Урок математики в 5 классе «Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями»
/data/files/v1572176052.pptx (Презентация к уроку в 5 кл. Десятичные дроби.)
Урок математики в 5 классе "Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями."
(учебник И. И. Зубарева, А.Г. Мордкович.)
Учитель: Лютц Наталья Викторовна
Цели урока:
1. Образовательно-развивающие:
1.2. Применение опорных понятий: число, дробное число, обыкновенная дробь, правильная дроби, неправильная дробь, десятичная дробь, смешанное число, произведение, частное, сумма и разность десятичных дробей.
1.3. Овладение общеучебными умениями: определять понятие, делить понятие, обобщать, ограничивать понятие, формулировать вопросы - суждения, формулировать ответы на вопросы - суждения в форме умозаключения.
1.4. Овладение специальными умениями: переводить десятичную дробь в обыкновенную и наоборот, применять правила сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей, применять правила умножения и деления на 10, 100, 1000 и т. д..
2. Воспитательные: формирование диалектико - материалистического мировоззрения на основе философских категорий: общее - особенное - единичное, форма - содержание.
Заявка на оценку:
На «5» от 25 баллов
На «4» от 19 баллов до 24 баллов
На «3» от 14 баллов до 18 баллов
Критерий оценки:
Вопрос – понятие – 1б
Вопрос – суждение – 2б
Ответ на вопрос – понятие – 1-2б
Ответ на вопрос – суждение – 1-3б
Умозаключение – 3б
Дополнение – 1б
Возражение – 1б
Версия – 1-3б
Выступление от группы – 1б
Анализ ответа – 1-3б
Поощрительные баллы- за правильную осанку 1б.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Время, баллы |
Деятельность ученика |
1. Орг. момент |
Приветствие. Объявляется тема урока, заявка на оценку, критерии оценки. |
1-2 мин |
Подписывают оценочные листы. (приложение2)
|
2. Актуализация знаний. |
Задание 1. Выполните тест на осведомленность. (приложение1) Работа в оценочных листах. 1) Индивидуальный труд. 2) Фронтальная проверка по слайду. 3) Самооценка в оценочных листах. 4) Фронтальное обсуждение, повторение основных правил работы с десятичными дробями. |
7-10 мин. 1б за прав. ответ. Макс.-6б
|
Ответы: 1)С 2)В 3)А 4)С 5)В 6)А |
3) Применение знаний |
Задание2. Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор
1) Индивидуальный труд. 2) Фронтальная проверка по слайду. 3) Самооценка в оценочных листах.
|
2 мин. 2б- правильно выбрали лишнее понятие и объяснили свой выбор, 1б- правильно выбрали лишнее понятие. Устный ответ+ 1б |
Лишнее понятие-0,2, так как по способу записи- десятичная дробь, остальные числа – обыкновенные дроби.
|
З адание 3. Составьте вопросы- суждения к данному ряду чисел по карточке № 2
Ответьте на вопросы - суждения. Фронтальная работа.
|
5 мин. 2б-за вопрос - сужденние.
1-3б за ответ на вопрос - суждение |
Чем объяснить, что дробь 0,2 является десятичной дробью? Ответ: Поскольку запись числа, при которой целая часть отделяется запятой от дробной является десятичной записью числа, А в записи числа 0,2 целая часть отделена запятой от дробной части, Следовательно, 0,2 является десятичной дробью. Каким образом десятичную дробь можно представить в виде обыкновенной дроби? Ответ: Представить десятичную дробь в виде дроби со знаменателем 10, 100, 1000 и т. д. Вследствие чего обыкновенная дробь может быть превращена в десятичную дробь? Ответ: 1способ) Обыкновенная дробь может быть превращена в десятичную дробь вследствие деления числителя на знаменатель; 2 способ) Обыкновенная дробь может быть превращена в десятичную дробь вследствие приведения знаменателя к виду 10, 100, 1000 и т. д., используя основное свойство дроби.
Чем объяснить, что десятичная дробь удобнее в использовании, чем обыкновенная? О твет: Например, десятичные дроби удобнее сравнивать, чем обыкновенные. Как доказать, что число является смешанным числом? О твет: Обыкновенная дробь, у которой есть целая часть и правильная дробь называется смешанным числом, а у дроби есть целая часть и правильная дробь, то - смешанное число. |
|
Задание 4: Выполните действия:
1) Индивидуальный труд. 2) Простая кооперация Группа №1проверяют примеры на сложение, Группа № 2 проверяют примеры на вычитание, Группы № 3, 5 проверяют примеры на умножение, Группы № 4, 6 проверяют примеры на деление. 3) Сложная кооперация. 3) Самооценка в оценочных листах. |
10 мин 1б-каждый правильный ответ, всего 8б, |
1 группа 1) 0,62+3,25=3,87 4)16,78+2,5=19,28 2 группа 2) 0,165 3) 3,77 3,5 группа 5) 927,16 6) 0,65 4,6 группа 7)0,06 8)40,7
|
|
Задание 5.Сформулируйте вопросы - суждения к данным примерам по Карточке №2 и ответьте на них.
Фронтальная работа с классом. |
8 мин
По 2 балла за вопрос, 1-2 за ответ. |
Каким образом выполняется сложение (вычитание, умножение, деление) десятичных дробей? Вследствие чего запятая в десятичной дроби переносится на 1 цифру вправо? Чем объяснить, что при делении десятичных дробей запятая переносится вправо на столько знаков, сколько их содержится в делителе после запятой? Чем объяснить, что в примере 5, в произведении запятой отделено справа 2 знака? Как доказать, что суммой десятичных дробей является десятичная дробь? Каким образом выполняется сложение десятичной дроби и смешанного числа в примере № 1? Каким образом выполнить деление десятичной дроби на натуральное число в примере № 7? |
|
4. Итоги урока. |
Задание 6. Подведите понятия, изученные нами под философские категории: 1) общее - особенное - единичное; 2) форма содержание.
1) Индивидуальный труд; 2) Фронтальная проверка; 3) Самооценка. |
5 мин
1б за правильный ответ |
1) Дробь - обыкновенная дробь - 1/2; Дробь - десятичная дробь - 0,6; Произведение чисел - произведение десятичных дробей - 0,3·0,7.
2) 1/2=0,5; 0,75=3/4. Ребята подсчитывают полученные за урок баллы в оценочных листах, оценивают себя, сдают оценочные листы учителю. |
5. Домашнее задание. |
1) Сформулировать 7 вопросов - суждений по данной теме, и уметь на них ответить (ответить на 3 из них в форме умозаключения) 2) Отразить отношение между понятиями с помощью кругов Эйлера: А=3,7 Б=1/2 С - десятичная дробь Д - дробное число, 3)Составить логическую схему по теме: "Дроби". |
3 мин |
|