Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие на остров»

0
0
Материал опубликован 13 September 2022

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие на остров»


Тема: «Вулканы»

Продолжительность образовательной деятельности: 25 мин

Цель: создание условий для изучения свойств веществ путем экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

- расширять представление об окружающем мире, уточнять и закреплять представления о свойствах твердых веществ (дерево, металл, бумага, пластмасса), о свойствах жидкостей и воздуха через проведение опытов, активизировать словарь по теме в ходе беседы.

Развивающие:

- продолжать развивать мыслительную активность: умение наблюдать, анализировать, выделять и ставить проблему, делать выводы, используя проблемные ситуации и опыты.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность;

- воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.

Виды детской деятельности: игровая, опытно-экспериментальная, коммуникативная, двигательная.

Оборудование: мольберт, карточки-схемы опытов, лупа, деревянный, пластмассовый, металлический конструктор, бумага, емкости с водой, воронки, пластиковые крышки, монетки, поролон, сода с лимонной кислотой, гуашь, бутылка с водой, фартуки.

Техническое обеспечение: программное обеспечение Power Point: мультимедийная презентация, видеописьмо, музыкальные композиции для детей «Океан», «А рыбки в море плавают – вот так».

Предварительная работа:

- опыты и эксперименты с водой;

- подготовка атрибутов;

- разучивание песен на морскую тематику;

- беседа о правилах поведения при проведении опытов;

- работа с энциклопедиями;

- просмотр презентации на тему «Вулканы».

Словарная работа: вулкан, жерло, лава, магма.

Методы и приемы, технология:

Наглядные методы (мультимедийная презентация, карточки-схемы проведения опытов).

Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации, беседа).

Игровые методы (игра «Веселые человечки», игровое упражнение «Пожелай другу», игра «Догадайся, что за опыт?»)

Технология детского экспериментирования.



Структурная часть

Содержание ОД

Деятельность ребенка

Деятельность взрослого

Предполагаемые результаты

Вводная

Мотивация деятельности, приглашение детей к совместной деятельности, постановка проблемы, принятие цели.

Воспитатель приглашает детей и предлагает поприветствовать друг друга, используя игровое упражнение «Пожелай другу». Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем по очереди, чтобы вы хотели пожелать. Воспитатель предлагает детям присесть.


Воспитатель обращает внимание детей на видеописьмо от профессора Знамуса с мультимедийной презентацией вулканов.

«Здравствуйте, ребята, меня зовут профессор Знамус. Недавно я открыл остров «Вулкания». На этом острове много вулканов. Я собрал много информации о вулканах. И мне не терпится поделиться с вами своими открытиями. Сейчас я вам о них расскажу (показ презентации).

Вулканов очень много и у каждого вулкана должно быть название. Мне одному не справиться. Поэтому я прошу вас о помощи. Чтобы добраться до острова вам надо переплыть море-океан. Жду с нетерпением».


Ребята, как нам поступить?

Мы сможем помочь профессору Знамусу?

Подходят к педагогу, встают в круг, берутся за руки, по очереди говорят пожелания.







Дети смотрят видеописьмо и презентацию.



















Высказывают свое мнение, приходят к выводу, что необходимо помочь профессору.

Организует детей на образовательную деятельность. Организует игровое упражнение.







Создает проблемную ситуацию. Уточняет значение слов: вулкан, жерло, лава, магма




















Выслушивает мнение детей, помогает сформулировать цель

Эмоциональный настрой на мероприятие. Формальная готовность к деятельности, внутренняя мотивация на деятельность – готовность помочь профессору. Формулировка цели путешествия детьми.














Поиск решения проблемных вопросов.

Основная

Создание условия для детской деятельности. Непосредственная деятельность детей.

Давайте собираться в путь. Как вы думаете, на чем туда можно добраться? На каком виде транспорта?

Ребята, скажите, пожалуйста, из чего можно сделать корабль?

Какими свойствами должны обладать материалы для строительства корабля?



В нашей лаборатории есть несколько видов материала, давайте пройдем, посмотрим.

Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства корабля?


Опыт «Тонет, не тонет»

Для чего мы проведем этот опыт?

Что получилось?

Какой можно сделать вывод?

Из какого материала можно построить лодку?

Перечисляют виды транспорта (корабль, лодка).

Перечисляют материалы. Высказывают свои предположения. (Держаться на воде и не тонуть)

Выдвигают предположения о способах проверки этих материалов. Участвуют в проведении опыта. Делают выбор материала.


Ответы детей, поиск необходимых материалов.

Организует беседу.











Предлагает рассмотреть материалы и вспомнить их свойства.


Организует практические действия детей. Помогает сформулировать предположения и выводы.

Организует беседу при помощи наводящих вопросов.

Актуализация опорных знаний. Аргументация детьми своих ответов.









Проявление интереса к различным видам детской деятельности (экспериментирова-ние)

Фиксация знаний детей о свойствах предметов.


Ребята, у нас в группе есть деревянные предметы, из которых можно построить корабль?

Давайте создадим корабль.


Предлагаю перейти к постройке корабля.

Звучит шум моря (слайд море).

На экране появляется слайд с кораблем, который не может сдвинуться (нет ветра, парус не надувается)

Почему корабль не плывёт?


Опыт «Движение воздуха» (с помощью воздушной струи, вентилятора)










На экране появляется слайд корабля с надутым парусом. Дети садятся в построенный корабль. Аудиозапись песни «Океан».

На экране появляется картинка остров.

Ребята мы так долго плыли, засиделись.

Динамическая пауза.

Давайте поиграем в игру «Веселые человечки».

Из чего состоит все окружающее?


Предлагаю называть частички человечками. Если человечки крепко держатся друг за друга, то вещество какое?

В жидкости человечки стоят рядом, но не двигаются. А воздух – они разбегаются друг от друга и двигаются. Я начну называть слова, а вы покажите, как будут вести себя веселые человечки (частички).


Звучит музыка извержение вулкана (слайд вулкан).

Ребята, мы своей игрой разбудили вулкан.

Что вы знаете о вулканах?

Что такое вулкан?

Вулканы – это непростые, а необычные горы.


Появляется профессор Знамус.

«Ребята, приглашаю вас в свою лабораторию провести опыт «Извержение вулкана».

Давайте пройдем в лабораторию профессора.

Как нужно себя вести в лаборатории?


Один ребенок читает стихотворение:

Коль с водой имеешь дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда,

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг, он нам помог,

И никто здесь не промок.

Опыт «Извержение вулкана» (проводит профессор Знамус)

Давайте разбудим наши вулканы.

На столах у вас вулканы, смесь соды и лимонной кислоты, стакан с водой, пластмассовая ложка.

В жерло вулкана ложкой надо насыпать смесь из соды, лимонной кислоты, красной гуаши. После этого аккуратно берем стакан с водой и выливаем в жерло.

Как вы думаете, что у нас получится, если мы все это проделаем?

Давайте проверим. Приступаем к нашим открытиям.

Когда проделываем опыт, наблюдаем, что происходит.

Что сначала делаем?

Куда насыпаем смесь?

После этого нам надо что сделать?

Что у вас получилось?

Что извергает вулкан?

Какого она цвета?


Ребята, вы помните, о чем просил нас профессор?

Только названия должны быть разные. Давайте подумаем, как можно назвать вулканы.

Сколько интересных названий вы придумали.


Профессор Знамус тоже подготовил для нас умные подарки. Это карточки-схемы для проведения опытов. Только вот в чем заключаются эти опыты и с какими материалами они проводятся нам предстоит догадаться (предлагаются карточки-схемы проведения опытов, используемых на занятии и изученные ранее)


Давайте вернемся в детский сад, для того, чтобы зарисовать наши вулканы и написать названия, которые вы придумали.

После этого мы отправим наши рисунки профессору.

Звучит шум моря. Звучит песня «А рыбки в море делают вот так». На слайдах плывущий в обратную сторону корабль.

Деятельность детей по постройке корабля.




Участвуют в проведении опыта. Рассуждения детей. Создают движения воздуха для бумажного кораблика с помощью воздушной струи, вентилятора



Дети поют песню.






Дети включаются в игру
















Отвечают на вопросы











Повторяют правила поведения в лаборатории, одевают фартуки.






Наблюдают за показом опыта педагогом.











Участвуют в самостоятельном проведении опыта.

Наблюдают, фиксируют полученные знания в речи.





Дети придумывают названия вулканам острова «Вулкания»






Дети рассматривают карточки, высказывают предположения, аргументируют ответы.











Дети перемещаются в построенный корабль

Педагог наблюдает за совместной деятельностью детей.




Выслушивает мнения детей, предлагает проверить с помощью опыта.

Организует практические действия детей. Помогает сформулировать предположения и выводы.



Педагог вместе с детьми поет песню.





Организует смену видов деятельности для предупреждения утомляемости.














Задает наводящие вопросы











Обобщает ответы детей









Организует показ опыта, помогает выстроить цепочку действий.










Наблюдает за опытными действиями детей, следит за правилами безопасного поведения.








Словесно одобряет выбор детей.







Организует игру с использованием мультимедийных файлов

«Догадайся, что за опыт?», помогает наводящими вопросами, обобщает ответы детей.









Педагог озвучивает слайд.

Навыки сотрудничества





Умение делать элементарные умозаключения и выводы.









Повышение эмоционального настроя.




Снятие физической усталости и напряжения.















Актуализация знаний











Соблюдение техники безопасности








Безопасное выполнение последовательности действий










Умение планировать свои действия в экспериментальной деятельности для достижения цели. Умение формулировать выводы.




Проявление самостоятельности и творчества






Закрепление полученных знаний, умение формулировать свои знания в речи.

Заключительная

Подведение итогов, обсуждение полученных результатов (материальных и нематериальных) и перспектив их использования, рефлексия

Что интересного вы узнали на острове Вулкания в лаборатории профессора Знамуса?










Ребята, предлагаю пройти в ИЗО-студию, чтобы зарисовать наши вулканы, подписать их название и отправить профессору Знамусу.

Присваивают новые знания. Коммуникативная деятельности (дети делятся своими знаниями, впечатлениями о происходившем и своем эмоциональном состоянии).


Делают зарисовки, фиксируют в речи.

Выделяют новые знания. С помощью вопросов способствует формированию у детей оценочных суждений.








Организует применение полученных знаний.

Способствует самовыражению детей.

Выражение позитивного эмоционального состояние в речевой форме, эмоциональной отзывчивости на совместную деятельность, индивидуальное самовыражение детей, удовлетворение от совместной деятельности и желание взаимодействовать дальше.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации