Методическая разработка «Речевая готовность детей в дошкольном возрасте»
Описание педагогического опыта
Введение
Тема опыта «Формирование речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе».
Сведения об авторе: Бардина Ольга Николаевна, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 10», образование высшее педагогическое. В 2008 году окончила ГОУ ВПО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева» с присуждением квалификации «Организатор-методист дошкольного образования» по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» с дополнительной специальностью Педагогика и психология. Педагогический стаж: общий – 15 лет, в данной образовательной организации – 2 года.
Одной из главных задач дошкольной педагогики является подготовка детей к школьному обучению. Переход из детского сада в школу связан с изменением социального статуса ребенка, который становится школьником. Этому предшествует огромная подготовительная работа, развивающая общую и специальную подготовку к обучению в школе, результатом которой должна стать готовность к школе, а она зависит от правильной организации и качества подготовки. К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями. Именно актуальность данной педагогической проблемы, обусловила выбор темы самообразования, которой я уделяю особое внимание «Формирование речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе».
Актуальность. В современном мире обучение в школе предъявляет ребенку целую систему разнообразных требований к вниманию, речи, мышлению, памяти. От того, как решаются задачи подготовки к школе, зависит успешность обучения будущих первоклассников, их эмоциональное отношение к школе, психологическое и физическое здоровье.
Чтобы помочь дошкольнику, только готовящемуся столкнуться с первыми трудностями обучения в школе, важно так спланировать и осуществить процесс предшкольной подготовки, чтобы любопытство ребенка-дошкольника перешло в устойчивый познавательный интерес ребенка-школьника.
Особое внимание на этом этапе следует уделить речевому развитию. Речевая готовность – это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы, а именно сформированность: звукопроизносительной стороны речи; фонематического слуха и восприятия; лексического запаса; грамматического строя; связной речи в целом.
Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.
Многие учителя-практики отмечают, что довольно большое количество детей, поступивших в первый класс, даже умеющих читать, не имеют достаточно развитой речи: не могут свободно выразить мысль, имеют грамматические речевые ошибки, имеют проблемы в звуковой структуре.
Таким образом, актуальность решения задач предшкольной подготовки на современном этапе послужила поводом для организации мною работы по формированию речевой готовности старших дошкольников как важнейшему условию успешного перехода их к школьному обучению.
Основная идея опыта. В настоящее время программа Российского образования направлена на создание оптимальных условий развития ребенка, открывающих возможности для его речевого развития, позитивной социализации, развития инициативы и творческих способностей и т. д. Общеизвестно, что дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими: они могут понятно выразить свои мысли и желания, задавать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер самого ребенка.
Овладение навыками и умениями различных видов речевой деятельности является важнейшим условием подготовки к школе.
Теоретическая база. Проблемы развития речи детей дошкольного возраста всегда находились в центре внимания педагогов, а именно: Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, К. Д. Ушинского и др.
Задачи развития речи дошкольников, представленные в программе речевого развития дошкольников – воспитание звуковой культуры речи, освоение лексики, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного возраста.
В процессе учебной деятельности детей речевая деятельность включает в себя восприятие и переработку информации (слушание и чтение), а так же переработку усвоенной информации (говорение и письмо).
Одним из важных направлений работы педагогов ДОО является подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.
Важность вопроса речевой готовности признавали такие исследователи как: Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, С. А. Козлова, Л. А. Данилова, Е. А. Флерина, К. Д. Ушинский, А. А. Леонтьев, Е. И. Тихеева, Н. И. Жинкин. А. А. Леонтьев считал, что решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.
Основными условиями обогащения речи, Е. И. Тихеева считала социальную жизнь, природу, окружающую детей обстановку, дидактический материал. По мнению педагога, важным средством речевого развития дошкольников является обучение на специальных занятиях.
Для ознакомления с идеями усовершенствования процесса формирования речевой готовности дошкольников я изучила методические материалы педагогов-современников:
Бокова, Т. В. Как научиться быстро читать / Т. В. Бокова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2008. – 80 с.
Кирьянова, Р. А. Игры со словами для развития речи / Р. А. Кирьянова. – СПб.: Издательство «КАРО», 2010. – 177 c.
Ткаченко, Т. А. Специальные символы в подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т. А. Ткаченко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 126 с.
Ушакова О.С. Развитие речи и языковой личности в дошкольном детстве Научно-методический журнал «Педагогическое образование и наука» № 5 2017. С.86-89.
Яшина, В. И., Алексеева М. М. Теория и методика развития речи детей. Москва: Академия. 2017. – 448 с.
