Методическая разработка логопедического занятия в рамках коррекционной работы по теме: «Всё, что мы делаем, нужно!»
Антонова Анна Валентиновна
Учитель-логопед.
Высшая квалификационная категория.
МАОУ СШ №10 г.Павлово, Нижегородской области.
Номинация: методическая разработка занятия в рамках внеурочной деятельности.
Методическая разработка логопедического занятия в рамках коррекционной работы по теме: «Всё, что мы делаем, нужно!»
Краткая аннотация.
Пояснительная записка.
Логопедическое занятие разработано для группы обучающихся вторых классов, имеющих диагноз «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР): акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания)».
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Они имеют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонента речевой системы, а также психологические особенности развития.
Следствием чего является недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
Трудности формирования учебных умений затрудняют следующие навыки:
планирование предстоящей работы;
определение путей и средств достижения учебной цели;
контролирование деятельности;
умение работать в определённом темпе.
Поэтому основными направлениями работы с данной группой детей являются:
Развитие звуковой стороны речи: фонематического восприятия (дифференциация фонем); фонематического, слогового анализа и синтеза.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
Формирование связной речи.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.
Формирование полноценных учебных умений.
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
Представленное занятие проводится на четвёртой неделе декабря,
на III (коррекционном) этапе
и является №25 в поурочном годовом плане работы с группой учащихся 2-х классов с дигнозом: ФФНР.
Занятие имеет три темы:
Коррекционная тема занятия: « Понятие слога. Деление слова на слоги».
Грамматическая тема: «Слоговой состав слова».
Лексическая тема: «Профессии: «Всё, что мы делаем, нужно!».
В процессе занятия дети откроют для себя мир удивительных знаний о профессиях, о которых раньше не задумывались. Овладеют прочными знаниями о слоговом составе слова. Получат полное представление о многосложных словах. Убедятся в том, как важно слушать инструкцию учителя-логопеда, осознают ценность уважительного отношения к товарищу, умению выслушать его ответ. Сформируют представление о значимости труда человека.
Нельзя не отметить, что обучающиеся имеют опыт деления слов на слоги, отхлопывая в ладоши ритм слогов и подсчитывая их количество.
Знают о таких профессиях, как воспитатель, повар, водитель и т.д. Знакомы с произведением С.Михалкова «А что у вас?». Могут определять по действиям, кто кем работает; отгадывать загадки-описания.
Не могу не привести слова Людмилы Николаевны Ефименковой, логопеда-практика, автора учебных изданий по коррекции речи учащихся: «Логопед не дублёр учителя и не репетитор, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е.подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой – закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом… Работая над слоговой структурой слова, учитель-логопед закрепляет понятие о слогообразующей роли гласных». Это тоже прослеживается в занятии.
Ну и поскольку лексическая тема занятия «Профессии», пришлось прибегнуть к таким приёмам в работе, как сопоставление, сравнение и анализ: рассмотреть разнообразие профессий на примере школы, где учатся дети данной группы.
Со многими профессиями дети были знакомы ранее: в детском саду. Из личного опыта (профессии родителей). Но мы выяснили, что в школе, кроме учителя, существует ещё 21 профессия, которая помогает детям учиться, полноценно развиваться и получать путёвку в жизнь.
Оборудование: картинки, компьютер, интерактивная доска, схемы-карточки, театр «Варежка», числовые ряды по количеству учащихся.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсы:
Гайдина Л.И., Обухова Л.А. «Логопедические упражнения»,- М., «Вако», 2008
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе», - М., «Творческий центр», 2007.
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», - М, «Просвещение», 1991.
Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии», - М., 2008
Мазанова Е.В. «Школьный логопункт», - М.,2009
Поваляева М.А. «Справочник логопеда», - Ростов-на-Дону, 2001
Селивёрстов В.И. «Понятийно-терминологический словарь логопеда», - М., «Академический Проект», 2004.
«Хрестоматия по детской литературе» под ред. Зубаревой Е.Е., - М., «Просвещение», 1988.
https://www.metod-kopilka.ru/moy_varezhkovyy_teatr_quotrukavichkaquot-52359.htm
https://infourok.ru/korrekcionnaya_pedagogika._prezentaciya_professiya_uchitel-logoped-161929.htm
https://infourok.ru/user/antonova-anna-valentinovna/page/dostizheniya-2020-goda
https://infourok.ru/user/antonova-anna-valentinovna
Сценарий внеклассного мероприятия.
Занятие №25
с группой учащихся 2-х классов, имеющих диагноз «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР): акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания)».
Темы:
Коррекционная тема занятия: «Понятие слога. Деление слова на слоги».
Грамматическая тема: «Слоговой состав слова».
Лексическая тема: «Профессии: «Всё, что мы делаем, нужно!».
Цели: формирование предпосылок к успешному обучению грамоте и профессионально-ориентационной направленности.
Задачи:
Коррекционные: закрепить понятие «слог», научить правильно произносить многосложные слова, научить делить слова на слоги, безошибочно подсчитывать количество слогов в слове.
Обучающие: расширить словарный запас обучающихся, учить внимательно слушать учителя-логопеда, понимать и принимать учебную задачу.
Воспитательные: воспитывать в детях доброту, отзывчивость, умение слушать ответы товарища; воспитывать уважительное отношение к людям труда.
Оборудование: интерактивная доска, схемы-карточки, театр «Варежка», зеркала для индивидуальной работы, числовые ряды по количеству учащихся.
План занятия:
Организационный момент.
Основная часть.
Игра «Назови одним словом».
Театр «Варежка».
Игра «Кто что делает?».
Физкультурная минутка «Здоровым быть здорово!».
Беседа о слогах.
Игра «Назови и сосчитай».
Виртуальная экскурсия по школе «Виртуальный тур».
Игра «Загадку отгадай и слоги сосчитай!».
Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, Анна Валентиновна!
- Ребята, прослушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения Сергея Михалкова «Дело было вечером…»:
— А у нас огонь погас —
Это раз!
Грузовик привез дрова —
Это два!
А в-четвертых — наша мама
Отправляется в полёт,
Потому что наша мама
Называется — пилот!
С лесенки ответил Вова:
— Мама — лётчик?
Что ж такого?
Вот у Коли, например,
Мама — милиционер!
А у Толи и у Веры
Обе мамы — инженеры!
А у Лёвы мама — повар!
Мама-летчик?
Что ж такого!
— Всех важней,- сказала Ната,-
Мама — вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо:
— Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну, конечно, не пилот!
Лётчик водит самолёты —
Это очень хорошо!
Повар делает компоты —
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе…
Основная часть.
- Скажите, о ком это стихотворение?
- О мамах, об их работе.
-
Правильно. Давайте перечислим, кем работают мамы ребят из стихотворения. Идут ответы детей и последовательно на интерактивной доске появляются соответствующие картинки:
1). Пилот, лётчик.
2). Милиционер.
А как сейчас называется представитель этой профессии?
-Полицейский.
3). Инженеры.
4). Повар.
5). Вагоновожатый.
6).Портниха.
- Второе название?
- Швея.
7). Доктор. - Или?- Врач.
8). Учительница.
Игра «Назови одним словом».
-Ребята, смотрим на доску и ещё раз называем картинки.
Хоровое проговаривание: «Пилот (лётчик), милиционер (полицейский), инженер, повар, вагоновожатый, портниха (швея), доктор (врач), учительница (учитель)».
-Как можно объединить эти понятия, назвав их одним словом?
- Профессии!
- Правильно. И тема нашего занятия «Профессии». И ещё она звучит так: «Всё, что мы делаем, нужно!» (А.Барто).
2. Театр «Варежка».
Учитель-логопед надевает на руку ребёнку, правильно назвавшему профессию, куклу-варежку: строителя, врача, почтальона, повара, пожарного и полицейского.
3.Игра «Кто что делает?».
-Расскажите, чем занимается представитель профессии вашего героя.
Ответы детей:
Врач – лечит, осматривает, назначает лекарства, выписывает справки…
Пожарный – тушит пожар, спасает людей, животных..
