Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Пропавшая сказка»
Синельникова Виктория Васильевна,
воспитатель первой квалификационной категории
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада
№ 26 «Петушок» г. Туапсе муниципального
образования Туапсинский район
Методическая разработка образовательной деятельности по теме:
«Пропавшая сказка»
Список ключевых слов: игровой квест, сказочные образы, мотивация к деятельности, детский замысел.
Краткая аннотация: Методическая разработка в форме игрового квеста для детей старшего дошкольного возраста по русским народным сказкам.
Форма проведения: Игровой квест.
Место проведения: детская библиотека им. А.П. Гайдара г. Туапсе.
Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (шестой год жизни)
Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, познавательная.
Интеграция по областям развития: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: создание условий для повышения интереса к русским народным сказкам, роста читательской активности и компетентности родителей воспитанников ДОО.
Задачи:
1. Расширить литературный опыт детей, формировать представления об особенностях жанра русской народной сказки.
2. Закрепить навыки взаимодействия в коллективе с помощью игры.
3. Воспитывать толерантность, содействовать нравственному воспитанию на примере сказочных образов.
Оборудование: клубок, коробка, тканевые разноцветные мешочки с персонажами сказок, разноцветные браслеты-резиночки, разрезные пазлы с сюжетами сказок, видеопрезентация с загадками по сказкам.
Методы и приемы:
Словесный (беседа, рассказ), наглядный (презентация, картинки-символы), игровые (игровые упражнения).
I этап. Способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/примечание |
- Ребята, как вы думаете, что за книга у меня в руках? (книга сказок) -Назовите ваши любимые сказки. -Ребята моя любимая сказка находится в этой книге. -Чтобы угадать ее название, я предлагаю посмотреть иллюстрации. - Что случилось с моей книгой? -Куда исчезла моя любимая сказка? - Что же делать, где нам ее найти? -У меня есть идея, что вы скажите на то, если мы завтра отправимся в библиотеку и попробуем найти пропавшую сказку. - Кого бы вы хотели пригласить в библиотеку?
| Краткая беседа воспитателя с детьми (проводится накануне мероприятия). -Вы очень внимательные; -Да, я согласна с вами; -Верно; -Здорово; -Мне тоже нравится эта сказка; -Замечательно, что вы знаете много сказок; Дети рассматривают иллюстрации в книге и неожиданно находят листы без текста, без картинок. -Отличная идея; -Замечательная мысль; -Здорово придумано; Если дети затрудняются, воспитатель поясняет, что книги и сказки можно найти в библиотеке. - Я очень рада, что вы поддержали мою идею; - Здорово, что вы согласны со мной; - Как замечательно, что моя идея вам понравилась. -Думаю, родители обрадуются приглашению; -Какая хорошая идея, пригласить родителей; -Мне кажется родители с удовольствием отправятся вместе с нами в библиотеку. |
II этап. Способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/примечание |
-Посмотрите, из этой книги исчезла одна сказка. Воспитатель обращается к родителям: - Вчера, посовещавшись с ребятами, мы решили, что она может быть именно здесь. -Я очень рада, что вы сегодня пришли нам на помощь. - Послушайте, эта записка подписана очень странно: Ученная мышь. Сотрудник библиотеки: - я знаю эту ученную мышь, она живет в нашей библиотеке и очень любит баловаться с книжками. | -На следующий день для продолжения мероприятия воспитатель, дети и родители приходят в библиотеку. -В мероприятии принимает участие и сотрудник библиотеки. -Перед началом игры проходит организационный момент: воспитатель сообщает, что запустить игру можно взявшись за руки и пожелав друг другу удачи. Воспитатель находит записку в книге. В ней говорится, о том, чтобы найти сказку необходимо выполнить ряд заданий. |
III этап. Способствуем реализации детского замысла
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/примечание |
