Методическая разработка «Конкурсы чтецов в детском саду как важная ступень в речевом развитии детей дошкольного возраста и фактор приобщения к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа»

2
0
Материал опубликован 25 June 2023

Методическая разработка

Культурно-просветительский педагогический проект


«Конкурсы чтецов в детском саду как важная ступень в речевом развитии детей дошкольного возраста и фактор приобщения к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа»


Кулагина Светлана Петровна, учитель-логопед

АН ДОО «Алмазик»

Детский сад №12 «Солнышко»

г. Мирный Р.Саха (Якутия)


Методическая разработка соответствует требованиям ФОП.


Пояснительная записка


Обоснование социальной значимости. Постановка проблемы

Чтобы обосновать значимость проекта, обратимся к Федеральной программе, которая отражает современный культурно-исторический этап развития российского общества и реализует основополагающие функции дошкольного уровня образования:

- обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

- создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

Ребенок в ДОО может прожить самоценный период дошкольного детства, активно включаясь в доступные и интересные виды деятельности, пробуя разные социальные способы поведения и взаимодействия.

Педагог организует процессы развития ребенка как личности, субъекта деятельности, индивидуальности в условиях специально организованного образовательного процесса.

Поэтому считаем, что конкурсы чтецов являются важной ступенью в речевом развитии детей дошкольного возраста, а также являются важным фактором приобщения наших детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа.

Педагог, реализующий данный культурно-просветительский педагогический проект, создаёт условия для познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей; формирует у дошкольников навыки выразительного чтения, артистических умений; выявляет лучших чтецов среди детей, предоставляет им возможность для самовыражения.

Важность таких проектов для системы дошкольного образования - в повышении качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в выявлении и распространении педагогического опыта и вовлечении родительской общественности в образовательную деятельность дошкольников.

Чтобы дополнить обоснование выбора нашего проекта, обратимся к принципам и научно-теоретическим позициям, на которых базируется содержание Федеральной программы.

Федеральная программа разработана на основе ФГОС ДО. Ключевыми теоретическими идеями при разработке Федеральной программы являлись:

- идея поддержки разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

- идея личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОО) и детей;

- идея уважения личности ребенка.

При разработке Федеральной программы был учтен также ряд научно-теоретических положений:

- о ребенке дошкольного возраста как субъекте детских видов деятельности, поведения, активно осваивающем культуру и социум и целостности его развития;

- об исторически сложившейся уникальной отечественной системе ДО, ориентированной на сохранение здоровья ребенка, его целостное, гармоничное, всестороннее развитие;

- о целостности процесса образования (единства воспитания, обучения и развития) детей дошкольного возраста как совокупности психолого-педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми.

Дошкольный возраст (от трех до семи лет)именно здесь закладываются основы успешной социализации, коммуникации, основы развития личности. Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является память и воображение. Мышление ребенка опирается на способность оперировать образами и представлениями, которые есть в памяти. За счет возможностей образного мышления, ребенок может представлять и думать о том, чего нет здесь и сейчас, преодолевается ситуативность.

Ведущими психологическими потребностями, определяющими успешное развитие личности, является потребность в самовыражении (ребенок отвечает на вопрос "что я умею, что я могу") и потребность в самоутверждении.

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной, гендерной, гражданской и этнической идентичности. Познавательный интерес, любознательность, креативность можно рассматривать как системные качества, определяющие потенциал умственных способностей и развития личности ребенка.

Способность к произвольной регуляции поведения, высокая любознательность и умение действовать по правилу определяет успешность обучения в школе. Исходя из того, что в дошкольном возрасте закладываются основы первичной картины мира, формируются социальные переживания, определяющие отношение ребенка к разным видам человеческой деятельности, к миру людей и к самому себе.

Нельзя не сказать и о Программе воспитания. Она является обязательной структурной частью Федеральной программы и определяет содержание воспитательной деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе.

Что же включает в себя образовательная область «Речевое развитие» в ФОП?

Речевое развитие дошкольника включает:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

воспитание любви и интереса к художественному слову.

Отрывки из ФОП, которые побудили к осуществлению проекта:

21.7.2. Содержание образовательной деятельности.

