Нестандартное домашнее задание на тему «Мастерство исполнителя»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №208
Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка «Нестандартное домашнее задание»
Тема домашнего задания: «Мастерство исполнителя»
для обучающихся 6 классов
на 2018-2019 учебный год
Составил учитель Емельяненко Юлия Витальевна
Квалификационная категория первая
Санкт-Петербург
2018 год
Пояснительяная записка
Тема домашнего задания: «Мастерство исполнителя»
Класс: 6
Цель работы: выявление потенциала многоканальной модели освоения культурного наследия в формировании контекстного мышления школьников на уроках музыки.
Степень сложности: высокий
Тип задания: групповое
Рекомендуемое количество времени на выполнение: 2 недели
Способ проверки: опрос класса
В рамках тем уроков музыки, необходимо использовать потенциал многоканальной модели освоения культурного наследия, тем более, что Санкт-Петербург располагает возможностью организации многоканальной модели.
«Многоканальная модель освоения культурного наследия»
Тема: «Мастерство исполнителя»
(три взгляда на творчество Ф.И. Шаляпина)
Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу творчества Ф.И. Шаляпина через образы, воплощенные в искусстве. Для этого вы можете использовать различные культурные «тексты»:
письменные (литературные) источники о творчестве Ф.И. Шаляпина;
музыкальное наследие;
музейное пространство.
Каждый вид «текста» рассматривается как самостоятельный и полноценный канал освоения историко-культурного наследия. Вам предстоит убедиться в этом, выполнив следующее задание: вашей группе предлагается реконструировать творчество Ф.И. Шаляпина, используя письменные (литературные) источники.
Группа 1. Письменные источники.
1. В библиотеке познакомьтесь с содержанием книг, посвященных творчеству Ф.И. Шаляпина (Шаляпин Ф. И. «Страницы из моей жизни» (совместно с Максимом Горьким), Шаляпин Ф. И. «Маска и Душа. Мои сорок лет на театрах» (автобиография),Котляров Ю., Гармаш В. Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина, Лесс А. Л. Рассказы о Шаляпине, Петелин В. В. «Восхождение, или Жизнь Шаляпина (1894—1902)» и т.д.). Это могут быть воспоминания современников, сборники документов, художественные произведения того времени. Просмотрите отобранные издания.
2. Составьте представление о содержании каждой из этих книг и отберите те из них, которые, на ваш взгляд, дают наиболее яркое представление о творчестве Ф.И. Шаляпина.
3. Используя только те тексты, с которыми вы работали при выполнении задания, заполните таблицу. Составьте пятиминутный рассказ, который отражал бы ваше представление о творчестве Ф.И. Шаляпина. Для создания целостного рассказа обратите внимание на:
исполнительский репертуар Ф.И. Шаляпина;
отношение публики к Ф.И. Шаляпину как к исполнителю;
географию гастролей Ф.И. Шаляпина.
Если на основании отобранных источников невозможно составить представление о каком-либо из перечисленных выше аспектов, постарайтесь объяснить причины того, почему именно эта сторона оказалась «пропущенной» в письменных источниках.
Рассматриваемые аспекты
| Письменные источники | Музыкальное наследие | Музейное пространство |
Исполнительский репертуар Ф.И. Шаляпина |
|
|
|
Отношение публики к Ф.И. Шаляпину как к исполнителю |
|
|
|
География гастролей Ф.И. Шаляпина |
|
|
|
«Многоканальная модель освоения культурного наследия»
Тема: «Мастерство исполнителя»
(три взгляда на творчество Ф.И. Шаляпина)
Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу творчества Ф.И. Шаляпина через образы, воплощенные в искусстве. Для этого вы можете использовать различные культурные «тексты»:
письменные (литературные) источники о творчестве Ф.И. Шаляпина;
музыкальное наследие;
музейное пространство.
Каждый вид «текста» рассматривается как самостоятельный и полноценный канал освоения историко-культурного наследия. Вам предстоит убедиться в этом, выполнив следующее задание: вашей группе предлагается реконструировать творчество Ф.И. Шаляпина, используя музыкальное наследие.
Группа 2. Музыкальное наследие.
1.Вашей группе предстоит найти архивные записи, где звучит голос Ф.И. Шаляпина, составить перечень произведений, исполненных великим певцом, и прослушать их.
2. Попытайтесь ответить на вопросы:
Какое впечатление производит исполнение Ф.И. Шаляпина на вас?
Как трактует образы Ф.И. Шаляпин?
В чем может быть секрет психологического воздействия творчества Ф.И. Шаляпина на публику?
3. Используя только впечатления и знания, полученные при выполнении этого задания, заполните таблицу. Составьте пятиминутный рассказ, который отражал бы ваше представление о творчестве Ф.И. Шаляпина. Если на основании прослушанных материалов невозможно описать какой-либо из перечисленных аспектов таблицы, постарайтесь объяснить причины того, почему именно эта сторона оказалась нераскрытой.
Рассматриваемые аспекты
| Письменные источники | Музыкальное наследие | Музейное пространство |
Исполнительский репертуар Ф.И. Шаляпина |
|
|
|
Отношение публики к Ф.И. Шаляпину как к исполнителю |
|
|
|
География гастролей Ф.И. Шаляпина |
|
|
|
«Многоканальная модель освоения культурного наследия»
Тема: «Мастерство исполнителя»
(три взгляда на творчество Ф.И. Шаляпина)
Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу творчества Ф.И. Шаляпина через образы, воплощенные в искусстве. Для этого вы можете использовать различные культурные «тексты»:
письменные (литературные) источники о творчестве Ф.И. Шаляпина;
музыкальное наследие;
музейное пространство.
Каждый вид «текста» рассматривается как самостоятельный и полноценный канал освоения историко-культурного наследия. Вам предстоит убедиться в этом, выполнив следующее задание: вашей группе предлагается реконструировать творчество Ф.И. Шаляпина, используя музейное пространство.
Группа 3. Пространство музея.
1. Вашей группе предстоит поработать в доме-музее Ф.И. Шаляпина и познакомиться с музейной экспозицией и экспонатами, представляющая собой отличную иллюстрацию того, как жил Ф.И. Шаляпин. Во время просмотра экспозиции постарайтесь найти ответы на вопросы, которые помогут вам реконструировать творчество Ф.И. Шаляпина:
По какому принципу построена экспозиция? Какое впечатление она производит?
Что представлено в экспозиции? Чем обоснован выбор? О чем рассказывает?
Что можно узнать о его мастерстве исполнителя, исследуя экспозицию?
2. Из представленных в экспозиции экспонатов отберите те, которые, на ваш взгляд, позволяют понять:
Как музей помогает раскрыть многогранность таланта Ф.И. Шаляпина?
Какие амплуа он применял к себе?
Какие вокальные партии в музыкальных произведениях он исполнял?
3. Используя только «текст» музейной экспозиции заполните таблицу. Составьте пятиминутный рассказ, который отражал бы ваше представление о творчестве Ф.И. Шаляпина.
Если на основании представленных в музее экспонатов невозможно описать какой-либо из перечисленных выше аспектов, постарайтесь объяснить причины того, почему именно эта сторона оказалась «пропущенной» в музее.
Рассматриваемые аспекты
| Письменные источники | Музыкальное наследие | Музейное пространство |
Исполнительский репертуар Ф.И. Шаляпина |
|
|
|
Отношение публики к Ф.И. Шаляпину как к исполнителю |
|
|
|
География гастролей Ф.И. Шаляпина |
|
|
|
Ватолина Светлана Анатольевна
Сорокина Агнесса
Емельяненко Ю.В.