Почтальон – разносит письма, журналы, газеты…
Повар – варит компот, суп, кашу, печёт оладьи…
Строитель – строит дома, здания…
Полицейский – следит за порядком, ловит преступников…
4. Физкультурная минутка «Здоровым быть здорово!».
-Ну а теперь мы с представителями различных профессий подвигаемся. Сделаем зарядку. Ведь, чтобы хорошо работать, нужно быть здоровым!
(см. «авторские дидактические материалы»)
5. Беседа о слогах.
-Ребята, как Вы думаете, название профессий бывают очень длинные, сложные. Как мы сможем такое слово произнести?
Вероника: «Мы произнесём его по слогам».
-Правильно, мы разделим его на части, на слоги. Мы же не сможем съесть целиком большой торт. Мы отрезаем от него по кусочку. Вот такие части слова и называются слогами. Напоминаю вам, что слогов столько, сколько гласных звуков в слове.
6. Игра «Назови и сосчитай».
-Тот, у кого на руке варежка-кукла, называет профессию и определяет на схеме количество слогов.
Ответы детей: врач (1слог), по-вар (2 слога), поч-таль-он (3слога), по-жар-ный (3слога), стро-и-тель (3 слога), по-ли-цейс-кий (4 слога).
7.Виртуальная экскурсия по школе «Виртуальный тур».
-Ребята, давайте вернёмся к стихотворению, с которого я начала наше занятие. Оно заканчивается так: «Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе…».
А у меня к вам вопросы: «Разве в школе только учитель работает? А есть представители других профессий?».
Давайте обратимся к школьному сайту. В разделе (http://vr.s10pav.ru)
«О школе» откроем «Виртуальный тур» и назовём всех, кто работает в нашей школе:
1).Гардеробщица.
2).Директор.
3).Заместители директора.
4).Секретарь.
5).Бухгалтер.
6).Завхоз.
7).Медицинская сестра.
8).Врач.
9).Стоматолог.
10).Социальный педагог.
11).Охранник.
12).Повар.
13).Уборщицы.
14).Буфетчица.
15).Пионервожатая.
16).Библиотекарь.
17).Педагог-психолог.
18).Лаборант.
19).Рабочий по обслуживанию здания.
20).Дворник.
21).Учитель-логопед.
-Вот, мои дорогие, сколько ещё людей различных профессий работает у нас в школе. Чтобы вас воспитать, научить, чтобы вам было комфортно, вкусно и безопасно! Поэтому и второе название темы занятия звучит так: «Всё, что мы делаем, нужно!»
8. Игра «Загадку отгадай и слоги сосчитай!».
-А теперь я загадаю вам загадки. А вы их отгадаете, и покажите мне количество слогов в этом слове на цифровом ряду:
1). Он проснётся на заре,
Снег расчистит на дворе.
Все дорожки подметёт
И песком посыплет лёд.
Алина: «Двор-ник. 2 слога.»
2). В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам!
Платон: «Би-бли-о-те-карь. 5 слогов».
3). Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает...
Вероника: «Врач.1 слог»
4). Кто поможет язычок правильно поставить?
И воздушную струю по нему направить?
Слог от слова отличать, без запинок отвечать?
Владислав: «Ло-го-пед. 3 слога.»
Подведение итогов. Домашнее задание.
Ну вот, ребята, подошло к завершению наше занятие.
Чему вы сегодня научились? Что нового узнали?
Алина: «Я узнала много о профессиях».
Влад: «А я могу сосчитать слоги даже в самом длинном слове!»
Платон: «Мне всё понравилось».
Вероника: «А я хочу вырасти и стать логопедом, как Вы».
-Спасибо большое, девочки и мальчики, за ваши слова. Я всех вас благодарю за активную работу на занятии. И в завершении занятия я ещё раз возвращаюсь к словам Агнии Львовны Барто:
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
А домашним заданием для вас будет следующее: по возможности узнать, как зовут работников школы, о которых мы сегодня говорили и которые работают для вас!
Авторские дидактические материалы,
Пролубщикова Наталья Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Антонова Анна Валентиновна
Кияйкина Наталья Федоровна