Методическая разработка «Описание жилища человека как искусственной экосистемы»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский колледж технологий машиностроения»
Методическая разработка
учебного занятия по экологии
на тему:
«ОПИСАНИЕ ЖИЛИЩА ЧЕЛОВЕКА КАК ИСКУССТВЕННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ»
Подготовила: преподаватель экологии
ГАПОУ РО «РКТМ» Сибиль Г.Б.
г. Ростов-на-Дону
2022 г.
Тема: «Описание жилища человека как искусственной экосистемы»
Цель: рассмотреть жилую квартиру, как незамкнутую экосистему и предложить меры по созданию экологически безопасной для человека среды обитания.
Задачи:
образовательные:
сформировать представление об экологически чистой среде в жилище человека;
выделить виды загрязнений жилья;
исследовать жилье человека на соответствие экологическим нормам;
найти причины (источники) загрязнений;
предложить меры по созданию экологически безопасной для человека среды обитания.
развивающие:
научить выдвигать свои предположения, делать выводы, анализировать, развивать коммуникативные способности, расширять кругозор учащихся;
сформировать навык организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
воспитательные:
прививать бережное отношение к своему здоровью;
воспитывать чувства личной гигиены учащихся.
Интеграция: биология, физика, химия, материаловедение.
Тип урока: урок совершенствования знаний, формирования умений и навыков.
Методы обучения: словесно – иллюстративный, проблемный.
Формирование УУД:
Личностные УУД
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Познавательные УУД
Учить структурировать свои знания, применять уже имеющиеся знания и умения в изучении нового материала.
Продолжить формирование умения работать с учебником, конспектом.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить формировать умение работать с текстом.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Коммуникативные УУД.
Учить работать в коллективе, распределять обязанности в группе.
Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Выражать свои мысли и идеи, работа над монологической и диалогической речью.
Оборудование: ноутбук, презентация, иллюстрация растений, иллюстрация плесени, раздаточный материал для анкетирования.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку.
II. Актуализация опорных знаний
Преподаватель:
На прошлых занятиях мы изучали естественные и искусственные экосистемы. Давайте вспомним и проверим наши знания.
Дайте определение «экосистемы». На какие виды делят экосистемы, приведите примеры?
Обучающиеся:
– «Экосистема» – биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Экосистемы делятся на естественные и искусственные. Естественные экосистемы –лес, луг, море, озеро. Искусственные – поле, сад, огород.
Преподаватель:
Дайте определение «агросистемы». Назовите основные отличия агроэкосистем от естественных экосистем.
Обучающиеся:
– «Агросистема» – искусственно созданная человеком система с целью получения высокого урожая. Отличаются агроэкосистемы от естественных экосистем тем, что в них бедное видовое разнообразие, короткие цепи питания, не способны к саморегуляции, получают вспомогательную энергию в виде деятельности человека – орошение, применение удобрений и пестицидов, вспашка.
Преподаватель:
Дайте определение «урбосистемы». Назовите главные отличия урбосистем от естественных экосистем.
Обучающиеся:
– «Урбосистемы» – искусственные системы, возникающие в результате развития городов, и представляющие собой средоточение населения, жилых зданий, промышленных, бытовых, культурных объектов. Они существуют за счет «энергии» агросистем, город обеднен видами живых организмов, в городах образуется огромное количество отходов, не может существовать без участия деятельности человека. Город является основным потребителем природных ресурсов.
III. Целеполагание и мотивация
Преподаватель:
Сегодня предметом изучения будет непосредственно дом (квартира), в которой проживает человек. Квартира является гетеротрофной экосистемой похожей на город (урбосистему, изучению которой мы посвятили прошлое занятие), но миниатюрный.
Мы часто и совершенно справедливо говорим о неблагополучии окружающей природной среды и считаем, что опасность исходит, прежде всего, от загрязненных воздуха, почвы, воды, а вот на экологию наших квартир мы обращаем мало внимания. При том, что горожане значительную часть своего времени проводят в помещениях: квартирах, служебных помещениях и т.д. (примерно 75% всего времени). По данным экологов, домашний воздух в 4–6 раз грязнее и в 8–10 раз токсичнее уличного. Какие опасности подстерегают человека в его «крепости»? От чего зависит качество среды в жилище?
Обучающиеся:
На качество среды в жилище могут влиять:
вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т. д.;
материалы, используемые в строительстве и отделке помещений;
продукты табакокурения;
бытовая химия;
комнатные растения;
количество людей, проживающих в квартире;
наличие домашних животных;
электромагнитное загрязнение;
продукты неполного сгорания газа;
вещества, возникающие в процессе приготовления пищи;
месторасположение жилья.
Преподаватель:
Совершенно, верно. Всё вами перечисленное можно поделить на три большие группы загрязнителей в наших квартирах/домах.
IV. Усвоение нового материала
Преподаватель:
Основные источники загрязнения среды помещений условно можно разделить на три группы:
биологическое загрязнение;
химическое загрязнение;
физическое загрязнение.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ – это загрязнение воздуха помещения:
спорами плесневых грибов,
бактериями,
вирусами,
пылью.
