Методическая разработка конспекта урока по математике 5 класс по теме «Действия с десятичными дробями» на основе исторических сведений о блокаде Ленинграда

13
13
Материал опубликован 9 June 2020 в группе

Методическая разработка конспекта урока по математике 5 класс по теме «Действия с десятичными дробями» на основе исторических сведений о блокаде Ленинграда


Воспитание патриотов, деловых и здоровых людей – главная задача становления стабильного общества. Именно поэтому, на мой взгляд, патриотов нужно воспитывать на каждом уроке, в том числе и на уроках математики.

В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора учащихся. Сам урок математики при этом становится не просто предметом, на котором нужно решать, вычислять, заучивать формулы и правила, но и пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны и своих предков


Данная методическая разработка представляет собой урок обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме «Десятичные дроби». С целью патриотического воспитания в урок включена линия истории Великой Отечественной войны. На протяжении урока дети решают задачи, содержание которых рассказывает о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о действиях с десятичными дробями.

Планируемые результаты: обучающиеся обобщат правила действий с десятичными дробями (сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение).

Тип урока: урок систематизации знаний.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, , раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в парах, группах, индивидуально), ножницы, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.


ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, сообщение плана урока

2. Устный счет

1) Выполните устно, соотнося каждому полученному ответу к примеру из столбца А букву ответа из столбца Б


А

Б

1

3,5 + 4,7

Е) 5,4

2

8,9 – 3,5

Д) 20,64

3

1,2 · 5

Л) 8,2

4

8,4 : 0,2

Н) 6

5

0,36 : 0,06

И) 41

6

32,32 : 16

Г) 2,02

7

44,1 + 45,44

А) 3,15

8

5,5 – 2,35

Р) 89,54

9

17, 6 + 3, 04


Ответ: ЛЕНИНГРАД

2) Расставьте буквы в порядке убывания соответствующих им чисел

А) 0,00558

О) 8,456

Д) 0,554

Л) 8,546

К) 6,8431

А) 3,551

Б) 14,6


Ответ: Блокада

Составьте из полученных слов название трагического периода Великой Отечественной войны. Страницы истории блокадного Ленинграда будут помогать сегодня в обобщении систематизации зананий по теме «Десятичные дроби». Сегодня мы вспомним не только основные правила действий с дробями, но и поговорим о героизме и мужестве защитников славного города.

3. Закрепление изученного материла .

А) Работа в парах

В сентябре 1941 года в итоге жестоких кровопролитных боев гитлеровцы прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

Самым трудным периодом была зима 1941-1942 годов, когда основные городские запасы продовольствия закончились или были уничтожены самолетами немцев. Есть было нечего. В городе оставалось много детей, стариков и больных людей. И увезти их из города не было возможности, так как город был окружен фашистами.

Только зимой 1942 года, когда замерзло озеро, по нему была проложена дорога в город, названная …

Чтобы узнать, как была названа эта дорога расставьте действия в правиле сложения (вычитания) десятичных дробей в правильном порядке:

Ж) Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

З) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записна под запятой;

И) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;

И) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Н) выполнить сложение (вычитание), не обращая внимание на запятую;

Когда блокадное кольцо сомкнулось, осталась единственная возможность связи с блокадным Ленинградом – через озеро, побережье которого во время Великой Отечественной войны продолжала контролировать советская армия. Это озеро было очень сложным для судоходства. Неожиданные шквальные порывы ветра часто налетали на суда. Поэтому побережье не было оборудовано ни причалами, ни пирсами.

Первые доставленные грузы сбрасывали прямо на дикий берег. Вместе с этим срочно проводили работы по углублению дна и обустройству гавани. На берегу выкапывали землянки и оборудовали склады. Под водой провели телефонные и телеграфные кабели. От берега к ближайшей линии железной дороги проложили узкоколейку.

Чтобы знать документальный номер этой дороги, составьте в правильной последовательности правило умножения десятичных дробей

Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:

выполнить умножение, не обращая внимание на запятые;

1)отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе


В документах она именовалась военно-автомобильной дорогой № 101

Б) Работа в групах

Ответьте на предложенный вопрос и расскажите об узнанном вами факте одноклассникам:

1) Какую норму хлеба в сутки получали дети в блокадном Ленинграде зимой 1941г?

10000 · (7,5 + 6,839)

А) 1,4339 300г В) 14, 339 250г

Б) 1433,9 200г Г) 143,39 125г

2) Какой водоем служил «Дорогой жизни» - ледовой трассой, связывающей Ленинград с большой землей?

0,0001· (7 – 1,283)

А) 0,05717 Онежское озеро В) 0,005717 река Нева

Б) 0,5717 Финский залив Г) 0,0005717 Ладожское озеро

3. Во время блокады Ленинграда радиосеть несла информацию для населения о налётах и воздушной тревоге. Что предупреждало жителей о начале авианалёта?

84,1 – (7,29 + 38,071)

А) 3,8739 звонок В) 38, 739 метроном

Б) 387,39 гудок Г) 3873,9 сирена


4. В блокадном Ленинграде А.Е. Обрант создал детский танцевальный ансамбль, который дал около 3000 концертов. Какую награду после войны получили участники ансамбля?

2,7 · (3,9 + 8,01) : 0,18

А) 17,865 дополнительные продуктовые карточки

Б) 17865 поездку в Крым

В) 1,7865 именные часы

Г) 178,65 Медаль «За оборону Ленинграда»

5. Во время воздушных налетов дети 9-14 лет наравне со взрослыми поднимались на чердаки под рёв падающих и разрывающихся снарядов, обезвреживали те бомбы, которые попадали на вверенный им участок. Как их называли?

(1436,21 – 78,5) : 1000

А) 0,135771 часовые ленинградских крыш

Б) 1,35771 юные дружинники

В) 13,5771 защитники неба

Г) 135,771 бесстрашные

В) фронтальная работа. Решение уравнений

1. В августе 1942 года в Ленинграде была вновь открыта городская филармония, где стали регулярно исполнять классическую музыку. Во время первого концерта 9 августа в филармонии оркестром ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга была впервые исполнена знаменитая Ленинградская Героическая симфония, ставшая музыкальным символом блокады. Назовите автора симфонии.

2,136 : (1,9 – х) = 7,12

А) 1,6 Дмитрий Шостакович Б) 0,16 Борис Гольц

В) 16 Салманов Вадим Г) 0,016 Яруллин Фарид


2. В городе, несмотря на блокаду, продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь. Летом 1942 года были открыты некоторые учебные заведения, театры и кинотеатры; состоялись даже несколько джазовых концертов. В первую блокадную зиму продолжали работать несколько театров и библиотек — в частности, на протяжении всего периода блокады были открыты Государственная Публичная библиотека и библиотека Академии наук. Не прерывали своей работы Ленинградское радио. Переоценить труд работников ленинградского радио тех лет крайне сложно, поэтому совсем неудивительно, что 8 мая 2002 года на углу Малой Садовой улицы и Невского проспекта появился памятный знак…. Как вы думаете чему?

4,2·(0,8 + у) =8,82

А) 1,3 Ленинградскому репродуктору Б) 0,13 радиоприемнику

В) 13 метроному Г) 130 телеграфу

3. Решение о проведении футбольного матча в блокадном Ленинграде было принято Военным советом Ленинградского фронта. По воспоминаниям Валентина Федорова, его вместе с Аркадием Аловым вызвали в военный отдел горкома партии, где они узнали о данном решении. Им была поставлена задача — разыскать в городе и на фронте футболистов, способных отыграть матч. Несмотря на очевидные сложности, игроков удалось собрать и начать тренировки, проходившие 2 раза в неделю. Какая команда выирала этот матч?

0,2с + 1,7с – 0,54 = 0,22

А) 4 «Спартак» Б) 0,4 «Динамо»

В) 40 «Зенит» В) 0,04 ЦСК



Г) Самостоятельная работа.

В течение урока мы узнали много исторических фактов о блокаде Ленинграда. Думаю, что они помогут увидеть героизм и величие жителей города-героя. В заключении урока предлагаю вам самостоятельно выполнить задания и прочитать информацию о памятных местах блокады.

Правильность решения можно проверить по слайду с фотографиями.

По городу в одном направлении выехали трамвай и легковой автомобиль. Скорость трамвая 10,5 км/ч, легкового автомобиля - 60 км/ч. На сколько километров трамвай отстанет от легкового автомобиля через 2 ч после начала движения?

(ответ 99 км)

Тяговая подстанция №11 в блокаду снабжала электричеством трамваи, которым нередко приходилось курсировать под бомбежками. В самые тяжёлые дни блокады трамваи вставали, энергии едва хватало на больницы, хлебозаводы и предприятия, выполнявшие военные заказы. Поэтому восстановление работы весной 1942 года, которая обеспечивала напряжением, в том числе, и трамвайную сеть, стало знаменательным событием в жизни города.

К слову, в Петербурге есть и непосредственный памятник блокадному трамваю. Своеобразный символ мужества и доблести ленинградцев можно найти на проспекте Стачек, 114.

