12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кашина Олеся Николаевна1586
Россия, Курская обл., Железногорск
Материал размещён в группе «НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Художественная школа народных промыслов «Артель»










Методическая разработка



«Использование интерактивных методов на занятиях по художественной росписи и батику»








Подготовила преподаватель отделения

«Художественная роспись. Батик»

МОУ ДО «ХШНП «Артель»

Кашина Олеся Николаевна















г. Железногорск

2021г.




В учебном процессе начали внедрять интерактивные формы обучения.

Понятие «интерактивный» ("Inter" - это взаимный, "act" - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом.

 Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает навыки взаимодействия и саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

 Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с различными источниками информации, используются творческие работы. Место преподавателя на интерактивных уроках сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия.

 Основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучающимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, обучающиеся не только закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Интерактивные методы могут применяться при организации следующей работы:

 организация тематических занятий;

организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом; 

Для решения учебных задач могут быть использованы следующие интерактивные формы: 

Формы обучения - это виды занятий.

Мастер-классы - передача практического опыта от преподавателя к обучающимся.

Интерактивные вебинары - традиционная лекция вместе с  дискуссией, разбором, демонстрацией слайдов или фильмов.

Кейсы - решение конкретной ситуации.

Голосование, опросы - обсуждение, в ходе которого обучающиеся активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.

Мозговой штурм - совместное генерирование идей и поиск нестандартных творческих решений.

Проекты - самостоятельная работа над поставленной задачей.

Тренинги - совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением.

«Микрофон» - высказывание одного обучающегося по поставленной проблеме, остальные не комментируют.

Дебаты - обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон.

Деловые игры - обыгрывание ситуаций.

«Аквариум» - разновидность деловых игр, где участники, которых не задействовали в процессе, комментируют происходящее.

Пары и малые группы - работа вдвоём и более.

«Дерево решений» - работа с ватманами: группы записывают решение ситуации, а затем меняются ватманами, добавляя свои идеи на ватман соседей.

Преимущества для обучающихся

самостоятельность, так как нужно искать информацию в разных источниках;

развитые навыки общения для обмена опытом;

критическое мышление;

творческие навыки;

психическое здоровье, так как метод помогает снять повышенную умственную и учебную нагрузку;

лёгкое усвоение материала;

расширенные познавательные возможности.

Было бы ошибкой придерживаться какой-либо одной модели. Разумно сочетать эти несколько моделей обучения для достижения эффективности и качества учебного процесса.

Перед преподавателем стоит задача внедрения таких приемов и методов обучения, которые бы были нацелены на активацию творческого потенциала обучающихся, их желания обучаться. При этом должна решаться педагогическая задача формирования личности. Из объекта воздействия обучающийся становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом. Совместная деятельность означает, что каждый вносит в нее свой особый вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. 

Современные технологии интерактивного обучения включают оборудование:

        интерактивные доски;

планшеты;

компьютерные тренажеры;

виртуальные модели;

плазменные панели;

проекторы;

ноутбуки и т.д.

Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи:

экономия времени за счет отсутствия необходимости рисовать на доске элементы, схемы, формы;

повышение эффективности подачи изучаемого материала, т.к. интерактивные средства обучения задействуют различные сенсорные системы обучающегося;

легкость организации групповой работы, полное вовлечение аудитории;

установление более глубокого контакта между обучающимися и преподавателем, улучшение климата внутри коллектива.

Интерактивные методы обучения – игры, дискуссии, инсценировки, тренинги, тренировки и т.д. - требуют от преподавателя применения особых приемов. Этих приемов существует множество, и на различных стадиях занятия используются разные методики:

для включения в процесс используют «мозговой штурм», обсуждения, обыгрывания ситуации;

во время основной части занятия используют метод активного взаимодействия, дискуссии, деловые игры;

для получения обратной связи необходимы такие приемы как «незаконченное предложение».

Психолого-педагогические условия для реализации интерактивного обучения включают:

готовность обучаемых к данному виду обучения, наличие у них необходимых знаний и навыков;

благоприятный психологический климат на занятиях, стремление помогать друг другу;

поощрение инициативы;

индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

наличие всех необходимых средств обучения.

Интерактивные технологии обучения делятся на индивидуальные и групповые. К индивидуальным относят тренировки и выполнения практических заданий. Групповые интерактивные методы делятся на подгруппы:

дискуссионные - обсуждения, дебаты, анализ ситуаций, разработка проекта;

игровые - сюжетно-ролевые, интервью, проигрывания ситуаций, инсценировка;

Подбирая интерактивные формы обучения для проведения занятий, преподавателю необходимо учесть соответствие метода:

тема, цель и задачи обучения;

особенности группы, возрастные и интеллектуальные возможности обучающихся;

временные рамкам занятия;

логику учебного процесса.

Особенностью интерактивных методов обучения является то, что общение организуется не только между преподавателем и обучающимся, что характерно для традиционных методов обучения, но и между всеми обучающимися.

