
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11
«Формирование интереса к окружающей действительности и познавательной активности детей дошкольного возраста посредством приобщения к социокультурным ценностям Донского края».
Подготовила: Онищенко
Наталья Владимировна
воспитатель

Устанавливает одним из уровней общего образования – дошкольное образование и в статье 64. определяет задачи: «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
Определено содержание образовательной области «Познавательное развитие», которое включает в себя формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.


расширение представлений о городах Ростовской области
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
формирование бережного отношения к природе и всему живому
Региональный компонент
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям
развитие интереса к национальным традициям и промыслам

беседы с детьми
Виды деятельности:
циклы НОД
перспективное планирование
экскурсии
наблюдения
народные праздники, развлечения, досуги
чтение сказок, стихов, произведений о донских казаках
рассматривание картин, иллюстраций, слайдовых презентаций
фотовыставки
взаимодействие с педагогами
консультации для родителей

Этапы работы:
1 Этап Информационный
2 Этап Организационный
3 Этап Практический
4 Этап Результативный

1 Этап Информационный
Принципы:
Энциклопедичности
Культурологический
Непрерывности и преемственности педагогического процесса
Дифференцированного подхода к каждому ребёнку
Тематический
Краеведческий (региональный)
Интеграции
Наглядности
Развивающего характера обучения

Методы:
ознакомления детей с социальной действительностью
повышающие познавательную активность
повышающие эмоциональную активность
способствующие установлению связей между различными видами деятельности
методы обучения и развития творчества (Н.Н. Подьяков)

Казачья горница «Донская мозаика»
«Конь ретивый длинногривый!»
Изготовление куличей на Светлую Пасху
У грубки

Приоритетность регионального культурного наследия
Интегративность знаний
Удовлетворение потребности ребенка в познании родного края
Диалогичность
Развитие ребенка в деятельности
Опора на эмоционально – чувственную сферу ребенка
Условия:

3 Этап Практический
Содержание программы реализовывается через следующие формы работы:
занятия;
кружки: «Сударушка», «Донская радуга»;
досуги: «Казачьи посиделки», «Покрова», «Троица», «Пришла Коляда накануне Рождества», «Широкая Масленица»;
тематические дни: «Международный День матери», «День матери Казачки», «Пасха»;
музыкально-спортивные праздники;
познавательные проекты;
экскурсии;
выставки художественного творчества детей;
сотрудничество с казачьим правлением станицы Новочеркасская.
познавательные игры, викторины, конкурсы, музыкально-литературные вечера;
сбор материалов об истории города, его улиц, детского сада;
оформление и пополнение интерактивной книги памяти «Теремка»;
пополнение экспонатов музея «Искры памяти».

Изготовление подсолнуха из семечек
«Дары донской осени»
Знакомство с народными промыслами

«Тополь-тополёк»
В горнице «Донская мозаика»
Приобщение к быту донских казаков

Проект «Искры памяти» (экспонаты минимузея)

Работа с родителями
Формы работы:
Традиционные
анкетирование
консультации
фотовыставки
совместные прогулки и экскурсии
родительские конференции
дни открытых дверей
выставки совместных работ
оформление папок – передвижек и стендов
работа с родительским комитетом
совместные праздники и развлечения
беседы
родительские собрания
Совместные праздники
и развлечения
Совместная работа «Дон Батюшка»

Работа с родителями
Формы работы:
Нетрадиционные
размещение информации на сайте детского сада и социальных сетях
проведение мастер – классов
проведение тренингов и деловой игры
презентации,брошюры, буклеты, листовки
проведение акций
круглый стол
почта доверия
выставки семейных реликвий
семейные проекты
Круглый стол
Деловая игра

Итоги работы:
Педагог:
повышена профессиональная компетентность
пополнение среды дидактическим материалом
Дети:
овладели позитивными образцами поведения в природе и в обществе
усилился их интерес к истории родного края
приобщились к историческим и духовным ценностям родного края
с уважением относятся к культурным национальным традициям
Родители
обобщили и уточнили свои знания
активно включились в краеведческую работу
между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения