Конспект ОД по теме «Шоколадный интерес»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие с развитием речи, социально-коммуникативным развитием, художественно-эстетическим развитием, физическим развитием.
Форма работы с детьми: решение проблемных задач
Возраст: подготовительная группа
Цель: развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Расширять и обобщать знания детей о шоколаде, его свойствах
Упражнять в чтении схем и приёмов приготовления жидкого шоколада
Познакомить детей с новой профессией – шоколадье;
Развивающие:
Развивать стремление поисково-познавательной деятельности в моделируемых ситуациях;
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
Развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов;
Формировать умение вести диалог с воспитателем, со свертниками;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи;
Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий;
Методические приёмы: словесные, наглядные, проблемно-поисковый, эксперимент, наблюдение.
Активизация словаря: шоколадье, какао боб, какао дерево, экпонаты.
Предварительная работа: знакомство с историей возникновения шоколада, коллекционирование обёрток от конфет, шоколада, дидактические игры.
Материал и оборудование: фартуки для детей по количеству, ноутбук, проектор, магнитная доска, фотографии с изображением последовательной цепочки происхождения шоколада, молоко для каждого в стаканчике, какао порошок, блюдца, шпателя, салфетки, одноразовые тарелки, шпажки, одноразовые ложки, посуда для нагревания, ингредиенты для приготовления шоколада, фрукты, миксер, кокосовая стружка.
Ход совместной деятельности воспитателя и детей:
I. Организационный момент.
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
цу
PPT / 1.15 Мб
Улыбнёмся, подмигнём,
Меня слушать все начнём!
(Слышится звуковой сигнал видеосвязи)
Педагог: Ребята, слышите, кто-то нам звонит по видео связи. Интересно кто бы это мог быть? Сейчас открою программу «Скайп» (на экране появляется клоунесса, начинает говорить, но звука нет)
Педагог: Ой, посмотрите, какая смешная клоунесса, что-то говорит, но ничего не слышно. Ребята, вы что-нибудь слышите? Давайте покажем, что мы ни одного звука не слышим (дети показывают)
Клоунесса машет рукой, включает микрофон: - Ой, я, кажется, микрофон не включила! Ну вот, теперь придется всё заново говорить (вздыхает). Ну, да, ладно, слушайте и не говорите, что ничего не слышали.
- Привет, друзья! Меня зовут Ириска! Да, да, Ириска, потому что я просто обожаю всё сладенькое. А вы любите сладости? (дети: да) Отлично! Понимаете, тут такое дело мы с моим другом Карлсоном любим играть в такую игру «Что? Где? Когда?» называется: Что же это такое вкусненькое? Где это можно взять? И когда это можно съесть? Вы же помните, что я обожаю все сладенькое? Так вот, Карлсон прислал мне письмо с загадкой, но я ни как не могу её отгадать, а в конце письма добавил, что если я не смогу ответить, то мне помогут знатоки из д/сада №12 «Теремок», ребята подготовительной группы №6. Вот я вам и звоню! Вы мне поможете? (дети: да). Тогда слушайте загадку (Читает):
Расчерчен на квадратики,
Завёрнут в серебро,
Как его вы развернёте,
Моментально вы поймёте,
Сладкий, хрупкий и не прочный,
Бывает горький и молочный,
Во рту он тает быстро очень,
Отведать его каждый рад,
Что это дети? (Шоколад)
Ириска: Как это вы быстро догадались, а я всю голову сломала, не могла отгадать! Ах, как я люблю шоколад! (мечтательно). А вы любите шоколад? (Да). А взрослые любят шоколад? А почему все любят шоколад? (Вкусный, сладкий). Мне Карлсончик написал, что вы всё, всё знаете. А вы знаете, откуда появился шоколад? Может быть, конфетки и шоколадки растут на грядке?
Педагог: Ребята, давайте пригласим Ириску в гости, и расскажем ей из чего и как готовят шоколад (дети садятся)
Дети приглашают Ириску
Показ презентации:
Ребята, есть ли на самом деле шоколадное дерево? (Да). А где оно растет? Шоколадное дерево боится холода, снега и (растет оно в Южной и Центральной Америке, Мексике)
А почему оно не растет в нашей стране? (оно боится холода, снега и растет там, где нет зимы).
- ребята, как называется по-другому шоколадное дерево? (дерево какао). Дерево какао выглядит вот так (Слайд 2). На этом дереве растут большие плоды, которые называются?... (плоды какао).на что похожи плоды какао (похожи на большие лимоны, а внутри плодов есть семечки – какао бобы) (слайд 3).
