Материал на проверке

Методическая разработка нестандартного домашнего задания по предметной области «Русский язык».

1
0
Материал опубликован 25 March в группе

Методическая разработка

нестандартного домашнего задания по предметной области «Русский язык».


Автор: Шайбакова Наталья Олеговна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «С(К)ОШИ №4», город Магнитогорск, Челябинская область.


Краткое описание: методическая разработка нестандартного домашнего задания по предметной области «Русский язык» предназначена для учителей – предметников не только гуманитарного цикла, но и педагогов других предметных областей. В данной разработке рассмотрен инновационный подход к организации самостоятельной деятельности ребёнка во внеурочное время, цель которого – познакомить коллег с теоретическими и практическими аспектами вопроса планирования и методики активизации самостоятельной работы обучающихся с ОВЗ VII вида учителем во внеурочное время.

Введение

Как известно, формирование у обучающихся с ОВЗ VII вида навыков самостоятельной деятельности, умения планировать, организовывать свою деятельность, осуществлять самоконтроль – одно из важнейших направлений учебного процесса.

Одним из сложных периодов в жизни ребёнка является тот период, когда перед ним стоит задача выполнить задание учителя самостоятельно дома. При этом крайне важно, чтобы задания для выполнения в домашних условиях были для ребёнка интересными, требовали творческого подхода к их выполнению, носили корригирующий, занимательный и развивающий все мыслительные процессы характер.

В связи с этим учителю необходимо использовать нетрадиционные методы в процессе организации и активизации самостоятельной работы младших школьников во внеурочное время.

Одним из нетрадиционных методов организации и активизации самостоятельной деятельности ребёнка дома является нестандартное домашнее задание.

В коррекционных классах и школах нестандартные домашние задания требуют от учителя особой тщательной их разработки с учётом индивидуальных особенностей ученика. Под особо тщательной разработкой нестандартного домашнего задания подразумевается умение учителя не просто выбрать задание в учебнике, но и составить план – конспект, который подчинен определённой структуре.

Структура нестандартного домашнего задания включает в себя:

Класс ______________

Тема задания (в соответствии с учебным программным материалом).

Цель задания.

4. Тип задания (групповое задание, индивидуальная карточка)

5. Вид задания (индивидуальное, дифференцированное, творческое, задание на выбор ученика по жребию)

6. Уровень сложности (минимальный, средний, высокий)

7. Рекомендуемое количество времени к выполнению.

8. Оптимальный способ проверки (ответ у доски, выборочная проверка, взаимопроверка, устный или письменный опрос, фронтальная проверка, самопроверка, игровые формы проверки)

9. Инструкцию к выполнению (по мере необходимости)

Нестандартные домашние задания предметной области русский язык для детей с ОВЗ разрабатываются в соответствии с установленным учебным программным материалом, в рамках любой пройденной темы учебного занятия. Но я считаю целесообразным привести пример такого вида заданий по наиболее сложным темам для учеников с ОВЗ VII вида, которые в развитии ближе к норме, либо способны справиться с заданиями повышенной сложности при минимальной помощи взрослого, или же при наличии дополнительных инструкций (памяток, схем, алгоритмов).

Нестандартное домашнее задание к изученной теме:

«Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

Класс: 5 класс

Тема задания: «Отработка навыка и умения проверять безударные гласные в корне слова»

Цели: активизация самостоятельной работы обучающихся с ОВЗ VII вида

Задачи:

- закрепление умения обнаруживать и выделять орфограммы в корне слова, правильно определять корень;

- развитие навыков самостоятельной работы;

Тип задания: индивидуальная карточка.

Вид задания: творческое задание, индивидуальное

Уровень сложности: высокий, средний

Рекомендуемое количество времени к выполнению: 15-25 минут

Оптимальный способ проверки: устный опрос - сверка с проектором: правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки.

Общая инструкция к выполнению:

1. Вспомни, о чём говорилось на уроке по изученной теме.

2. Прочитай задание.

3. Подумай, какое правило необходимо знать, чтобы выполнить задание.

4. Выучи правило и выполни задание.

Карточка - задание


Текст задания:

м…чи, л…цо, д…ска, пл…та, ч…сло, з…мля, грачи, к…за, вр…ги, л…сты, п…ро, ст…на


Задание для сильной подгруппы учеников:

Вставь пропущенные безударные гласные в слова.

Запиши слова в тетрадь, подбирая к ним проверочные слова по образцу, выделив орфограмму: окно́ - окна

Сочини сказку о том, как появились безударные гласные, проверяемые ударением.