Воспитатель: - В коробке находится предмет, который укажет вам путь к сказке, но, чтобы открыть ее нужно объяснить смысл пословицы: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Дети и родители в кругу передают клубок и называют любимые сказки. - В записке мышка написала нам, что, сложив фрагменты пазла мы найдем сказку. -Чтобы выполнить следующее задание нам нужно пройти по стрелочкам. -Ребята, для выполнения следующего задания предлагаю разделиться на команды. -Как это можно сделать? Даю вам подсказку, у вас на руках браслеты разного цвета. Как можно поделиться на команды? -Ребята, загляните в мешочки в каком-то из них находится фрагмент пазла. Сотрудник библиотеки: - ребята, чтобы выполнить следующее задание, нужно распутать путаницу. Игра «Путаница» (читает отрывок сказки, а дети находят и исправляют ошибки). «Жила-была коза. И было у нее шестеро козлят. Уходила коза на пастбище есть листву. Как только уйдет коза - козлятки и откроют избушку. Воротится коза, дернет за дверные колокольчики запоет свою частушку. Однажды медведь подслушал как поет коза. Дождался, когда она ушла, и начал напевать толстым голосом песню козы. Козлята отворили дверь, медведь кинулся в избу, спрятал в мешок козлят и унес в лес. Только один козленок схоронился под столом. Воротилась коза домой, а козленок рассказал ей про медведя». - Ребята, на этом фрагменте написано, что задание выполняют те, у кого с браслеты синего цвета. -У кого такие браслеты? Родители поднимают руки. - Ваше задание, собрать разрезные картинки. Вы собираете, а дети- болельщики называют сказку. -Ребята, наше последнее задание «загадки волшебного экрана». (Дети отгадывают видео загадки). -Предлагаю собрать картинку из фрагментов и может быть наша сказка найдется.
| Воспитатель озвучивает первое задание, предлагает родителям и детям, посовещавшись выполнить это задание. -Да, я согласна с вами; -Верно; -Вы очень сообразительные; -Какие вы догадливые; Воспитатель достает из коробки клубок и предлагает поиграть с ним. После игры, размотав клубочек дети находят фрагмент сказочного пазла. На столах лежат мешочки разного цвета. Дети делятся на команды по цветам браслетов. -Какие вы сообразительные; -Отличная идея; -Замечательная мысль; -Отличная командная работа; Внутри каждого мешочка лежат фигурки сказочных персонажей. Детям нужно достать их по очереди, назвать героев, сказать из какой они сказки и кратко пересказать сюжет сказки. -Верно; -Какие вы внимательные; -Вас не проведешь; -Вы очень хорошо знаете эту сказку; -Вас трудно запутать; -Какие вы сообразительные; После игры, дети получают от сотрудника библиотеки фрагмент пазла, на котором задание для родителей. -Какая дружная у нас команда; -Здорово у вас получается; -После выполнения этого задания, сотрудник библиотеки приглашает детей на литературную викторину (видеопрезентация). -Дети заходят в зал и видят большой телевизор. -После того, как все загадки отгаданы, воспитатель достает из-за телевизора последние фрагменты пазла. Дети собирают фрагменты пазла. |
IV этап. Способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей/примечание |
Мышка: - Здравствуйте ребята, это я спрятала вашу сказку и придумала трудные задания. Вы все их выполнили, вы молодцы. -Какое задание вам показалось самым трудным? -Какую помощь вам оказали родители? -Зачем вы включали телевизор? -Что бы вы рассказали своим друзьях о сегодняшней игре путешествии? -Прежде чем я верну вам сказку, ответьте еще на вопрос: в каких еще сказках встречается мышка? Я возвращаю вам сказку. А как она называется? Воспитатель: - Уважаемые дети и родители, предлагаю вам посмотреть сказку «Теремок», которую приготовили воспитанники подготовительной группы.
| Входит мышка с книжкой, в которой уже нет белых листов (ребенок старшего дошкольного возраста в костюме). -Выскажи свое мнение; -Скажи, как думаешь ты; -Почему вы так думаете? -Все так думают? -Отличная мысль; -Мне тоже было очень интересно! -Спасибо за твое мнение!
|
Список литературы:
Ельцова О.М. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой. - СПб.: Детство-пресс, 2018 г.
Минина Е.А. Праздники, развлечения и игровые занятия для детей в детском саду. - М.: Академия развития, 2009 г.
Ефимова Алла Ивановна
Кияйкина Наталья Федоровна