Методическая разработка Методическая разработка Тема: «Работа с детьми с тяжелой умственной отсталостью»
Методическая разработка
Тема: «Работа с детьми с тяжелой умственной отсталостью»
Составитель:
Учитель начальных классов
Ларионова Анна
Владимировна
В соответствии с международной классификацией (МКБ-10) умственная отсталость в зависимости от количественной оценки интеллекта включает четыре степени его снижения: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.
Включение в образовательный процесс обучающихся с тяжелой умственной отсталостью вызывает необходимость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностей в обучении каждого из них.
Одни обучающиеся способны только к совместным действиям, другие к осуществлению по подражанию, некоторым достаточно действий по образцу.
Необходимо провести углубленное медико-психолого- педагогическому изучению обучающихся со сложными недостатками развития в процессе коррекционного воспитания и обучения, уточнению характера и степенивыраженности каждого из нарушений.
Создать в школе оптимальные условия для физического, познавательного, речевого, эстетического развития обучающихся.
Осуществлять возможность педагогической коррекции нарушений в развитии детей с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей для каждого обучающегося.
Показателем уровня развития и условием успешности в обучении является характер деятельности обучающегося со взрослым.
Одной из важнейших характеристик деятельности обучающегося является принятие и использование им помощи со стороны взрослого. Мера этой помощи может быть разной: организующей, разъясняющей, обучающей.
Большинству детей с тяжелой умственной отсталостью требуется разъясняющая и обучающая помощь.
Обучающие с тяжелой умственной отсталостью самостоятельно контакт не инициируют. Для них характерно пассивное подчинение. Обнаруживаются трудности в понимании устного общения, требуется наглядно-действенная инструкция с жестовым или мистическим уточненинием. При выполнении заданий затруднено принятие помощи. Они не способны к переносу показанного способа действия на аналогичное задание. Основным способом усвоения нового являются совместные действия. Самостоятельные действия только на уровне отдельных операций. Отсутствует навык самоконтроля, как правило, обучающиеся безучастны к порицанию.
Индивидуальная программа помогает овладеть обучающимся с тяжелой умственной отсталостью навыками, приспособленными к ежедневной жизни. Способным к умению ориентироваться в окружающей среде.
Цель:
Адекватное, эмоционально-речевое общение, умение использовать речевые и неречевые конструкции в реальных ситуациях, пользоваться вербальными и невербальными навыками общения.
Задачи:
- воспитание интереса к окружающему миру, формирование чувства понимания себя и других людей. Потребности в общении, социального доверия;
- формировать навыки общения и социальной активности в различныз жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;- обучение речевым средствам общения;
- формирование у «неговорящих» обучающихся навыкам практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой);
- выработка у обучающихся социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их аддаптации и интеграции в общество;
- коррекция нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и нарушение форм поведения.
Структура занятий:
- коммуникативные игры;
- игры и упражнения для формирования образовательных процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения;
- игры и задания. Направленные на формирование произвольности.
Чтобы помощь этим обучающимся была эффективной, важно создать необходимые условия,среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение пределенной социальной реабилитации и адаптации обучающихся в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе.
Коррекционные курсы
Конспект занятия по изобразительной деятельности
для детей с ТМНР
Тема: «Рисунки ладошкой. Ежик»
Цель: вызвать интерес к процессу рисования с помощью нетрадиционной техники изображения.
Задачи:
- формировать представления о художественной технике, разнообразии материалов и приемов рисования;
- познакомить с нетрадиционной художественной техникой рисования необычными материалами и инструментами;
- активизировать познавательную деятельность, расширить кругозор;
- воспитывать стремление к творческому поиску.
Оборудование:
Лист бумаги, простой карандаш, краска коричневая и черная, рисунки с изображением ежа, игрушки еж.
Ход урока:
Организационный момент:
Приветствие и настрой учащихся на работу.
-Прозвенел уже звонок,
-Начитнается урок,
- На уроке не скучать!
- Будем вместе рисовать.
Предварительная работа:
- рассказ учителя о жизни и повадках ежика;
- рассматривание картинок, иллюстраций с изображением ежика;
- обратитть внимание на особенности и строение тела: голова, колючки, тело;
- игра с мокетом-игрушкой еж. Рассматриваем тело, колючки.
Физкультминутка:
- Раз, два, три, четыре, пять
- Начинаем все шагать.
- Ноги выше поднимаем
- И вперед мы все шагаем.
- Стоп на месте, отдохнем
- И руками потрясем.
- Раз, два, три. Четыре. Пять
- Начинаем рисовать….