Заполни таблицу «Мои успехи».

Таблица «Мои успехи»

Задание

1

2

3

Всего

t1742910141aa.png





t1742910141ab.png





t1742910141ac.png






Отлично _________ Хорошо ____________ Было трудно _________



Задания, которые вызывали интерес ____________________



Задание для средней подгруппы учеников:

Определи принцип проверки безударной гласной в корне представленных слов. Подчеркни нужный вариант:

один – много;

существительное – прилагательное;

существительное – глагол.

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Объясни графически выбор орфограммы.

Нестандартное домашнее задание к изученной теме:

«Буквы а и о в корне -кас-, - кос-»

Класс: 6 класс

Тема задания: «Отработка умений определять и графически объяснять условия выбора гласных о и а в корнях -кас-, - кос-»

Цель задания: активизация самостоятельной работы обучающихся с ОВЗ VII вида

Задачи:

- закрепление умения выбирать способ написания гласных о и а в корнях -кас-, - кос-»

- развитие навыков самостоятельной работы при составлении схемы – опоры изученного правила;

- развитие орфографической зоркости

Тип задания: индивидуальная карточка.

Вид задания: творческое задание, индивидуальное

Уровень сложности: высокий, средний

Рекомендуемое количество времени к выполнению: 15-25 минут

Оптимальный способ проверки: игровая форма; игра «Лови мяч». Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.

Общая инструкция к выполнению:

1. Вспомни, о чём говорилось на уроке по изученной теме.

2. Прочитай задание.

3. Подумай, какое правило необходимо знать, чтобы выполнить задание.

4. Выучи правило и выполни задание.


Карточка - задание

Текст задания:

Прик…саться, к…сание, прик…сновение, к…саюсь, к..снитесь, к…сайся, к…снись, прик…саются, прик…сается, к…саться


Задание для сильной подгруппы учеников:

Спиши, вставляя пропущенные буквы и выделяя графически орфограммы.

Составь алгоритм или схему – опору на изученное правило: Буквы а и о в корне -кас-, - кос-». Оформи схему – опору или алгоритм на плотном листе бумаги.

Составь синквейн к слову брошюра.

Заполни таблицу «Мои успехи».

Таблица «Мои успехи»

Задание

1

2

3

Всего

t1742910141aa.png





t1742910141ab.png





t1742910141ac.png






Отлично _________ Хорошо ____________ Было трудно _________



Задания, которые вызывали интерес ____________________



Карточка - задание для средней подгруппы учеников

Текст задания:

Прикасаться, косание, прикасновение, касаюсь, коснитесь, косайся, каснись, прикосаются, прикосается, косаться


Задание для средней подгруппы учеников:

Исправь допущенные ошибки красной ручкой.

Напиши без ошибок слова с буквой а в корне –кас-, используя алгоритм действий.

Алгоритм действий по определению буквы а или о в корнях -кас-, -кос-

Прочитай слово.

Выясни, какая буква следует за корнем

Напиши слово правильно.

*3. Правильно написанные слова разберите по составу.

​​​​​​​

Нестандартность домашних заданий заключается в их индивидуализации и дифференциации. В этом случае мы говорим о разноуровневых нестандартных заданий при условии того, что обучающиеся условно разделены на две подгруппы: первая и вторая.

Дети первой подгруппы, как правило, близкие к норме, способны выполнить задания творческого характера. Уровень сформированности навыков самостоятельности у такой категории детей выше среднего.

Дети второй подгруппы могут справиться с заданиями повышенной сложности при минимальной помощи взрослого, либо с использованием дополнительных инструкций (памяток, схем, обучающих карточек).

Как показывает практика, такой подход к активизации самостоятельной деятельности ребёнка во внеурочное время способствует:

- развитию творческого воображения;

- формированию устойчивого интереса к русскому языку;

- формированию потребности выполнять задания самостоятельно;

- предупреждению и ликвидации пробелов в знаниях.


Используемая литература:

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2016.

Узорова О.В. Русский язык: правила и упражнения: 6 класс. – Москва: Издательство АСТ, 2017.

Никулина М.Ю. Русский язык в схемах и таблицах: 5-9 классы. ФГОС. – 5-е изд., перераб и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.

Педсовет [Электронный ресурс]. Светлана Макаревич. Как проверить домашнее задание: 20 интересных способов, - 23.10.2013. Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/70-1-0-4124





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.