Методическая разработка «Лото на уроках музыкальной литературы как стимул к познанию»
МАУ ДО
«Дивеевская ДМШ»
Методическая разработка
«Лото на уроках музыкальной литературы
как стимул к познанию»
Преподаватель: Л. Ю. Шешенина
2020 г.
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя,
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Введение
Активизация познавательной деятельности обучающихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у обучающихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Психологические особенности обучающихся, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.
Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора.
Сотни педагогов-новаторов, тысячи творческих учителей ищут новые формы, творят методики будущего, совершают открытия, переживают успехи и разочарования. Но единого и универсального метода, достойной замены уроку пока нет. Секрет неудач прост. Считается, что на смену старому должно прийти новое. Но ведь новое есть хорошо забытое старое, и, значит, на смену уроку должно прийти нечто еще более древнее и более вечное. Может быть, это ИГРА? Ведь слово «школа» в переводе с греческого означает «досуг, свободное времяпровождение», лишь намного позже слово «школа» стала использоваться как «занятия на досуге», а затем уже как «учебные занятия». А учителя в Греции называли не иначе как «учителем игр».
Задания в игровой форме помогают создать атмосферу непринужденности на уроке. Учащиеся, особенно младших классов, очень любят такие формы работы. Любое, даже самое сложное задание можно превратить в увлекательную игру, если учитель соответствующим образом сформулирует задачу. В игровой процесс должны быть вовлечены все ученики без исключения, не зависимо от уровня способностей. Хотелось бы отметить важность использования наглядных средств, которые могут помочь в работе. Известно, что для учащихся младших классов особенно характерно конкретное наглядно-образное мышление. В связи с этим введение в занятия наглядных средств, вполне оправдано.
Дидактическая игра
Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Игры, помогают развивать любознательность детей, тренируют память, внимание, умение логически мыслить. Умная, увлекательная игра всегда оказывает более действенное воздействие, чем словесные формы воспитания и обучения детей.
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры тесно связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения. Результаты, которых добиваются дети, доставляют им много радости и вызывают проявление чувства творческого удовлетворения. Дидактические игры способствуют развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств, формированию познавательного интереса, стимулируют общение между преподавателем и учащимися и между отдельными учащимися, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между людьми начинают носить более непринуждённый характер.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Процесс игры подчинён решению дидактической задачи, которая всегда связана с определённой темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, нужными для реализации замысла игры. «Двойственная природа» игры – учебная направленность и игровая форма – позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом.
Учитель должен очень хорошо владеть методикой проведения игры, четко представлять ее цель, предоставлять детям относительно большую самостоятельность. Нельзя предвосхищать игру и давать ей свою оценку, ведь она может обмануть надежды детей и вызвать обратную реакцию. И дальнейшие попытки учителя активизировать внимание учащихся аналогичным способом могут вызвать в детях негативное отношение к игре. Вводя игровой прием надо помнить, равны ли возможности детей, участвующих в игре. Иногда «мелочи» могут стать причиной зарождения страха, неуверенности, замкнутости ученика.
При проведении игр прежде всего, нужно очень хорошо чувствовать каждую группу того или иного класса, уровень подготовки детей, их отношение к той или иной предлагаемой игре.
Игра «Музыкальное лото» на уроках
«Музыкальной литературы».
Одним из видов дидактических игр является настольно-печатная игра «Лото». Она основана на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.
Структура игры «Лото»:
Дидактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности;
Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её;
Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях;
Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.
В разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями, но есть общие правила, которые учитель должен учитывать:
1. Необходимо создавать условия для игр;
2. Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей;
3. В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре.
Результат: у детей улучшается память, мышление, воображение, внимание, развиваются творческие и музыкальные способности, любознательность.
Цели и задачи игр «Музыкальное лото»:
Дать учащимся систему знаний и навыков, необходимых для понимания основных средств музыкальной выразительности.
Заложить реалистические основы музыкального воспитания и образования, дать верное направление музыкально-эстетическим вопросам и вкусам учащегося.
Задачи «Музыкального лото» состоят в том, чтобы достичь всестороннего и гармоничного развития музыкальных способностей у детей. Так, в младших классах основой усвоения должно быть эмоциональное восприятие детей, яркость и осознанность музыкальных ощущений.
Основной работой должно быть узнавание, сопоставление и усвоение осознанных явлений. На этом уровне педагог обязан воспитать самостоятельность детей и продолжать прививать им интерес к музыке, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений.
Основное внимание педагога должно быть направлено на воспитание музыкального мышления, творческой активности, самоконтроля, способности к теоретическим обобщениям.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в игре «Музыкальное лото» в соответствии с программными задачами соответствующими учебному предмету «Музыкальная литература» закрепляется умение наглядно определять музыкальные инструменты или портреты композиторов, отрабатываются слуховые навыки и т.д.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в игре «Музыкальное лото» реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В игре «Музыкальное лото» правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д. необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие – и педагог становится на путь прямого обучения.
Таким образом, игра «Музыкальное лото» – это игра только для ребенка, для взрослого – она способ обучения. В игре «Музыкальное лото» усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры «Музыкальное лото»:
Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом обучения;
Функция формирования психических новообразований;
Функция формирования собственно учебной деятельности;
Функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
Функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей;
Следовательно, игра «Музыкальное лото» – это сложное, многогранное явление. В игре «Музыкальное лото» происходит не только усвоение учебных знаний, умений, навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.
Основная особенность игры «Музыкально лото» - это игра обучающая. Она способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучения детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность игры «Музыкально лото».
Игра «Музыкальное лото» развивает способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учетом этого усложняются задачи и программа ознакомления с музыкой. У детей формируется система представлений и простейших понятий о явлениях музыки:
Они учатся точно называть выразительные средства музыки;
учатся правильно называть фамилии и имена композиторов;
усваивают музыкальные правила;
учатся слышать и различать музыкальные произведения;
учатся узнавать музыкальные инструменты по их изображению;
учатся узнавать произведения по картинкам;
учатся узнавать композитора по его портрету;
учатся узнавать музыкальные произведения по нотному тексту.
«Музыкальное лото» помогает закреплению и систематизации знаний детей о музыке в течение года. Игра «Музыкальное лото» способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, учит применять имеющиеся знания в новых условиях, активизирует разнообразные умственные процессы, обогащает словарь, способствует воспитанию у детей умения играть вместе.
Виды игр «Музыкальное лото» на уроках
«Музыкальной литературы».
На уроках «Музыкальной литературы» я использую игры «Лото» по различным темам предмета.
Лото «Композиторы»
Лото «Музыкальные инструменты» 1
Лото «Музыкальные инструменты» 2
Лото «Детский альбом П. И. Чайковского»
Лото «Сказочный мир балета» (три балета П. И. Чайковского)
Лото «Выразительные средства музыки»
Лото «Узнай произведение по нотному тексту» (1 год обучения)
Лото «Узнай произведение по нотному тексту» (2 год обучения)
Лото «Узнай произведение по нотному тексту» (3 год обучения)
Лото «Узнай произведение по нотному тексту» (4 год обучения)
Лото «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса, «Детские игры» Ж. Бизе, «Детский уголок» К. Дебюсси, «Моя матушка – гусыня» М. Равеля.
Лото «Танцы кукол» Д. Д. Шостаковича, «Детская музыка» С. С. Прокофьева, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского
Заключение
Дидактическая игра «Музыкальная лото» отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех обучающихся. Она может послужить отправной точкой в возникновении интереса к музыке у обучающихся, ранее его не проявивших. Игровые ситуации активизируют деятельность обучающихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим.
Использование дидактической игры «Музыкальное лото» дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Она повышает интерес к музыке, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.
Систематическое использование дидактических игр «Музыкальное лото» является эффективным средством активизации учебной деятельности обучающихся, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.
Словом, игра «Музыкальное лото» заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания обучающихся.
Итак, «Музыкальное лото» является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучающихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению знаниями.
- игра «Музыкальное лото» должна включаться по возможности в занятия по предмету «Музыкальная литература»;
- использование игры «Музыкальное лото» по предмету «Музыкальная литература» – обязательное средство создания ситуации общения, эффективности учебного процесса;
- эффективность игры «Музыкальное лото» зависит от правильной ее организации;
- проведение игр «Музыкальное лото» на занятиях по предмету «Музыкальная литература» позволяет реализовать воспитательные цели обучения. Задача преподавателя – научить культуре игры и культуре поведения вообще;
- разработка и внедрение игр «Музыкальное лото» в процессе обучения способствует более успешному решению основных задач предмета «Музыкальная литература».