Американский социолог и социальный психолог Джордж Мид, являющийся основоположником интеракционизма, рассматривал развитие общества и социального индивида (социальное «я») в неразрывном единстве. Он считал, что происхождение «я» целиком социально, а главная его характеристика - это способность становиться объектом самонаблюдения, саморефлексии и самоконтроля. Представители более позднего интерактивного метода (М. Кун, Т. Шибутани), исследуя природу социальных процессов, видели в их основе выработку и изменение социальных значений, постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия их участниками.

Под интерактивностью понимается не просто процесс взаимного воздействия, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.

Интерактивные методы предполагают совместное обучение (обучение в сотрудничестве), то есть обучающиеся и преподаватель являются субъектами обучения. Все участники образовательного процесса при этом взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и собственное поведение. Обучающиеся погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Интерактивные методики позволяют задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества. Это позволяет увеличить процент усвоения материала.

К основным преимуществам интерактивных методов обучения относят: высокий уровень усвоения информации через эмоционально-ценностное отношение к деятельности; формирование умений слушать и слышать; обучение через взаимообмен опытом; активизация мышления; личностный рост; формирование умений работы в команде, повышение активности каждого; постановка новых проблем; создание ситуаций неизвестности для обучающихся.

Для интерактивных методов обучения характерны некоторые особенности, связанные с деятельностью преподавателя и обучающихся.

Самоопределение обучающихся на основе внутренней мотивации. В деятельности внутренняя мотивация определяет целенаправленный характер действий обучающихся и выступает как активный стимул развития и достижения успеха.

Выстраивание стратегии собственной учебной деятельности. Стратегия - это образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для осуществления самостоятельной деятельности. В процессе обучения обучающийся выступает как полноценный субъект деятельности и при этом он осуществляет разработку стратегии своей деятельности: прогнозирование, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач и пути их достижения.

Для достижения успеха важно организовывать позитивный психологический климат, который обеспечивает радость познания в процессе выполнения творческой самостоятельной и коллективной деятельности. Желание обучающихся достичь успеха является важным стимулом к самосовершенствованию и саморазвитию. Известно, что педагогическая ситуация - составная часть процесса обучения, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе обучения и, как правило, разрешаются тут же. Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности человека. Успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремится личность в своей деятельности, совпал с ее ожиданиями. Успех может быть кратковременным, частым, длительным, сиюминутным, устойчивым, значительным. Ситуации успеха проектируются заранее педагогом или могут создаваться в процессе обучения.

Творческое общение - это сложный процесс установления и развития контактов между субъектами педагогического процесса, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В рамках диалога происходит выражение индивидуального мнения по конкретному вопросу и выработка коллективного решения.

Создание проблемных ситуаций.  Решение проблемных ситуаций характеризуется наибольшим эмоциональным накалом, спорами, дискуссиями, столкновением различных мнений. Решение проблемных ситуаций возможно, если имеет место опора на индивидуальные особенности обучающихся, их интуицию, фантазию, свободу аргументации.

Организация коллективного и индивидуального самоуправления. Распределение управленческих функций между всеми участниками процесса обучения. В процессе обучения преподаватель устанавливает некоторые управленческие функции обучающимся, при этом осуществляется коллективное и индивидуальное самоуправление. Создаются эффективные команды, определяется алгоритм их работы, распределяются роли и функции, происходит выбор способов взаимодействия субъектов деятельности.

Осуществление обучающимися самоконтроля в процессе учебной деятельности связано с проявлением активности и самостоятельности. В основе самоконтроля лежит система обратных связей, дающих возможность оценивать и регулировать деятельность. В ходе самоконтроля обучающиеся совершают умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы.

Позитивность оценивания - это отсутствие отрицательных оценок. Обучающиеся выявляют и оценивают собственные достижения при выполнении учебных заданий.

Можно сделать вывод, что особенностью интерактивных методов обучения является то, что усвоение обучающимся новой информации, нового опыта, новых качеств личности происходит в режиме индивидуальной и коллективной деятельности, основанной на самоорганизации и самоуправлении.

Применение интерактивных методов обучения обеспечивает создание условий для:

 выявления, удовлетворения и развития личностно, социально и профессионально значимых потребностей и интересов обучающихся;

развития способностей обучающихся, их критического мышления, креативности и мобильности;

позитивного воздействия на эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы личности;

реализации культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов в образовательном процессе;

формирование проектно-конструктивных, организаторских, коммуникативных и рефлексивных умений у обучающихся;

организации творческого общения;

формирования и развития субъектной позиции;

воспитания ответственного отношения к собственной деятельности на основе рефлексии. 

Равноправное, взаимодействие в образовательном процессе стимулирует у каждого обучающегося желание проявить инициативу и творчество.

Интерактивное обучение помогает сделать обучение интересным, даёт обучающемуся возможность стать активным участником процесса обучения, поделиться своим мнением и опытом, научиться взаимодействовать с коллективом и принимать самостоятельные решения.

Опубликовано в группе «НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.