Дети рассказывают когда они созревают, и становяться темно-коричневыми, плоды какао отрезают от дерева, очищают от кожуры и достают плоды какао. Бобы какао сушат и складывают в мешки (слайд 4,5).вот в таких мешках в нащу страну, на фабрики попадают какао бобы (слайд 6). На фабрике их очищают от кожуры и перемалывают. Высушенные какао-бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат. Их дробят, размалывают в порошок и отжимают из них масло. Отжатое масло пойдет на изготовление шоколадных плиток (слайд 7). А то, что осталось (жмых) размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао».
А шоколад делают так: в какао масло наливают молоко или сливки,сыплют какао порошок, сахар, ваниль, орехи, изюм (в зависимости от сорта шоколада) и всё перемешивают. Тесто разливают в формы и охлаждают, так получаются аппетитно пахнущие плитки (слай8)
После показа презентации воспитатель говорит:
Ну. что, Ириска, ты узнала откуда к нам пришёл шоколад и как его производят.
Ириска: От ваших картинок захотелось съесть шоколад. (Вздыхает)
Педагог: Что случилось с тобой, Ириска?
Ириска: вот было бы здорово, если бы шоколад всегда был в холодильнике. Открываешь, а он ждет тебя, такой вкусненький, любименький.
Педагог: Ты знаешь, Ириска, мы можем тебе в этом помочь, мы как раз собирались стать настоящими мастерами производства шоколада. А как называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада? (Шоколадье). Такие мастера готовят исключительно вкусный и красивый шоколад..
Ириска: Ура! Я тоже хочу, я тоже хочу. Все, решено. Я лечу к вам. лечуууу.. Педагог: А пока Ириска к нам летит, я предлагаю вам немного помечтать, закройте глаза и представьте, то о чём поется в песенке, а я пойду Ириску встречу. (звучит «Сладкая песенка» Э.Калашниковой)
Появляется Ириска:
Привет, друзья, а вот и я!
Узнали верно вы меня?
Как же я люблю все шоколадное. Сладкое не может быть вредным. Правда, ребята? Смотрите, сколько я конфет съела и шоколада, только фантики остались!(показывает) Расскажите мне, пожалуйста, вреден шоколад или полезен? Вы мне расскажите? У меня есть замечательные картинки, но я никак не пойму, что они обозначают. Возьмите по картинке и разделимся на 2 группы: кто считает, что шоколад полезен, встанет к радостному «смайлику», а кто считает, что вреден встанет к грустному смайлику, а мы потом посчитаем, чего больше вреда или пользы.
Дети говорят:
Шоколад поднимает настроение, его аромат вызывает чувство наслаждения и удовольствия.
Шоколад - источник энергии, он полезен детям, а также тем, кто занимается спортом (слайд 10).
В шоколаде есть вещества, которые укрепляют зубную эмаль. Для зубов полезен горький чёрный шоколад (слайд 11).
В шоколаде содержатся витамины A, BI, В2, железо, фосфор, калий, кальций. Эти витамины очень важны для растущего организма ребенка (слайд 12).
Шоколад полезен для сердца и сосудов, улучшает кровоток, работу сердца и мозга. А когда необходимо быстро восстановить силы, то шоколад поможет этому.
Шоколад не только лакомство, но и прекрасный лекарь. При эпидемиях гриппа и ОРВИ можно смазывать слизистую носа маслом какао, которое защитил от попадания инфекции. При сильном кашле лучше пососать пару
долек шоколада, чем пить таблетки. При бронхите, как отхаркивающее средство, принимать половину чайной ложки масла какао на 1 стакан горячего молока (слайд 14).
Каждый раз, съедая 2-3 маленьких шоколадных кусочки, вы можете сохранить хорошую память и ясность ума, что очень важно для занятий в школе (слайд 15).
Шоколад виновник лишнего веса, и при избыточном его употреблении углеводы откладываются в организме в виде жира (слайд 17).
Шоколад при безудержном поедании может вызвать аллергию (слайд 18).
Шоколад обладает возбуждающим действием. Его не следует есть много на ночь, особенно детям, г. к. он может вызвать бессонницу.
Вывод:- Шоколад не может быть вредным в ограниченном количестве!
Самый полезный - это горький шоколад.
Для нормального развития детям после 5 лет необходимо употреблять по 2- 3 шоколадных маленьких плитки в день.