Дидактическая игра «Музыкальное лото» может быть использована как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Игра «Музыкальное лото» особенно необходима в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря ей удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, игра «Музыкальное лото» - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучающиеся глубже и ярче постигают предмет «Музыкальная литература».
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Лото «Композиторы»
Лото «Композиторы» состоит из 8 больших карт, на которых изображены портреты композиторов: зарубежных, русских, советских. На каждой карте 6 портретов. На маленьких карточках (48 шт.) имя, отчество фамилия и годы жизни композитора.
Ученикам поровну раздаются большие карты у ведущего маленькие. Варианты игры:
Ведущий называет имя, отчество и фамилию композитора, а игроки должны найти у себя на карте портрет этого композитора. Кто правильно найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку;
Ведущий называет только фамилию композитора, а игроки должны назвать имя и отчество композитора и найти у себя на карте портрет этого композитора. Кто правильно назовёт и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку;
Ведущий называет имя, отчество и фамилию композитора, а игроки должны найти у себя на карте портрет этого композитора. И назвать век (в идеале даты жизни) композитора. Кто правильно назовёт и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку;
Ведущий называет имя, отчество и фамилию и годы жизни композитора, а игроки должны найти у себя на карте портрет этого композитора и назвать произведения, которые написал этот композитор. Кто правильно назовёт и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку;
Звучит произведение композитора (звуковое лото). Игроки должны узнать произведение и назвать композитора, затем найти его портрет на карте. Кто угадает, найдёт и назовёт всё правильно, получает маленькую карточку от ведущего.
Ведущий зачитывает какой-нибудь интересный факт из жизни композитора или место рождения композитора. Игроки должны угадать и найти у себя на карте портрет этого композитора. Кто правильно назовёт и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку.
Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю свою карту (принцип лото).
2. Лото «Музыкальные инструменты» 1
Лото «Музыкальные инструменты» 1 состоит из 5 больших карт, на которых изображены музыкальные инструменты. На каждой карте 14 музыкальных инструментов собраны по принципу их принадлежности (струнно-смычковые, струнно-щипковые, клавишные, ударные, духовые). Маленькие карточки (70 шт.) содержат изображение инструмента и его название. Также здесь есть наградные карточки с призовыми местами 5 штук.
Ученикам поровну раздаются большие карты у ведущего маленькие. Варианты игры:
Ведущий называет музыкальный инструмент, а игроки должны найти его изображение у себя на карте. Кто правильно найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку;
Ведущий называет музыкальный инструмент, а игроки должны сказать к каким инструментам он относится (симфонического оркестра, эстрадным или народным) и найти его изображение у себя на карте. Кто правильно ответит и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку;
Ведущий даёт характеристику музыкальному инструменту, а игроки должны узнать о каком инструменте идёт речь и найти его изображение у себя на карте. Кто правильно ответит и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку;
Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю свою карту (принцип лото) и получает наградную карточку.
3. Лото «Музыкальные инструменты» 2
Лото «Музыкальные инструменты» 2 состоит из 8 больших карт, на которых изображены музыкальные инструменты. На каждой карте 8 музыкальных инструментов. Маленькие карточки (64 шт.) содержат изображение инструмента и его название.
Ученикам поровну раздаются большие карты у ведущего маленькие. Варианты игры:
Ведущий называет музыкальный инструмент, а игроки должны найти его изображение у себя на карте. Кто правильно найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку;
Ведущий называет музыкальный инструмент, а игроки должны сказать к каким инструментам он относится (симфонического оркестра, эстрадным или народным) и найти его изображение у себя на карте. Кто правильно ответит и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку;
Ведущий даёт характеристику музыкальному инструменту называет, а игроки должны узнать о каком инструменте идёт речь и найти его изображение у себя на карте. Кто правильно ответит и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку;
Ведущий называет музыкальный инструмент, а игроки должны сказать к какой группе инструментов он относится, и найти его изображение у себя на карте. Кто правильно ответит и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку;
Звучит музыкальный инструмент в записи, игроки должны его определить по звучанию и найти его изображение у себя на карте. Кто правильно определит и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку.
Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю свою карту (принцип лото).
4. Лото «Детский альбом П. И. Чайковского»
Лото «Детский альбом П. И. Чайковского» состоит из 6 больших карт, на которых изображены образы музыкальных пьес «Детского альбома». На каждой карте 4 картинки. На маленьких карточках (24 шт.) написаны названия этих пьес.
Ученикам поровну раздаются большие карты у ведущего маленькие. Варианты игры:
Ведущий говорит название пьесы, а игроки, опираясь на картинки должны сопоставить название и картинку у себя на карте. Кто правильно найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку;
Звучит в записи пьеса из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Игроки должны угадать название пьесы по звучанию и найти у себя на картинках её изображение. Кто правильно угадает и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку;
Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю свою карту (принцип лото).
5. Лото «Сказочный мир балета» (три балета П. И. Чайковского)
Лото «Сказочный мир балета» состоит из 6 больших карт, на которых изображены персонажи трёх балетов П. И. Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро». На каждой карте 6 персонажей. На маленьких карточках (36 шт.) то же самое.
Ученикам поровну раздаются большие карты у ведущего маленькие.
Варианты игры:
Ведущий называет героя балета, а игроки должны найти его у себя на карте и сказать из какого балета этот герой. Кто правильно найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку;
Ведущий даёт характеристику персонажу того или иного балета, а игроки должны его угадать. Кто правильно угадает и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку.
Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю свою карту (принцип лото).
6. Лото «Выразительные средства музыки»
Лото «Выразительные средства музыки» состоит из 4 больших карт, на которых написаны названия выразительных средств музыки. На каждой карте 4 названия. Маленькие карточки (16 шт.) содержат определение выразительных средств музыки.
Ученикам поровну раздаются большие карты у ведущего маленькие. Вариант игры:
Ведущий читает определение, игроки должны по определению узнать выразительное средство музыки и найти его у себя на карте. Кто правильно найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку.
Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю свою карту (принцип лото).
7. Лото «Узнай произведение по нотному тексту» (1 год обучения)
Лото «Узнай произведение по нотному тексту» (1 год обучения) состоит из 8 больших карт, на которых изображены нотные отрывки различных музыкальных произведений (марши, танцы и т. д.) по программе 1 года обучения по предмету «Музыкальная литература». На каждой карте 8 нотных отрывков. Маленькие карточки (64 шт.) содержат фамилии композиторов и названия этих произведений.
Ученикам поровну раздаются большие карты у ведущего маленькие.
Варианты игры:
Ведущий читает фамилию композитора и название произведения, а игроки должны угадать по нотному отрывку произведение и найти его у себя на карте. Кто правильно угадает и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку.
Ведущий читает только название произведения, а игроки должны назвать фамилию композитора и по нотному отрывку найти это произведение у себя на карте. Кто правильно угадает и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку.
Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю свою карту (принцип лото).
8. Лото «Узнай произведение по нотному тексту» (2 год обучения)
Лото «Узнай произведение по нотному тексту» (2 год обучения) из 8 больших карт, на которых изображены нотные отрывки различных музыкальных произведений по программе 1 года обучения по предмету «Музыкальная литература». На каждой карте 8 нотных отрывков. Маленькие карточки (64 шт.) содержат фамилии композиторов и названия этих произведений.
Ученикам поровну раздаются большие карты у ведущего маленькие.
Варианты игры:
Ведущий читает фамилию композитора и название произведения, а игроки должны угадать по нотному отрывку произведение и найти его у себя на карте. Кто правильно угадает и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку.
Ведущий читает только название произведения, а игроки должны назвать фамилию композитора и по нотному отрывку найти это произведение у себя на карте. Кто правильно угадает и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку.
Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю свою карту (принцип лото).
9. Лото «Узнай произведение по нотному тексту» (3 год обучения)
Лото «Узнай произведение по нотному тексту» (3 год обучения) состоит из 8 больших карт, на которых изображены нотные отрывки различных музыкальных произведений по программе 3 года обучения по предмету «Музыкальная литература». На каждой карте 8 нотных отрывков. Маленькие карточки (64 шт.) содержат фамилии композиторов и названия этих произведений.