21.7.2.1. Приобщение к искусству.

1) Педагог продолжает развивать у детей эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Поощряет активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.

2) Педагог воспитывает гражданско-патриотические чувства средствами различных видов и жанров искусства.

Чтобы подтвердить необходимость такого проекта, хотим обратиться и к Федеральному проекту «Успех каждого ребенка» (2019-2024), который направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи.t1687687841aa.png

На основании вышеперечисленного, можем смело утверждать, что наш проект достоин уважения и активной ежегодной реализации.

Проведение конкурсов чтецов и литературных праздников предоставляют большие возможности для позитивной социализации дошкольника, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Об актуальности проекта свидетельствует также принятая Правительством РФ от 3.06.2017 Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.

Цель и задачи проекта

Цель проекта «Конкурсы чтецов как…» - речевое развитие дошкольников, развитие чувства сопричастности к культурному наследию, традициям своего народа.

Задачи проекта:

воспитывать у дошкольников чувство гордости за свою Родину

повысить интерес к отечественной истории и художественной литературе

реализовать творческие способности и речевую активность дошкольников

формировать у детей духовно-нравственные качества

воспитать литературный и художественный вкус

воспитать активную жизненную позицию

развить художественно-речевые исполнительские навыки перед аудиторией

вовлечь родительскую общественность в образовательную деятельность дошкольников.

Ребенок погружается в мир прекрасного - поэтическое слово. Заучивание стихотворения - одно из средств умственного, нравственного и эстетического развития. Каждое произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает его словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи, расширяет объём памяти.


Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленной цели;

план реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за мероприятия).

План-график подготовки (выбираем любой праздник, например, 8 Марта).

Ответственные

Подготовительный этап за месяц до даты проведения - примечания

Разработка Положения о Конкурсе чтецов к Международному женскому дню 8 Марта «Мамочке любимой».

Разработчик проекта

Январь т.г.

Знакомство родителей с Положением конкурса

Воспитатель

Январь-февраль

Подготовка текстов стихотворений и распространение среди детей

Разработчик проекта и воспитатели

Январь

Заучивание и отработка декламации

Разработчик проекта и воспитатели

Январь-февраль

Оформление художественное зала

Ответственные к праздникам

Март

Музыкальное оформление конкурсов

Музыкальный руководитель

Февраль-март

Подготовка Критериев оценки конкурса чтецов

Формирование состава жюри и подготовка их к участию в конкурсе

Разработчик проекта

Февраль-март

Подготовка Протокола

Разработчик проекта


Подготовка Дипломов, Благодарственных писем

Разработчик проекта


Разработка Положения о Конкурсе чтецов

ко Дню защитника Отечества

Разработчик проекта


Разработка Положения о Конкурсе чтецов к Международному женскому дню 8 Марта «Мамочке любимой».

Разработчик проекта


Разработка Положения о Конкурсе чтецов к Международному женскому дню 8 Марта «Мамочке любимой».

Разработчик проекта



Проведенные мероприятия в рамках проекта

Место проведения – детский сад №12 «Солнышко».


Задачи конкурсов:

-создание условий для речевого развития детей;

-развитие художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений перед аудиторией;

-предоставление детям возможности самовыражения.


«Поэзия – музыка души» - Вольтер.

Стихи – это чудное явление в культурной жизни человека. Чтение и знание чудных образцов классической и современной литературы говорит о хорошем вкусе, о культуре человека. Это расширенное сознание и мировоззрение.

Прослушивание и чтение стихов будит мысль, настраивает на размышления. Это прекрасная возможность развить у ребенка воображение, память, чувство прекрасного и, своего рода, ответственность. А чтение их в сборнике или декламация – прекрасный большой интеллектуальный труд. Такому труду нужно учить, начиная с ранних лет. А труд – Величайшая Ценность в нашем Мире.

В чем же достоинство конкурсов чтецов?

Конкурс чтецов – это мероприятие, в котором участники могут проявить свой талант за небольшой промежуток времени. Для успешности выступления необходимо готовиться к нему, как к собственному мини-спектаклю.


4. Несомненно, проведение таких конкурсов дает прекрасный результат: для детей выступление на конкурсе дает им чудный толчок для самовыражения в социальном, культурном плане, толчок в развитии особых психических функций.

В ходе реализации проекта созрела необходимость выпуска Буклета для воспитателей и родителей «Как правильно читать стихи». Был подготовлен интересный материал - основные теоретические аспекты выразительного чтения (художественная схема):

Логическое ударение

Пауза

Темп голоса (скорость)

Интонация.

Каждая позиция подробно расписана. Даны практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением.


5. Конкурсы проходят в прекрасной атмосфере: празднично украшенный зал, музыкальное оформление с помощью прекрасной музыки, нарядные педагоги и дети.

Полученные детьми по итогам конкурса Дипломы и Благодарности пополняют Портфолио детей. Благодарности родителям также вносят положительный момент в систему проведения конкурсов.


6. Проект, несомненно, способствует духовному и интеллектуальному росту детей, социализации и объединению на основе общих культурных и духовных ценностей.

Что касается перспективы развития проекта, то конкурсы, проводимые в его рамках, могут стать постоянными (ежегодными), что войдет в традицию детского сада. Возможно дальнейшее развитие конкурсов до уровня конкурсов для всех воспитанников детского сада.


Список литературы

Федеральная программа дошкольного образования –от 30 сентября 2022 г.

Федеральный проекту «Успех каждого ребенка» (2019-2024).



Приложения

Примерное Положение конкурса.

Утверждаю: заведующая детским садом №12

Е.С. Михайлова

………………………………

Положение о конкурсе чтецов к

Международному женскому дню 8 Марта «Мамочке любимой».

Общие положения:

1.1 Настоящее положение о проведении конкурса чтецов среди воспитанников подготовительной группы детского сада «Солнышко» разработано с целью повышения духовной культуры, патриотического воспитания, а также речевого развития и формирования интереса к художественному слову.

1.2. Организаторами конкурса являются администрация детского сада, творческая группа, в состав которой входят педагоги детского сада.

2. Задачи конкурса:

-создание условий для речевого развития детей;

-развитие художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений перед аудиторией;

-предоставление детям возможности самовыражения.

3. Участники конкурса. В конкурсе принимают участие дети подготовительной группы.

4. Жюри конкурса. В состав жюри входят:

Заведующая детсадом: Михайлова Е.С.

Старший воспитатель: Табакова Е.А.

Член родительского комитета: Веселкова О.А.

Педагог по музыке Николаенко Л.Д.

Учитель-логопед Кулагина С.П. - ответственная;

5.Порядок проведения конкурса: участие детей на добровольной основе.

6. В конкурсе, кроме определения победителя (1 место) и призеров (2 и 3 места), предусмотрены следующие номинации:

- «Самое сердечное исполнение»;

- «Подающий надежду»;

- «За смелость»;

- «Создание сценического образа»

- «За искренность исполнения»;

- «Самый эмоциональный исполнитель»;

Остальным участникам вручаются Благодарности.

7. Требования и критерии оценки. Уровень исполнения поэтического произведения оценивается по 5-балльной шкале по следующим критериям:

- знание текста произведения;

- интонационная выразительность речи (динамика, отражённая в постановке ударений;

мелодика, выраженная в произнесении звуков разной высоты; темп и ритм, выраженные в

длительности звучания и остановках, паузах; эмоциональная окраска);

- использование театральных выразительных средств (мимики, жестов, поз, движений);

- подбор костюма, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения.

8. Победитель в каждой номинации определяется по набранной сумме баллов.

9. Подведение итогов и награждение:

Жюри конкурса определяет 1, 2 и 3 место победителю и призерам (награждаются дипломами). Определяет номинантов (награждаются дипломами в какой-либо номинации). Остальным воспитанникам готовятся Благодарности за участие в конкурсе.

10. Дата и место конкурса: 9 марта 2023г., актовый зал

11. Объявление итогов ВКонтакте-странице детского сада.




Примерные критерии оценки выступления по 5-балльной системе

Член жюри……………………………………………………………………..

Фамилия Имя участника

Критерии

Сумма баллов

Соответствие выбранного стихотворения теме

Знание текста произведения

Интонационная выразительность речи

Правильное произношение

Артистизм и умение держаться на публике

1









2












7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации