Методическая разработка Методическая разработка Тема: «Работа с детьми с тяжелой умственной отсталостью»

0
0
Материал опубликован 17 October в группе

Методическая разработка


Тема: «Работа с детьми с тяжелой умственной отсталостью»







                                                                                        Составитель:

                                                                                        Учитель начальных классов

                                                                                        Ларионова Анна

                                                                                         Владимировна









В соответствии с международной классификацией (МКБ-10) умственная отсталость в зависимости от количественной оценки интеллекта включает четыре степени его снижения: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

Включение в образовательный процесс обучающихся  с тяжелой умственной отсталостью вызывает необходимость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностей в обучении каждого из них.

Одни обучающиеся  способны только к совместным действиям, другие к осуществлению по подражанию,  некоторым достаточно действий по образцу.

Необходимо провести углубленное медико-психолого- педагогическому изучению обучающихся со сложными недостатками развития в процессе коррекционного воспитания и обучения, уточнению характера и степенивыраженности каждого из нарушений.

Создать в школе  оптимальные условия для физического, познавательного, речевого, эстетического развития обучающихся.

Осуществлять возможность педагогической коррекции нарушений в развитии детей с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей для каждого обучающегося.

Показателем уровня развития и условием успешности в обучении является характер деятельности обучающегося со взрослым.

 Одной из важнейших характеристик деятельности обучающегося является принятие и использование им помощи со стороны взрослого. Мера этой помощи может быть разной: организующей, разъясняющей, обучающей.

Большинству детей с тяжелой умственной отсталостью требуется разъясняющая и обучающая помощь.

Обучающие с тяжелой умственной отсталостью самостоятельно контакт не инициируют. Для них характерно пассивное подчинение. Обнаруживаются трудности в понимании устного общения, требуется наглядно-действенная инструкция с жестовым или мистическим уточненинием. При выполнении заданий затруднено принятие помощи. Они не способны к переносу показанного способа действия на аналогичное задание. Основным способом усвоения нового являются совместные действия. Самостоятельные действия только на уровне отдельных операций. Отсутствует навык самоконтроля, как правило, обучающиеся безучастны к порицанию.

Индивидуальная программа помогает овладеть обучающимся с тяжелой умственной отсталостью навыками, приспособленными к ежедневной жизни. Способным к умению ориентироваться в окружающей среде.


Цель:

Адекватное, эмоционально-речевое общение, умение использовать речевые и неречевые конструкции в реальных ситуациях, пользоваться вербальными и невербальными навыками общения.


Задачи:

- воспитание интереса к окружающему миру, формирование чувства понимания себя и других людей. Потребности в общении, социального доверия;

- формировать навыки общения и социальной активности в различныз жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;- обучение речевым средствам общения;

- формирование у «неговорящих» обучающихся навыкам практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой);

- выработка у обучающихся социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их аддаптации и интеграции в общество;

- коррекция нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и нарушение форм поведения.




Структура занятий:

- коммуникативные игры;

- игры и упражнения для формирования образовательных процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения;

- игры и задания. Направленные на формирование произвольности.


Чтобы помощь  этим обучающимся была эффективной, важно создать необходимые условия,среду, в  которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение пределенной социальной реабилитации и адаптации обучающихся в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе.


Коррекционные курсы














Конспект занятия по изобразительной деятельности

 для детей с ТМНР

Тема: «Рисунки ладошкой. Ежик»


Цель: вызвать интерес к процессу рисования с помощью нетрадиционной техники изображения.

Задачи:

- формировать представления о художественной технике, разнообразии материалов и приемов рисования;

- познакомить с нетрадиционной художественной техникой рисования необычными материалами и инструментами;

- активизировать познавательную деятельность, расширить кругозор;

- воспитывать стремление к творческому поиску.


Оборудование:

Лист бумаги, простой карандаш, краска коричневая и черная, рисунки с изображением ежа, игрушки еж.

Ход урока:

Организационный момент:

Приветствие и настрой учащихся на работу.

-Прозвенел уже звонок,

-Начитнается урок,

- На уроке не скучать!

- Будем вместе рисовать.

Предварительная работа:

- рассказ учителя о жизни и повадках ежика;

- рассматривание картинок, иллюстраций с изображением ежика;

- обратитть внимание на особенности и строение тела: голова, колючки, тело;

- игра с мокетом-игрушкой еж. Рассматриваем тело, колючки.

Физкультминутка:

- Раз, два, три, четыре, пять

- Начинаем все шагать.

- Ноги выше поднимаем

- И вперед мы все шагаем.

- Стоп на месте, отдохнем

- И руками потрясем.

- Раз, два, три. Четыре. Пять

- Начинаем рисовать….

