК Слайд 9.
Учитель: Давайте определим, черты их сходства и отличия.
Проверка задания.
Согласно статье 14 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
ПРОСТУПОК - это тоже виновное, общественно опасное противоправное деяние, которое отличается меньшей степенью вреда и не предусматривающее уголовного наказание.
Слайд 13.
2) ГРАЖДАНСКИЕ
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
Комментарий учителя.
Административный проступок – правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок: Слайд 10.
-нарушение правил дорожного движения
-безбилетный проезд в общественном транспорте
-нарушение правил противопожарной безопасности
-мелкое хищение
-мелкое хулиганство
-к урение в неположенных местах.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет.
Гражданский проступок – правонарушение, совершенное в сфере имущественных или личных неимущественных отношений, выражающихся в нанесении имущественного вреда. Слайд 11.
Его можно отнести к самым безобидным по отношению к обществу:
-нарушение авторских прав
-распространение неверных слухов о человеке, носящих оскорбительный характер…
Дисциплинарный проступок - это виновное неисполнение (ненадлежащее исполнение) работником его трудовых обязанностей: Слайд 12.
-игнорирование распоряжений руководителя или их халатное исполнение
-игнорирование технологий производства, должностных инструкций
-опоздания на работу
-прогулы
-отказ пройти медкомиссию, если она обязательна…
III. Юридическая ответственность. Слайд 14.
Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.
Учитель:
Вопросы учащимся:
Что такое юридическая ответственность?
С какого возраста в нашей стране наступает ответственность за свои поступки?
за какие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет?
Ответы учащихся.
Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, перед судом, выражена в форме наказания.
Уголовная ответственность наступает, по общему правилу, с 16 лет, но за многие деяния, которые явно являются преступлениями с 14 лет. Уголовная ответственность с 16 лет, а по ст.20, п.2 УК РФ – с 14 лет.
Учитель:
Вопрос: как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?
Строгость наказания зависит от характера правонарушения.
Учитель: Но и наказание бывает разным, значит, и ответственность делится на несколько видов.
IV. Виды юридической ответственности:Слайд 15.
Уголовная (за преступление, УК РФ, она осуществляется только в судебном порядке, по приговору суда: лишение свободы, конфискация имущества) Причем, уголовная ответственность наступает не только за совершение преступления, но и за приготовление. Это наиболее суровый вид ответственности. Уголовная ответственность регламентируется специальным законом – Уголовным кодексом РФ.
Административная (за проступок, КоАП РФ: штраф, лишение специальных прав) За такие правонарушения предусмотрены различные виды наказаний: предупреждения, штрафы, конфискация, лишение специальных прав и др.
Дисциплинарная наступает за нарушение трудовых обязанностей, т.е. за совершение дисциплинарных поступков (за проступок, ТК РФ: замечание, выговор, увольнение, исключение учащегося из учебного заведения и т. д.)
Материальная (за проступок, ТК РФ: возмещение ущерба) Слайд 16.
Учитель: Мы рассмотрели виды юридической ответственности.
В чем же состоит цель юридической ответственности?
Таблица. Слайд 17.
Ответы учащихся.
Прежде всего, в защите законных прав и интересов граждан и организаций, восстановлении справедливости.
Учитель:
Кроме того, применение юридической ответственности преследует цель - исправить, перевоспитать правонарушителя и предупредить совершение правонарушений другими людьми. Слайд 18.
Никто не может быть признан виновным, кроме как по приговору суда;
- обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
-все сомнения толкуются только в пользу обвиняемого.
V. Презумпция невиновности. Слайд 19
Слово «презумпция» в переводе с латыни означает «предположение». В нашей стране она действует в соответствии с Конституцией.
Презумпция невиновности – юридический принцип, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.
5 . Подведение итогов. Слайд 20.
Итак, давайте закрепим то, что сегодня нового узнали на уроке.
Задание № 1. Определите, к каким видам правонарушений относится деяние и какая ответственность последует: (фронтальный опрос).
Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).
Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок).
Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданские проступок).
Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).
Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).
Задание № 2. О каких видах юридической ответственности идет речь? Слайд 21.
Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено. (Уголовная)
Ответственность за данный проступок была установлена органами ГАИ, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов. (Административная)
Этот вид ответственности всегда имеет имущественных характер. На этот раз суд потребовал возмещения нанесенного материального и морального ущерба. (Гражданская)
Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (Дисциплинарная)
Слайд 22. Решение проблемного вопроса: Давайте теперь попробуем ответить на вопрос, вынесенный в начале урока. «Безнаказанность - величайшее поощрение преступления». Марк Туллий Цицерон.
«Наказание всегда должно считаться не с прошлым, а с будущим, ибо оно есть выражение не гнева, а предосторожности». Сенека.
О какой роли государства говорится в них? Что представляют собой правонарушения для общества?
Ответ учеников: «Государство обеспечивает исполнение права. Правонарушение представляет собой общественную опасность. Поэтому государство устанавливает специальные наказания в связи с общественной опасностью правонарушений».
Ответ учеников: Только страх наказания за преступление останавливает от совершения новых и обеспечивает людям гарантию безопасности в будущем.
Поэтому в государстве уделяется основное внимание не тяжести наказания, а его неотвратимости.
6. Выставление оценок.
7. Домашнее задание: § 18, выучить записи в тетради.
Подумайте, в чем смысл высказывания: «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать». Екатерина II Великая.
Слайд 21.И напоследок, интересные факты из судебной практики.
Английский судья Д. Кромби считает, что в законодательстве различных стран встречается немало «странностей». Эти «странности» он собрал в книге «Самые глупые законы мира». И вот лишь некоторые из них:
Англия. Начиная с XII века для мужчин противозаконным поведение считается бить жену после 9 часов вечера.
Запрещается сажать и парковать летающие тарелки в виноградниках по всей территории Франции.
Канада. Подниматься на борт летящего самолета запрещено законом.
США. Пассажирам запрещается выходить из самолета во время полета.
Передвижение на моторной лодке по городским улицам считается правонарушением.
США (штат Колорадо). В ходе свадебной церемонии противозаконным считается бросать туфли в жениха и невесту.
Слайд 22. Самые необычные судебные процессы в истории
Предприимчивая старушка
Имя этой пожилой дамы неизвестно, но о ней наслышаны во всем мире. Американка вымыла своего кота, а потом решила высушить его в «микроволновке». Животное погибло, а старушка подала иск на производителя бытовой техники. В инструкции не было никаких ограничений насчет сушки животных, поэтому женщина выиграла процесс. В суде ее посчитали сумасшедшей, но иск удовлетворили. Компания-производитель микроволновки выплатила ей компенсацию.
Неудачный розыгрышКэти Мэкгоуэн из Великобритании участвовала в радиовикторине. Она ответила на все вопросы и была вне себя от восторга, когда узнала, что выиграла автомобиль. Еще бы, новенький «Renault Cliо», каждый хотел бы оказаться на месте этой счастливицы. Кэти радовалась не долго, ей объяснили, что это игрушечная модель, а не настоящая машина. Мэкгоуэн не растерялась и подала на радиостанцию в суд. Теперь у нее есть машина, девушка выиграла дело. Ответчика обязали выплатить 8 тысяч фунтов в качестве компенсации за моральный ущерб.
Спасибо за урок!