Плесень представляет собой вид грибков, которые распространяется по дому с помощью спор. Благоприятными условиями для образования грибка в стенах квартиры являются повышенная влажность и теплые температурные условия. Плесневые грибы (плесень) – это основная причина возникновения аллергии. Для борьбы с плесневыми грибами применяют противогрибковые средства, которые препятствуют росту и развитию микрофлоры.
Квартирная пыль – не менее важный аспект экологической безопасности жилого помещения. В состав домашней пыли входят: шерсть домашних животных, волосы, споры грибов плесени, частички ткани, бумага, а также пылевые клещи-сапрофиты. Микроскопический клещ – главный аллерген, который относится к сапрофитам (организмам, живущим благодаря другим организмам) и вызывает аллергию, сопровождающуюся болезнью органов дыхания и отеком горла.
Пыль, которая находится в матрасах, мягкой мебели, коврах, оказывает негативное влияние на организм окружающих. Человек, попадая в запыленное помещение, непроизвольно контактирует с ней.
В борьбе с комнатной пылью необходимо регулярное проведение влажных уборок, своевременное использование пылесоса, разведение комнатных растений. Хорошо проветривать и просушивать постель, чаще менять постельное белье Книги чистить пылесосом и держать на застекленных полках и в шкафах. Регулярно проводить влажную уборку и проветривание комнаты. Ковры чистить, выбивать на улице. Избавиться от безделушек, лишних вещей, которые собирают пыль.
Обучающиеся заполняют таблицу в тетради:
Виды загрязнения | Причины, источники | Рекомендации по снижению | Опасность для человека | |
Биологическое загрязнение | плесень; бактерии; вирусы; пыль | регулярное проветривание помещения; регулярна влажная уборка; "вымораживание" на улице в зимнее время постельных принадлежностей (подушек, матрасов, одеял), ковров, мягких игрушек и верхней одежды); "прожаривание" на солнце в жаркое время года вещей: регулярная смена постельного белья, стирка при температуре выше 65 С; замена подушек каждые 5-7 лет | аллергия; астма; инфекционные заболевания |
Преподаватель:
ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ – попадание в воздушную среду помещения химических веществ.
Основные источники – это загрязнения, которые попадают в квартиру с улицы, а также отделочные и строительные материалы; мебель, работа газовой плиты, бытовая химия, табачный дым.
Формальдегид – содержится в смоле древесноволокнистых плит (ДВП), древесно-стружечных плит (ДСП), мастик, фанеры, ламината, шпатлевки.
Фенол – краски, лаки, линолеум
Радон (радиоактивный газ) – щебень, бетон
Стирол – пластик и теплоизоляционные материалы
Тяжелые металлы – ковровые покрытия, обои
Поверхностно – активные вещества (ПАВ) – бытовая химия (порошок, шампунь…)
СО и СО2, двуокись серы, окиси азота, бензпирен – сильный канцероген – продукты сгорания газа при использовании газовой плиты.
Рекомендации по снижению химического загрязнения жилья:
поддерживать исправность газовой плиты;
по возможности не экономить на ремонте и мебели;
систематически проветривать помещения и проводить влажную уборку;
применять синтетические моющие средства в жидком или пастообразном виде;
соблюдать аккуратность при дозировке порошкообразных препаратов;
не курить в жилых помещениях;
содержать на балконах, террасах и в жилых помещениях живые цветы.
Обучающиеся продолжают заполнять таблицу в тетради:
Виды загрязнения | Причины, источники | Рекомендации по снижению | Опасность для человека |
Химическое загрязнение | табачный и кухонный дым; бытовой газ; синтетические моющие средства; строительные и отделочные материалы; мебель | поддерживать исправность газовой плиты; над плитой иметь вытяжку; по возможности не экономить на ремонте и мебели; систематически проветривать помещения и проводить влажную уборку; свести до минимума применение синтетических моющие средства; соблюдать аккуратность при дозировке порошкообразных препаратов; не курить в жилых помещениях; содержать на балконах, террасах и в жилых помещениях живые цветы | заболевания органов дыхания; коньюктевит; отравления; головная боль; тошнота; першение в горле; рак |
Преподаватель:
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ – воздействие на организм человека уровня шума, вибрации, радиационного фона и электромагнитных волн.
Электромагнитные излучения возникают при работе различной бытовой техники – смартфонов, планшетов, СВЧ-печей, пылесосов, холодильников, стиральных машин, электрочайники. Электромагнитное излучение приводит к проблемам с сердцем, онкологическим заболеваниям, расшатыванию нервной системы и даже психическим расстройствам. Но чаще всего вызывают нарушения иммунной, эндокринной и других систем. Но чаще всего электромагнитный смог просто ослабляет организм, снижает иммунитет, и у человека обостряются все хронические болезни.
При оценке экологии квартиры большое значение имеют также уровень шума и вибрации. Вследствие повышения значений этих параметров может быть оказано воздействие на нервную систему и органы слуха, повышена утомляемость, появление расстройства координации движения.