Новизна педагогического опыта заключается в создании и реализации эффективных условий по формированию речевой готовности детей к обучению в школе.
Технология опыта.
Чтобы реализовать идею своей работы, я определила для себя следующие педагогические условия:
организация предметно-пространственной среды для речевой активности детей;
проведение специально организованных занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте;
обеспечение сотрудничества педагогов и родителей по формированию речевой готовности детей к обучению в школе.
Проблема речевой подготовки к обучению в школе решается в следующих видах деятельности: игровой, учебно-познавательной. Игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.
Система занятий организуется с учётом принципов последовательности, доступности, наглядности, индивидуализации, результативности.
Любимое занятие дошкольников – игра. Это один из видов детской деятельности, который можно активно использовать в целях обучения: в игровой форме ребята учатся проводить первые самостоятельные наблюдения за звуком, словом, предложением. Таким образом, игра способствует развитию фонематического слуха (а это очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи).
На проводимых занятиях по обучению грамоте я активно использую выполнение моторно-графических заданий, которые способствуют совершенствованию мелкой моторики, а следовательно, активизируют речевую деятельность, и познавательное развитие. Задания, подбираемые мною, могут быть очень простыми, но могут усложняться (обычно они выполняются на листах в клетку, т. к. это важное умение ориентировки на листе бумаги).
В развитии связной речи и активизации словаря воспитанников я использую традиционные методы, упражнения и игровые здания.
В ходе обобщения своего опыта я показала открытые занятия для воспитателей детского сада «Весеннее настроение», «Путешествие в страну Звукляндию», делилась результатами работы с коллегами на педагогических советах и семинарах.
Являюсь руководителем кружка «Читалочка». Для которого мною была разработана дополнительная образовательная программа «Читалочка». Данная программа обеспечивает развитие активной мыслительной деятельности дошкольников в процессе введения в звуковую систему родного языка, обучения навыкам звукового анализа, формирования слогового и слитного навыков чтения на уровне возможностей каждого ребёнка.
Стоит отметить, что работа педагога с детьми не может проходить без тесного сотрудничества с их родителями. Поэтому в процессе реализации данного педагогического опыта мною проводилась и просветительская деятельность взрослых. Были проведены консультации («Что такое звуковой анализ слова», «Как развить у ребенка интерес к чтению», «Советы родителям по подготовке дошкольников к обучению грамоте» и другие). Так же в нашей группе прошло родительское собрание на тему: «Актуальные вопросы подготовки дошкольников к обучению грамоте».
В группе создан уголок речевого развития, оснащенный предметными картинками, познавательно-речевым материалом, сюжетными картинками, дидактическими и настольно–печатными играми, а также пособиями для развития дыхания.
Результативность опыта. Мониторинг речевого развития показал, что 58% детей обладают высоким уровнем сформированности речевой готовности, средний уровень наблюдается у 36% воспитанников и низкий у 6%.
Проводимая мною в системе работа по формированию речевой готовности позволила прийти к следующим результатам:
дети научились уверенно отвечать на вопросы, практически не допуская грамматических ошибок;
используют в речи синонимы, антонимы, практически не допускают ошибок в словообразовании;
большинство детей научились самостоятельно, без подсказок, определять звуковой состав слова;
воспитанники научились складывать буквы в слоги, слова, а слова в предложения;
они плавно читают словами, небольшими по размеру предложениями, осмысливают прочитанное;
дети понимают и умеют разъяснить смысл несложных слов.
По моему мнению, сформированные умения и навыки должны помочь успешному обучению в школе, облегчению процесса адаптации детей к школе. Система графомоторных упражнений, проводимых в рамках работы с моими воспитанниками, поможет ребятам в освоении письменной речи – письма.
Список литературы.
Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика – Синтез, 1999. – с. 272.
Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. 3 – 7 лет. [Текст]: книга для воспитателей детского сада. – М., 2004. – 290с.
Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] / А. Г. Арушанова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: / Институт национальных проблем образования МОРФ. – М.: 2008. – с 4 – 16.
Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.
Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 c.
Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6. - С. 52-54.
Куксова О.А. Развитие речи дошкольников через медийные технологии.- //Дошкольная педагогика.- 2020.-№10.-с.26.
Афанасьева И.С. Как подготовить дошкольников к обучению грамоте в школе.- //Воспитатель ДОУ.- 2019.- №9.- с.73.
Барботкина Д.Д. Использование приемов мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.- //Воспитатель ДОУ.- 2019.- №4.- с.79.