12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жучкова Анна Олеговна16
1

Методическая разработка контрольного урока по музыкальной литературе на тему «П.И. Чайковский»

Методическая разработка итогового урока

по музыкальной литературе в 7 классе

на тему: «Жизненный и творческий путь П.И. Чайковского»

преподавателя теоретических дисциплин

МБУДО «ДМШ им. А.Г. Абузарова»

Жучковой А.О.


 

Цель: обобщить и закрепить полученные учащимися знания по теме «Жизненный и творческий путь П.И. Чайковского».

Задачи:

образовательные – умение применять полученные знания на практике, умение анализировать музыкальное произведение, использование межпредметных связей «сольфеджио – музыкальная литература», «музыкальная литература - специальность»;

развивающие – развитие памяти, расширение музыкального кругозора, творческой и интеллектуальной активности, коммуникабельности учащихся;

воспитательные – воспитание у учащихся интереса и любви к музыке Чайковского, воспитание личной и коллективной ответственности.

Оборудование: магнитофон, DVD, портрет П.И. Чайковского, учебник «Русская музыкальная литература» Э. Смирновой, ноты пьесы «Баркарола», доска.

Тип урока: контрольный

Методы работы:

сценарно-игровой;

практический;

поисковый.

План урока:

организационный момент;

разминка;

головоломка;

музыкальная викторина;

конкурс капитанов;

бонусы от команды (домашнее задание);

итог урока.

Ход урока

Организационный момент

Педагог предлагает учащимся разделиться на две команды, выбрать капитанов и дать названия своим командам. На доске выписываются названия команд, и далее по ходу соревнования записываются заработанные баллы. Разминка, кроссворд и музыкальная викторина – это командные задания, в них оценивается количество правильных ответов (сколько правильных ответов - столько и баллов). Конкурс капитанов и бонусы от команды – это индивидуальные задания, в которых максимальная оценка – 5.

Разминка

Педагог задает командам вопросы по биографии и творчеству композитора.

Город, в котором родился Чайковский?

Был ли композитор в нашем городе?

Любимый с детства композитор Чайковского?

Какую консерваторию закончил композитор?

В какой консерватории преподавал?

Был ли он членом «Могучей кучки»?

Какой деятельностью еще занимался Чайковский?

С какими зарубежными композиторами был лично знаком Чайковский?

Какую ученую степень присвоили композитору в Англии в 1893 году?

Любимый жанр самого композитора, в котором он явился подлинным реформатором?

Сколько опер написал композитор?

Назовите оперы, написанные на сюжеты А.С. Пушкина.

Какие балеты написал Чайковский?

Каким произведением дирижировал композитор 16 октября 1893 года?

Кому посвятил композитор «Детский альбом» и симфонию №6?

Сколько лет прожил Чайковский?

Назовите жанры следующих произведений: «Времена года», «Чародейка», «Иоланта», «Манфред», «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта», «Моцартиана», «Воспоминание о Флоренции».

«Музыкальное письмо» (по нотной записи назвать русскую народную песню, звучащей в финале симфонии №4).

«Головоломка» по теме «Евгений Онегин».

Командам дается задание расшифровать фамилию известной певицы XIX века, которая подала идею П.И. Чайковскому написать оперу на сюжет «Евгения Онегина». Учащиеся должны ответить на 10 вопросов и вписать нужную букву.

Задание «Головоломка» для команд

. . . . . . . . . .

Персонаж, близкий Татьяне и в душевном, и в мелодическом складе вокальных партий – (1 буква)

Музыкальная форма дуэта «Враги! Давно ли друг от друга нас жажда крови отвела?» - (2 буква)

Танец, на фоне которого проходят именины Татьяны –

(1 буква)

Поет арию «Любви все возрасты покорны» в 6 картине –

(2 буква)

Восклицает в конце оперы: «Позор, тоска! О жалкий жребий мой!» -

(1 буква)

Открывает 1 картину оперы и построено на теме Татьяны –

(1 буква)

Монолог Татьяны во 2 картине – (3 буква)

Автор романа «Евгений Онегин» - (4 буква)

Номер, следующий за дуэтом Татьяны и Ольги в 1 картине –

(3 буква)

Жанр песни «Уж как по мосту, мосточку» - (7 буква)

Ответы:

Ленский, Канон, Вальс, Гремин, Онегин, Вступление, Письмо, Пушкин, Квартет, Плясовая

Ответ - фамилия певицы «Лавровская».

Музыкальная викторина

Оркестровое вступление к опере «Евгений Онегин»

Симфония №1, I часть, гл.п.

Ария Ленского из 5 картины (видео)

Баркарола из цикла «Времена года»

«Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»

Письмо Татьяны из 2 картины (видео)

Симфония №1, III часть, средний раздел (вальс)

Фортепианный концерт №1, I часть

Хор «Девицы, красавицы» из 3 картины (видео)

Симфония №4, финал

Конкурс капитанов

Капитаны зачитывают анализ пьесы «Баркарола» из фортепианного цикла «Времена года».

Бонусы от команды (рефераты, презентации, игра музыкальных произведений (мелодий) Чайковского).

Учащиеся предоставляют свои работы, подготовленные дома.

Итог урока.

Педагог и учащиеся подсчитывают баллы и выявляют победителя.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.