Методическая разработка «Образовательная головоломка по теме Наш край»
Всероссийский конкурс для учителей на лучшую методическую разработку «Образовательная головоломка»
Методическая разработка
«Образовательная головоломка
по теме «Наш край»
Автор: учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 г. Покров
Петушинского района Владимирской области
Петрушкина Ольга Константиновна
Пояснительная записка
Актуальность. В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР).
Во второй части ВПР, в задание №10 включены вопросы краеведческого характера, где проверяются знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы.
Конкурсное задание: Образовательная головоломка «Наш край»
Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира при подготовке к ВПР. Можно применять для любых УМК.
Цель: проверка знаний по программе «Край Владимирский» за курс 3 класса, создание положительной учебной мотивации через активизацию познавательной деятельности и расширение кругозора учащихся.
Задачи:
расширять представления о многообразии природы родного края;
развитие познавательного интереса к своей «малой родине»;
воспитывать патриотизм, любовь к родному краю;
содействовать формированию компонентов деятельностной структуры личности: познавательного, коммуникативного, нравственного;
расширять, углублять и конкретизировать знания, предусмотренные федеральным компонентом (посредством использования более широкого комплекса гуманитарных и естественнонаучных методов познания).
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные УУД:
обращаться за помощью;
формулировать собственное мнение и позицию;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять общую цель и пути её достижения;
работать индивидуально, паре и в группе;
осуществлять самоконтроль, взаимный контроль.
Регулятивные УУД:
формулировать и удерживать учебную задачу;
составлять план и последовательность действий;
адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, по исправлению допущенных ошибок.
Ожидаемые результаты:
у обучающихся формируется навык смыслового чтения;
активизируется и обогащается словарный запас;
целевая аудитория: дети в возрасте 9-10 лет.
Первое задание построено по принципу игры «крестики-нолики». Игрокам необходимо найти выигрышный путь, для чего следует, как в известной игре «крестики-нолики» соединить прямой линией три клетки по признаку, указанному в условиях игры. Соединить клетки можно по горизонтали, по диагонали и по вертикали.
Задание 1. «Полезные ископаемые»
«Крестики-нолики»
Задание: Необходимо найти верный путь, для чего следует по принципу игры «крестики-нолики» соединить прямой линией три клетки по горизонтали, по вертикали или по диагонали.
№1.1. Верный путь отметьте «крестиком».
Выигрышный путь – К полезным ископаемым относятся
1. Кирпич | 4. Станки | 7. Нефть |
2. Бетон | 5. Вазы | 8. Газ |
3. Бензин | 6. Ножницы | 9. Глина |
Ответ на задание № 1.1: правильный путь 7-8-9
№1.2. Верный путь отметьте «ноликом».
Выигрышный путь – Главные ископаемые Владимирской области
1. торф | 4. песок | 7. мрамор |
2. железная руда | 5. глина | 8. каменный уголь |
3. самоцветы | 6. торф | 9. малахит |
Ответ на задание № 1.2: правильный путь 4-5-6
№1.3. Верный путь отметьте «крестиком».
Выигрышный путь – Месторождения глины распространены в районах
1. Гусь-Хрустальном | 4. Вязниковском | 7. Киржачском |
2. Судогодском | 5. Гороховецком | 8. Собинском. |
3. Петушинском | 6. Александровском | 9. Суздальском |
Ответ на задание № 1.3: выигрышный путь – любой
№1.4. Верный путь отметьте «ноликом».
Месторождения торфа распространены в районах…
1. Гусь-Хрустальном | 4. Вязниковском | 7. Киржачском |
2. Собинском | 5. Гороховецком | 8. Судогодском |
3. Меленковском | 6. Александровском | 9. Суздальском |
Ответ на задание № 1.4: выигрышный путь – 1-2-3
Проверка решения: интерактивная работа в парах
Задание 2. Игровое упражнение Филворд «Слово заблудилось»
Игровое упражнение представляет собой квадрат с буквами и перечень слов-названий.
Вспомни названия рек Владимирской области. Найди их в таблице.
Филворд «Реки Владимирской области»
Ч | Ь | К | Ж | К | З | Щ | Х | П | Е | К | Ш | А | Э | Х | Й | Г |
Ю | Д | Р | Е | Ц | Х | Г | О | А | У | О | У | С | Р | Н | Ю | Я |
И | Ж | У | Х | П | Р | Я | П | О | Ф | Л | У | Х | Р | В | Ш | Ш |
Н | Ш | Ф | Ч | Я | Л | У | О | Е | О | О | Д | Ь | Щ | Ю | В | Т |
С | У | Д | О | Г | Д | А | М | У | Ё | К | Л | Я | З | Ь | М | А |
Р | Б | Т | Ь | У | В | О | Д | Ь | А | Ш | Ъ | О | Ф | Д | Й | Ф |
Т | К | Щ | Е | С | О | К | И | Р | Ж | А | Ч | Р | Т | Ш | П | Ь |
К | О | Л | П | Ь | Р | А | Я | Ё | Г | Ш | М | Г | Ь | Г | Ы | Г |
Ш | О | Э | Ъ | О | Ш | Ш | Н | Э | Т | Я | Ж | Э | Ю | Щ | В | Э |
Ш | О | Д | Ц | Ж | А | Ч | Д | Х | Х | Н | У | Ю | Ш | Ж | И | К |
Коллективная проверка решения
Задание №3. «Кроссворд-криптограмма»
Данная головоломка может быть использована как для самостоятельной работы, так и для организации на уроке разных видов деятельности: групповой и индивидуальной. Служит не только для контроля знаний учеников, но и для развития их интеллектуальных навыков, расширение кругозора учащихся путем создания положительной учебной мотивации, логического мышления, умения чётко формулировать свои мысли, активизации их познавательной деятельности.
Данное задание способствует лучшему усвоению материала, развивает внимание, память, воображение, аналитические способности обучающихся.
Вопросы:
Регион в центре европейской части России, где мы живем.
Композитор, в честь которого назван концертный зал во Владимире.
Северная часть Владимирской области.
Самое глубокое озеро Владимирской области.
Распространенное полезное ископаемое Владимирской области.
Самое распространенное полезное ископаемое Владимирской области.
Город, близ которого разведаны запасы питьевой воды с содержанием серебра.
Заказник, самый богатый флорой.
Форма рельефа области.
Самое распространенное дерево в наших лесах.
Главная река области.
. Юго-запад области, край лесов и болот.
Лесной зверь с герба города Ковров.
Проверка решения проходит на уроке в интерактивном режиме.
Список использованных источников
Глушкова Вера Георгиевна «География Владимирской области»Издательство: Вече, 2016 г. Серия: Исторический путеводитель Подробнее: https://www.labirint.ru/books/558377/
География Владимирской области. Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8
Рельеф и полезные ископаемые Владимирской области. https://www.геология-33.рф/articles/64963
Месторождения полезных ископаемых Владимирская область Источник: https://catalogmineralov.ru/deposit/vladimirskaya_oblast/
Люди, прославившие Владимирский край. https://rustur.ru/lyudi-proslavivshie-vladimirskij-kraj
Презентация к занятию: