12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова Анна Валентиновна2219
Учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Россия, Нижегородская обл., Павлово
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
14

Методическая разработка логопедического занятия в рамках коррекционной работы по теме: «Всё, что мы делаем, нужно!»

t1591971015aa.png

Антонова Анна Валентиновна

Учитель-логопед.

Высшая квалификационная категория.

МАОУ СШ №10 г.Павлово, Нижегородской области.

Номинация: методическая разработка занятия в рамках внеурочной деятельности.

Методическая разработка логопедического занятия в рамках коррекционной работы по теме: «Всё, что мы делаем, нужно!»



Краткая аннотация.

Пояснительная записка.

Логопедическое занятие разработано для группы обучающихся вторых классов, имеющих диагноз «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР): акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания)».

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Они имеют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонента речевой системы, а также психологические особенности развития.

Следствием чего является недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

Трудности формирования учебных умений затрудняют следующие навыки:

планирование предстоящей работы;

определение путей и средств достижения учебной цели;

контролирование деятельности;

умение работать в определённом темпе.

Поэтому основными направлениями работы с данной группой детей являются:

Развитие звуковой стороны речи: фонематического восприятия (дифференциация фонем); фонематического, слогового анализа и синтеза.

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

Формирование связной речи.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.

Формирование полноценных учебных умений.

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.

Представленное занятие проводится на четвёртой неделе декабря,

на III (коррекционном) этапе

и является №25 в поурочном годовом плане работы с группой учащихся 2-х классов с дигнозом: ФФНР.

Занятие имеет три темы:

Коррекционная тема занятия: « Понятие слога. Деление слова на слоги».

Грамматическая тема: «Слоговой состав слова».

Лексическая тема: «Профессии: «Всё, что мы делаем, нужно!».

В процессе занятия дети откроют для себя мир удивительных знаний о профессиях, о которых раньше не задумывались. Овладеют прочными знаниями о слоговом составе слова. Получат полное представление о многосложных словах. Убедятся в том, как важно слушать инструкцию учителя-логопеда, осознают ценность уважительного отношения к товарищу, умению выслушать его ответ. Сформируют представление о значимости труда человека.

Нельзя не отметить, что обучающиеся имеют опыт деления слов на слоги, отхлопывая в ладоши ритм слогов и подсчитывая их количество.

Знают о таких профессиях, как воспитатель, повар, водитель и т.д. Знакомы с произведением С.Михалкова «А что у вас?». Могут определять по действиям, кто кем работает; отгадывать загадки-описания.

Не могу не привести слова Людмилы Николаевны Ефименковой, логопеда-практика, автора учебных изданий по коррекции речи учащихся: «Логопед не дублёр учителя и не репетитор, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е.подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой – закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом… Работая над слоговой структурой слова, учитель-логопед закрепляет понятие о слогообразующей роли гласных». Это тоже прослеживается в занятии.

Ну и поскольку лексическая тема занятия «Профессии», пришлось прибегнуть к таким приёмам в работе, как сопоставление, сравнение и анализ: рассмотреть разнообразие профессий на примере школы, где учатся дети данной группы.

Со многими профессиями дети были знакомы ранее: в детском саду. Из личного опыта (профессии родителей). Но мы выяснили, что в школе, кроме учителя, существует ещё 21 профессия, которая помогает детям учиться, полноценно развиваться и получать путёвку в жизнь.

Оборудование: картинки, компьютер, интерактивная доска, схемы-карточки, театр «Варежка», числовые ряды по количеству учащихся.





Список использованной литературы и Интернет-ресурсы:

Гайдина Л.И., Обухова Л.А. «Логопедические упражнения»,- М., «Вако», 2008

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе», - М., «Творческий центр», 2007.

Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», - М, «Просвещение», 1991.

Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии», - М., 2008

Мазанова Е.В. «Школьный логопункт», - М.,2009

Поваляева М.А. «Справочник логопеда», - Ростов-на-Дону, 2001

Селивёрстов В.И. «Понятийно-терминологический словарь логопеда», - М., «Академический Проект», 2004.

«Хрестоматия по детской литературе» под ред. Зубаревой Е.Е., - М., «Просвещение», 1988.

http://vr.s10pav.ru

http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/index.php/info-dlya-pedagogov/69-stihi-pesni-pro-logopedov.html

 https://www.metod-kopilka.ru/moy_varezhkovyy_teatr_quotrukavichkaquot-52359.htm

https://infourok.ru/korrekcionnaya_pedagogika._prezentaciya_professiya_uchitel-logoped-161929.htm

https://infourok.ru/user/antonova-anna-valentinovna/page/dostizheniya-2020-goda

https://infourok.ru/user/antonova-anna-valentinovna




Сценарий внеклассного мероприятия.

Занятие №25

с группой учащихся 2-х классов, имеющих диагноз «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР): акустическая дисграфия (на основе фонемного распознавания)».

Темы:

Коррекционная тема занятия: «Понятие слога. Деление слова на слоги».

Грамматическая тема: «Слоговой состав слова».

Лексическая тема: «Профессии: «Всё, что мы делаем, нужно!».

Цели: формирование предпосылок к успешному обучению грамоте и профессионально-ориентационной направленности.

Задачи:

Коррекционные: закрепить понятие «слог», научить правильно произносить многосложные слова, научить делить слова на слоги, безошибочно подсчитывать количество слогов в слове.

Обучающие: расширить словарный запас обучающихся, учить внимательно слушать учителя-логопеда, понимать и принимать учебную задачу.

Воспитательные: воспитывать в детях доброту, отзывчивость, умение слушать ответы товарища; воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Оборудование: интерактивная доска, схемы-карточки, театр «Варежка», зеркала для индивидуальной работы, числовые ряды по количеству учащихся.

План занятия:

Организационный момент.

Основная часть.

Игра «Назови одним словом».

Театр «Варежка».

Игра «Кто что делает?».

Физкультурная минутка «Здоровым быть здорово!».

Беседа о слогах.

Игра «Назови и сосчитай».

Виртуальная экскурсия по школе «Виртуальный тур».

Игра «Загадку отгадай и слоги сосчитай!».

Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, Анна Валентиновна!

- Ребята, прослушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения Сергея Михалкова «Дело было вечером…»:

А у нас огонь погас —
Это раз!
Грузовик привез дрова —
Это два!
А в-четвертых — наша мама
Отправляется в полёт,
Потому что наша мама
Называется — пилот!

С лесенки ответил Вова:
— Мама — лётчик?
Что ж такого?
Вот у Коли, например,
Мама — милиционер!
А у Толи и у Веры
Обе мамы — инженеры!
А у Лёвы мама — повар!
Мама-летчик?
Что ж такого!

Всех важней,- сказала Ната,-
Мама — вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо:
— Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьёт?
Ну, конечно, не пилот!

Лётчик водит самолёты —
Это очень хорошо!

Повар делает компоты —
Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе…

Основная часть.

- Скажите, о ком это стихотворение?

- О мамах, об их работе.

-

Правильно. Давайте перечислим, кем работают мамы ребят из стихотворения. Идут ответы детей и последовательно на интерактивной доске появляются соответствующие картинки:

1). Пилот, лётчик.

t1591971015ab.jpg



t1591971015ad.jpg

2). Милиционер.


t1591971015ae.jpg

А как сейчас называется представитель этой профессии?

-Полицейский.

t1591971015af.jpg
3). Инженеры.

t1591971015ag.jpg

4). Повар.

t1591971015ah.jpg

5). Вагоновожатый.

t1591971015ai.jpg

6).Портниха.

- Второе название?

- Швея.

t1591971015aj.jpg

t1591971015ak.jpg

7). Доктор. - Или?- Врач.

t1591971015al.jpg
8). Учительница.

Игра «Назови одним словом».

-Ребята, смотрим на доску и ещё раз называем картинки.

Хоровое проговаривание: «Пилот (лётчик), милиционер (полицейский), инженер, повар, вагоновожатый, портниха (швея), доктор (врач), учительница (учитель)».

-Как можно объединить эти понятия, назвав их одним словом?

- Профессии!

- Правильно. И тема нашего занятия «Профессии». И ещё она звучит так: «Всё, что мы делаем, нужно!» (А.Барто).

2. Театр «Варежка».

Учитель-логопед надевает на руку ребёнку, правильно назвавшему профессию, куклу-варежку: строителя, врача, почтальона, повара, пожарного и полицейского.t1591971015am.jpg

3.Игра «Кто что делает?».

-Расскажите, чем занимается представитель профессии вашего героя.

Ответы детей:

t1591971015ao.jpg

Врач – лечит, осматривает, назначает лекарства, выписывает справки…

Пожарный – тушит пожар, спасает людей, животных..