Ученикам поровну раздаются большие карты у ведущего маленькие.
Варианты игры:
Ведущий читает фамилию композитора и название произведения, а игроки должны угадать по нотному отрывку произведение и найти его у себя на карте. Кто правильно угадает и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку.
Ведущий читает только название произведения, а игроки должны назвать фамилию композитора и по нотному отрывку найти это произведение у себя на карте. Кто правильно угадает и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку.
Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю свою карту (принцип лото).
10. Лото «Узнай произведение по нотному тексту» (4 год обучения)
Лото «Узнай произведение по нотному тексту» (4 год обучения) состоит из 8 больших карт, на которых изображены нотные отрывки различных музыкальных произведений по программе 4 года обучения по предмету «Музыкальная литература». На каждой карте 8 нотных отрывков. Маленькие карточки (64 шт.) содержат фамилии композиторов и названия этих произведений.
Ученикам поровну раздаются большие карты у ведущего маленькие.
Варианты игры:
Ведущий читает фамилию композитора и название произведения, а игроки должны угадать по нотному отрывку произведение и найти его у себя на карте. Кто правильно угадает и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку.
Ведущий читает только название произведения, а игроки должны назвать фамилию композитора и по нотному отрывку найти это произведение у себя на карте. Кто правильно угадает и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку.
Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю свою карту (принцип лото).
11. Лото «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса, «Детские игры»
Ж. Бизе, «Детский уголок» К. Дебюсси,
«Моя матушка – гусыня»
М. Равеля.
Лото «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса, «Детские игры» Ж. Бизе, «Детский уголок» К. Дебюсси, «Моя матушка – гусыня» М. Равеля состоит из 8 больших карт, на которых изображены образы музыкальных пьес циклов «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса, «Детские игры» Ж. Бизе, «Детский уголок» К. Дебюсси, «Моя матушка – гусыня» М. Равеля. На каждой карте 4 картинки. На маленьких карточках (32 шт.) написаны названия этих пьес.
Ученикам поровну раздаются большие карты у ведущего маленькие. Варианты игры:
Ведущий говорит название пьесы, а игроки, опираясь на картинки должны сопоставить название и картинку у себя на карте. Кто правильно найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку;
Ведущий говорит название пьесы, а игроки, должны назвать композитора и название цикла, из которого пьеса, а затем, опираясь на картинки должны сопоставить название и картинку у себя на карте. Кто правильно назовёт композитора и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку;
Звучит в записи пьеса из цикла «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса, «Детские игры» Ж. Бизе, «Детский уголок» К. Дебюсси, «Моя матушка – гусыня» М. Равеля. Игроки должны угадать название пьесы по звучанию и найти у себя на картинках её изображение. Кто правильно угадает и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку.
Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю свою карту (принцип лото).
12. Лото «Танцы кукол» Д. Д. Шостаковича, «Детская музыка»
С. С. Прокофьева, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского
Лото «Танцы кукол» Д. Д. Шостаковича, «Детская музыка» С. С. Прокофьева, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского состоит из 8 больших карт, на которых изображены образы музыкальных пьес циклов «Танцы кукол» Д. Д. Шостаковича, «Детская музыка» С. С. Прокофьева, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского. На каждой карте 4 картинки. На маленьких карточках (32 шт.) написаны названия этих пьес.
Ученикам поровну раздаются большие карты у ведущего маленькие. Варианты игры:
Ведущий говорит название пьесы, а игроки, опираясь на картинки должны сопоставить название и картинку у себя на карте. Кто правильно найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку;
Ведущий говорит название пьесы, а игроки, должны назвать композитора и название цикла, из которого пьеса, а затем, опираясь на картинки должны сопоставить название и картинку у себя на карте. Кто правильно назовёт композитора и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку;
Звучит в записи пьеса из цикла «Танцы кукол» Д. Д. Шостаковича, «Детская музыка» С. С. Прокофьева, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского. Игроки должны угадать название пьесы по звучанию и найти у себя на картинках её изображение. Кто правильно угадает и найдёт, тому ведущий даёт маленькую карточку.
Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю свою карту (принцип лото).