- Есть шоколад лучше всего после завтрака, обеда или полдника с молоком или чаем.
После употребления любых сладостей необходимо чистить зубы!
Ириска: Я всегда знала, я всегда говорила, что шоколад полезный! Но только в ограниченном количестве, и не забывайте чистить зубы после еды.
А сейчас начнется самое интересное - мы будем исследовать свойства шоколада. (дети моют руки и надевают фартуки и головные уборы)
Опыт 1. Свойства какао.
Ребята, мы с вами знаем, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок.
Посмотрите на наш какао порошок; какого он цвета? (коричневого, шоколадного)
А какой вкус имеет какао? Может кислое? Или сладкое? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать? (Нужно его попробовать.)
Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? (Горький) Так считают все наши коллеги? Или, быть может, кто-то считает иначе?
Совершенно верно, какао имеет горький вкус.
А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в молоко. Что
произойдет с какао и молоком? (Какао растворится в молоке, молоко примет цвет какао.)
Итак, к какому выводу мы пришли: наше какао имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.
Опыт 2. Свойства шоколада. А теперь давайте определим свойства шоколада. Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Рассуждения детей)
А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек
воздушного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад?
(Вкусный, сладкий).
А теперь черный шоколад, какой на вкус? (горький, горьковато-сладкий).
Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?
Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей)
Ребята, чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на
вкус.
А теперь возьмите кусочек темного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом? (Шоколад утонул),
А теперь положите кусочек от воздушного шоколада. Что произошло с шоколадом? (Шоколад всплыл на поверхность).
Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет. (Ответы детей)
Это произошло потому, ребята, что в этом шоколаде (Педагог показывает воздушный шоколад.) имеется воздух, который при контакте с воды - поднимается вверх и не тонет. Так какое же еще имеет свойство шоколад? Вывод: Он может тонуть, если он плотный в нем нет воздуха, и может плавать, если в нем имеется воздух.
А сейчас мы проверим еще одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть. (Над свечой, в ложке)
Так что же произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился). Какой делаем вывод?
Вывод: наш шоколад может существовать как в жидкой форме, так и в твердой. Шоколад имеет свойство таять и плавится, превращаясь в темную тягучую смесь.
Можем мы ответить на вопрос: почему от шоколада пачкаются руки?
Итак, ребята, вы научились определять шоколад по вкусу, цвету, форме. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Шоколад бывает разный на вкус, по форме. Шоколад может быть в жидкой форме и в твердой. Шоколад может ломаться. В воде не тонет только воздушный шоколад. В горячей воде растворяется.
Молодцы, ребята! Теперь вы как настоящие мастера - шок оладье. Скажите, пожалуйста, чем же занимается шоколадке? (слайд 21) С '
Я вам предлагаю побыть шоколадье. Пройдите в наш кондитерский цех.
III. Самостоятельная работа.
1-ая часть эксперимента (слайд 22).
Каждый ребенок берет тарелочку с названным продуктом и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала какао, потом сгущенное молоко, потом масло и ванилин. Эти продукты взбиваются миксером.
Как вы думаете, кто должен работать электрическим миксером? Почему?
А теперь я предлагаю нашему эксперту попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? (шоколадный)
Значит, что мы с вами получили? (шоколад)
Ребята, каждый шоколад имеет своё название. Давайте и мы дадим нашему шоколаду своё «имя». (Предложения детей).
А можем ли мы придать форму нашему шоколаду? Если да, то, как это можно сделать? (вылить в разные формочки).
Ребята, назовите, какие продукты мы использовали для приготовления шоколада. (Дети перечисляют продукты).
Предлагаю. Взять любые фрукты (бананы, клубника, чернослив, мандарин, виноград, ананас, яблоко, груша, персик). Наколоть фрукты на палочку обмакнуть в наш приготовленный шоколад, затем сразу в кокосовую стружку
или орешки.
Итог деятельности:
Что же нового вы узнали о шоколаде? Что вам понравилось больше всего?
Молодцы, ребята! Вы настоящие мастера шоколадье!!
Придумал кто его - тому спасибо!
Он выглядит и аппетитно и красиво,
И пахнет ароматнее всего -
Вкуснее нет на свете ничего!
Сумеет он порадовать, взбодрить,
Вкус праздника и детства подарить!
Подать прилив энергии, заряд
Такой вот всемогущий шоколад!
Дети угощают гостей шоколадными фруктами.