12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рябухина З.А.624
Россия, Свердловская обл., Артинский ГО
12

Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему: Гомер «Одиссея»

Разработка урока по литературе в 6 классе.

Тема: Гомер. «Одиссея» (фрагменты).

Тип урока: комбинированный.

Цель:

О: рассмотреть в поэмах Гомера отражение быта, нравов и верований древних греков; общечеловеческие типы и вечные жизненные конфликты; отвагу и смелость героев;

П: отрабатывать умения анализа текста произведения, умение правильно формулировать выводы, высказывать суждения;

развивать мышление как процесс абстрагирования (анализ, синтез, сравнение), зрительную, слуховую память; внимание, семантическое восприятие, устную речь,;

воспитывать интерес к чтению произведений мифологического характера, нравственные качества (доброту, сочувствие и сопереживание героям), трудолюбие, сосредоточенность, самостоятельность.

Оборудование: учебник, портрет автора.

Методы: словесный, наглядно-образный, частично-поисковый, беседы, самостоятельной работы.

Ход урока:

Оргмомент: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Как настроение? К уроку готовы? Будем начинать занятие.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок- сегодня у нас гости. Я думаю, мы очень постараемся и покажем нашим гостям, что мы можем и как мы любим литературу.

Вступительное слово:

-Что мы с вами сегодня будем делать? Давайте представим, что мы сидим на берегу моря и слушаем его шум. Если не моря, то реки.

-О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? О чем мы будем говорить?

(О море)

-Давайте поиграем в игру «Верно»- «Неверно», проверим домашнее задание и скажем, о чем еще будем говорить.

Игра «Верно или неверно»: необходимо отвечать на вопросы «да» или «нет», учащиеся отвечают самостоятельно.

Верно ли, что миф – это сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях; вымысел. (Да)

Верно ли, что мифология – это совокупность мифов; научная дисциплина, изучающая мифы и сказания. (Да)

Верно ли, что мифологический – значит сказочный, легендарный, вымышленный. (Да)

Верно ли, что боги, легендарные герои, полубоги, титаны - это главные герои мифов. (Да)

Верно ли, что Зевс – отец всех богов, самый главный? (Да)

Верно ли, что мифологема – это заимствование автором у мифа мотива, темы или её части для использования в литературном произведении. (Да)

Верно ли, что литература это вид искусства. (Да)

Верно ли, что Посейдон- бог моря? (Да)

-Так о чем же еще мы будем говорить?

(О морских путешествиях, о мифах, легендах)

-Верно. Сегодня мы с вами отправимся путешествовать на корабле вместе с отважным Одиссеем.

Археологические раскопки показали, что ахеяне (греки) начали заселять запад Малой Азии  еще  в XV—XIV  вв.  до н.  э.  Переселение  в Малую  Азию  было  связано с перенаселением  Греции.  Ощущая  потребность  в новых  землях,  Эллада (Греция)  все дальше и дальше устремлялась на северо-запад Малой Азии. Около 1275 г. до н. э. в Трое произошло землетрясение. Этим решили воспользоваться эллины (греки).

Война  с Троей  требовала  большой  армии,  а следовательно,  объединения  греческих династов.  Не все  из них  хотели  идти  на Трою,  но страх  перед  главным  организатором похода, могущественным царем Микен Агамемноном, заставил подчиниться несогласных.

Незадолго  до 1200 г.  до н.  э. Троя  была  полностью  разрушена. Это  был  героический период могущества ахеян, который именно этой войной и завершился, после чего настали долгие годы упадка.

- Ребята, то, что я вам сейчас рассказала, это история или миф?

(История)

Да.Такова историческая основа Троянской войны.

В мифах  и легендах  это  объясняется  по-другому.  Причина  войны —  похищение Парисом, троянским царевичем, спартанской царицы Елены.

Парис  был  судьей  в споре  трех  главных  греческих  богинь:  Геры,  Афины и Афродиты —  за звание  самой  красивой. Он должен  был  одной из них  вручить  золотое яблоко (яблоко раздора).

Парис  присудил  яблоко  Афродите,  и она  помогла  ему  похитить  самую  прекрасную женщину Европы — Елену, жену царя Спарты Менелая.  

В поход за Еленой в Трою отправились 28 героев-царей, среди них был и хитроумный царь Итаки Одиссей. Благодаря его выдумке — огромному деревянному коню, в котором спрятались  вооруженные  греки, —  на десятом  году  сражений  была  взята  и разрушена 
Троя.

-А это что было: история или мифы?

-Мифы

-Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с поэмой , где   описаны  приключения  Одиссея  на пути  домой.

А написал эту поэму Гомер. Написана она не так, как пишут современные стихи. Написана она гекзаметром.

Поэма написана гекзаметром и содержит около 15700 стихов. Гекзаметр (греч. hexametros, "шестимерник") - древнейшая форма стиха в античной европейской поэзии. В античной поэзии дактилический гекзаметр был наиболее распространенным размером, встречаясь главным образом в героическом эпосе, почему получил название «героический» или «эпический стих». Вопрос: Какой прием применялся при написании «Илиады»? Поэма написана гекзаметром и содержит около 15700 стихов. Гекзаметр (греч. hexametros, "шестимерник") - древнейшая форма стиха в античной европейской поэзии. В античной поэзии дактилический гекзаметр был наиболее распространенным размером, встречаясь главным образом в героическом эпосе, почему получил название «героический» или «эпический стих». Этот вид стихосложения основывался на ритмическом чередовании долгих и кратких слогов. Гекзаметр имел обязательную цезуру, то есть паузу, в середине третьей или четвертой стопы.

Давайте запишем термин в тетрадь.

-ФИЗМИНУТКА.

Резерв: Задание (коллективная работа):  прочитать биографию автора, выделить основные черты жизни и творчества, записать.

(Если времени недостаточно): Гомер — древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом, за честь называться его родиной спорили семь городов. Вероятно, он был родом из Смирны (Малая Азия), либо с острова Хиос. Можно предположить, что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э

Анализ произведения:

Задание № 1 (коллективная работа, устно): чтение произведения «Одиссея» по частям, ответить на вопросы после каждой части. (Комментарий)

Задание № 2 (самостоятельно): найдите в тексте примеры:

1 ряд – гиперболы;

2 ряд – сравнения;

3 ряд – повторы.

Подведение итога: (Рефлексия)

- Что мы сегодня с вами рассматривали?

(Поэму Гомера «Одиссея»)

- Чему учит произведение?

(Быть честными, отважными, находчивыми)

-Записывают в тетради: Что у меня сегодня получилось… Что не получилось… Что хотелось бы еще узнать…

Учитель:

Будь смел и отважен ,

Прочти много книг.

В большом мире знаний плыви, ученик.

К заветной мечте

И чудесной земле

В нагруженном знаниями корабле!

Домашнее задание:

1. Дочитать выразительно «Одиссею»

2. Нарисовать картинку к тому эпизоду, который вам больше всего понравился.

На столах лежат нарисованные бананы, если им понравился урок, то

 они пишут свое мнение и

прикрепляют на одну пальму, если не понравился, то на

вторую.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.