Методическая разработка «Математика везде»
Методическая разработка
«Математика везде»
Шебалевой Татьяны Евгеньевны
Корепановой Евгении
Алексеевны
Варианты экспериментально – исследовательской
деятельности для детей старшего дошкольного
возраста с целью математического развития
по темам «Математика на кухне»
«Математика на прогулке»
этапы руководства предложенными вариантами
экспериментально -исследовательской
деятельности
Экспериментально - исследовательская деятельность направлена на самостоятельный поиск и приобретение детьми новой информации. Это - один из вариантов проблемно-игровой технологии, который соответствует всем её признакам:
- Взрослый создаёт мотивацию, предлагает проблему.
- Исключаются показ и подробное объяснение достижения результатов.
- Ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении.
- Ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его, но может принять частичную подсказку взрослого.
Этапы | Математика на кухне |
Создание педагогом проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели | У меня есть три апельсина и один пирог. Ко мне в гости пришли три подруги. Все вместе мы будем пить чай с пирогом и кушать апельсины К |
Выдвижение детьми предположений о результатах, их обоснование | Дети выдвигают свои предположения — 3 или 4 части, но приходят к общему мнению 4 участника чаепития. Надо делить на 4 части. Разные мнения о разрезах. |
Проведение эксперимента | Для эксперимента используется: бумажная модель пирога и настоящие три апельсина. С |
Фиксация результатов, их обсуждение с помощью педагога | С читаем количество частей пирога и апельсинов в разных вариантах разреза. Поясняем сколько разрезов надо сделать и каким образом. Обсуждаем разные варианты. |
Общий вывод (формулирует на основе высказывания детей) | Общий вывод сформулировал педагог: - чтобы поделить пирог на 4 части можно использовать 3 варианта количества разрезов, - чтобы поделить апельсины на равные части, между 4 участниками чаепития можно использовать 3 варианта. При этом участникам достанется по 2-е или 3-и дольки апельсина. Т акже делается вывод: |
Самостоятельная Экспериментально-исследовательская деятельность | В |
Этапы | Математика на прогулке |
Создание педагогом проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели.
| Дети гуляя на прогулке и играя в песочнице, стали спорить с детьми из другой группы. Чья песочница больше. Одни говорили, что у них больше, вторые , что у них песочница больше. Кто прав? |
Выдвижение детьми предположений о результатах, их обоснование. | Дети выдвигают разные как можно узнать, кто прав. Подводим к мысли, что песочницы можно измерить разными способами. Дети выдвигают разные варианты. |
Проведение эксперимента. | Сначала все дети одной и другой группы, меряют шагами, (сколько шагов получилось). Потом прыгая дети тоже могут померить (сколько прыжков получилось). И с помощью верёвки, которая протягивается вдоль песочниц. Дети, померив свою песочницу, меняются и мерят песочницу другой группы. Педагог следит за правильностью выполнения действий детьми и помогает. При этом говорится, что у всех шаги разные. Потому что дети разного роста. Чем выше ребёнок, тем шаги у него больше соответственно их меньше. |
Фиксация результатов, их обсуждение с помощью педагога. | Всё подсчитывают педагоги и фиксируют одинаковое количество. |
Общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей). | Детям не надо ссорится потому — что, песочницы одинаковые. |
Самостоятельная экспериментально – исследовательская деятельность. | Детям выдаются разный инвентарь: Скакалки, верёвочки и т. д. Разнообразные песочные наборы, что они могли мерить и с помощью куличиков разложенных по краям песочницы. |
С помощью шагов.
С помощью верёвки.
С помощью прыжков.