Работа в альбоме:

Ученики растопырев пальцы, прикладывают ладошку к листу бумаги. Обводят ее по контуру простым карандашом с помощью учителя.

Индивидуальный подход учителя к каждому ученику:

- помочь правильно сориентироваться на листе бумаги

- помочь расположить ладонь ученика таким образом. Чтобы пальчики были раздвинуты

- помочь ученикам вложить в руку карандаш и напрвлять рукой при рисовании.

Итог:

Рассматриваем получившиеся рисунки , обсуждаем, организуем выставку.

Рефлексия:

Рисунок улыбающего солнышка и грустной тучки.

Конспект занятия по предмету: «Математические представления»

для детей с ТМНР

на тему: «Мало. Много»

Цель: учить находить в окружающей обстановке много окружающих предметов и выделять из нее один предмет.

Задачи:

- познакомить с понятиями «один», «много»

- познакомить с понятиями «пустая», «полная» рука

- формировать пространственные представления (понятия «перед», «за», «над»).

Материалы:

Корзинка с мячиками разного цвета по количеству детей и преподавателя.

Ход урока:

Учащиеся садятся в круг и играют с пальчиками под стишок:

- раз. Два, три , четыре , пять

- будем пальчики считать (загибаем пальчики).

- вот кулак, а вот ладошка (показать кулак и ладошку).

- на ладошку села кошка и крадется потихоньку (по ладошке, перебирая пальчиками, продвигается другая ладошка)

- Может мышка там живет?

- Кошка мышку стережет. Мяу!

Изучение материала:

У учителя корзинка с мячиками.

- что лежит в корзинке? (мячики)

- сколько у меня мячиков? (много)

-возьму 1 мячик. У меня 1 красный мячик

- Руслан, возьми мячик. Сколько ты взял мячиков? Какой у тебя мячик?

- у тебя один зеленый мячик ( раздать все мячики)

- сколько было мячиков в корзинке? (много)

- Было много мячиков, мы взяли по одному и осталось ни одного.

- - возьмите мячик в правую руку. Переложите в левую (с помощью учителя). Подними мячик над головой. Спрячь за спину. Держи мяч перед собой.

Физкультминутка:

Какого цвета у тебя фонарики?

- красные

- подними руки к верху и покружись

Учитель:

- Ребята, давайте соберем мячики в корзинку.

- Сколько мячиков лежит в корзинке? (ни одного)

- Я положу в корзинку один мяч

- Руслан, положи в корзинку все мячи

- Сколько мячей ты положил? (много)

- Мы положили по одному и их стало много.

- А теперь раскрасим 2 картинки. Там где много мячиков, там раскрасим красным цветом. Там где мало – зеленым.

Рефлексия






Конспект занятия на тему: «Изготовление из бумаги птицы Грач»


Цель: познакомить обучающихся с навыками бумагопластики.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать знания о природе весной

- представление о перелетных птицах (образ);

Воспитательные:

- сформировать способность воспринимать особенности времени года;

- учиться применять полученные знания в практической работе.


Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие по изобразительному искусству.

- Ребята! Скажите, какое сейчас время года? (весна).

- А какие изменения происходят в природе весной? (…….)

- Молодцы!

- Полюбуйтесь, весна наступает,

- Журавли караваном летят.

- В ярком золоте день утопает,

- И ручьи по оврагам шумят.

- Скоро гости к тебе соберутся,

- Сколько гнезд понавьют, посмотри!

- Что за звуки, за песни польются

- День деньской от зари до зари!

- Кто весной возвращается к нам из перелетных стран? (птицы)

Ребята! Отгадайте загадку:

- На вербе с треском рвутся почки,

-На речке лед трещит в ночи.

- И гнезда вьют без проволочки

- На ветках первые …..(грачи)

- Весна радует нас своим прилетом птиц!

- Тема нашего занятия «Изготовление птицы Грач».

- Перед вами образец. Он сделан из бумаги.


Физкульт минутка:

- Ребята, вы устали. Надо немного подвигаться.

- Птицы высоко летали

(дети бегают)

- Птицы крыльями махали

(дети машут руками)

- А теперь они спустились

(приседают)

- У них крылышки сложились

(прячут руки за спину).





Творческая работа:

- Берем для изготовления птицы-Грач лист бумаги

- Сворачиваем пополам

- На сложенном листе обводим трафарет

- Вырезаем

- Склеиваем части

- Рисуем глаза.

Обучающиеся приступают к выполнению работы с помощью воспитателя.

Итог занятия:

Рассматриваем поделки и рисунки вместе с детьми. Оформляем выставку.

Рефлексия





Комментарии
Комментариев пока нет.