Работа в альбоме:
Ученики растопырев пальцы, прикладывают ладошку к листу бумаги. Обводят ее по контуру простым карандашом с помощью учителя.
Индивидуальный подход учителя к каждому ученику:
- помочь правильно сориентироваться на листе бумаги
- помочь расположить ладонь ученика таким образом. Чтобы пальчики были раздвинуты
- помочь ученикам вложить в руку карандаш и напрвлять рукой при рисовании.
Итог:
Рассматриваем получившиеся рисунки , обсуждаем, организуем выставку.
Рефлексия:
Рисунок улыбающего солнышка и грустной тучки.
Конспект занятия по предмету: «Математические представления»
для детей с ТМНР
на тему: «Мало. Много»
Цель: учить находить в окружающей обстановке много окружающих предметов и выделять из нее один предмет.
Задачи:
- познакомить с понятиями «один», «много»
- познакомить с понятиями «пустая», «полная» рука
- формировать пространственные представления (понятия «перед», «за», «над»).
Материалы:
Корзинка с мячиками разного цвета по количеству детей и преподавателя.
Ход урока:
Учащиеся садятся в круг и играют с пальчиками под стишок:
- раз. Два, три , четыре , пять
- будем пальчики считать (загибаем пальчики).
- вот кулак, а вот ладошка (показать кулак и ладошку).
- на ладошку села кошка и крадется потихоньку (по ладошке, перебирая пальчиками, продвигается другая ладошка)
- Может мышка там живет?
- Кошка мышку стережет. Мяу!
Изучение материала:
У учителя корзинка с мячиками.
- что лежит в корзинке? (мячики)
- сколько у меня мячиков? (много)
-возьму 1 мячик. У меня 1 красный мячик
- Руслан, возьми мячик. Сколько ты взял мячиков? Какой у тебя мячик?
- у тебя один зеленый мячик ( раздать все мячики)
- сколько было мячиков в корзинке? (много)
- Было много мячиков, мы взяли по одному и осталось ни одного.
- - возьмите мячик в правую руку. Переложите в левую (с помощью учителя). Подними мячик над головой. Спрячь за спину. Держи мяч перед собой.
Физкультминутка:
Какого цвета у тебя фонарики?
- красные
- подними руки к верху и покружись
Учитель:
- Ребята, давайте соберем мячики в корзинку.
- Сколько мячиков лежит в корзинке? (ни одного)
- Я положу в корзинку один мяч
- Руслан, положи в корзинку все мячи
- Сколько мячей ты положил? (много)
- Мы положили по одному и их стало много.
- А теперь раскрасим 2 картинки. Там где много мячиков, там раскрасим красным цветом. Там где мало – зеленым.
Рефлексия
Конспект занятия на тему: «Изготовление из бумаги птицы Грач»
Цель: познакомить обучающихся с навыками бумагопластики.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать знания о природе весной
- представление о перелетных птицах (образ);
Воспитательные:
- сформировать способность воспринимать особенности времени года;
- учиться применять полученные знания в практической работе.
Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие по изобразительному искусству.
- Ребята! Скажите, какое сейчас время года? (весна).
- А какие изменения происходят в природе весной? (…….)
- Молодцы!
- Полюбуйтесь, весна наступает,
- Журавли караваном летят.
- В ярком золоте день утопает,
- И ручьи по оврагам шумят.
- Скоро гости к тебе соберутся,
- Сколько гнезд понавьют, посмотри!
- Что за звуки, за песни польются
- День деньской от зари до зари!
- Кто весной возвращается к нам из перелетных стран? (птицы)
Ребята! Отгадайте загадку:
- На вербе с треском рвутся почки,
-На речке лед трещит в ночи.
- И гнезда вьют без проволочки
- На ветках первые …..(грачи)
- Весна радует нас своим прилетом птиц!
- Тема нашего занятия «Изготовление птицы Грач».
- Перед вами образец. Он сделан из бумаги.
Физкульт минутка:
- Ребята, вы устали. Надо немного подвигаться.
- Птицы высоко летали
(дети бегают)
- Птицы крыльями махали
(дети машут руками)
- А теперь они спустились
(приседают)
- У них крылышки сложились
(прячут руки за спину).
Творческая работа:
- Берем для изготовления птицы-Грач лист бумаги
- Сворачиваем пополам
- На сложенном листе обводим трафарет
- Вырезаем
- Склеиваем части
- Рисуем глаза.
Обучающиеся приступают к выполнению работы с помощью воспитателя.
Итог занятия:
Рассматриваем поделки и рисунки вместе с детьми. Оформляем выставку.
Рефлексия