Почтальон – разносит письма, журналы, газеты…

Повар – варит компот, суп, кашу, печёт оладьи…

Строитель – строит дома, здания…

Полицейский – следит за порядком, ловит преступников…

t1591971015an.jpg

4. Физкультурная минутка «Здоровым быть здорово!».

-Ну а теперь мы с представителями различных профессий подвигаемся. Сделаем зарядку. Ведь, чтобы хорошо работать, нужно быть здоровым!

(см. «авторские дидактические материалы»)

5. Беседа о слогах.

-Ребята, как Вы думаете, название профессий бывают очень длинные, сложные. Как мы сможем такое слово произнести?

Вероника: «Мы произнесём его по слогам».

t1591971015ap.jpg

-Правильно, мы разделим его на части, на слоги. Мы же не сможем съесть целиком большой торт. Мы отрезаем от него по кусочку. Вот такие части слова и называются слогами. Напоминаю вам, что слогов столько, сколько гласных звуков в слове.

6. Игра «Назови и сосчитай».

-Тот, у кого на руке варежка-кукла, называет профессию и определяет на схеме количество слогов.

Ответы детей: врач (1слог), по-вар (2 слога), поч-таль-он (3слога), по-жар-ный (3слога), стро-и-тель (3 слога), по-ли-цейс-кий (4 слога).

7.Виртуальная экскурсия по школе «Виртуальный тур».

-Ребята, давайте вернёмся к стихотворению, с которого я начала наше занятие. Оно заканчивается так: «Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе…».

А у меня к вам вопросы: «Разве в школе только учитель работает? А есть представители других профессий?».

Давайте обратимся к школьному сайту. В разделе (http://vr.s10pav.ru)

«О школе» откроем «Виртуальный тур» и назовём всех, кто работает в нашей школе:

1).Гардеробщица.

2).Директор.

3).Заместители директора.

4).Секретарь.

5).Бухгалтер.

6).Завхоз.

7).Медицинская сестра.

8).Врач.

9).Стоматолог.

10).Социальный педагог.

11).Охранник.

12).Повар.

13).Уборщицы.

14).Буфетчица.

15).Пионервожатая.

16).Библиотекарь.

17).Педагог-психолог.

18).Лаборант.

19).Рабочий по обслуживанию здания.

20).Дворник.

21).Учитель-логопед.

-Вот, мои дорогие, сколько ещё людей различных профессий работает у нас в школе. Чтобы вас воспитать, научить, чтобы вам было комфортно, вкусно и безопасно! Поэтому и второе название темы занятия звучит так: «Всё, что мы делаем, нужно!»

8. Игра «Загадку отгадай и слоги сосчитай!».

-А теперь я загадаю вам загадки. А вы их отгадаете, и покажите мне количество слогов в этом слове на цифровом ряду:

1). Он проснётся на заре,

Снег расчистит на дворе.

Все дорожки подметёт

И песком посыплет лёд.

Алина: «Двор-ник. 2 слога.»

2). В книжном море он бескрайнем

Настоящий капитан.

Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам!

Платон: «Би-бли-о-те-карь. 5 слогов».

3). Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает...

Вероника: «Врач.1 слог»

4). Кто поможет язычок правильно поставить?

И воздушную струю по нему направить?
Слог от слова отличать, без запинок отвечать?

Владислав: «Ло-го-пед. 3 слога.»

Подведение итогов. Домашнее задание.

Ну вот, ребята, подошло к завершению наше занятие.

Чему вы сегодня научились? Что нового узнали?

Алина: «Я узнала много о профессиях».

Влад: «А я могу сосчитать слоги даже в самом длинном слове!»

Платон: «Мне всё понравилось».

Вероника: «А я хочу вырасти и стать логопедом, как Вы».

-Спасибо большое, девочки и мальчики, за ваши слова. Я всех вас благодарю за активную работу на занятии. И в завершении занятия я ещё раз возвращаюсь к словам Агнии Львовны Барто:

Стало быть, так и выходит,

Всё, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

А домашним заданием для вас будет следующее: по возможности узнать, как зовут работников школы, о которых мы сегодня говорили и которые работают для вас!



Авторские дидактические материалы,

https://cloud.mail.ru/home/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B8.ZIP



Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (4)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 12.06.20 в 18:06 3Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный материал, Анна Валентиновна!!!
Антонова Анна Валентиновна, 13.06.20 в 00:36 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, уважаемые коллеги!
Кияйкина Наталья Федоровна, 13.06.20 в 11:28 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный и насыщенный материал!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.