Рекомендации по снижению физического загрязнения жилья:
удаление мест постоянного пребывания человека от источника загрязнения, уменьшение его мощности;
создание в квартире зон, свободных от бытовой техники;
ремонт неисправных бытовых приборов и электрооборудования;
уменьшение времени пребывания человека у источника загрязнения.
Обучающиеся продолжают заполнять таблицу в тетради:
Виды загрязнения | Причины, источники | Рекомендации по снижению | Опасность для человека |
Физическое загрязнение | электромагнитное излучение; шум; вибрация | «защита расстоянием» т.е. увеличение расстояния между источником ЭМП и человеком; «защита временем» -уменьшение времени пребывания под воздействием ЭМП; выключать из розеток электроприборы в случае не пользования; организовать зеленую зону вокруг жилой территории вдоль магистральных улиц; применение звукопоглощающих материалов (стеклопакетов, дверей, занавеси из плотной ткани) | снижение слуха, увеличение АД; нарушает работу сердечно-сосудистой системы; тревога; утомление, истощение и перенапряжение нервных клеток; заболевания суставов; нарушает работу желудочно-кишечного тракта; нарушает вестибулярный аппарат; тошнота и др. |
V. Первичное закрепление учебного материала
Преподаватель:
Сейчас я предлагаю Вам провести анализ своего жилья, выбрав и оценив пункты анкеты, соответствующие Вашей квартире/дому. Раздаю каждому бланк анкеты.
Обои: | бумажные (4) | побелка (5) | виниловые (2) | моющиеся (2) |
Пол: | деревянный (5) | ламинат (4) | линолеум (2) | теплый пол (1) |
Ковры, шторы: | нет (5) | немного (3) | много (2) | |
Окна: | деревянные (5) | пластиковые (3) | | |
Вентиляция: | кухня (5) | ванная (5) | туалет (5) | форточки (5) |
Проветривание: | часто (5) | редко (3) | никогда (2) | |
Потолок: | побелка (5) | обои (4) | натяжной (3) | плитка (2) |
Цветы: | много (5) | среднее кол-во (3) | нет (2) | |
Влажная уборка: | 1 р. в неделю (3) | 2 р.в неделю (4) | 3 р.в неделю (5) | |
Естественное освещение: | отличное (5) большие открытые окна, солнечная сторона | хорошее (4) - открытые окна не солнечная | плохое (2) - окна закрыты шторами всегда | |
Мебель: | натуральное дерево (5) | из ДСП и ДВП (3) | мебели мало (4) | |
Вода: | колодец, скважина (5) | водопровод без фильтра (2) | водопровод с фильтром (4) | |
Домашние животные: | много (2) | один (3) | нет (5) | |
Обучающиеся самостоятельно проводят оценку, подсчитывая количество соответствующих баллов.
Преподаватель:
Проанализируйте свои результаты.
Если среди оценок преобладает «5», то экологическое состояние жилья
соответствует нормам.
Если преобладают «4» и «3», то жильё не совсем соответствует нормам и
необходимо принять посильные меры: чаще делать влажную уборку, проветривать, пылесосить, завести цветы.
Если большинство оценок «2», то жильё не соответствует нормам и необходимо принять меры по кардинальному изменению условий жилья.
Сделайте и запишите вывод.
Обучающиеся делают вывод и записывают результат анкетирования.
VI. Рефлексия
Преподаватель:
Теперь мы можем сделать вывод, что жилище можно назвать экосистемой, только искусственной экосистемой, ведь все условия для её существования создаются человеком. Тогда как квартира – не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. Человек в своём жилище очень уязвим. Он не защищён от болезней, бытовых травм, отравлений. Однако можно избежать многих неприятностей, используя элементарные знания, в том числе, и экологические.
Мы вряд ли можем контролировать качество воздуха за стенами нашей квартиры и далеко не всегда можем выбирать, где жить, но мы в состоянии создавать дома камфорный микроклимат. Давайте подведем итоги и еще раз назовем основные правила для улучшения экологии жилища.
Обучающиеся:
сведение до минимума использования бытовой химией;
избирательный подход к приобретению мебели и строительных материалов;
соблюдение мер безопасности при использовании бытовой техникой;
регулярная влажная уборка;
проветривание помещений;
разведение комнатных растений;
над плитой иметь вытяжку;
проверка состояния бытовой техники;
не курить в помещении.
VII. Домашнее задание.
Провести экологическую экспертизу своего жилья и выявить виды загрязнений, определить их источники (биологического, физического, химического) в своих квартирах:
на кухни;
в спальне;
в ванной комнате.
Используемая литература
Основные источники:
Котелевская Я.В., Куко И.В., Скворцов П.М., Титов Е.В. Экология. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 208 с.
Дополнительные источники:
Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2015. Том 5. № 5 Тезис Ойкин И.В. Экосистема жилища и ее влияние на организм и здоровье человека ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра общей биологии, фармакогнозии и ботаники.
Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования / Е. И. Тупикин. - 11-е изд., стер. - Москва : Академия, 2014. - 379.