Собственная скорость лодки 8,5км/ч, а скорость течения 1,3 км/ч. Какое расстояние пройдет лодка по течению за 3,5ч?

(34,3км)

Памятник Ленинградской проруби


Во время блокады регулярные артобстрелы и сильные морозы повредили сети водоканала, и воду жители города носили из прорубей, проделанных во льду. Гранитная плита на набережной Фонтанки у дома №21 по сей день напоминает об этих тяжелых испытаниях.

На плане одного из районов города клетками изображены кварталы, каждый из которых имеет форму квадрата со стороной 1,2 м. Ширина всех улиц в этом районе — 40 м.

 

t1591714085aa.png

(1520 м)

Надпись "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна"


Такие предупреждения сохранились на шести улицах города. В годы блокады они спасли не одну жизнь горожан. В Ленинграде надписи наносились на северных и северо-восточных сторонах улиц, так как обстрел велся со стороны Пулково и Стрельны. В Кронштадте надписи появились на юго-западных сторонах улиц – обстрел города велся из Петергофа.

Трехиглая колюшка, действительно, рыбка очень маленькая. Она достигает в длину не бо­лее 11-12 см, однако чаще встречаются еще более мелкие особи — всего 4-6 см длиной. Выразите длины рыбок в дециметрах, метрах и километрах.

Памятник колюшке в Кронштадте

На стене Обводного канала около Синего моста в Кронштадте расположен памятник колюшке – маленькой рыбке. В мирное время она не имела промышленного значения, а в период войны спасала от голода тысячи умирающих людей.



Подведение итогов

27 января 1944 года — День полного снятия блокады. Приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 1 мая 1945 года Ленинград был удостоен чести носить гордое звание город-герой за проявленное жителями города мужество во время блокады.

Есть города, имена которых давно перестали быть географическим понятием, большим или малым кружочком на карте.

Мы говорим: Ленинград, и это – стойкость.

Мы говорим: Ленинград, и это - упорство.

Мы говорим: Ленинград, и это – бессмертие.





Используемая литература

1. https://peterburg2.ru/articles/pamyatnye-mesta-blokadnogo-leningrada-49132.html

2. https://glav-inform.ru/blokada-leningrada-kratko-samoe-glavnoe/

3. http://expositions.nlr.ru/ex_manus/victory70/front_music.php

4. http://pwsrussia.com/zashitniki-blokadnogo-leningrada/

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8

6. https://warspro.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna/period-korennogo-pereloma/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная и познавательная разработка урока,пробуждающая чувства сопричастности к величию своей страны и своих предков.Большое ВАМ спасибо, Елена, за интегрированный урок математики с историей Отечества ! Возьму на заметку при проведении уроков !

9 June 2020

Елена Александровна, большое спасибо за отзыв. Приятно знать, что мой труд кому-то интересен

10 June 2020

Интересный и познавательный урок. Уже отправила его в свою копилочку! Мне очень приятно, что Вы из прекрасного русского города- Сасово, небольшого, но такого настоящего, со своим особым шармом, неповторимостью!!! Мы были у вас на Ушаковских сборах. Я в восторге от музея русской песни им. А.П., ФСК «Планета спорта» (какой там каток!!!), от прекрасного краеведческого музея, от летного училища Гражданской авиации, его музея. Но самое ваше большое достояние - это ЛЮДИ!!! Гостеприимные, открытые, позитивные!!!

9 June 2020

Спасибо, Татьяна Ивановна, за добрые слова! Городок у нас действительно красивый и гостеприимный! Много славных имен и событий наш город собрал в себя! А какой замечательный ежегодный фестиваль имени А. Аверкина у нас проводится. Но в этом году вирус внес свои коррективы! Приезжайте к нам снова!

10 June 2020

Обязательно, если позволит обстановка))))

11 June 2020

Спасибо за урок. Очень необычное сочетание истории и математики. Молодцы.

11 June 2020

Большое спасибо, Наталья Игоревна, за положительный отзыв

14 June 2020

Поздравляю с победой в конкурсе! Так держать!!!

18 August 2020

Спасибо, Елена Николаевна!

18 August 2020

Спасибо за интересный ресурс!

18 August 2020

Спасибо!!!

18 August 2020

От всей души поздравляю с победой в конкурсе!Желаю дальнейших творческих успехов!

18 August 2020

С победой, Елена Игоревна! Замечательный урок! Обязательно воспользуюсь Вашими трудами. Спасибо. Успехов, сил, творчества!!!!

21 August 2020